Урок развития речи в 5 классе на тему Обучение сочинению-описанию

  Данный урок развития речи преследует следущие цели: -обучающая – углубить и обобщить знания учащихся об описании как типе речи; отрабатывать навыки построения текста описательного характера в художественном стиле; -развивающая - развивать умение использовать в тексте художественно-изобразительные средства языка для описания животных; развитие наблюдательности и культуры речи учащихся; -воспитательная – формирование коммуникативных качеств; воспитание любви к братьям нашим меньшим.   Оборуд...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Цели урока:

-обучающая - углубить и обобщить знания учащихся об описании

как типе речи; отрабатывать навыки построения текста

описательного характера в художественном стиле;

-развивающая - развивать умение использовать в тексте

художественно-изобразительные средства языка для описания

животных; развитие наблюдательности и культуры речи учащихся;

-воспитательная - формирование коммуникативных качеств;

воспитание любви к братьям нашим меньшим.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

печатный раздаточный материал.

Ход урока.

I.Речевая разминка (Текст стихотворения читается учителем и

одновременно проецируется на экран).

Слайд 1.

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка -

Высокая лебедь плывёт.

Плывёт белоснежное диво,

Животное, полное грёз,

Колебля на поле залива

Лиловые тени берёз.

Головка её шелковиста

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льётся сиянье

Над белым изгибом спины,

И вся она, как изваянье

Приподнятой к небу волны.

(Н.Заболоцкий)

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Какие слова вам показались непонятными?

(Мантия, аметист, грёзы, изваянье).

(На доску проецируются слова с указанием их лексического значения).

Слайд 2.

мантия - широкая и длинная одежда в виде плаща;

аметист - драгоценный камень фиолетового или голубовато-

фиолетового цвета;

грёза - светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение;

изваяние - скульптурное изображение.

-Какую птицу описывает автор? (Лебедя).

-Видели ли вы когда-нибудь эту птицу? Какой она вам запомнилась?

-Эта птица любима народом. В художественных произведениях, в народной поэзии часто появляется образ белой лебеди. Докажите это.

-Какой вы представляете себе эту птицу, прочитав стихотворение Н.Заболоцкого? (Птица гордая, красивая, величавая, независимая).

-Автор хотел показать, что это загадочная, гордая птица и в то же время царственно красивая. Подтвердите это строчками из стихотворения.

(«Плывёт белоснежное диво, животное, полное грёз»).

-С какой интонацией необходимо читать стихотворение?

(Торжественно, немного загадочно).

-Прочтите это стихотворение выразительно.

(Несколько учащихся читают выразительно стихотворение, остальные оценивают, насколько передаётся читающими замысел автора).

-Прочитав стихотворение, мы увидели, что автор с нежностью относится к этой птице, любуется ею.

-Какой тип речи использует автор в своём стихотворении? Докажите.

(Использует описание, так как всё, что изобразил автор, мы можем увидеть на одной картине или фотографии).

-Наша задача: используя тип речи - описание подготовиться к заочной выставке «Моё любимое животное».

У каждого из вас есть животное, которое нравится вам больше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.

Чтобы организовать эту выставку, вам необходимо представить своё животное, описав его внешний вид, поведение, повадки, то есть написать сочинение-описание животного.

В тетрадях записываются число,

тип работы - сочинение -описание,

тема сочинения - «Моё любимое животное».

II.Работа по теме.

1. - Прежде чем самостоятельно начать работу над описанием животного, мы должны выполнить ряд заданий.

- Перед вами текст. Определите его тему, основную мысль и отношение автора к птицам.

Я люблю воробьёв, этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь весёлыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана.

Воробьи не обладают изяществом и красотой, звонко петь не умеют, но всё же милы мне эти весёлые, маленькие, дерзкие разбойники.

(По И.Соколову-Микитову).

