- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема урока: Имя прилагательное
Тема урока: Имя прилагательное
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кабдулов М.М. |
Дата | 21.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Имя прилагательное»
Цели урока:
Обучающая: повторить сведения об имени прилагательном как части речи;
Развивающая: развитие логического мышления, учить сравнивать, делать выводы, обобщать;
Воспитательная: воспитание любви к родному краю, Родине;
Тип урока: повторительно-обобщающий урок (закрепление изученного материала).
Оборудование : (средства обучения):
- раздаточный материал - карточки-задания;
- плакат на магнитной доске « Пословицы»;
- наглядно- демонстрационный материал для устной фронтальной работы, (слайды);
- раздаточный материал для индивидуальной работы;
- карта оценивания ответов.
Записи на доске:
- число,
- классная работа,
- тема урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.( 1 минута).
Формулирование темы и цели урока.(2 минуты).
Учитель: Сегодня мы проведем урок, завершающий изучение темы об имени прилагательном. Мы повторим сведения о полных и кратких прилагательных; о разрядах прилагательных; определим, какова их синтаксическая роль в предложении.
Лексическая тема урока о нашем городе.
Слайд 1: текст.
399 лет стоит Уральск на берегу седого Урала со своими легендами и героическими былями. Этот город разноязычен и многолик. Он вписал в свою летопись много славных имен. Яицкий городок (нынешний Уральск) был основан в 1613 году. Сейчас Уральск, старейший город Казахстана, - один из промышленных и культурных центров Западно-Казахстанского края.
Уральск - это земля наших предков, это родительский очаг, который согревает нас.
- Ребята, докажите, перед нами текст?
- Какова его тема?
- Определите стиль текста?
- Сформулируйте основную мысль?
- Запишите основную мысль в тетради
Слайд 2:
Уральск - старейший город Казахстана
- подчеркните грамматическую основу;
- объясните постановку тире в предложении?
- какой частью речи является слово старейший?
- Ребята, дайте определение прилагательному. Приведите примеры из текста.
- Как изменяются прилагательные?
(прилагательные изменяются по родам, числам, падежам. Согласуется с именем существительным)
- Определите род, число, падеж прилагательного старейший - м.р., ед.ч., им.п. относится к слову город.
- Какова синтаксическая роль прилагательного?
(в предложении является определением или сказуемым)
- Подчеркните прилагательное старейший как член предложения.
- В каких формах могут употребляться прилагательные?
Лингвистическая сказка
Заспорили как-то полные и краткие прилагательные, кто же из них самый главный.
Я - главное прилагательное, потому что определяю все признаки предмета! - сказало полное прилагательное. - без меня описание не имеет ни цвета, ни запаха, ни формы, ни чувств!
Да, - ответило краткое прилагательное,- но я тоже могу описывать предметы! Их краски, и формы, и чувства! Однако моя власть в предложении больше, чем твоя! Я являюсь сказуемым, составляю грамматическую основу предложения!
- Вот как? А разве я не являюсь сказуемым? - возразило полное прилагательное.
- Как вы думаете, кто же прав в споре?
(полные прилагательные употребляются в предложении в качестве определения: красивый город и сказуемого: Этот город красивый.)
(краткие прилагательные употребляются в предложении только как сказуемое: Летом этот город особенно красив.) краткая форма обычно указывает на временный признак предмета.
(полные прилагательные склоняются, краткие не склоняются)
- Найдите в тексте и выпишите в тетрадь предложения с краткими прилагательными?
- Какое предложение вы выпишите?
Этот город разноязычен и многолик.
- подчеркните грамматическую основу
- чем выражено сказуемое? (краткой формой прилагательного)
- определите род, число, падеж прилагательного? (м.р., ед.ч., им.п.)
Ребята, мы выяснили, что прилагательные бывают полные и краткие.
- Какие разряды прилагательных вы знаете?
(по значению выделяются три разряда прилагательных: качественные, относительные, притяжательные)
- Как различаются прилагательные по разрядам?
Из текста, написанного на доске, выпишите в 3 столбика по одному словосочетанию:
I качественные прил. II относительные прил. III притяжательные прил.
Седого Урала Яицкий городок родительский очаг
(наз.признак по цвету) (по отношению к месту) (по принадлежности к чел.)
- Как определить окончание прилагательного?
(нужно определить род, число, падеж, задать вопрос по падежам)
- Выделите окончания прилагательных. Объясните написание прилагательных.
Мы выяснили, что прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные.
Слайд 3:
Каждому из вас предлагаются карточки с заданиями.
Задание для тех, у кого карточка № 1
(спишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу. Назвать качественные прилагательные)
Задание для тех, у кого карточка № 2
(спишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу. Назовите полные и краткие прилагательные)
-Итак, многие ребята уже готовы.
Ученик 1:
В 1941 г…ду Уральск надел военную шинель. В городе ф…рмировались и ух…дили на фронт стр…лковые бригады. Много ратных подвигов на счету уральцев.
Ученик 2:
В город… эвакуировались заводы, военные училища, госпитали. В честь героев Велик… Отечествен… войны в городск… мемориале г…рит огонь боевой славы.
Учитель: В этом тексте встречаются слова эвакуировались и мемориал. Каково лексическое значение этих слов?
Слайд 4:
Словарная работа
Слайд 5:
Ребята, скажите, а сколько рек и речушек в нашем крае?
Это и Чаган, и Деркул, но самая могучая река - это конечно Урал. Сколько песен, стихов посвящено Яику - сколько эпитетов мы употребляем описывая его.
Река Урал - это голубая граница.
Слайд 6:
- А что же окружает наш любимый город? Каковы его окрестности?
Живописны окрес…ности Уральска. Хороша пойма Урала: она богата старицами, оз…рками.
Кругом лес. Р…стительность буйная и разнообразная.
Красива степь ранней весной, когда п…крывается з…леным травяным ковром, алыми тюльпанами.
Слайд 7:
Послушайте текст. Измените его, чтобы он был красивым и выразительным. Подберите подходящие по смыслу прилагательные.
Древний, прекрасный
( ) город на Урале переживает второе рождение. Строятся ( ) жилые микрорайоны, школы, больницы.
Великолепным, юный, уютный.
Я иду по твоим ( ) улицам, мой Уральск. Вот ( ) Пушкин расположился в ( ) сквере.
Раскидистых, стройных, серебристых
Каждый твой дом окаймлен кружевом ( ) кленов, ( ) ясеней, ( ) тополей.
Древний город на Урале переживает второе рождение. Строятся прекрасные жилые микрорайоны, школы, больницы.
Я иду по твоим великолепным улицам, мой Уральск. Вот юный Пушкин расположился в уютном сквере.
Каждый твой дом окаймлен кружевом раскидистых кленов, стройных ясеней, серебристых тополей.
- Понравился ли вам текст. Почему? Почему он преобразился? (Благодаря прилагательным)
Слайд 8:
Пройди тест и определи уровень своих знаний по теме «Имя прилагательное»
Итак, ребята, сегодня мы не только повторили сведения об имени прилагательном, но показали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи. Они делают речь краше, образнее, эмоциональнее. А также мы прошлись по нашему Уральску.
- Ребята, так нужно ли любить свой город, свой край?
- что такое патриотизм?
- Считаете ли вы себя патриотами?
- что вы можете сделать для того, чтобы Уральск стал краше, величественнее?
Выставление оценок.
Домашнее задание: сочинение - эссе о нашем городе.