Методическая разработка читательской конференции по рассказу Е. И. Носова «Памятная медаль» (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Е. М. Разинькова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №43 им. Г. К. Жукова»,

г. Курск

Методическая разработка читательской конференция

по рассказу Е.И.Носова «Памятная медаль»


класс: 10К

учитель: Разинькова Елена Михайловна

Цели: - познакомить обучающихся с творчеством Е. И. Носова;

- совершенствовать навык анализа текста с учётом тропов языка;

- воспитывать чувство патриотизма.

Друзья! Давайте утверждать заранее:
В любое время и в любом году -
У всей планеты славные куряне
Всегда и всюду будут на виду.
М. Светлов.

...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости…о том, как жить и что делать…

И. Баскевич

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Слово учителя:

- На весь мир прославили Курскую землю книги замечательного писателя Е.И. Носова (1925-2002 г.). и сегодня мы с вами будем говорить о жизни и творчестве этого великого Мастера.

Е.И. Носов был Мастером воистину во всем - он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи: Он рисовал полные тончащей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины, в каждой строке живет его душа, в каждой работе - его любимые просторы, холмы, дерева, речки: Они были его настоящими друзьями, помогали ему жить, дарить радость.

3. Выступления учащихся:

- Родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курского района Курской области . Село Толмачево, примостившись на берегу одной из проток Сейма, с колоколенкой и парком лип, и сегодня четко просматривается из Курска с невысокого берега Тускари. Там, в доме деда, в многодетной крестьянской семье Евгений Носов провел детские годы. Одно время его отец трудился в Артемовске на строительстве хлебозавода, но главным образом - слесарем на Курском механическом заводе. Будущий писатель хорошо помнит и тропу, которую еще ребенком с матерью торил в город и обратно. "Хлеба стояли вровень с моей головой, при каждом порыве ветра колосья щекотали мне шею и ухо", - пишет Евгений Носов в одном из рассказов.

В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево.

В октябре 1943 года был призван в ряды Красной Армии. Полтора года находился на передовых позициях в артиллерийской батарее истребителей танков. Его боевой путь пролег через Брянск, Могилев, Бобруйск, Минск, Белосток, Варшаву. На этом пути рядовой Носов подбил немало вражеской военной техники, был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу" и "За победу над Германией".

В феврале 1945 года в сражении под Кенигсбергом (Восточная Пруссия) Евгений Носов был тяжело ранен. День Победы встретил на госпитальной койке в городе Серпухове, и лишь в июне 1945 года демобилизовался по инвалидности.

Радость свидания с родными быстро пригасила голодная послевоенная жизнь. Отцу, тоже частично утратившему трудоспособность вследствие ранения на фронте, нелегко доставались средства на содержание семьи. Не зная, как облегчить участь домашних, Евгений Носов спешно, за один год, сдал экзамены за среднюю школу. Вскоре вслед за будущей женой Валей Ульяновой, окончившей техникум советской торговли и получившей направление на работу в Казахстан, махнул он в город Талды-Курган.

Там удача ему улыбнулась. Областной газете "Семиреченская правда" требовался художник-оформитель, и он, умея неплохо рисовать, определился на эту должность. Год спустя женился. В 1948 году у него родится сын - Носов Евгений Евгеньевич, который станет конструктором, и дочь в 1954 году - Носова Ирина Евгеньевна, тоже - инженер-конструктор.

Когда в нем обнаружились явные литературные задатки, редакция возложила на него другие обязанности. Вначале в качестве специального корреспондента разъезжал по городам и весям, потом ему доверили вести отдел промышленности, транспорта и торговли.

В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты "Молодая гвардия", где последовательно заведовал отделами рабочей молодежи, сельской молодежи и комсомольской жизни.

В 1957 году серьезно занялся литературным трудом. После окончания Высших литературных курсов (1961-1963) Евгений Носов перешел на профессиональную писательскую работу. В пору творческой зрелости увидели свет его книги "Где просыпается солнце" (1965), "В чистом поле за проселком" (1967), "Берега" (1971), "Шумит луговая овсяница" (1973), "Мост" (1974), "И уплывают пароходы" (1975), "Красное вино победы" (1979), "Усвятские шлемоносцы" (1980), "Моя Джомолунгма" (1982), "Избранные произведения" в 2 томах (1983).

