Статья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18

Статья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаСтатья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 видаГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«ВСЕВОЛОЖСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

НА ТЕМУ:

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА»


Учитель русского языка:

Алхимина Анна Николаевна

Тел. : 8 (952) 391 46 82


г. Всеволожск

2014 год.

За последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Все чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чем же причины этого нежелания? Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни, однообразие и монотонность учебного процесса. Причины нежелания учиться самые разные. И не все их легко устранить.

Для устранения этих причин с целью обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, их социальной адаптации каждый педагог должен быть обусловлен глубиной и объемом знаний психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ребенка, постоянно изучать «зону ближайшего развития», учитывать не только то, что уже известно ему, что он выполняет, но и то, чего сможет достичь ребенок, получая помощь со стороны взрослого, может ли он использовать эту помощь и как при этом улучшается его деятельность. Необходимо выявлять своеобразие его познавательной деятельности и особенности всех сторон его личности: эмоционально-волевой сферы, поведения, физического развития.

Динамика развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью, возможности его социальной адаптации во многом зависят от активности и самостоятельности его в процессе обучения, и от того насколько учитель задумывается над вопросами: «Как сделать урок более ярким, интересным с учетом возможностей и особенностей детей,

от создания основных условий для развития учащихся и сознательного восприятия материала ими, оптимального сочетания словесных, наглядно-занимательных и практических методов обучения, доступности, эмоциональности преподнесения материала, оказания им различных видов помощи: введение дидактической игры, проблемных ситуаций через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-конкурса и т.д. является мощным стимулом в обучении и воспитании умственно отсталых учащихся, разнообразной и сильной активизацией. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти, потому что человеку по своей природе нравится играть. Ф. И. Фрадкин, исследуя мотивы участия учащихся в играх, замечает, что такие формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого ученика в активную работу.

Они воспитывают общую культуру, культуру речи и мнений, умение грамотно излагать свои мысли, вырабатывать собственную позицию. Это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя, и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил Цицерон: «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Нетрадиционная форма урока всегда будет выигрышной. Но несмотря на это мы не должны отказаться от традиционного урока как основной формы обучения и воспитания. Но для активизации познавательной деятельности учащихся должны придавать уроку нестандартные, оригинальные приемы. Это не замена старых уроков, а их дополнение, переработка, внесение в них материала оживления, разнообразия, которые повысят интерес учащихся к уроку, обогатят активный и пассивный словарь, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках учащимся интересно, повышается их работоспособность и возрастает результативность урока.

Для того чтобы учащимся с интеллектуальной недостаточностью дать полноценное качественное образование, найти им свое место в современном мире на рынках труда, необходимо совершенствовать содержание образования, постоянно внедряя новые технологии обучения. А этого можно добиться только на основе повышения профессионализма учителя.

Каждый учитель сможет и должен осуществить мотивацию учебной деятельности, если сам будет иметь мотивацию на повышение качества и эффективности своей работы, профессионального мастерства, развитие творческого потенциала, общей культуры.

Каждому учителю, работающему с учащимися с интеллектуальной недостаточностью, необходимо помнить, что педагогическому процессу нужен творческий подход и занимательная совместная деятельность учителя и учеников и поэтому процесс обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью представляет собой совместную деятельность учителя и учеников. Как бы ни был активен учитель, сколько бы ни старался, стремясь лучше организовать урок, его усилия пропадут даром, если дети пассивно относятся к происходящему, предлагаемые задания выполняют формально, не стараясь вникнуть в их сущность.

В активизации трудной не всегда понятной для детей с отклонениями в развитии учебной деятельности большую роль играет эмоциональное отношение школьника к происходящему.

Особенности поведения и успехи учащихся с интеллектуальной недостаточностью зависят от глубины и своеобразия дефекта, от социального окружения, в котором они находились, от условий жизни в дошкольный период или первых попыток обучения в школе.

К числу проблем, преодолением которых приходится заниматься учителю коррекционной школы, относятся следующие: негативное отношение учащихся к учебной деятельности, неустойчивость внимания, отставание развития мыслительных процессов, ограничение осмысленности восприятия и усвоения учебного материала, снижение уровня познавательной активности, незрелость мотивации деятельности и эмоционально-волевой сферы.

На основе упомянутых проблем можно выделить группы учеников:

1. для одних школьников характерны вялые, заторможенные эмоциональные реакции, то есть дети оказываются безразличными ко всему;

  1. у других детей - реакции чрезмерно бурные, не соответствующие, вызвавшим их причинам, неадекватные;

  2. у третьих не прослеживается грубых нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки.

Общей проблемой, которая объединяет группы учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является низкий уровень умственной деятельности:

  1. создание на каждом уроке общего положительного эмоционального фона;

  2. отбор содержания познавательных задач;

  3. использование методов и приемов обучения, предрасполагающих ребенка к активизации познавательной деятельности.

