Урок Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Двойная роль букв Е Ё Ю Я

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях

  • эти буквы обозначают два звука;

  • сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

  • продолжить формировать навык транскрибирования;

ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.

УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

Ход урока

Презентация.

(1слайд)

-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.

-Обратите внимание, что произносится оно по- другому: "яишница"!

-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.) 2

-Составляем словосочетание.

-Возьмём одно из предложенных- вкусная яичница!

(2 слайд)

-Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)

-Какое это словосочетание? (Именное) 1

-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)

-Что такое словосочетания?(Два слова, связанные по смыслу и грамматически)

-В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)

-Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4.

-Как называется этот разбор? (Синтаксический) 3

сущ. гл. прил сущ.

Мама приготовила вкусную яичницу .(Повест., невоскл., прост., распр.)

(3 слайд)

-А теперь, чтобы не забыть главные и второстепенные члены предложения, которые мы используем на каждом уроке, проведём физкультминутку. 2

-Обратите внимание на слайд, который называется "Второстепенные члены предложения", он содержит подсказку. Делая зарядку, попробуйте ответить на вопросы:

-На какие вопросы отвечает обстоятельство?

-Чем является в предложении дополнение?

-Как подчёркивается определение?

-Спасибо, садитесь!

Выполним задания:

(слайды 4-7) 5

-Из какого раздела науки о языке мы выполняли задания сейчас?

-Что же такое фонетика? ( Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.)

(8слайд)

-А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде.

(9 слайд)

-Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)2

-Сколько всего гласных букв?(10)

-Сколько всего гласных звуков? (6)Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида .Их тоже 6.

-Почему так происходит? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

Объяснение нового материала

Упр. №

-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.

Мера[м`эра]

Полёт[пал`от]

Клюв [кл`уф]

Сяду [с`аду] 15

(10 слайд)

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)

-Сколько звуков они обозначают?(1)

-После каких согласных они стоят? (После мягких)

-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.

-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )

`А `У `О `Э

-Почему?

-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?

(обозначают 1 звук , когда стоят после мягкой согласной)

(11 слайд)

-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

-Работаем со следующим столбиком. К доске :::

(12 слайд)

Ем [й`эм]

Ёлка [й`олка ]

Юг [й`ук ]

Ясный [й`асный` ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)

-Подходит оно под наше правило (Да)

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

Боец [бай`эц ]

Приём [пр`ий`ом ]

Каюта [ кай`ута ]

Стоят [стай`ат ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )

-Сколько звуков обозначают? (2)

-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

отъезд [атй`эст ]

съёмка [сй`омка ]

вьюга [в `й`уга ]

обезьяна [аб`из`й`ана ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или ь знаков)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.

-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)

-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции?( Не хватает запятой после Й)

-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)

-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

(13 слайд)

Работа с учебником

-Откроем учебник на странице127 и прочитаем правило, затем запишем условие обозначения 1 или 2 звуков.

-таблица состоит из 2 столбиков.

(15 слайд)

Двойная роль букв е, ё, ю, я. 2

Обозначает 1 звук

Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк)

В начале слова (яма)

После гласных (баян)

После Ъ и Ь (съел, вьюга)

Закрепление материала.

(16слайд)

Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой , а если поменяем букву на А- станет твёрдой.

-Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.

(17слайд)

-Можно ещё привести примеры 3

(18 слайд)

Вывод: какая роль у этих букв?

-А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: 5

Упражнение 306 - записать слова в 2 столбика, т. е. 2 способа обозначения мягкости с помощью ь знака и букв Е,Ю,Ё,Я,И.

Напишите сказку "Й играет в прятки", где хитрый звук, выделяясь среди всех согласных, пытается то исчезать, то, при определённых условиях, появляться.

(Живёт в Объединенном Королевстве Фонетика известный волшебник::_)- возможное начало.

-Закрыли дневники и продолжаем работать.

-У вас на парте лежат листки с заданием. Прошу их подписать. 5

Смотрим 1 задание.(5 мин.)

2 задание (7 мин.)

-Подведём итог урока:

-С какой темой мы сегодня познакомились? 5

-Сколько выводов сделали (3)

-Какую роль играют эти буквы ( смягчают и обозначают 2 звука)

-При каких условиях обозначают 2 звука?

-При каких условиях 1 звук?

Итог урока

-Заканчивая урок, ещё раз вспомним правило, с которым мы познакомились сегодня- двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

Выставление оценок



© 2010-2022