Литературная критика причислила Евгения Носова к писателям-деревенщикам. Однако в его лучших произведениях читатели находят не только узкое крестьянское понимание природных и житейских процессов на родной земле, но и масштабное философское осмысление бытия людей и Отечества. Мастерство, широта интересов и реалистический опыт Евгения Носова натуральны, естественны, богаты и разнообразны, он легко, свободно и художественно цельно рисует картины трудовой деревни и жизнь городскую, фабричную, отступающую грозным летом 1941 года армию, поднимающийся на священную борьбу народ.

Литературно-творческую работу Евгений Носов неизменно совмещал с большой и плодотворной общественной деятельностью, являясь членом правления Союза писателей СССР, секретарем правления Союза писателей России, членом редколлегий журналов "Наш современник", "Подъем" и "Роман-газеты".

За книгу "Шумит луговая овсяница" ему присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975). За рассказы 90-х годов он отмечен Международной литературной премией имени М.А. Шолохова (1996), а в 2001 году удостоен премии имени А. Солженицына.

За выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную прдеятельность Евгению Носову присвоено звание Героя Социалистического Труда (1990), он награжден двумя орденами Ленина (1984, 1990), орденами Трудового Красного Знамени (1975) и "Знак Почета" (1971).

В жизни Евгений Иванович, по свидетельству многочисленных почитателей его таланта, - бывал разным. То неразговорчивый и хмурый, смотрящий на всех исподлобья, когда давали знать о себе старые фронтовые раны, а бывал преисполненным ласки и юмора, и тогда весь он, крупный, кряжистый человек, светящийся добротой и хитроватым умом, заполнял собою сердца и умы родных и друзей, бывал изумительным рассказчиком, зачаровывающим или повергающим в хохот приятелей и слушателей.

Велика скорбь Курской земли по ее славному сыну - писателю Е.И. Носову, ушедшему из жизни 12 июня 2002 г.: Е. Носов был сыном не только Курской земли, но и России. Его знают в Германии, Италии, Канаде и многих других странах, но время не властно над настоящим талантом, оно только приумножает его достижения.

4. Слово учителя:

-Сегодня мы будем с вами говорить об одном из последних произведений Е.Носова «Памятная медаль». Этот рассказ впервые был напечатан 14 января 2000 года в газете «Комсомольская правда».

5.Бееда с обучающимися:

- В канун какого праздника происходят события?

- Какую повестку из района получает главный герой? Кто герой?

- Как он относится к этому событию?

- Особое трепетное отношение к левой стороне пиджака: внешний вид неяркий, в глаза не бросается, а значение - высокое. Почему?

-Автор использует прием противопоставления: левая - правая сторона пиджака. Докажите.

-Сравнение (цвет ордена подобен крови)

- Когда получил медаль, куда отправляется?

- Кто такой? Почему идет к нему?

- Где воевал Герасим? В каком он сейчас состоянии?

- Но помимо серьезных моментов автор привлекает наше внимание еще и смешными, юмористическими эпизодами…

-Вы обратили внимание на знание писателем диалектных и просторечных слов?

Давайте найдем их в тексте. Это наш курский говор, который очень знал Носов и умело использовал его в своих произведениях.

6. Слово учителя:

- Но вернемся к главной теме рассказа. Мы сказали с вами, что Герасим воевал и под Москвой…… А Петрован? Его боевой путь?

7. Пересказ фрагмента текста.

8. Беседа с классом:

- Достоин ли Петрован этой награды?

- Но в финале произведения Носов пишет (зачитать последние строки)

- Какие мысли возникают после прочтения этих строк?

- Отдал медаль или нет? Почему Герасиму не вручили такую медаль? Взял ли Герасим медаль?

9. Слово учителя:

- Вопросов много, но ответить на них придется каждому из вас самостоятельно, всерьез задумавшись. Ведь недаром Носов - Мастер своих творений, практически всегда оставляет открытым финал. Для того, чтобы сам читатель задумался над вопросами, додумал концовку произведения.

- Подводя итоги всему сказанному, давайте обозначим проблемы, которые затрагивает автор в этом небольшом рассказе.

Проблемы (записать в тетрадь)

  1. Стойкость советских солдат в годы ВОВ.

  2. Невнимательное отношение к ветеранам. Их осталось очень мало живых, они больны, им требуется наше внимание и участие. (Акция «Свет в окне»)

  3. Памяти. Пропавшие без вести. (Зачитать слова Герасима о непохороненных солдатах)

10.Подведение итогов урока.

11.Домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение по одной из проблем, поднятых в рассказе Е.И.Носова «Памятная медаль»



© 2010-2022