- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Система работы учителя по повышению творческой активности учащихся через применение педагогики сотрудничества»
«Система работы учителя по повышению творческой активности учащихся через применение педагогики сотрудничества»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова О.Г. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Система работы учителя по повышению творческой активности учащихся через применение педагогики сотрудничества»
Уважаемые коллеги, представляя сегодня свой скромный опыт, хотела обойтись без цитат и высказываний. Но слова В. Распутина так точно определяют высочайшую значимость нашего труда, что я прочитаю их: «В руках учителя литературы самое богатое наследие мира, самое влиятельное учение о добре… Это могучая ограда от зла, если ее правильно выстроить».
За многие годы работы «выстроилась» система работы, предусматривающая не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений (приложение 1). Осуществляя руководство учебно-познавательной деятельностью, одновременно стимулирую самостоятельную работу, активность и творческий поиск. Близка мне по духу основная идея педагогики сотрудничества - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагога на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа результатов деятельности. Конечно, это нелегко. Подлинное сотрудничество - это длительный процесс перестройки мышления и учителя, и учащихся. Необходимо полностью отказаться от схемы «услышал - запомнил - пересказал» и перейти к схеме «познал в совместном поиске вместе с учителем и одноклассниками - осмыслил - сказал - запомнил».
Повышение творческого потенциала учащихся реализуется в различных формах урочной и внеурочной деятельности. Остановимся на уроке литературы. Художественная деятельность, как известно, основывается на триаде: писатель - произведение - читатель и проходит три фазы развития (приложение 2).
Система творческих заданий, позволяющая включить в процесс художественного познания личность ученика и ориентированная на развитие творческого потенциала учащихся, базируется на основании этих положений. На каждой из фаз доминирует определенная функция творчества (приложение 3).
Представим вашему вниманию модель изучения темы «Былины», составленную в соответствии с вышеуказанными теоретическими положениями.
Известно, что это один из самых сложных жанров русского фольклора. Необходимо преодолеть противоречие между интересом ребят к героическому сюжету и трудностью восприятия формы произведения. Это возможно только при помощи системы творческих заданий.
Модель темы «Былины»
I Общая творческая установка - после изучения темы ученики создадут былину собственного сочинения.
II Активизация знаний о жанрах у н т использование экранных пособий, иллюстраций (предкоммуникативная фаза).
-
Задания:
-
устно описать богатыря, его снаряжение, используя постоянные сказочные эпитеты;
-
показать, как гиперболы отразились в иллюстрациях;
-
придумать короткий рассказ о поле боя, природе, окружающей богатыря.
-
2) Овладение новой лексикой (особенность былин состоит в том…, для былины характерно…, герой былины неизменно…, признаки былины в эпической неторопливости, степенности…).
3) Чтение и обсуждение статьи учебника.
Теперь, когда ребята заинтересованы, надо включить их творческий потенциал (коммуникативная фаза).
II Чтение былины и учебный анализ текста.
Творческие вопросы и задания:
-
В произведениях у н т богатырский конь - всегда верный помощник своего хозяина. Найдите в былине описание коня Ильи Муромца, перечитайте его. С какой целью используются гиперболы?
-
Описание свиста Соловья-разбойника повторяется в былине несколько раз. С какой целью?
-
Перечитайте эпизод поединка. Как вы думаете, что помогло богатырю победить злодея?
-
Как в былине выражается отношение народа к богатырю и князю?
-
Используя известные вам пословицы, сформулируйте основную идею былины.
Словарная работа (языковые задания):
-
заполни пропуски в строке или восстанови строчку по последнему слову:
«Выезжал (удаленький, дородный, добрый) молодец».
«Все (лазоревы цветочки) осыпаются» и т.д;
-
найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Определите их роль;
-
как выражается сказителем отношение к персонажам в словах типа: Змеище, Идолище?
-
покажите роль эпитетов в произведении.
Игры «Кто быстрее и больше?»
-
кто быстрее и больше вспомнит былинных гипербол, сравнений, постоянных эпитетов;
-
кто быстрее и больше вспомнит и запишет слова современного языка, имеющие общий корень со словами: стольный, молодец и т.д.
III Посткоммуникативная фаза - творческая мастерская «Не перевелись еще певцы-сказители».
1) Повторение:
-
схема былины;
-
значение зачина, концовки, повторов;
-
в былине изображается событие в развитии, герой - в действии;
-
особенности былинного языка.
2) Написание собственной былины.*
Бывает так, что творческий всплеск рождается у учащихся спонтанно, как эмоциональный отклик. Так в конце урока по творчеству Марины Цветаевой Маша Д. подает мне вот этот листочек.*
Слушаем, затаив дыхание, забыв про перемену взволнованные строки. И так было не раз и не два.
Художественное произведение - это сгусток душевной жизни, настроений, запросов, мыслей, поэтому система творческих работ - явление гибкое и многогранное. В кабинете постоянно пополняется папка с видами творческих заданий для учащихся 5-11 классов (приложение 4).