На основании этих средств сложилась система занятий по усвоению грамматики, выработке навыков грамотного письма с использованием наглядно-занимательного материала (загадки, игры, кроссворды, сказки, пословицы, схемы, картины, карточки), способствующего вызвать интерес учащихся к предмету на любом этапе урока, сконцентрировать внимание, выполнять с желанием те или иные задания, конкретизировать и делать материал доступным, организовать процесс мышления, быть источником эмоционального воздействия на детей, развивать инициативу самостоятельности, пробуждать интерес к слову, обогатить словарь.

Правильный выбор форм организации обучения подвигает ребенка на активную деятельность и имеет коррекционный эффект.

Наглядно-занимательный материал фактически ничего не изменяет в задании, но делает его привлекательным, воздействуя на эмоции школьников

Так при проверке усвоения знаний о существительном каждый ученик должен подняться на гору, изображенную в виде ведущих вверх ступенек, не отставая от своих товарищей, давая правильный ответ на поставленные вопросы:

- Что такое существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что обозначает имя существительное?

- Какие существительные отвечают на вопросы что? кто?

- Какие существительные пишутся с большой буквы?

Ответы на эти вопросы позволяют преодолеть подъем на гору.

Наглядно-занимательный материал эффективен, если он доступен, понятен школьнику и подобран с учетом индивидуальной коллективной и самостоятельной работы учащихся.

С интересом упражняются дети в написании слов с непроверяемыми гласными в корне слова при использовании на уроках заданий:


  1. собери слоги: ка-со-ба (собака), ка-зин-кор (корзинка), ник-по-дель-не (понедельник)

  2. отгадай загадки:

-полосатое ядро, кумачовое нутро, хвостик, как у хрюшки, в виде завитушки. (Арбуз)

-не вода и не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото)

  1. Как вы их называете?

Дорогу, покрытую асфальтом? (шоссе).

Человек, охраняющий границу? (пограничник).


  1. Выпишите из словаря 6 слов на букву «К».

Картон, компас, коллекция, колонна, конверт, космос.


  1. Напиши рядом с существительными мужского рода существительные женского рода:

Ученик - ученица, студент - студентка, зритель - зрительница, мужчина - женщина.

  1. Составь предложение из данных слов:

Кустом, сидел, под, заяц. (Под кустом сидел заяц.)

  1. Составь небольшой рассказ на основе слов: лыжи, зима, гора, снег, мороз.

  2. Выпишите из словаря слова, состоящие из двух слогов: (герой, творог, канал, овраг, адрес).

  3. К словам из левого столбика подберите слова из правого столбика:

дремучий сад

огромный лес

влажная атака

стремительная уборка

Работа с интересными заданиями является результатом более прочных грамматических и орфографических навыков учащихся и дает возможность по-новому преподнести ранее изученный материал, требующий от умственно отсталых учащихся внимания, сообразительности, организации необходимого словарного запаса и имеет воспитательное значение для школьников, так как приучает учащихся трудиться, развивать воображение, мышление, учит выдержке, настойчивости, вырабатывает умение ориентироваться и способствует развитию речи.

В начале второго этапа обучения 5 класс сложно было организовать учащихся на уроке, поскольку они перешли на предметное обучение и не могли привыкнуть к требованиям учителей-предметников. В этом может помочь игра «Минутка»:

Внимание, дружок!

На урок звенит звонок,

Посмотри -ка, все ли у тебя в порядке:

Дневник, книжка, ручка и тетрадка?

Ее необходимо проводить с привлечением в качестве ведущего дежурного по классу, держащего в руке часы. Подобная игра сможет найти место в конце урока. Дежурный встает и говорит:

Скоро прозвенит звонок, и закончится урок

Собери в портфель, дружок, аккуратно по порядку

Дневник, книгу, ручку и тетрадку!

Работу с умственно отсталыми учащимися над темой «Состав слова», которая имеет даже трудности для детей с нормальным интеллектом, необходимо проводить так: выделение частей слова проводится путем анализа слова, подбора однокоренных слов. Данное слово четко проговаривается учениками целостно и по слогам, затем выделяются гласные (ударные и безударные) и согласные, анализируется и количество букв и слогов (по образованию слогов с твердыми и мягкими согласными), где наглядно демонстрируется зависимость и взаимосвязь согласных с

гласными или с Ь, дифференциация звонких и глухих согласных. Полезно использовать и таблицы, представляющие пары слов:

бочка - почка

балка - палка

дочка - точка

(необходимо показать иллюстрации к словам).

Для пробуждения у учащихся интереса к слову, при первоначальном анализе слов следует использовать такие слова, смысловое значение которых доступно пониманию учащихся, представляют для них интерес и соответствуют их пространственным представлениям. При изучении состава слова работу с учениками необходимо начинать с определения корня слова.

Любое грамматическое понятие и орфографическое правило об этой части слова отвлечено и у учеников не вызывает никакого интереса. Даже заучив правило, ученик не всегда способен применить его практически. Следовательно, только наглядное обучение поможет побудить учащихся к умственной активности.

Корень слова - основа слова. От него образуется много других, связанных по смыслу слов.

