Название разработки: В человеке должно быть все прекрасно Классный час, посвященный А. П. Чехову

Классный час, посвященный 150-летию со дня рождения А.П.Чехова «В человеке должно быть все прекрасно...» (Слово о Чехове) Пояснительная записка:  Классный час был запланирован в рамках празднования юбилея А.П.Чехова и проведен на параллелях 9-11 классов в течение недели по специально составленному графику в кабинете, подготовленному для показа слайдов. Форма проведения - рассказ подготовленных учащихся о жизни и творчестве А.П.Чехова с показом слайдов (фотографии писателя, людей его окружения, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конева Наталья Васильевна

Классный час, посвященный 150-летию со дня рождения А.П.Чехова

«В человеке должно быть все прекрасно...»

(Слово о Чехове)

Пояснительная записка:

Классный час был запланирован в рамках празднования юбилея А.П.Чехова и проведен на параллелях 9-11 классов в течение недели по специально составленному графику в кабинете, подготовленному для показа слайдов.

Форма проведения - рассказ подготовленных учащихся о жизни и творчестве А.П.Чехова с показом слайдов (фотографии писателя, людей его окружения, мест, связанных с жизнью и творчеством и т.д. - 35 минут), ответы на вопросы (5 минут). Вопросы учащихся касались уточнения и пояснения каких-то моментов жизни и творчества писателя. На вопросы отвечали ребята - рассказчики, плюс пояснения и дополнения учителя.

Цель: привлечение внимания к личности и творчеству А.П.Чехова; показать человеческий талант писателя и в жизни, и в творчестве; раскрыть на примере жизни и деятельности писателя, что значит «в человеке должно быть все прекрасно»; воспитание у учащихся нравственных качеств; воспитание умения слушать, воспринимать и понимать глубокие, серьезные вещи.

Форма урока: урок-экскурсия

Приемы: рассказ о жизни и творчестве А.П.Чехова с показом слайдов (на слайдах фотографии, иллюстрации к рассказу о жизни и творчестве А.П.Чехова), художественное исполнение отрывков из произведений А.П.Чехова, беседа.

Музыкальное сопровождение: вальс Ф.Шопена, «Осенняя песня» П.И.Чайковского.

Актуальность: одна из задач школы - воспитание высоконравственной, гармоничной личности.

Воспитание духовности, гуманности, милосердия, ответственности интересно на конкретном примере. С творчеством А.П.Чехова учащиеся знакомятся еще с начальной школы. Материал урока составлен так, чтобы подчеркнуть незаурядность личности писателя, его человеческий талант; показать, как актуальны уроки А.П.Чехова сегодня.


Литература:

1. Бердников Г.П. Чехов. «Жизнь замечательных людей». Серия биографий. М., «Молодая гвардия», 1974

2.Чехов А.П. «В человеке должно быть все прекрасно...» / Сост. В.Г.Боборыкин. М., «Молодая гвардия», 1980

3. Русские писатели. Библиографич. слов. (В 2 ч.). Под ред. П.Я.Николаева. - М.: Просвещение, 1990

4. Л.А.Капитонова «А.П.Чехов в жизни и творчестве». - М., 2004

5. Чехов А.П. Избранные сочинения В2-х т. Вступ. статья и сост. Г.Бердникова. - М.: Худ. лит., 1979




«В человеке должно быть все прекрасно...»

Слово о Чехове

Урок - экскурсия (рассказ учащихся о личности, жизни и творчестве А.П.Чехова)

Вступление

На экране фотография вишневого сада, звучит вальс Ф.Шопена.

Музыка приглушается. На экране портрет А.П.Чехова

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Мы произносим эти слова к месту и не к месту, нам приятно щегольнуть знанием классики. Но найдутся немногие, кто в полной мере мог бы соответствовать им. Среди немногих - конечно, автор этих слов.

Антон Павлович Чехов прошел суровую школу выживания и самовоспитания и стал воплощением русской интеллигентности. Писатель всей своей жизнью показывал: человек способен изменить и самого себя, и мир вокруг.

Он никогда не был моралистом, навязывающим свои идеи. Мягкий, даже застенчивый, никогда не повышающий голоса, не отказывающий никому в помощи, сам неизлечимо больной, он находил мужество скрывать болезнь от близких, не навязывать своих страданий. Напряженная, на износ работа писателя сочеталась с благотворительной деятельностью, лечением больных, с заботой о большой, непростой семье.

Страница первая. Детство. Семья.

«Талант в нас от отца, а душа от матери».

