Урок по литературе А зори здесь тихие (по повести Б. Васильева)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «У ВОЙНЫ - НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО…»

(По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»)

Цели урока:
1) Обучающая:
Расширить представления обучающихся о литературе на военную тематику, узнать о героизме русских женщин в ВО войну. На примере повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» показать беспримерное мужество, стойкость и человечность русской женщины-матери
2) Развивающая: Умение обобщать, сопоставлять события конкретные и общие по произведению «А зори здесь тихие»
3) Воспитательная: Воспитывать стойкость, умение ориентироваться в различных ситуациях, чувство патриотизма к Отчизне
Оборудование урока:
Иллюстрации на тему войны, портрет Б.Васильева, поэтические сборники стихов, DVD-диск «А зори здесь тихие», фрагменты из фильма

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Наш урок литературы я посвящаю 70-летию Великой Победы над Фашистской Германией. Сегодня мы поговорим с вами о литературе на военную тематику, узнаем о героизме русских женщин в Великой Отечественной войне. На примере повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» проследим беспримерное мужество, стойкость и человечность русской женщины-матери. Но у нас не простой, традиционный урок, а урок - игра с фрагментами и инсценировками. А сейчас небольшое вступление. (Обучающиеся встают, звучит песня «Алые зори». На мультимедийном экране показываются кадры «Женщина на войне»)

II. Продолжает 2-й ведущий

  1. Война! Твой страшный след

Живёт в архивах пыльных,

В полотнищах побед

И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след-

И в книгах, что на полке…

И вот уж 7 десятков лет

Ношу свои осколки.

2) Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву и сотни раз -во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(Юлия Друнина)

Тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. По словам Толстого: «…литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа». Писатели живут одной жизнью с воюющим народом. Обострённое чувство Родины пронизывает стихи Тихонова, Твардовского, Симонова, Исаковского…Поэты как бы по-новому взглянули на родные края, на свой народ. Образ Родины приобретает большую конкретность. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Одним из популярных стихотворений тех лет, стало стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь», которое прочитает Гуслякова Мария

Жди меня и я вернусь ,

Только очень жди…

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт.

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня и я вернусь ,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем чертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил,- будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Лучшие произведения советских писателей заставляют нас - молодых постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой завоевано счастье победы и обретен мир».

«Помните о тех, кому вы обязаны «тихими зорями!»

Эта небольшая повесть не может оставить равнодушным ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа

Нет, это горят не хаты,
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней …

III. А сейчас ещё раз вспомним биографию Б.Л.Васильева

БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ

Родился в 1924 г. в Смоленске в семье военного. Ушел на фронт добровольцем. После войны окончил Бронетанковую академию и работал испытателем. Литературный дебют - пьеса "Офицер" (1955), потом - сценарии фильмов. И, наконец - проза. Он стал автором более 30-ти повестей и романов, полутора десятков фильмов, в том числе таких известных как "Офицеры", "А зори здесь тихие…", "Завтра была война", "Не стреляйте белых лебедей". Другое серьезное направление творчества Васильева - историческая романистика. Истинная слава пришла к писателю именно с выходом повести «А зори здесь тихие...» (1969), инсценированной, экранизированной, переведенной на десятки языков, наконец, удостоенной Государственной премии (1975). Эта повесть по праву вошла в золотой фонд русской литературы и по сей день остается самым знаменитым произведением Бориса Васильева.

IY. Инсценировка отдельных фрагментов повести

Урок по литературе А зори здесь тихие(по повести Б.Васильева)

  • «У войны не женское лицо» - да, это так. Но мы знаем, сколько женщин воевало наравне с мужчинами. Сколько жизней спасли хрупкие девчонки, вытаскивая раненых с поля боя. Медики, связисты, зенитчицы, партизанки, летчицы. Они как могли, приближали этот день Победы и очень часто ценой своей собственной жизни. Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле - но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг.

  • Борис Васильев задаётся вопросом: «Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать?»

  1. «А зори здесь тихие…»

Время действия повести - май 1942 года. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы - девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе со старшиной Ф.Е. Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич. И по ходу повествования мы узнаём, что у каждой из них был свой, особый счёт к врагу

А началось всё в аккурат так. На 171 разъезд прибыла рота зенитчиц. (постановка сценария).