На первом этапе работы целесообразно выделять корень слова, состоящий из меньшего количества букв и легко доступных. (гор. год. сад, лес, зим).

зимний

зима

зимовщик

зимовье

зимовать

перезимовать

зимушка

предзимнийПри закреплении понятия корень слова учащимся поможет «словесное дерево». Его главным центром является корень, он хранит основной смысл слова. От корня «растут» слова. Посмотри, сколько выросло веток с однокоренными словами. Статья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся школы 8 вида

После того, как учащимся дано четкое определение о понятии «корень» слова, можно переходить к объяснению понятия об окончании. Наиболее результативным здесь является использование карточек по составу слова на всех этапах урока.

Прочитай пословицы. Объясни их смысл.

- Язык до Киева доведет.

-У языка костей нет: как хочет, так и ворочается.

-Не спеши языком, торопись делом.

В усвоении и закреплении понятий «приставка» и «суффикс» аналогично применение карточек и занимательных упражнений.

В данных предложениях найди однокоренные слова и выдели в них приставки.

И под каждой березой - гриб, подберезовик.

И под каждой осиной - гриб, подосиновик.

Как их зовут!

У нас на земле просто. У волка - волчонок, у лося - лосенок, у зайца - зайчонок, у глухаря - глухарята, у гуся - гусята.

Как написать одинаковые по звучанию слова из следующих стихотворений Я. Козловского:

«Верхом»

Много ль верст проскачешь в день-

Широки просторы.

Ну-ка ногу в стремя вдень,

Дай гнедому шпоры.

Работа по составу слова осуществляется в следующей последовательности:

  1. корень, 2. окончание, 3. приставка, 4. суффикс.

Такая очередность способствует лучшему восприятию материала и дает положительные результаты. Работе над словом надо уделять пристальное внимание, так как, именно, слово является важнейшим элементом русского языка. Усвоив правило: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково». Каждый ученик с интересом и без особого труда воспринимает карточку и способен не только разобрать слово по составу, но и дать правильное название и определение понятия (приставка, корень, суффикс, окончание). Интерес к изучению темы значительно повышается, если учитель использует поэтические примеры. Яркое представление о родственных словах создает у школьников стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова».

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

А также игры, занимательные вопросы, карточки и др.

Подобные стихи можно найти к каждой изучаемой теме. Вместе с тем при использовании занимательного материала должна быть определенная последовательность. При изучении алфавита выяснилось, что эта тема недостаточно усвоена учащимися в начальных классах. И для запоминания алфавита пришлось в течение некоторого времени в качестве организационного момента использовать стихи «Тридцать три богатыря» (при этом в классе висела таблица «Алфавит»).

Учитель начинает стихотворение «Из-за леса…» это буквы -… класс хором произносит правильное название букв. На уроке присутствовали и загадки, и интересные, требующие сообразительности вопросы, игры.

На странице букваря

Тридцать три богатыря

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей. («Алфавит»)

- назовите отгадку (алфавит)

- почему в загадке говорится о тридцати трех богатырях? (в алфавите 33 буквы)

-назовите десятую букву алфавита (и). Как называется восемнадцатая буква? 24? 32?

- назовите в алфавите трех сестриц (э, ю, я)

- с какой буквы начинаются слова: декабрь, каникулы, матрос, адрес, творог?

- на край Петербургский пойдешь, что найдешь?

- что находится посреди Киева?

-что находится посреди слова «земля»?

Использование занимательного материала дает возможность учащимся с интеллектуальной недостаточностью хорошо усвоить алфавит.

Подводя итог каждого отдельного взятого урока, более эффективно вместо вопроса «Чему мы научились на уроке?» давать интересные вопросы: «Что самое главное на земле?» (хлеб) «Без чего человек не может жить?» (без имени) и т.д.

«Имя существительное» должно дать четкое представление о части речи, обозначающей конкретный предмет.

Есть прекрасные слова поэта В. Бокова:

Книга - учитель, книга - наставница,

Книга близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Прослушав эти строки, ученики без затруднения назовут основную мысль отрывка.

Объясняя понятие существительное одушевленное и неодушевленное уместно использовать для сравнения и выяснения их значения следующие пары слов:

Стол-столяр Козлы - козлы

Море - моряк Стрелки - стрелки

Учащиеся ставят к ним вопрос и делают вывод, какие существительные одушевленные, какие нет.

При различии имен собственных и нарицательных ученики должны уяснить, что имя собственное - его собственность и дается, чтобы отличить его имя от других, подобных ему.

Ребята с интересом прослушивают стихотворение Е. Измайлова

«… буква большая совсем не пустяк,

В букве большой уважения знак».

Вспоминают мужские и женские имена (из двух, трех, четырех, пяти, шести, семи букв) Ян, Оля, Ия, Зоя, Миша, Иван, Настя, Костя, Наташа, Сергей, Георгий и т.д.

Отыскивают в слове из 12 букв (и-в-а-н-о-в-о-л-г-а-л-я), записанном на доске, спрятавшиеся среди них имена собственные, и не переставляя букв записывают их. (Иван, Иваново, Волга, Галя, Аля).

