- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по сказке Братьев Гримм Звездные Талеры Счастливый человек
Урок по сказке Братьев Гримм Звездные Талеры Счастливый человек
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова В.И. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по сказке Братьев Гримм «Звездные Талеры».
« Счастливый человек тот, кто дарит счастье другим».
Урок «установки» на анализ.
Цели:
-
Совершенствовать умение работать с художественным текстом.
2. Формировать навыки лингвистического анализа литературных текстов.
3. Развивать пространственное воображение, учить создавать интерпретацию текста.
4. Углублять связь творческого мышления с нравственным воспитанием.
Ход урока:
-
Вначале урока учитель предлагает ребятам вспомнить содержание прочитанной накануне сказки. Перед этим он заранее договаривается с кем-нибудь из учеников о том, чтобы они при пересказе сказки допустили как можно больше ошибок.
Ребята должны внимательно выслушать рассказ и обнаружить допущенные неточности.
А чтобы учащиеся слушали с интересом и удовольствием, учитель предлагает им рисовать ежика. Сначала ежик «голенький», но с каждой замеченной ошибкой он «обрастает» иголками.
У самых внимательных - самый «игольчатый» ежик.
Рассказ может быть примерно следующим:
« Прошло много лет, а помню, будто это было вчера. Умерла моя мама, и пошла я, куда глаза глядят. Дали мне добрые люди сладкую лепешку, кувшин молока. Солнце светит ярко, птички поют сладко, а я иду и плачу. Встретилась мне по дороге старушка. Поделилась я с ней лепешкой. Старушка и говорит: «Спасибо тебе, дочка». Иду дальше, а навстречу старик. Отдала я ему кувшин молока, он мне низко поклонился… и т.п.».
Только в этом небольшом отрывке можно насчитать 12 ошибок. Значит, на ежике должно быть 12 иголок.
После пересказа и демонстрации «ежиков» учащиеся вместе с учителем уточняют ошибки, допущенные рассказчиком, и исправляют их.
2.Учитель предлагает продолжить знакомство со сказкой братьев Гримм и поговорить о героине:
-Случайны ли были ее встречи в лесу?
-Изменилась ли девочка к концу сказки?
У. Итак, наша героиня - маленькая девочка. Она сирота. В путь (по жизни) она отправляется в одиночестве. За время пути у нее происходит 4 встречи.
Только в самом начале пути она получает хлеб, а во время последующих встреч - постоянно что-то отдает.
Персонажи сказки следуют друг за другом, образуя цепочку. Их порядок далеко не случаен, т. к. повторение одинаковых действий (девочка всегда что-то отдает), создает впечатление нарастания, неуклонного приближения к решающему событию (кульминации).
С ребятами на схеме это можно изобразить так:
получает всё
И когда отдавать и даже
больше нечего больше!
потом
хлеб шапку платье рубашку
Девочка отдает всё, что имеет, не требуя взамен благодарности, не ожидая милости, и, как бывает в волшебных сказках, получает награду, которая делает её дальнейшую жизнь счастливой.
Значит, дорога, по которой шла девочка, оказалась для нее хоть трудной и опасной, но счастливой.
3. Ребята получают задание:
Нарисовать 4 разные дороги:
-
дорогу добрую,
-
дорогу сердитую,
-
дорогу самую лучшую,
-
дорогу бесконечную.
Дороги у детей получаются самые разные.
«Добрые» дороги прямые, гладкие, ровные, украшенные цветами, деревьями, любимыми животными.
Дороги «сердитые» - неровные, с камнями и ямами, темные и грязные, с голыми обочинами и страшными зверями.
Дорога «самая лучшая» идёт к дому, иногда на ней стоит мама, подруга.
Дорога «бесконечная» либо сворачивается в кольцо, либо уходит в небо, теряется в облаках.
Это упражнение прекрасно развивает творческое воображение, помогает «ввести» себя в сказку и расширить ее границы.
-
4. После обсуждения рисунков ребятам предлагается несколько вопросов:
- Может ли в течение жизни человек пройти по нескольким разным дорогам?
-
От чего зависит выбор человека?
-
Что важнее: начало или конец пути?
-
Всегда ли конец пути и конец сказки совпадают?
-
Почему у нашей сказки счастливый конец?
Домашнее задание:
Ответить на вопрос: как распорядилась полученными деньгами девочка?
Потратила все на себя или поделилась с кем-нибудь?
Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос при помощи составления комиксов. Технология составления комиксов отработана ранее.