Тема урока: Имя прилагательное

Тема урока: «Имя прилагательное» Цели урока: Обучающая:         повторить сведения об имени прилагательном как части речи; Развивающая:      развитие логического мышления, учить сравнивать, делать выводы,         обобщать; Воспитательная: воспитание любви к родному краю, Родине;   Тип урока:           повторительно-обобщающий урок (закрепление изученного материала).   Оборудование :    (средства обучения): - раздаточный материал – карточки-задания; - плакат на магнитной доске « Пословицы»; - на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Имя прилагательное»

Цели урока:

Обучающая: повторить сведения об имени прилагательном как части речи;

Развивающая: развитие логического мышления, учить сравнивать, делать выводы, обобщать;

Воспитательная: воспитание любви к родному краю, Родине;

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (закрепление изученного материала).

Оборудование : (средства обучения):

- раздаточный материал - карточки-задания;

- плакат на магнитной доске « Пословицы»;

- наглядно- демонстрационный материал для устной фронтальной работы, (слайды);

- раздаточный материал для индивидуальной работы;

- карта оценивания ответов.

Записи на доске:

- число,

- классная работа,

- тема урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.( 1 минута).

Формулирование темы и цели урока.(2 минуты).

Учитель: Сегодня мы проведем урок, завершающий изучение темы об имени прилагательном. Мы повторим сведения о полных и кратких прилагательных; о разрядах прилагательных; определим, какова их синтаксическая роль в предложении.

Лексическая тема урока о нашем городе.

Слайд 1: текст.

399 лет стоит Уральск на берегу седого Урала со своими легендами и героическими былями. Этот город разноязычен и многолик. Он вписал в свою летопись много славных имен. Яицкий городок (нынешний Уральск) был основан в 1613 году. Сейчас Уральск, старейший город Казахстана, - один из промышленных и культурных центров Западно-Казахстанского края.

Уральск - это земля наших предков, это родительский очаг, который согревает нас.

- Ребята, докажите, перед нами текст?

- Какова его тема?

- Определите стиль текста?

- Сформулируйте основную мысль?

- Запишите основную мысль в тетради

Слайд 2:

Уральск - старейший город Казахстана

- подчеркните грамматическую основу;

- объясните постановку тире в предложении?

- какой частью речи является слово старейший?

- Ребята, дайте определение прилагательному. Приведите примеры из текста.

- Как изменяются прилагательные?

(прилагательные изменяются по родам, числам, падежам. Согласуется с именем существительным)

- Определите род, число, падеж прилагательного старейший - м.р., ед.ч., им.п. относится к слову город.

- Какова синтаксическая роль прилагательного?

(в предложении является определением или сказуемым)

- Подчеркните прилагательное старейший как член предложения.

- В каких формах могут употребляться прилагательные?

Лингвистическая сказка

Заспорили как-то полные и краткие прилагательные, кто же из них самый главный.

Я - главное прилагательное, потому что определяю все признаки предмета! - сказало полное прилагательное. - без меня описание не имеет ни цвета, ни запаха, ни формы, ни чувств!

Да, - ответило краткое прилагательное,- но я тоже могу описывать предметы! Их краски, и формы, и чувства! Однако моя власть в предложении больше, чем твоя! Я являюсь сказуемым, составляю грамматическую основу предложения!

- Вот как? А разве я не являюсь сказуемым? - возразило полное прилагательное.

- Как вы думаете, кто же прав в споре?

(полные прилагательные употребляются в предложении в качестве определения: красивый город и сказуемого: Этот город красивый.)

(краткие прилагательные употребляются в предложении только как сказуемое: Летом этот город особенно красив.) краткая форма обычно указывает на временный признак предмета.

(полные прилагательные склоняются, краткие не склоняются)

- Найдите в тексте и выпишите в тетрадь предложения с краткими прилагательными?

- Какое предложение вы выпишите?

Этот город разноязычен и многолик.

