Формирование культуры здорового образа жизни на уроках русского языка

  В современном мире приоритетным становится забота о здоровье и его укреплении – это естественная потребность культурного человека. Формировать культуру здоровья можно не только на уроках физической культуры, но и русского языка. Для этого необходима целостная система учебно-воспитательной работы в этом направлении.   Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Здоровье ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках русского языка





Формирование культуры здорового образа жизни на уроках русского языка






Методический совет

Материал подготовила учитель русского языка и литературы

Рогожникова Е.В.




22.01.2015


«Для того чтобы человек мог соответствовать

своей роли венца природы и выполнять

историческую миссию на земле и

в космосе, он должен быть здоровым»

И.И. Брехман

В современном мире приоритетным становится забота о здоровье и его укреплении - это естественная потребность культурного человека.

Формировать культуру здоровья можно не только на уроках физической культуры, но и русского языка. Для этого необходима целостная система учебно-воспитательной работы в этом направлении.

Русский язык - серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Русский язык - богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей». Желательно, чтобы ученики завели такой «Словарь…» и делали в нем записи:

  • Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды",

  • "По яблоку в день - и доктор не нужен",

  • "Ешь просто - доживёшь лет до ста",

  • «Здоров на еду, да хил на работу».

  • «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».

На уроках литературы полезны мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье»:

  • «В здоровом теле здоровый дух»,

  • «Отдых - это перемена занятий»,

  • «Здоровье женщины - здоровье нации» и т.д.

  • «Пешком ходить - долго жить»,

  • «Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься»,

  • «Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье»,

  • «Воздух, солнце и вода - три кита здоровья».

  • «Хороший смех оздоравливает душу»,

  • «Здоровый сон - прекрасное самочувствие днём»,

  • «Улыбка - лучшая таблетка».

Чтобы формировать ценности здоровья учащихся через содержание уроков целесообразно проводить изложения и сочинения на темы: « Что такое здоровье», « Что может человек - что могу я?», « А мир прекрасен если…», « Мое поведение и мое здоровье» и т.д.

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм.

С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики урока «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?»

Знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В. Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»; Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом; английский поэт Д.Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.д.

Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. Например, при изучении темы: «Стили речи» можно детям предложить такой текст:

В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени, душевных сил и эмоциональной нагрузки.

И все же цель таких уроков - обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

Фрагмент урока «СПП с придаточными определительными и изъяснительными»

Работа с лингвистическим материалом.

Предложения поочередно появляются на экране, дети читают и дают их характеристику.
А) Оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот, кто пережил отчаяние и победил его.
Б) Укрепляйте свой иммунитет, который обеспечит вашему организму сопротивляемость, невосприимчивость к инфекционным заболеваниям.

Конструирование предложений.

Предложения появляются на экране, дети заменяют в них причастные обороты на придаточные определительные.
А) Девушка, безжалостно замазывающая природное очарование и свежесть толстым слоем косметики, напоминает клоуна на манеже или куклу.
Б) Угнетающее впечатление производит молодой человек, волочащий ноги по земле, предпочитающий мягкий диван теннисному корту, футбольному полю, увлекающему турпоходу.


Схематический диктант.

На экран подаю поочередно предложения, дети их читают, дают характеристику по плану и составляют схемы этих предложений в тетрадях и на доске.
А) Утро каждого школьника должно начинаться с зарядки, которая дает заряд бодрости на весь день.
Б) Включите в ваш комплекс утренней гимнастики такие упражнения, которые формируют правильную осанку.
В) В. И. Даль говорил, что хорошая осанка - это сочетание красоты, стройности, величавости и приводил пословицу, что "без осанки конь - корова".
Г) Правильная осанка свидетельствует о том, что человек обладает хорошим здоровьем и высокой физической активностью.


Повторение.

Перепутались простые предложения в составе СПП. Распутайте их и запишите правильно.

1 Единственная красота, невозможно лечить её. 2 Чем еда безвкусней, чем болезнь, обворовывающая жизнь. 3 Нет хуже врага и вора, которую я знаю, - это здоровье. 4 Если болезнь не определена, тем она полезней для здоровья.

1 Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. Г.Гейне. 2 Чем еда безвкусней, тем она полезней для здоровья. А.Лесаж. 3 Нет хуже врага и вора, чем болезнь, обворовывающая жизнь. «Зерцало мудрости». 4 Если болезнь не определена, невозможно лечить её. Самарканди

В конце урока целесообразно попрощаться с учениками стихотворение С.Я. Маршака « Пожелание друзьям».

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце добрым будет.

В своей работе часто использую ИКТ, так как научные исследования утверждают, что визуальная (зрительная) среда оказывает значительное влияние на психическое и физическое здоровье человека. И еще доподлинно известно, что человек усваивает 10% того, что слышит,

50% того, что видит,
70% того, что проговаривает,
90% того, что делает сам.

И в заключении хочется отметить, что здоровье подрастающего человека - это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель.

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках русского языкаФормирование культуры здорового образа жизни на уроках русского языка

5


© 2010-2022