Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия

Вызов:разделитесь на три группы.  А теперь я предлагаю вам отгадать загадку. Она для всех.  Вот свойство мое обязательное:  Склоняюсь я, как прилагательное.  На все вопросы его отвечаю.  Глагол по значению напоминаю. - Ребята! Кто мне скажет, что это за часть речи? -Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, и отвечает на вопросы:  какая? какое? какое? Причастию присущи признаки прилагательного и глагола. Например: светить –глагол, светящий –прича...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия.

Цель урока: дать понятие о причастии.

Задачи урока:

Образовательные:объяснить образование действительных и страдательных причастий, уяснить отличительные формы причастий, научить употреблять причастия в речи;

Развивательные:развивать практические умения и навыки;

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, беречь свое здоровье.

Ожидаемый результат: учащиеся научатся определять и находить причастия при выполнении практических заданий и упражнений.

Тип урока: объяснение новой темы.

Метод урока: словесный, практический, КМ.

Оборудование: опорные схемы учащихся, таблицы, тесты, слайды, интерактивная доска, видео и электронный учебник..

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка д/з. Упр. 204 стр. 145.

Актуализация знаний: Тестовые задания по разделу « Глагол».

1. Что такое глагол? а) слово ; б) словосочетание; в) часть речи ; г) предложение.

2. Что обозначает глагол? а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.

3. Сколько наклонений у глагола? Перечислите их. а) 1; б) 2; в) 3.

4. Найдите глаголы повелительного наклонения А) принесла; б) принеси; в) несет.

5. Найдите глаголы изъявительного наклонения А) вышла бы; б) войди; в) вошла.

6. Сколько времен у глагола? Назовите их. А) 1; б) 2; в) 3.

7. Найдите глаголы прошедшего времени. а) пишет; б) напишет; в) написал.

8. Найдите глаголы настоящего времени. А) варит; б) сварила; в) будет варить .

9. Найдите безличные глаголы. А) белит, варит; б) морозит, рассветает ; в) рисует, пишет.

10. Слитно пишутся глаголы. А) (не)любит ; б) (не)навидит ; в) (не) пишет.

Вызов:разделитесь на три группы.

А теперь я предлагаю вам отгадать загадку. Она для всех.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

- Ребята! Кто мне скажет, что это за часть речи?

-Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, и отвечает на вопросы: какая? какое? какое? Причастию присущи признаки прилагательного и глагола. Например: светить -глагол, светящий -причастие, отвечает на вопрос какой?

Внимательно послушайте и посмотрите объяснение темы на видео, а потом по группам будете составлять кластеры к следующим темам: «Причастие», «Страдательные причастия», «Действительные причастия». (учащиеся смотрят и составляют кластеры, а затем защищают».

Осмысление:1. Задания по электронному учебнику.

2. Упражнение 206-От данных глаголов образуйте и запишите возможные формы причастий. Укажите действительные и страдательные причастия.

3. Упражнение 207.-От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, подчеркните суффиксы и объясните их написание. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте предложения.

4. Упражнение 210.-Спишите, комментируя правописание суффиксов причастий.

Блиц-опрос. Каждый из членов команды должен ответить на вопрос. Итак, начинаем.

Вопросы для 1 команды:

1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)

2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)

3.У действительных причастий суффикс-ущ- или -ом -? ( -ущ-)

4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)

Вопросы для 2 команды:

1. Причастие "разбитая" действительное или страдательное? (страдательное)

2. Сколько Н в "прожаренная рыба"? (две)

3. Сколько спряжений у причастия? (нисколько)

4. У страдательных причастий суффикс ЕНН или АЩ?

Вопросы для 3 команды:

1.Сколько Н в "домотканая ткань"? (одна)

2.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)

3.Сколько может быть лиц у причастия? ( ноль)

4.Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)

Рефлексия: выбирайте смайлики по вашему настроению и напишите почему

выбрали этот смайлик, а также как прошел этот урок.

Итог. Оценивание команд и учащихся.

Домашнее задание: повторить причастие, Упражнения 208,212 стр. 157-158.( по учебнику «Русский язык» в школах с казахским языком обучения. ЕМН. Авторы: У.А.Жанпеисова, Ш.Т. Кожакеева.)

© 2010-2022