- подчеркните грамматическую основу

- чем выражено сказуемое? (краткой формой прилагательного)

- определите род, число, падеж прилагательного? (м.р., ед.ч., им.п.)

Ребята, мы выяснили, что прилагательные бывают полные и краткие.

- Какие разряды прилагательных вы знаете?

(по значению выделяются три разряда прилагательных: качественные, относительные, притяжательные)

- Как различаются прилагательные по разрядам?

Из текста, написанного на доске, выпишите в 3 столбика по одному словосочетанию:

I качественные прил. II относительные прил. III притяжательные прил.

Седого Урала Яицкий городок родительский очаг

(наз.признак по цвету) (по отношению к месту) (по принадлежности к чел.)

- Как определить окончание прилагательного?

(нужно определить род, число, падеж, задать вопрос по падежам)

- Выделите окончания прилагательных. Объясните написание прилагательных.

Мы выяснили, что прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные.

Слайд 3:

Каждому из вас предлагаются карточки с заданиями.

Задание для тех, у кого карточка № 1

(спишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу. Назвать качественные прилагательные)

Задание для тех, у кого карточка № 2

(спишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу. Назовите полные и краткие прилагательные)

-Итак, многие ребята уже готовы.

Ученик 1:

В 1941 г…ду Уральск надел военную шинель. В городе ф…рмировались и ух…дили на фронт стр…лковые бригады. Много ратных подвигов на счету уральцев.

Ученик 2:

В город… эвакуировались заводы, военные училища, госпитали. В честь героев Велик… Отечествен… войны в городск… мемориале г…рит огонь боевой славы.

Учитель: В этом тексте встречаются слова эвакуировались и мемориал. Каково лексическое значение этих слов?

Слайд 4:

Словарная работа

Слайд 5:

Ребята, скажите, а сколько рек и речушек в нашем крае?

Это и Чаган, и Деркул, но самая могучая река - это конечно Урал. Сколько песен, стихов посвящено Яику - сколько эпитетов мы употребляем описывая его.

Река Урал - это голубая граница.

Слайд 6:

- А что же окружает наш любимый город? Каковы его окрестности?

Живописны окрес…ности Уральска. Хороша пойма Урала: она богата старицами, оз…рками.

Кругом лес. Р…стительность буйная и разнообразная.

Красива степь ранней весной, когда п…крывается з…леным травяным ковром, алыми тюльпанами.

Слайд 7:

Послушайте текст. Измените его, чтобы он был красивым и выразительным. Подберите подходящие по смыслу прилагательные.

Древний, прекрасный

( ) город на Урале переживает второе рождение. Строятся ( ) жилые микрорайоны, школы, больницы.

Великолепным, юный, уютный.

Я иду по твоим ( ) улицам, мой Уральск. Вот ( ) Пушкин расположился в ( ) сквере.

Раскидистых, стройных, серебристых

Каждый твой дом окаймлен кружевом ( ) кленов, ( ) ясеней, ( ) тополей.

Древний город на Урале переживает второе рождение. Строятся прекрасные жилые микрорайоны, школы, больницы.

Я иду по твоим великолепным улицам, мой Уральск. Вот юный Пушкин расположился в уютном сквере.

Каждый твой дом окаймлен кружевом раскидистых кленов, стройных ясеней, серебристых тополей.

- Понравился ли вам текст. Почему? Почему он преобразился? (Благодаря прилагательным)

Слайд 8:

Пройди тест и определи уровень своих знаний по теме «Имя прилагательное»

Итак, ребята, сегодня мы не только повторили сведения об имени прилагательном, но показали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи. Они делают речь краше, образнее, эмоциональнее. А также мы прошлись по нашему Уральску.

- Ребята, так нужно ли любить свой город, свой край?

- что такое патриотизм?

- Считаете ли вы себя патриотами?

- что вы можете сделать для того, чтобы Уральск стал краше, величественнее?

Выставление оценок.

Домашнее задание: сочинение - эссе о нашем городе.





© 2010-2022