Мы не останавливаемся на заданиях, помещенных в рабочих тетрадях. Работа в них ведется постоянно, многие задания интересны и содержательны.
В 7-8 классах задания усложняются (приложение 5).
В 9-11 классах жанры сочинений на новом литературном материале повторяют письменные работы предшествующего периода, но более расширены по глубине, сложности (приложение 6).
Конкретизируем задания на примере 10 класса (приложение 7).
В старших классах продумываю разноуровневые задания. Вашему вниманию представлю задания по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (приложение 8).
Приглашаю в свою «творческую мастерскую». Проследим, как используются творческие задания на уроках. Обобщающий урок по лирике В. Маяковского проведен в форме литературной игры «издание книги». Вместе с учащимися определим цель: разрушить штамп, показать поэта настоящим, сомневающимся, страдающим, любящим. Подготовлены макет книги, обложка, титульный лист, иллюстрации. С помощью учителя отобран материал для «книги», свидетельствующий о многогранности и глубине поэзии Маяковского.
На уроке по теме: «Трилогия вочеловечения» как отражение творческого пути А. Блока» использовала метод проектов. Руководители групп выступили с защитительной речью.* В защиту проекта входили разные виды творческих заданий: чтение стихотворения с обоснованием выбора, сравнительный анализ, оформление обложки сборника стихов Блока* и др.
Сопоставив пушкинский «Памятник» и поэтическое завещание Блока «О, я хочу безумно жить…», приходим к выводу (представляем его в диаграмме), что позиции двух великих поэтов «золотого» и Серебряного века совпадают: «добро» и «свобода» должны царить в мире.
Экспертная группа по специально разработанным схемам оценивает работу групп, класса и свою работу по специально разработанным критериям: полнота раскрытия темы, доказательность, культура речи, слаженность работы группы.
Групповой проект, средней продолжительности по времени использован на уроке по лирике С. Есенина в 11 классе. Ребята выдвинули гипотезу, что любовная лирика Есенина, стихи о любви Пушкина и ранняя лирика Абая взаимосвязаны и действительно доказали это.
На уроке внеклассного чтения «Духовное единство русской поэзии и прозы» мы стали исследователями и на основе анализа рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи», стихотворений Ф.И. Тютчева и Е.В. Курдакова сделали вывод об объединяющей идее духовности русской литературы. «Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека», - эти мудрые слова Абая стали ключом к пониманию темы. В ходе исследования заполнили сравнительно-обобщающую таблицу, отражающую взаимосвязь произведений таких разных авторов, показали общность тем, сквозных образов, общечеловеческую ценность произведений.
На этом уроке мы слушали проникновенную исповедь Лукерьи, сочинение от лица героя. * Талантливая девочка подготовила потрясающие иллюстрации к снам Люкерьи, интересно была представлена творческая работа «Диалог о Тютчеве».
Урок-исследование, урок-размышление затронул сердца и души моих воспитанников. Никого не оставил равнодушным финал урока, когда мы слушали романс В.П. Чуевского «Гори, гори, моя звезда». Благодаря удивительной духовности текста стихотворения и чудесной музыке Петра Булахова он стал жемчужиной русского романса.
Внеурочная деятельность учащихся позволяет предельно индивидуализировать и активизировать работу по повышению творческого потенциала учащихся (приложение 9).
Учитель многое может, учитель много значит, главное - помнить, что «без души и помыслов высоких путей от сердца к сердцу нет» (Гете).
Приложение 1
Система работы учителя
-
-
Целеполагание
-
Повышение качества
знаний
-
Формирование высоконравственной личности
Содержание урока:
-
выполнение требований государственного стандарта в соответствии с прогнозируемой моделью ученика;
-
отбор учебного материала с учетом регионального компонента и интеграции курсов:
-
трактовка произведения, раскрывающая общечеловеческие ценности;
-
проблемное обучение;
-
связь учебного материала с интересами и потребностями учащихся;
-
целостная, компактная подача материала с применением опорных схем, таблиц;
-
использование лексико-грамматического материала с целью совершенствования монологической речи учащихся.
Формы и методы ведения урока:
-
адекватность форм и методов ведения урока содержанию и целям;
-
направленность каждого метода на усиление эмоционального воздействия произведения;
-
гибкая система различных видов деятельности в процессе индивидуальной, групповой, коллективной работы;
-
использование активных форм обучения, позволяющих раскрыть содержание субъективного опыта учащихся;
-
использование творческих заданий, обеспечивающих выполнение госстандарта и работу с одаренными учащимися.
Стиль деятельности педагога:
-
повышение творческого потенциала учащихся;
-
«педагогический романтизм»;
-
опора на личный опыт учащихся;
-
организация познавательной деятельности через диалогическое общение;
-
создание на уроке атмосферы психологического комфорта.
Рефлексия
-
мониторинг результативности работы;
-
анализ уровня воспитанности учащихся;
-
анализ результатов участия воспитанников в конкурсах и олимпиадах.