(Тема текста - рассказ о воробьях. Основная мысль - автор любит этих птиц, несмотря на то, что они не обладают изяществом и красотой. Автор называет их смелыми, умными, дерзкими, весёлыми, бодрыми, задорными. Всё это доказывает, что писатель их любит).

3.Своё сочинение нужно написать в художественном стиле,

используя тип речи - описание), так как это позволит образно,

наглядно представить определённый предмет.

3. - Чтобы точно описать животное, необходимо быть очень наблюдательным, научиться видеть признаки предметов, выделять главные среди них, самые важные.

- Прослушайте текст и скажите, на какую деталь в описании обращает внимание писательница В.Дмитриева.

Жучка и вправду была неказиста на вид. Вместо шерсти у неё висели какие-то серые лохмотья, в косматых ушах и облезлом хвосте засели репьи, морда вся заросла, и только глаза были у неё хороши. Большие, прозрачные, жёлтые, как янтарь, они глядели так умно и внимательно, что казалось -

вот-вот Жучка заговорит человеческим голосом.

(В.Дмитриева «Малыш и Жучка»).

(Писательница выделяет глаза Жучки, умные, внимательные).

- В своём сочинении вы должны также отметить какие-то признаки, которые отличали бы ваше животное от остальных.

4. Эпитеты, метафоры, сравнения - это изобразительно-художественные средства языка, которые помогут вам сделать описание образным, эмоциональным.

- Перед вами отрывок из рассказа А.Куприна «Ю-Ю».

Какие художественно-изобразительные средства использует писатель, чтобы показать красивую, гордую кошку?

Выросла всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами.

На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.

(Автор использует эпитет -«с огненными пятнами», метафоры - «на груди пышная белая манишка», «задние лапки в широких штанишках», сравнение - «хвост как ламповый ёрш»).

5. - Давайте ещё раз вернёмся к стихотворению Н.Заболоцкого.

Какие изобразительные средства использует в нём автор?

(Эпитеты, сравнения, метафору).

- Как поэт избегает повтора слова лебедь?

(В стихотворении автор эту птицу называет красавица, дева, дикарка, белоснежное диво, животное, полное грёз).

6. Практическая работа.

На экран проецируются изображения животных (Слайды № 3, 4, 5, 6)

-слон;

-жираф;

-олень;

- котёнок.

Учащимся предлагается самостоятельно составить рассказ-описание.

Работает один ученик, а все остальные дополняют.

7. Подведение итогов урока, составление плана работы дома.

Слайд №7.

Чтобы начать работу, вам необходимо:

- определить тему сочинения (какое животное описывать);

- определить основную мысль (убедить в том, что это животное

действительно интересно и вы его любите);

- выбрать стиль и тип речи;

- собрать рабочие материалы;

- используя изобразительные средства языка, описать животное;

- отредактировать написанное.

III.Задание на дом.

Написать сочинение-описание «Моё любимое животное».

Приложение

(печатный раздаточный материал)

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка -

Высокая лебедь плывёт.

Плывёт белоснежное диво,

Животное, полное грёз,

Колебля на поле залива

Лиловые тени берёз.

Головка её шелковиста

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льётся сиянье

Над белым изгибом спины,

И вся она, как изваянье

Приподнятой к небу волны.

(Н.Заболоцкий)

Я люблю воробьёв, этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь весёлыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана.

Воробьи не обладают изяществом и красотой, звонко петь не умеют, но всё же милы мне эти весёлые, маленькие, дерзкие разбойники.

(По И.Соколову-Микитову).



Жучка и вправду была неказиста на вид. Вместо шерсти у неё висели какие-то серые лохмотья, в косматых ушах и облезлом хвосте засели репьи, морда вся заросла, и только глаза были у неё хороши. Большие, прозрачные, жёлтые, как янтарь, они глядели так умно и внимательно, что казалось -

вот-вот Жучка заговорит человеческим голосом.

(В.Дмитриева «Малыш и Жучка»).

Выросла всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами.

На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.

(А.Куприн «Ю-Ю»).



© 2010-2022