Употребление качественных, относительных и притяжательных прилагательных (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Казахстан, Южно-Казахстанская область, г. Шымкент, ОСШ № 51

Учительница русского языка и литературы Кожихова Р.М.

10 класс

Тема: Употребление качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Цель: дать понятие разрядом прилагательного; на примере текста развитие кругозора у учащихся в области музыки, познакомить с великим композитром П.И. Чайковским; усвоить новые слова; развитие устной речи учащихся; повторить оканчания прилагательных.

Оборудование: портрет П.И.Чайковского, файлы с заданием, тексты, слова на доске, таблица.

Ход урока:

1.Оргмомент. Мобилизация внимания учащихся на урок.

Сообщаем темы, цели урока.

2. Контроль знаний учащихся.

- Что называется прилагательным? /Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? .../

-Примеры?

Учитель. По значению и форме прилагательные делятся на три разряда.

Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени. (имеют сравнительную степень)

Например: темная туча - темнее

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета6 который не может в предмете быть в большей или меньшей степени (не имеют сравнительной степени).

Например: деревянный ящик, золотое кольцо

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? Чья? Чье? Чьй?

Например: лисья нора, мамина дочь

3. Определите разряд прилагательных.

Объясните.

Высокий человек - кач. (выше), ноябрский день - отн., быстрое течение - кач. (быстрее), деревянная дверь - отн., яркое солнце - кач. (ярче), метровая палка - отн.

4. Работа по файлам. Определите разряд прилагательного. Дописать окончания прилагательных. (Играет тихая музыка).

1- вариант 2- вариант

Музыкальн... произведение силнь... голос

Театральн.... сезон близк... путь

Красив.... мелодия золот... медаль

Хорош.... люди народн... мелодия

Тих.... музыка деревенн... солдатик

Звонк... голос сильн... концерт

Учащиеся меняются файлами.

Проверяют оценивают друг-друга. Считаем ошибки. Учитель оценивает учащихся.

5. Беседа с классом.

-Каких композитров вы знаете? /Курмангазы, Дина Нурпеисова, Верди, П.И.Чайковский\.

6. Работа по тексту «П.И. Чайковский» на каждой парте лежит текст.

А вы слышали музыку Чайковского? Наверняка вам хорошо знакомы «Танец маленьких лебедей», «Марш деревянных солдатиков», «Детский альбом», «Времена года». Все это создано Чайковским.

Музыкой Чайковский начал заниматься довольно рано- с пяти лет его стали обучать игре на фортепиано. Петр Ильич закончил в Петербурге училище правоведения, стал профессиональным юристом.

Но музыка влекла к себе неудержимо, и в 1862 году Чайковский поступил в Петербургскую консерваторию и закончил её с золотой медалью. Пётр Ильич Чайковский стал композитором.

Последний год своей жизни Пётр Ильич провел в подмосковном Клину. Та сейчас находится его дом-музей. Раз в год, в день рождения композитра, лучшие пианисты мира играют на рояле прой\изведения Чайковского.

/Детская энциклопедия/

1.Чтение текста учащимися по абзацу

2. Пересказ учащихся текста по абзацу.

3. Словарная работа.

Запомните написание слов: фортопиано, юрист, консерватория, композитор, пианист, рояль

4. Работа над произношением слов

5. Задание. Выписать словосочетания «прилагательное+существительное». Определить разряд прилагательных.

Маленькие лебеди - кач., деревянные солдатики - отн., детский альбом - отн., профессионльный юрист -отн., золотая медаль - отн., последний год - отн., подмосковный Клин - отн., лучшие пианисты - кач.

Проверяем.

7. Беседа с классом.

- Что мы узнали сегодня о прилагательном? /учащихся отвечают/.

- Что мы узнали о Чайковском?

Вывод урока.

Выставление оценок.

8. Играет музыка Чайковского.

Учащихся выполняют упражнение 2 стр. 84.



© 2010-2022