Объясняют смысл и написание существительных в предложениях:

Девочка читала интересный роман.

Рядом с нею сидел Роман.

Учащимся предлагается называть города по последней букве предыдущего (Москва, Архангельск, Кострома и т.д., далее; игра «Кто больше знает? (названий городов, поселков, деревень, улиц).

Усвоение каждого грамматического правила - сложная задача для учащихся коррекционной школы. Низкий уровень развития создает им препятствия для понимания даже самых простых правил. Выученное правило ученики не могут применить на практике. Им требуется постоянная помощь в понимании изучаемого материала со стороны учителя.

Изучение темы «Число имен существительных» желательно начинать с демонстрации конкретных примеров:

  1. стол (он - один, единственный) - столы (их много, множество)

мальчик ( _ « _) - мальчики ( _ « _ )

  1. сравнение слов по составу:

карандаш - карандаши и анализ слов;

  1. составление предложений со словами (подчеркнуть зависимость других слов от существительных, обратить внимание на смену ударения)

  2. составление связных текстов с группами слов на определенную тему, взяв существительные в форме единственного числа, затем эти предложения изменить так, чтобы эти существительные имели множественное число.

Ученик, пенал, тетрадь, карандаш, ручка, мастер, тракторист работа, земля.

Расширить словарный запас учащихся существительными, употребленными только в ед. числе и только во мн. числе.

Молоко, сметана, творог, сахар, кефир - ед. ч.

Макароны, консервы - мн. ч.

Формирование знаний по теме «Род существительных» требует от учащихся работы по картинкам, изображающим конкретные предметы м., ж., и ср. родов с использованием карточек «определение рода».

Мужской род - он, мой

Женский род - она, моя

Средний род - оно, мое.

Учащиеся распределяют картинки по родам в три группы. Из группы слов «Овощи», «Транспорт», «Одежда» находят и записывают существительные выборочно по родам.

С интересом подбирают к существительным мужского рода существительные женского рода:

Заяц - зайчиха, портной - портниха, ученик - ученица, мастер - мастерица.

Следует познакомить учащихся и с существительными «общего рода», поскольку они часто употребляются в речи. (тихоня, забияка, неряха, непоседа, выскочка, сирота). Для того, чтобы учащиеся правильно умели употреблять существительные подобного рода следует выполнить тренировочные упражнения по сочетанию таких существительных с именами прилагательными:

Круглый сирота (речь идет о мальчике)

Круглая сирота (речь идет о девочке)

Замечено, что учащиеся испытывают затруднения в определении существительных, оканчивающихся на шипящий. В таком случае учащимся предлагается вспомнить алфавит, в котором они выделяют гласные и согласные, затем в ряду согласных выделяют шипящие. И их вниманию предлагаются карточки и таблица. Они, следя за таблицей, прослушивают четверостишие и запоминают слова на шипящую:

Беспокойной ночь была:

Выпал филин из дупла,

Фыркал еж, шуршала мышь,

Нарушая в роще тишь.

На доске составлена схема:

ж ш ч щ

женский род (- ь ), муж. род ( - ), далее они объясняют их правописание.

Подбери существительные которые оканчиваются так:

. . . чь, . . . ч, . . . жь, . . . ж, . . . щь, . . . щ, . . . .шь, . . . ш

-Как пишутся существительные мужского рода с шипящей на конце?

-Как пишутся существительные женского рода с шипящей на конце?

Затем вниманию учеников можно предложить загадки:

- Зубы точет, на полу дверь сделать хочет. (Мышь).

- Черный, проворный кричит «Крак!, червякам враг. (Грач)

- В клубочек свернется, а в руки не дается. (Еж)

Интересны и эффективны при изучении данной темы задания:

1. на подбор слов по образцу:

Дочка -дочь, ночка - ночь, сторожка - сторож, печка - печь; брошка - брошь, мышка - мышь.

2.на подбор антонимов:

правда - ложь, день- ночь, смех - плач, бедняк - богач

3.на подбор синонимов:

Родник - ключ, друг - товарищ, доктор - врач.

Данная тема закрепляется на уроках при изучении темы «Склонение имен существительных» при возникновении необходимости определить склонение существительных на основе рода существительных и их звуко-буквенного анализа. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью встречаются трудности при усвоении названия падежей. И для того, чтобы они их запомнили, приходится использовать «Сказку о падеже».

Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать именительный. Родился стал родительным. Это имя ему еще больше понравилось. Он был малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем старался предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный,

Предложный, предложение.

Поняв назначение каждого из 6 падежей, учащиеся заучивают и запоминают название каждого падежа. Затем упражняются в заучивании последовательности падежей. Для этого среди наглядности у учителя имеется 6 полосок картона, на каждой из которых обозначается один из падежей (И., Р., Д., и т. д.). Шесть учеников получают по падежу, выходят к доске и должны построиться в ряд в порядке, принятом для названного падежа.