(портрет семьи Чеховых)

В патриархальной семье Чеховых воля сурового и жесткого отца была законом, дети обязаны беспрекословно подчиняться старшим, царил дух чинопочитания

«Тебя учили повиноваться власти, уважать наставников и учителей, родителей уважать; это есть долг каждого молодого человека, так тебе следует и делать, пока ты еще имеешь над собой власть, а вырастешь, будешь совершен человек словом и делом, тогда и тебе самому придется властвовать над другими, иначе быть не может, от этого зависит общий порядок всех живущих на земле», - внушал Павел Егорович.

(портрет отца и матери)

Сын крепостного стремился «выйти в люди» торговлей. Белоручек не было. Все обязаны были трудиться, детей приучали к ремеслу: Николая переплетному, Антона сапожному. Обучение в гимназии не освобождало от работы в лавке отца. А по вечерам пели в церковном хоре.

Трудовое воспитание имело свои плюсы: приучало к самостоятельности. Антон рано научился зарабатывать на хлеб, а в недалеком будущем на его долю выпало содержать семью. Образованию придавалось также большое значение: кроме гимназии, получали домашнее образование: учили французскому языку и музыке.

«Талант в нас от отца, а душа - от матери», - говорил Чехов.

Отец хорошо пел, рисовал, играл на музыкальных инструментах. Дети играли на скрипке и фортепьяно, рисовали. Частенько разыгрывались театральные сценки: и знаменитая «Хирургия» (иллюстрация к произведению), и гоголевский «Ревизор» (иллюстрация к произведению).

Свой первый гонорар Чехов получил совсем еще мальчишкой. Загримировавшись, он отправился к дядюшке Митрофану Егоровичу и, изображая нищего, попросил милостыню. Дядя не узнал племянника и сердобольно одарил его монетой.

(портреты братьев и сестры, портрет А.П.Чехова работы Николая Чехова)

Александр и Михаил впоследствии стали писателями. Николай - художником, Иван - учителем, сестра Мария - педагогом и художницей, прекрасно играла на фортепьяно, после смерти Антона Павловича она стала бессменным директором дома-музея А.П.Чехова в Ялте. Сын Александра Михаил - стал выдающимся русским актером, который создал свою школу и преподавал актерское мастерство в Голливуде.

Вот дом, в котором провел детские и юношеские годы Чехов.

(фотографии)

А сам разноликий, разноязыкий, пестрый, морской, степной Таганрог, с его купцами, лавочками, чиновниками, полицейскими, сапожниками, конюхами, кухарками дал очень много впечатлений, которые легли в основу многих чеховских рассказов (иллюстрации к произведениям).

Павлу Егоровичу выбиться в люди не удалось: лавка с мелким товаром прибыли не принесла, да и строительство нового дома разорило совсем. От долговой тюрьмы Чеховы бежали в 1876 году в Москву, где учился старший Александр.


Страница вторая.

Годы самостоятельной голодной жизни.

(портрет А.П.Чехова по окончании гимназии)

С 16 до 19 лет Чехов прожил в Таганроге один. Это были годы лишений, твердости, мужества и - одиночества. Все решалось наедине с собою, сомнения и колебания не выплескивались ни перед кем. Это стало фундаментом характера. Никто никогда не узнал, почему был выбран медицинский факультет (если не считать главной причиной советы родителей, что «медицинский факультет практичный» и что это «самое лучшее занятие»)

Годы самостоятельной и - несмотря на бедность - свободной жизни. Антон сам заботится о своем пропитании, бегал в драных сапогах по грошовым урокам и посылками поддерживал семью, оказавшейся в отчаянном положении.

Постоянная угроза нищеты не испугала Чехова и не вызвала у него ни озлобленности, ни замкнутости, ни пессимистического настроения. Это был человек, о котором говорят: он сделал себя сам.

«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у чужих родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая...»

Энергия в нем кипела, его хватало и на учебу, и на театр, и на репетиторство, и на литературные занятия, на посещение библиотеки и городского сада.

Огромную роль в формировании Чехова как Человека и будущего писателя сыграло чтение книг, систематическое посещение Таганрогской городской библиотеки. Мировая и русская классическая литература, новейшая беллетристика и критическая литература - вот круг его чтения. (Фотография Таганрогской библиотеки)

Впоследствии Чехов по столицам и за границей отбирал книги и посылал в родной городок. Они и сейчас хранятся в таганрогской библиотеке (фотография книг, подаренных Чеховым).


Страница третья: Москва. Медицинский факультет.

(фотографии Москвы, Чехова и его семьи этого периода)

Главой семьи Чехова признают сразу же после его приезда в Москву в 1879г. Репутация старшего стала незаметно утверждаться за ним еще в Таганроге. В основе этой репутации был нравственный авторитет.