Роли: 1. Старшина Васков - Чекир Иван гр.№27-А

2. Сержант Кирьянова - Гуслякова Маша гр.№22.2-ПК

3. Рита Осянина - Сухоставец Света гр.№22.2-ПК

4. Лиза Бричкина - Бушмина Настя гр.22.2-ПК

5. Соня Гурвич - Зарубина Настя гр.22.2-ПК

6. Галя Четвертак - Подкорытова Маша гр.22.2-ПК

7. Женя Комелькова - Вотякова Ксюша гр.22.2-ПК

Старшина Васков: Та-а-ак. Кто такие?

Сержант Кирьянова: Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова. 1-е и 2-е отделения третьего взвода 5-й роты Отдельного зенитного пулемётного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта.

Старшина Васков: Та-а-ак. Из расположения без моего слова ни ногой!

Рита Осянина: Даже за ягодами?

Старшина Васков: Ягод ещё нет.

Сержант Кирьянова: А щавель можно собирать? Нам без приварка трудно, товарищ старшина. Отощаем.

Старшина Васков: не дальше речки. Аккурат в пойме прорва его. И прежде всего, конечно, дисциплина!

Сержант Кирьянова: Есть, товарищ старшина! (поворачивается и строго) Люба, Вера, Катенька- в караул! Катя-разводящая.

Старшина Васков: Отставить! Разве это команда? Развод караулов требуется по всей строгости делать, по уставу. А это - насмешка полная.

Сержант Кирьянова: А у нас разрешение, товарищ старшина! От командующего, лично

Вот так и началась их служба. Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолётам, а днём разводили бесконечные постирушки. Шла война, раскладывая на континентах гигантский пасьянс из человеческих жизней, и судьбы людей переплетались причудливо и непонятно.

А зори здесь были тихими-тихими…И однажды на такой вот тихой зорьке, возвращаясь от своего сыночка, что жил неподалёку в городке вместе с Ритиной матерью, увидела Рита Осянина человека в пятнистой плащ-палатке с немецким шмайсером в правой руке. Побежала скорей доложить своему командиру.

Рита Осянина: Товарищ комендант! Товарищ старшина!

Старшина Васков: Что?

Рита Осянина: Немцы в лесу!

Старшина Васков: Так! Откуда известно?

Рита Осянина: Сама видела. Двое с автоматом в маскировочных накидках. На дороге встретила.

Старшина Васков: Значит на дороге? А что ты в лесу в 4 утра делала?

(в разговор вмешивается сержант Кирьянова)

Сержант Кирьянова: Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана

Старшина Васков: Нет здесь женщин! Есть бойцы, и есть командиры, понятно? Война идёт, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем. А немцев уничтожить надо. Осянина, стройте людей!

Рита Осянина: Построены! Женя! Галя! Лиза!

Старшина Васков: Погодите, Осянина! Немцев идём ловить- не рыбу. Так хоть, чтоб стрелять умели, что ли…

Рита Осянина: Умеют!

Старшина Васков: Да, вот ещё. Может немецкий кто знает?

Соня Гурвич: Я знаю.

Старшина Васков: Что- я? Что такое я? Докладывать надо.

Соня Гурвич: Боец Гурвич.

Старшина Васков: О-хо-хо! А как по -ихнему «Руки вверх»?

Соня Гурвич: Хенде Хох!

Старшина Васков: Точно! Ну, давай Гурвич (обращаясь к остальным) Идём надвое суток, так надо считать. Взять сухой паёк, патронов по 7 обойм. Подзаправиться, ну поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески. В порядок себя привести. На всё 40 минут. Осянина!

Рита Осянина: Я!

Старшина Васков: Тючки, говоришь, у немцев были?

Рита Осянина: Да, верно, тяжёлые. Очень аккуратно упакованы.

Старшина Васков: Мыслю я, тол они несли. А если тол, то маршрут у них на железку. На Кировскую дорогу.

Рита Осянина: До Кировской дороги неблизко.

Старшина Васков: Зато -лесами. А леса здесь погибельные - армия спрятаться может.

Рита Осянина: Если так, то надо охране на железную дорогу сообщить.

Старшина Васков: Кирьянова сообщит (обращаясь к девущкам). Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идёт, значит сам боится. Если случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси Бог: в бегущего попасть из автомата- одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. В случае обнаружения противника или чего непонятного…кто по- звериному или там по- птичьему кричать может? (девчата хихикают). Я серьёзно спрашиваю! В лесу сигнала голосом не подашь: у немца тоже уши есть.

Галя Четвертак: Я умею по- ослиному. И-а, и-а!