При постановке вопроса «Как определить падеж имени существительного, ученик должен:

  1. найти имя существительное;

  2. найти слово, к которому оно относится;

  3. поставить от него вопрос к существительному;

  4. по вопросу определить и назвать падеж.

Таким образом, ученики усваивают грамматические понятия о падежах и изменении существительных по падежам, что дает предпосылки для восприятия понятия «Склонение».

Вниманию учащихся предлагается стихотворение Я. Орешкина «Весна».

Весна. Вот это слово весело склоняется.

Пришла весна, дождись весны,

Привет весне, встречай весну.

Весна, весны, весне, весну,

Весною, о весне.

Ученики выделяют часто повторяющееся существительное «весна» в разных формах. При повторном чтении ребята в тетрадях и на доске записывают разные формы слова «весна, затем в словах выделяют корень и окончание. Изменение окончания в слове наглядно показывает ученикам образование различных форм одного и того же слова. Учащиеся убеждаются в том, что окончание изменяется в зависимости от вопроса, подставленного к каждому существительному

Понятие о трех типах склонения существительных дается на примере склонения существительных разного типа, наблюдения за ними и выделения в них падежных окончаний.

Береза - 1 склонение Вяз - 2 склонение ель - 3 склонение

Делаются обобщения:

-почему в этих словах в одних и тех же падежах разные окончания?

(начальная форма - И.п., единственное число)

-могут ли существительные одного рода относится к разным склонениям? Да.

Женский род относится к 1 и3 склонению;

Мужской род относится к 1 и 2 склонению

Средний род относится только ко 2 склонению.

Проводится ряд тренировочных упражнений:

1.Найди лишнее слово:

Ночь, тень, береза, ученица, книга, тишь, тополь.

Папа, Ваня, дуб, клен, шалаш, дедушка, девочка.

Поле, окно, сердце, солнце, пень.

2. подбери группу слов к данным темам и определи род. (овощи, одежда, времена года, месяцы).

3. выбери нужное слово 1, 2, 3 склонений на основе загадок-шуток:

- в каком имени 30 гласных?

- в каком слове 100 согласных?

- в каком слове 40 гласных?

4. к данным существительным подбери слова-синонимы и определи их склонение.

-вьюга, метель, пурга, буран;

-друг, товарищ, приятель.

5. слова - антонимы:

-враг - друг, любовь - ненависть, добро - зло, правда -ложь.

6.Отгадай и определи склонение:

- Лежит меж грядок зелен и сладок (огурец)

-Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается (собака)

-Одной ручкой всех встречает, другой ручкой - провожает (дверь)

Для того, чтобы понять, насколько прочно усвоен данный материал можно проверить в ходе самостоятельной работы:

1. Подобрать по 6 существительных по родам;

2. Просклонять существительные: береза, солнце, ель;

3. Подобрать к данным словам имена существительные по смыслу;

веселый молодой

веселая молодая

веселое молодое

веселые молодые

  1. К данным словам подобрать антонимы

Ночь- радость -

Смелость - подъем -

Богатство - холод -

Вылет - зло -

  1. Определить падежи существительных, данных на доске:

В тетради, у стола, на доске.

Использование на уроках русского языка наглядно-занимательного материала способствует преодолению пассивности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, укреплению речевого мышления, активизации и обогащению словарного запаса, развитию речи учащихся.

Имена существительные - этикетки, называющие мир. Но в русском языке есть слова-организаторы, это прилагательные, с помощью которых речь становится более точной, выразительной, а предложения более полными и развернутыми. Но умственно отсталые учащиеся, даже имея в словарном запасе имена прилагательные, не всегда применяют их правильно в речи. Поэтому учителю необходимо систематически работать над смысловым значением данных слов. Возможности прилагательных по смысловой окраске существительных можно показать детям, загадав такую загадку:

По деревянной речке

Бежит кораблик (новый)

Сливается в колечки

Дымок его (сосновый)

Учащиеся уясняют, насколько велико значение прилагательного в речи, так как прилагательное характеризует признаки разных предметов.

С помощью схемы, используя принцип сопоставления частей речи, можно и нужно подвести учащихся к грамматическому понятию и определению имени прилагательного.

Имя существительное Имя прилагательное

обозначает

предмет признак предмета

отвечает на вопрос

кто? что? какой ? какая? какое?

Эта схема помогает ученикам различать части речи по двум характерным признакам

(обозначает__________________ (отвечает на ?_____________

Понятие рода, числа и падежа имени прилагательного объясняется в словосочетаниях с существительными, поскольку только согласование этих частей речи способствует у учащихся

развитию умения различать грамматические особенности прилагательного (высокий дуб, кудрявая береза, на бархатной дорожке). Необходимо довести до сознания учащихся, что средством выражения связи прилагательного с существительными является окончание, которое определяется путем постановки вопросов.

При изучении имени прилагательного как части речи эффективно на каждом уроке изучаемую тему представлять в виде схемы. Например,

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ прилагательного мужского и среднего рода отвечает на вопрос (КАКОГО?) и имеет окончание - ОГО, - ЕГО.