Сестра Мария Павловна вспоминала (портрет): «Его положительность, рассудительность, несмотря на его обычную склонность к юмору и шуткам, заставили всех членов семьи прислушиваться и подчиняться его голосу.

... Отец молчаливо признавал в Антоне Павловиче хозяина дома и уже не пытался руководить семейной жизнью»

А вот слова брата Михаила Павловича (портрет): «Воля Антона сделалась доминирующей. В нашей семье появились вдруг неизвестные мне дотоле резкие отрывочные замечания: «Это неправда», «Нужно быть справедливым», «Не надо лгать».

Нравственное начало, которое он вносил в свою семью, означало решительную, бескомпромиссную, последовательную борьбу с мещанскими нравами и мещанской философией. Так начавшийся еще в Таганроге процесс духовного становления Чехова означал и борьбу за новые нравственные принципы в семье.

Из письма А.П.Чехова брату Николаю (фотография А.П.Чехова с братом Н.П.Чеховым):

«Воспитанные люди ... уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь простым взглядом.

Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня.

Они не играют на струнах чужих душ.

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка и воля...»

В декабре 1884 года неизлечимая болезнь впервые дала о себе знать легочным кровохарканьем. Как врач, Чехов не мог не знать трагичности своего положения, но скрывал свою болезнь от родных, переживая ее в одиночку и не желая обременять ею близких.

Впереди было самое главное, самое трудное - путь неустанных исканий и трудов, путь великих свершений и горьких разочарований, путь к невиданным высотам русской и мировой художественной литературы.

Доктор Чехов

(фотография таблички «Доктор А.П.Чехов», портрет Чехова 1884г.)

Получив диплом в 1884 году, Чехов работает врачом Воскресенске и в Звенигороде. Начало научного труда «Врачебное дело в России». Но врачебная практика так и не превратилась в профессиональное занятие. Однако при необходимости доктор Чехов никому не отказывал в медицинской помощи и делал это бесплатно. Результатом его общественной и просветительской деятельности как врача было организация больниц для крестьян.

«Занятия науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня, как для писателя, может понять только тот, кто сам врач, они имели также и направляющее влияние...» «Вне матери нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины», - писал Чехов.

Трудно переоценить значение этой формулы... Приверженность к научному методу уберегли писателя от многих заблуждений, неизменно помогали ему в поисках на важнейшие вопросы современности.

Антоша Чехонте

Писатель Антон Павлович Чехов

Еще учась в гимназии, Антон начинает писать. Рукописный юмористический журнал «Заика» отсылался в Москву родным. А далее следовали разные небольшие юмористические штучки, «мелочишки», которые печатались в столичных юмористических журналах «Будильник», «Стрекоза». Так начиналось творчество Антоши Чехонте. (фотографии юмористических журналов)

Пройдет семь напряженных лет работы в различных журналах под разными псевдонимами, прежде чем Чехов подпишется своим настоящим именем. Это будет в 1886 году.

Условия журналисткой работы требовали писать быстро и много. Имело место не только желание писать, но и материальная сторона: гонорар - единственные средства, на которые Чехов содержал семью.

С середины 1884г к началу 1888г. Чехов создал более 350 произведений!

Вспоминая период журнально-газетной жизни, Чехов (портрет) писал: «Я не шантажировал, не писал ни пасквилей, ни доносов, ни льстил, не лгал, не оскорблял, короче говоря, у меня есть много рассказов и передовых статей, которые я охотно бы выбросил за их негодностью, но нет ни одной такой строки, за которую мне теперь было бы стыдно».

И еще. Феномен «Антоши Чехонте» состоял в том, что раннее творчество писателя обнаруживало особую природу чеховского комизма - печальный юмор, или «горькое веселье».

Не знаю, как для англичан и чехов,

Но он отнюдь для русских не смешон,

Сверкающий, как искристый крюшон,

Печальным юмором серьезный Чехов.

И.Северянин.


(иллюстрация к рассказу «Ванька»)

Сценка ( подготовленный ученик, одетый как персонаж рассказа, читает письмо):

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды не т никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности...»

Столкновение иллюзии, ложного представления с живой болью рождало тот эффект «теплоты», о котором в эти годы не раз пишет Чехов

(иллюстрация к рассказу «Тоска»)

«Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Теперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...

Иона увлекается и рассказывает ей все...»

В многолюдном городе не нашлось ни одного человека, с кем мог бы поделиться своим горем Иона.

Через мелочи, штрихи, детали в небольших рассказах-сценках раскрывались психология героя и тип поведения.

