Конспект урока русского языка на тему Односоставные предложения в художественном тексте (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка на тему «Односоставные предложения в художественном тексте» (10 класс)


Цель: выяснить, какую роль играют односоставные предложения в художественном тексте( «Затеси» В.П.Астафьева), как помогают создавать художественный образ; формировать у учащихся умение находить односоставные предложения в художественном тексте.

Задачи:

-формировать у учащихся умение находить односоставные предложения в художественном тексте;

-повторить основные стили речи, научиться производить анализ текста в художественном стиле;

-способствовать развитию критического мышления, умения обмениваться знаниями, взаимопомощи, оценивать свою работу и работу других, через работу в группе и диалоговое обучение;

- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска, презентация о жизни и творчестве В.П.Астафьева.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся:

- что такое затеси?

- кто знаком с творчеством В.П.Астафьева?

- какие произведения вы читали?

3.Просмотр презентации о творчестве писателя, проекция миниатюр из сборника «Затеси».

4.Постановка темы и целей урока:

- как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

- обратите внимание на предложения, которые чаще всего используются в миниатюрах В.Астафьева.

5. Анализ миниатюры (работа в парах):

- какие предложения называются односоставными?

- назовите группы односоставных предложений;

- какие смысловые и структурные особенности, разновидности они имеют?

- какова сфера их распространения и стилистического использования?

- прочитайте миниатюры «Синий свет» и «Мелодия»;выполните задания к ним(приложение 1).

6.Рефлексия:

- какие трудности возникли при анализе миниатюры?

- с чем не справились?

- как будете выходить из затруднений?

(в миниатюре «Синий свет» не все предложения односоставные, а только 1и 2 предложения. Эти предложения назывные. Они утверждают существование предмета в настоящее время. С помощью таких предложений автор лаконично изображает картины природы. Назывные предложения могут быть только утвердительными. В миниатюре «Мелодия» все предложения односоставные: одно безличное, а остальные назывные. Все предложения назывные являются распространёнными в «Мелодии». Это позволило автору более точно нарисовать картину природы. Все назывные предложения произносятся ровным, спокойным голосом. Они могут начинать повествование или заканчивать его).

7.Выразительное чтение миниатюр В.П.Астафьева.

8. Исследовательская работа ( работа в группе):

- каждая группа анализирует миниатюру по плану(приложение 2).

9.Подведение итогов работы в группе.

10.Домашнее задание: написать миниатюру, используя односоставные предложения.

11.Рефлексия:

-сегодня на уроке я...

- было трудно...

- научился...





Приложение 1


Синий свет


Синий свет небес. Синий дым над горами. Перетомлённая в летнем зное, дышит миротворно земля спелостью трав и лесов, дышит, будто сдобный каравай, вынутый из русской печи.

Но прохладнее ночи. Обильнее росы. Крупнее ночные звёзды.

Лето ушло за середину.


Мелодия

Пёстрый лист. Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Жёлтая хвойная опадь с лиственниц. Чёрная, обнажённая в полях земля под горою. Зачем так скоро?!





Приложение 2


Паутина

Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерёшь паутину - и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок.

А ведь только в растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях её они жили, кого - то сторожили и чувствовали себя по- хозяйски дома.

Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул пахучий мир, выпало звено из природной отлаженной жизни, лопнула ещё одна её тонкая струна.

Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро - быстро по её нитям перебирается многолапый и многорукий паук.




Тоска

Растаял мокрый снег.

Осталось на стекле приклеившееся птичье пёрышко.

Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал её, не пустил И пёрышко белеет на стекле.

Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда -то пёрышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу- то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня пёрышко. Прилипло к моему сердцу.


Задания:

1. Прочитайте миниатюру. В чём смысл этого текста?

2.Найдите односоставные предложения, определите их значения.

3.Исследуйте орфографию и пунктуацию текста, объясните их.

4.Какого типа сказуемые использует автор в миниатюре?

5.Для чего использует В. П.Астафьев односоставные предложения?

6.Что даёт писателю употребление определённо- личных предложений?

7.Какое состояние передают односоставные предложения?

8.Что можно сказать о композиционной функции односоставных предложений?

9.Обратите внимание на интонацию при чтении односоставных предложений.



© 2010-2022