С целью закрепления правописания падежных окончаний прилагательных в ед. числе для самостоятельной работы учащихся использовался раздаточный материал по вариантам.

Основу занимательного материала при изучении темы «имя прилагательное» составляет народная мудрость: загадки, сказки, пословицы, занимательные упражнения.

1.Загадка - это всегда неполное, но очень точное описание какого-нибудь предмета или явления природы, конкретизируемого с помощью имен прилагательных. Имена прилагательные сразу помогают дать ответ на загадку. «Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, на себя глядеть не дает» (солнце).

1.Найдите в предложениях слова одинаковые по значению:

Жизнь дана на смелые дела. В бой вступили отважные летчики, бесстрашные моряки.

2.Большой интерес у учащихся вызывает работа над пословицами, когда задание можно усложнить подбором антонимов:

(Молодой работает, старый ум ему дает.)

(Злой человек плачет от зависти, а добрый от радости).

3.Прилагательное может иметь несколько значений (красное солнце, красное лето, красная площадь).

4.Может употребляться в прямом и переносном смысле:

Теплая (одежда, шарф, пальто); горячая (пища, голова).

5.Образование имен прилагательных от существительных:

Холод - холодный, лес- лесной (с помощью вопроса какой?

6.замени в словосочетаниях прилагательные синонимами:

Свежий хлеб, свежая газета, свежий ветерок, свежий воротничок (мягкий, чистый, утренняя, прохладный.

7.Допишите в предложения прилагательные антонимы:

Шершавая доска в умелых руках столяра стала … (гладкая).

Наш двор был раньше грязным, а теперь стал … (чистым)

8. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова:

Арбуз, как сахар … . Вода в море … . Лекарство, как полынь … . Сок, как клюква … .

(слова для справок: соленая, сладкий, горькое, кислый)

9.Выборочное письмо прилагательных из предложений и текстов и ряд других интересных заданий.

10.Расположите прилагательные по степени нарастания признака:

-прекрасный, прелестный, красивый; колоссальный, большой, огромный; омерзительный, неприятный, противный.

Благодаря обогащению словаря именами прилагательными речь учащихся становится более правильной, выразительной.

На уроках русского языка вниманию учащихся предстает новая часть речи МЕСТОИМЕНИЕ.

На первых уроках до учеников было донесено, что само грамматическое «местоимение» говорит о том, что употреблять его следует вместо имен существительных и прилагательных. Лишь конкретные примеры дают возможность уяснить роль личных местоимений и необходимость правильного употребления их в речи.

1Учащиеся должны понять и различать местоимения: Я, МЫ- 1 лица (основного, первого, потому что каждый человек должен отвечать сам за себя, за свои поступки и правильно говорить о себе, о нас; ТЫ, ВЫ - 2 лица (второго, потому что, спросив с себя и отвечая за себя, только тогда можно требовать от собеседника); ОН, ОНА, ОНО, ОНИ -3 лицо(третьего, заключительного, указывающего на положительные предметы, которые необходимы для какого-нибудь сообщения).

Строка из стихотворения Р. Рождественского включает местоимения 1, 2, 3 лица и обобщает, объединяет их:

Я, ты, он, она!

Вместе целая страна.

Личные местоимения употребляют часто в пословицах, загадках, рассказах, словесных играх:

- Какое местоимение читается слева направо? (Оно)

-Какое местоимение превратилось в союз? (Он, но)

-Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я, мы)

-Что вы скажите о чистых чашках? (Они вы, мы, ты)

Словесные игры способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся.

-Подумайте, за какое местоимение спрячем букву Ц , чтобы получить название животного? (заяц)

-К какому местоимению надо прибавить существительные Беда, корь, лик, сень, чтобы получить новые слова (ябеда, якорь, ялик, ясень)

- К какому местоимению надо прибавить существительное Бук, чтобы получить грамматическое понятие, без которого невозможно чтение?(буквы).

-Назовите слова, которые начинаются с местоимения Я (яблоко , ягоды, ящик; с местоимения МЫ (мыло, мыши ….), с местоимения ТЫ (тыква, Тында……), с местоимения ВЫ (вывих , вылет….);

-Какие слова содержат в себе местоимения (кони, лимон, география, демонстрация, концерт…)

Учащиеся с интересом дополняют местоимениями стихи:

Ребята, сегодня я был на Луне,

И все, что я видел, понравилось … (мне) или

Мы с Володею - друзья

Куда он - туда и …. (я)

Для учащихся занимательны и ребусы при решении которых необходимо выявит местоимения в других частях речи.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей! (существительные: ты-к-ва, пи-он, я-стреб; прилагательные: сосно-вый, чис - тый)

Учащиеся, на основании конкретных примеров уясняют роль местоимений и получают необходимые умения и навыки правильного употребления личных местоимений в речи.

Они знают, что все окружающее нас, имеет свое название, имя (имя существительное), но в мире все находится в процессе движения, изменения, действия. А действие обозначает глагол. Грамматические признаки глагола усваиваются более осознанно, с интересом при систематическом использовании наглядно-занимательного материала.