(иллюстрация к рассказу «Толстый и тонкий»)

Сценка «Встреча толстого и тонкого»

« - Ну, как живешь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, а я портсигары приватно из дерева делаю. По рублю за штуку продаю. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?

- Нет, милый, поднимай повыше, сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился... две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, то лица его и глаз посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... длинный подбородок жены его еще стал длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговицы своего мундира...»

(иллюстрации к рассказам «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Человек в футляре», «Злоумышленник»)

В своих произведениях Чехов вскрывал болезни добровольного холопства и пресмыкательства, деградации личности и превращения ее в нечто, лишенное намека на духовность и человечность, бессмысленности футлярного существования, боязни всего и всех, механической, примитивной жизни без участия души, бессердечия и жестокого равнодушия, узости и мелочности целей и интересов.

(иллюстрация к рассказу «Ионыч»)

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как он теперь не видит и не слышит других».


Каторжный остров Сахалин

Есть еще один эпизод в биографии Чехова. Его одного бы хватило для упоминания в книге подвигов гражданского мужества. Это поездка на остров Сахалин. Остров ссыльных каторжан. (фотография острова)

Тот многолюдный мир, могучий мир

Был мертвой массой, без травы, деревьев,

Без жизни, времени, людей, движенья...

То хаос смерти был.

Байрон «Тьма»

Неизлечимо больной писатель отправляется в поездку, окончательно подорвавшую его здоровье.

(карта дороги)

21 апреля 1890 года началась дорога через Нижний Новгород, Казань, пароходом по Волге и Каме до Перми, далее по железной дороге до Екатеринбурга и Тюмени, затем «конно-лошадинное» странствие по убийственным сибирским дорогам, на которых, по его словам, вел «отчаянную войну с холодом, с разливом рек, с невылазной грязью, с голодом, с желанием спать».

(фотографии поселений)

«Чтобы побывать по возможности во всех населенных местах и познакомиться с жизнью большинства ссыльных», Чехов занимается переписью населения в течение трех месяцев. Встречи Чехова состоялись с каждым из 10 тысяч жителей острова - работа целого института. Карточки-анкеты сохранились и насчитывают около 8000. Чехов: «Сахалин - место невыносимых страданий». Результатом поездки стала строго научная, документальная в своей основе книга «Остров Сахалин». (фотография книги) 16 страниц печатного текста рассказывали о земле, которая «была полна одной лишь мыслью: смертью».

(фотографии каторжников)

Подобно байроновской «Тьме», повествование Чехова рождало апокалиптическую картину конца мира. Чехов писал об невозможных условиях проживания, истощении, болезнях, смерти, о нездоровых женщинах и детях. Как доктор Чехов зарегистрировал и заболевание особого рода - озлобление, которое приводило к параличу и разрыву сердца. Люди теряли ощущение времени и себя. После выхода книги правительство вынуждено было назначить комиссию для расследования положения ссыльнокаторжных.

И еще. Сам Чехов и окружающие вели «летоисчисление» его болезни «с года поездки на Сахалин (1890): еще по дороге туда у него случилось кровохарканье.

(портрет Чехова)

А писатель был доволен тем, что в его «литературном гардеробе будет висеть и этот жесткий арестантский халат». (портрет каторжников в арестантских халатах)


Чехов и театр

(фотографии театра, актеров, сцен из спектаклей)

Особая страница в творческой биографии Чехова - драматургия. И здесь он выступает новатором. В чем новаторство чеховской драматургии?

Чехов раскрывал человека изнутри, в момент переоценки и осмысления собственной жизни, следил за развитием глубоко спрятанных от внешнего взгляда мыслей и переживаний о жизни, о смысле человеческого бытия.

Чехов: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

С «Чайки» начинался новый, чеховский, театр.

Обманутые надежды, несчастная любовь, мысли о зря прожитой жизни и - стремление к настоящей жизни, а зрители глубоко переживали вместе с актерами момент прозрения.

(портреты Станиславского и Немировича-Данченко)

К.С.Станиславский: « ...занавес закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике. Гробовая тишина... Кто-то заплакал... Мы молча двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами».

Чехов подарил режиссеру Немировичу-Данченко медальон с надписью: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» Но Чайка» и дала жизнь новому театру. Широко раскинутые крылья птицы - эмблема прославленного МХАТа.

(фотография эмблемы)

(Иллюстрация к пьесе «Вишневый сад»)

«Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»


Памятные места

Таганрог. Город детства и юности.

С именем писателей связаны определенные места.

У Пушкина - Михайловское, У Лермонтова - Тарханы, У Толстого - Ясная Поляна.