Старшина Васков: Ослы здесь не водятся. Будем по-утиному крякать. Сигналы напоминаю: 2 кряка-внимание, вижу противника; 3 кряка - все ко мне. ( Прохаживаясь перед строем). Идём на Вопь - озеро. Ежели немцы к железке идут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают: значит, мы раньше их там будем. До места нам вёрст 20- к обеду придём. И подготовиться успеем, потому как немцам обходным порядком, да таясь, не менее полста отшагать надо. Всё понятно, товарищи бойцы?

Девушки: Понятно

Старшина Васков: Головной дозор, шагом марш!

И пошли они, пятеро девчат и старшина Васков, остановить немцев проклятых… В живых остался лишь старшина.

3. Лиза Бричкина: Первой погибла Лиза Бричкина - утонула в болоте, когда спешила за подмогой. Оступилась, сошла с твёрдой тропы, и уже болотная топь не отпустила её. Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом.«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра
Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком месиве. А ведь у неё была мечта: она очень хотела учиться, но война смешала все планы, и Лиза отправляется на фронт, чтобы вернуть мечту.

Соня Гурвич: А второй стала Соня Гурвич. Была она тихой и незаметной. И в зенитчицы то она попала случайно: переводчиц- пруд пруди, а зенитчиц не хватало. А погибла она от немецкого ножа, когда бросилась за кисетом, нечаянно забытым Васковым. Будь он трижды неладен, этот кисет. Бежала она без опаски по дважды уже пройденному пути, бежала и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи тяжесть, почему пронзительной болью рванулось вдруг сердце… Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал этот нож с первого удара…

Галя Четвертак: А Галя Четвертак и выстрелить ни разу не успела. Стояло перед её глазами серое, заострившееся лицо Сони, полузакрытые, мёртвые глаза её и затвердевшая от крови гимнастёрка. И ужас заполнял всё существо, и шла она под гнётом того ужаса. Не знал старшина Васков, что боец этот был убит, до немцев не дойдя, ни разу по ним не выстрелив. А пришлось встретиться, порхнула из кустов Галя, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая. Коротко ударил автомат. Сунулась Галя с разлёту лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Женя Комелькова: На глазах у дочери красного командира расстреляли маму, младшего брата и сестру. Её саму спрятала соседка. И Женя отправляется на войну добровольцем, чтобы мстить.
Женю Комелькову ранили в слепую сквозь листву, и она могла затаиться, переждать, и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь убегать, потому что с кровью уходили и силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо

Рита Осянина: Помощником старшины в группе была сержант Осянина. Васков сразу выделил ее среди других: "Строга, не смеется никогда". Старшина не ошибся - Рита воевала умело, она мстила за погибшего мужа-пограничника, за свою порушенную жизнь, за поруганную Родину.
Рита Осянина знала, что рана её смертельна, и умирать она будет долго и трудно. Сначала боли почти не было, только всё сильнее хотелось пить, а пить было нельзя. Холодная чёрная бездна распахивалась у её ног, и Рита мужественно и сурово смотрела в неё. Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что всё время думала о том, что было куда важнее, чем она сама. Сын её остался сиротой…Рита выстрелила себе в висок, и крови почти не было… Перед неизбежной смертью Рита рассказывает старшине о своем сыне. Отныне она вверяет мальчика Васкову, надежному и родному по духу человеку.

Старшина Васков: Бывает горе, что косматая медведица: наливается, рвёт, терзает - света не взвидишь. Пять девчат, пять девочек было всего пятеро. А не прошли немцы, никуда не прошли. Будет ли понятно потом, почему им умирать приходилось. Что ответить , когда спросят, что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Дорогу Кировскую берегли, да Беломорский канал имени товарища Сталина? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, пятеро девчат, да старшина с наганом!

(Просмотр фрагмента фильма «Захват немцев»)

  1. Чтение стихотворения: «Это страшно девочки…»

(Ольги Анафест)

Это страшно - девочки в форме
С автоматами наперевес.
«Исполняйте!» - и голос дрогнет
Громким эхом под синью небес.

Что же, девоньки, вы творите?
Вам не в дружбу играть с огнем...
Берегите себя, берегите!
Мы прорвемся, переживем...

Но слова остаются словами
На войне не бывает чудес.
Обескровленными губами
Вздох последний глотает боец.

Неужели отвоевали?
Эх, родные, за что же вас
Из тепла в фронтовые дали
Погибать каждый день, каждый час?

Гаснут звездочки на ладони.
Как так вышло... и кто судья?
И пускай сердце рвется от боли,
Останавливаться нельзя.