На уроках проводится имитирование определенных движений, предлагаются схожие сочетания слов: Коля колет, Тоня тонет, Валя валит, Соня спит и т. д.

Используются предметные картинки с изображением орудий труда и инструментов и задаются вопросы: «Что вы делаете иглой, долотом, молотком и т.д.

Для активизации пассивного словаря приемлемы вопросы:

-Кто летает и жужжит? (жук)

-Что делает жук? (летает и жужжит)

Также уместны загадки: «Под мостиком виляет хвостиком» (рыба). «День и ночь кричит, а голос не устает. (радио)

Ведется работа по составлению предложений о профессиях «Кто больше знает профессий?». Эта работа имеет и воспитательное значение, так как ученики обобщают имеющиеся у них знания о профессиях, говорят о том, чем интересна и полезна та или иная профессия.

Расширяют активный словарь школьников задания на конкретную тему: «Твой режим дня», «Как ты начинаешь утро?» и т. д., когда от учеников требуется использовать в речи разнообразие глаголов. Большое значение в развитии словаря имеют словесные игры при зрительном восприятии:

-Существительные или глаголы?

Пила, стекло, покрывало.

-Как превратить существительные в глаголы?

Пар, ель, плач

-Использование пословиц «На то и печь, чтобы хлеб печь».

-Образование глаголов от существительных и прилагательных (ход- ходить, бег -бежать; красный -краснеть, белый - белеть.

Интересным видом работы является подбор синонимов:

-На деревьях сверкал пушистый иней ( искрился, блистал, сиял).

-Мать опасалась за здоровье ребенка ( боялась, пугалась, страшилась)

Подбор антонимов:

-Выпишите в левый столбик глаголы, обозначающие приближение, в правый - удаление;

Прибежать - убежать; Приползти - отползти

Пригнал - угнал Приехать - отъехать

Расположите глаголы по степени усиления обозначенного действия:

1.Кричал, шептал, говорил; 2.Смеялся, улыбался, хохотал. 3.Удивил, поразил, ошеломил.

Составьте словосочетаний: удивляться (чему?) …; тревожиться ( за кого?)… ; беспокоиться (о ком?)

Работа над сравнением: 1. …., как черепаха; 2. … как, сорока; 3. … как, соловей и ряд других примеров.

Систематические занимательные упражнения обеспечивают сознательное усвоение грамматических признаков глаголов учащимися.

Особо важное значение для подготовки школьников к самостоятельной жизни и общению имеет изучение темы «Предложение», так как они являются основной единицей речи и выражают собой законченную мысль. Без умения выражать отдельные мысли в предложениях и передавать их в логической последовательности невозможна связная речь. Работа над предложением проводится при прохождении вышеуказанных тем. Предложения могут состоять из любого количества слов, довольно часто из одного слова определенной части речи. Осень. Морозит. Тишина. Безлюдье. Иногда из одной буквы.

-Назови первую букву алфавита. - А.

-Какая приставка в слове дотронулся? - До.

Какая буква стоит в конце слова ученик? -К.

Ответы состоят из одной-двух букв, а выступают как название, т. е. целое слово.

Для объяснения места и синтаксической роли каждого слова в предложении применимы к каждому слову, причем и вопросы и ответы должны быть полными, развернутыми.

Девочка читает книгу.

-Кто читает книгу? Книгу читает девочка.

-Что делает девочка? Девочка читает.

Часто учащимся предлагается работа с деформированными предложениями и текстами, которая требует от учащихся правильного расположения слов в предложении и правильного расположения предложений в тексте. Развитию навыков связной речи учащихся способствуют тренировочные упражнения, направленные на преобразование повествовательных предложений в вопросительные и восклицательные с помощью данных слов.

-Наш класс идет в кино. Когда наш класс идет в кино?. Сегодня наш класс идет в кино!

Знакомство с нераспространенными и распространенными предложениями всегда начинается с анализа простого предложения. На примере простого нераспространенного предложения показана связь и согласование слов и закреплен навык правильного оформления предложения на письме и в устной речи.

Пригревает солнышко. Это предложения. Каждое из них выражает законченную

Солнышко пригревает. мысль и образовано по грамматическим правилам.

Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка. (Гр. правила)

Далее проводится анализ простого предложения.

Солнышко пригревает.

---------------

Что? солнышко - имя существительное

Что делает? пригревает - глагол

В простом предложении определяется подлежащее и сказуемое.

По данной схеме и вопросам: Что? Что делает? Кто? Кто делает?

Ученики составляют и записывают предложение и делают вывод, что нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, т. е. главных членов.

Учащимся даются сведения о том, что, если бы наша речь состояла только из нераспространенных предложений, она была бы скучной и невыразительной. А для того, чтобы речь была более понятной и выразительной, в предложениях содержатся не только главные члены предложения, но и второстепенные. Второстепенные члены предложения отвечают на разные вопросы. Предложения, имеющие хоть один второстепенный член, являются распространенными.