У Чехова Таганрог, Мелихово, Ялта.

(фотографии Таганрога)

Пестрый, разноязыкий старинный портовый город на берегу Азовского моря.

Основан в 1698 году по приказу Петра 1 как крепость и порт на мысу Таганий Рог.

Он занимал важное место в политических, экономических, торговых отношениях. Только 1864 году в таганрогский порт прибыло кораблей английских, бельгийских, греческих, итальянских, греческих, итальянских, норвежских, турецких, французских и прочих общим числом 807. Каких только представительств иностранных государств не было в таганрогсом порту!

Ко времени Чехова пик эпохи расцвета миновал, но шла бойкая торговля. Отец Чехова тоже торговал, купец третьей гильдии Павел Егорович Чехов.

(памятник А.П.Чехову в Таганроге)

Отдавая дань родному городу, Чехов обращается к скульптору М.Антокольскому и организовывает сбор средств на создание памятника Петру Первому.

(памятник Петру Первому в Таганроге)

Мелихово

Из Москвы Чеховы переезжают в Мелихово (1892- 1899)

В мелиховский период лечит крестьян, в холерные 1892, 1893 годы заведует врачебным участком, открывает медицинский пункт, строит несколько школ, пишет. Выезжает в Москву, Петербург по делам творчества.

(фотографии усадьбы Мелихово)

(портрет Чехова)

Запись в августе 1893: «Лето было в общем невеселое, благодаря паршивой холере. Я опять участковый врач и опять ловлю за хвост холеру, лечу амбулаторных и разъезжаю по злачным местам».

Ялта

(фотографии дома-музея в Ялте, памятника Чехову в Ялте, звучит «Осенняя песня П.И.Чайковского)

Состояние здоровья вынуждает Чехова перебраться на юг в 1899. После строительства дачи начинается жизнь в Ялте. Пишет новые произведения, выезжает в Москву на репетиции театра, на спектакли новых пьес, много встречается с творческой интеллигенцией. Здесь у него бывали Шаляпин, Куприн, Бунин, Горький, Короленко, Станиславский, Левитан, Мамин-Сибиряк. Леонид Андреев, Немирович-Данченко. (портреты )

Не остается в стороне и от общественных дел. 1899 - воззвание о сборе средств на постройку санатория в Ялте для нуждающихся туберкулезных больных. Принимает обязанности попечителя одной из школ.

(фотография «Чехов с актерами театра»)

17 января 1904 года состоялась премьера «Вишневого сада» и чествование писателя в Художественном театре.

(портрет Чехова и О.Книппер)

А в мае тяжелое обострение болезни. Чехов вместе с женой актрисой О.Л.Книппер выезжает в Германию.

(фотография отеля, в котором скончался А.П.Чехов и памятника писателю в Баденвейлере)

2(15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скончался в Баденвейлере.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. (фотография памятника)


Еще при жизни писатель был удостоен высоких званий и наград.

1887 - сборник «В сумерках» - Пушкинская премия (октябрь 1888)

1889 - избран членом комитета Общества Русских драматических писателей

1900 был избран почетным академиком по разряду изящной словесности Академии наук. 25 августа 1902 - отказ от звания почетного академика в связи с тем, что присуждение этого звания Горькому признали недействительным.

(фотографии афиш театральных фестивалей, сцен из спектаклей)

Каждый год в нашей стране проходят театральные фестивали, посвященные А.П.Чехову. Его произведения вызывают неустанный интерес. Многие прославленные театры мира обязательно включают его пьесы в свой репертуар. И все говорят о загадке Чехова, что все-таки до конца не прочли, не уловили тот самый смысл... Но ведь в произведениях Чехова все как в жизни! А может быть, просто мы в своей жизни не умеем понять то, что мешает нам жить, что делает нас несчастными, что мы просто не понимаем, зачем живем?

(портрет А.П.Чехова)

Творчество Чехова побуждает заглянуть в себя и задуматься. О чем? Внимательный читатель определяет сам. Слова Чехова: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе элементы он добавит сам».

(на экране вновь образ Вишневого сада, звучит музыка Ф.Шопена)

Самый светлый образ чеховского творчества - вишневый сад из одноименной пьесы, написанной за два года до смерти. Вишневый сад - это выражение чеховского отношения к жизни, воплощение чистоты и гармонии.

Творчество Чехова созвучно музыке. Музыкальное сопровождение - вальс Фредерика Шопена. Считают, что именно музыке этого композитора отвечает звучание чеховских произведений. «В человеке должно быть все прекрасно...»

(звучание музыки)

9

© 2010-2022