За людей, за поля и березы,
За дыханье ночной тишины...
И стекают соленые слезы
По колючим щекам старшины.

  1. Заключительное слово учителя

А зори здесь тихие-тихие,
Воздух холодный, сырой,
Камни рябые, безликие -
Обманчивый мир и покой.

«А зори здесь тихие…», есть ли в России человек, которому эти слова ничего не скажут? Человек, который смог бы забыть через что советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. Забыть, что все они хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…», ведь тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Нет, этого нельзя забыть!

Борис Васильев посвятил повесть «А зори здесь тихие…» нам, молодым: «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными, их современницами. И в то же время девочками 30-х годов»

IY. Викторина по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»

1.Где происходит действие повести? (Действие повести происходит в Карелии, на 171-м разъезде)

2.В каком году произошли эти события? ( Это случилось в 1942 году.)

3.Назовите имя, звание Васкова, сколько ему лет? (Васков Федот - старшина, ему 33 года.)

4.Старшина Васков был сверхсрочником. А за что он получил орден? (За разведку)

5.Для общения между бойцами в лесу в случае обнаружения противника или «чего непонятного» Васков придумал определённые сигналы. Что это за сигналы? (Два кряка-внимание, вижу противника; три кряка- все ко мне)

6. «Дорогому защитнику Родины». Где были написаны эти слова? (На кисете старшины Васкова)

7. Что соорудили Гале Четвертак вместо утопленного в болоте сапога? (Чуню)

8. Назовите озеро, куда двинулись Васков и пять девушек-бойцов (Вопь-озеро)

9. Что придумали девчата для того, чтобы направить немцев в обход, вокруг Легонтова озера? (Нужно создать шум, прикинуться лесорубами)

10. «…Над дальним лесом с криком перелетали птицы». Какие это были птицы, и почему они кричали? (Сороки, вспугнутые немцами)

11. Куда держали путь немцы, которых обнаружила в лесу Рита Осянина (На Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал)

12. Рита Осянина видела немцев «в кол-ве 2», как сказал Васков. А сколько немцев было на самом деле? (16 человек)

13. Почему у Гали Четвертак была такая необычная фамилия?

(Она бала подкидышем. Фамилию дали в детском доме: потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше)

14. Рождённые в годы глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России-
Забыть не в силах ничего.
Стихи этого поэта читала Соня Гурвич? (А.Блок)

15. Как назвал Васков «дубину какую-то», по определению Комельковой, при помощи которой идут через топь? (Слега)

16. «От левой косы Синюхина гряда начинается. С другой стороны эту гряду второе озеро поджимает…»Как оно называется? (Легонтово, названное так по имени монаха Легонта)

17. В какую руку был ранен старшина Васков (В левую)

18. О чём Рита просила перед смертью Васкова? (Просила, чтоб Васков позаботился о сыне Альберте.)

19.Узнайте героиню повести по описанию внешности:
«Высокая, рыжая, белокожая. Волос густой, мягкий, медью отливает. А глаза детские - зелёные, круглые, как блюдца» (Женя Комелькова)

20. Назовите героиню повести по отрывкам из биографии:
«Ещё в университете она донашивала платья, перешитые из платьев сестёр, серые и глухие, как кольчуги. Вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если доставались места на галёрке. Сосед по лекциям подарил ей тоненькую книжечку Блока». (Соня Гурвич.)

21. Зачем в Эпилоге автор ввёл письмо современника? (Автор ввёл письмо современника, чтобы связать современность с годами войны. Мы должны помнить, какой ценой завоёваны тихие зори.)

22. Какой премией был награждён Б.Васильев за повесть «А зори здесь тихие…»? ( Б.Васильев был награждён Государственной премией СССР.)

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь и смерть- и нету середины

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки достойные поэм.

Сколько вас, весёлых и влюблённых,

По родной земле погребено?

Вы сегодня в лёгком шуме клёнов,

Тихо постучавшихся в окно

Y. Рефлексия: Слова учителя

Давайте попробуем оценить наш урок.

-Какой момент урока вам запомнился (понравился) больше всего? Выскажите каждый своё мнение об уроке.

-Кто из одногруппников лучше всех работал на уроке? Какую оценку вы бы поставили этому одногруппнику?

-Ваши пожелания для сверстников? Сделайте свой вывод

«… Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою ценой
завоёвано счастье,-
пожалуйста,
помните!...»

























© 2010-2022