Дети пишут красиво. (распространенное).

Простое предложение с помощью однородных членов можно преобразовать в распространенное

Дети пишут красиво, грамотно..

При изучении однородных членов предложения используются стихи, загадки, которые активизируют внимание учеников и побуждают к деятельности. При этом однородные члены выделяются интонационно.

Шумят в лесу березы, осины и дубы,

И просятся в корзины малина и грибы.

Загадка:

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает

В полях ночует, коноплю ворует. (воробей)

Ученики в загадке подчеркивают члены предложения, выделяют однородные сказуемые.

Тема «предложение включает в себя и обращение. После объяснения смысла, сущности и необходимости этого понятия в грамматике предлагаетcя ряд конкретных примеров с обращением (О! -в начале; о -в середине; в конце).

Для закрепления служат различные задания: ролевые игры, чтение сказок и отрывков из рассказов по ролям, задания из бытовой жизни, употребление обращений в письмах, , телеграммах, поздравительных открытках. Изучая эту тему, учащиеся должны дифференцировать простые предложения с однородными членами и сложные предложения, поэтому понятие «Сложное предложение» необходимо довести до учащихся в доступной форме. Вначале анализируются два простых предложения. Подул ветер. Пошел сильный дождь.

Затем учащимся предлагаются пары слов, с которыми им предстоит составить сложные предложения по образцу:

1.Снег, ручьи. Растаял снег, побежали ручьи.

Туча, небо. Набежала туча, закрыла небо.

2.Птицы, рыбы. Рыбы плавают, а птицы летают.

Март, птицы. Наступил март, а птицы не прилетели.

После составления предложений был сделан вывод, что союз А во 2-ой части предложения подчеркивает противоположность совершаемого действия предметов и его различие в сравнении с тем, что дано в 1-ой части. Союз НО требует кроме того отрицания НЕ к глаголу-слову, обозначающему действие. Проводится с парами слов-глаголов.

Пришла весна, и побежали ручьи.

Объяснил- решил

Выпал - покрылась.

Анализируя части сложных предложений, находится место запятой и определяются союзы И, А, НО. Активизируют словарный запас, упражняются в составлении предложений по данному началу и данному концу.

Пришла весна, но _____________.

______________, и на небе зажглись звезды.

Каждое пре разбирается по членам предложения, графически оформляется

Прилетели грачи, скворцы, стрижи.

Прилетели скворцы, и наш сад ожил.

При изучении темы «Предложение» целесообразнее использование «живых» предложений, игр, занимательных заданий. Например, дополни предложение:

-недостающим подлежащим. Развевается красный … (плакат, шарф, флаг)

-недостающим сказуемым: Белка … (бегает, прыгает).

-недостающими второстепенными членами: Река течет…. (спокойно , медленно).

Игра «Cоставь предложения на одну букву»

-Ученик учит уроки.

-Мороз морозит мальчика.

-Слон спит стоя.

При подведении уроков используются занимательные вопросы:

- На какой вопрос нельзя ответить «да» (Ты спишь?)

-На какой вопрос нельзя ответить «нет» (Ты меня слышишь?)

Поскольку тема «предложение» обобщает все ранее изученные правила, то в качестве разминки можно вводить ребусы, кроссворды, игры и т.д.

Значительную роль в активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами в развитии играет и внеклассная работа: проведение «недель русского языка», «игр по станциям», олимпиад, конкурсов и т. д., к которым учащиеся серьезно готовятся. Это и выпуск стенгазет, и сочинение рассказов и сказок на указанные темы, и подбор пословиц, загадок, и составление кроссвордов и ребусов, и повторение материала для участия в конкурсах и викторинах, и заучивание стихов и басен И. А. Крылова для инсценирования. Каждый учащийся старается принять участие, заработать определенное количество очков, чтобы стать победителем.

Использование в системе на уроках русского языка таких приемов, как сравнение, сопоставление, анализ, вывод на основе наглядно-занимательного материала дает возможность вызвать у учащихся с проблемами в развитии положительное эмоциональное отношение к урокам, систематизировать и закрепить знания о значении предметов, их признаков, о связи между ними, заставлять мыслить, обогащать словарный запас, развивать речь и добиваться прочных знаний грамматики и грамотного письма.

Использованная литература:

1.Использование мыслительной деятельности учащихся. Ю.Т. Мотасов. Собр. Соч. т.10. М.

2. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательной школе. Б.Брезе.

3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития /олигофренопедагогика/ под редакцией Б.П. Пузанова.-М.; 2003.

4. Словарная работа на уроках русского языка. «Начальная школа» №11 (Пупров В.Д.)

5.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М. Просвещение, 1978.

6.Методика русского языка во вспомогательной школе. М. Просвещение. 1965.

7.Вл. Грабар « некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся /Вопросы психологии/, 1987. № 1.

8.«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» /под редакцией В.В. Воронковой/ Москва «школа Пресс, 1994.

9.Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 1963. А. Арсирий и

Дмитриева Т.


© 2010-2022