Концептуальные основы образования Республики Казахстан
-
Приложение 2
-
Художественная деятельность
писатель
произведение
читатель
фазы художественного постижения произведения
предкоммуникативная
коммуникативная
посткоммуникативная
Приложение 3
Система творческих заданий
Целеполагание:
постижение художественной идеи произведения, выработка собственной читательской позиции.
Предкоммуникативная фаза художественного восприятия
Коммуникативная фаза художественного восприятия
Посткоммуникативная фаза художественного восприятия
-
стимулирующие творческие задания
-
анализирующие задания
-
актуализирующие задания
-
познавательные задачи и задания
-
творческие задания
-
художественно-операциональные задания
Приложение 4
Творческие работы учащихся 5-6 классов
-
сочинение загадок, сказок, былин, басен;
-
конкурс иллюстраций;*
-
составление киносценария;
-
отзыв о прочитанной книге;
-
сочинения разных типов;
-
портрет литературного героя;
-
рассказ об интересном событии;
-
пересказ от лица героя;
-
инсценирование;
-
придумать свой вариант развития событий финала;
-
составление викторины;
-
придумать обложку к книге; *
-
составление кластера;
-
сообщение «Мне поручили эту роль…»*
Приложение 5
Творческие задания для учащихся 7-8 классов
-
дневник героя;
-
письмо литературного героя;
-
путевые заметки;
-
проект памятника герою;
-
сравнительная характеристика героя;
-
сопоставление близких героев разных авторов;
-
эссе и др.
Приложение 6
Виды творческих работ в 9-11 классах
-
Мини-сообщения по темам.
-
Выписать ключевые определения, характеризующие персонажей.
-
Определить основные приемы, используемые автором.
-
Анализ (комментарий) произведения.
-
Сопоставление образов.
-
Характеристика персонажа.
-
Аргументация оценочных суждения.
-
Составить план представления автора и героя.
-
Отзыв или рецензия на произведение.
-
Выбрать фрагменты, демонстрирующие особенность писательской манеры.
-
Составление синхроностической таблицы.
-
Подобрать репродукции, связанные с произведением.*
-
Подобрать музыкальные фрагменты, ассоциативно связанные с произведением.
-
Подготовить выписки оценочного характера из статей.
-
Составление текста по теме.
-
Составление опорных схем и таблиц.*
-
Устное сочинение.
-
Чтение наизусть с обоснованием выбора.
-
Подготовить свод цитат.
-
Подбор собственных тем к сочинению.
-
Провести самостоятельное исследование.*
-
Сопоставление произведения и его экранизация.
-
Подготовленный пересказ от лица героя, глав книги о писателе.
-
Составление вопросов к эпизоду.
-
Мои вопросы учителю.
-
Письменная работа «Размышляя над поэтической строкой».
-
Издание «книги».
-
Подготовка поэтического вступления к уроку.
-
Подборка стихов по определенной теме.*
-
Изобразительный эпиграф (эмблема-символ к уроку).*
Приложение 7
Виды творческих заданий в 10 классе.
-
Составить определение «обломовщины», используя статью Добролюбова.
-
Составить драматический словарик (афиша, действие, драма и т.д.).
-
Подобрать цитатный материал для характеристики персонажей.
-
Составить схему опорных положений по…
-
Написать письмо от лица одного из персонажей.
-
Подготовить справку об истории создания произведения.
-
Сделать выписки оценочного характера из статей.*
-
Написать сочинение-миниатюру.
-
Составить Кодекс чести новых людей (по роману Чернышевского). *
-
Составить схему опорных положений для сравнительной характеристики героев.
-
Чтение стихотворения наизусть с обоснованием выбора.
-
Лингвистический комментарий к произведению. *
Приложение 8
Разноуровневые задания по роману
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
III уровень:
-
Прочитайте и осмыслите статью учебника о романе «Мастер и Маргарита».
-
Подготовьте выразительное чтение стихотворения М. Колосовой «Мастер и Маргарита». Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
-
Перечитайте сатирические страницы романа. Как изображена литературная богема и деятели искусства?
-
Проследите по страницам романа за судьбой Мастера. Подготовьте высказывание «Почему он не заслужил света, а заслужил покой?
-
Подготовьте сообщение о Маргарите. Помогла ли она Мастеру?
-
Какое место автор отводит любви Мастера и Маргариты? Подготовьте чтение и анализ фрагмента их первой встречи.
-
Расскажите своими словами о поведении Пилата во время допроса.
II уровень:
-
Сравните отрывки из Евангелия и ершалаимские эпизоды. Составьте сравнительную таблицу.
-
Составьте схему опорных положений о «троемирии» романа.
-
Самостоятельный письменный анализ сцены допроса Иешуа.
-
Проанализируйте композиционное своеобразие романа.
-
Какое определение жанра романа вы можете предложить.
-
Проанализируйте приемы сатирического изображения писателей.
-
Подготовьте фрагмент-аргументацию, отвечающую на вопрос: «Добр ли Понтий Пилат или он действительно «свирепое чудовище?».
-
Найдите строки, которые могут стать эпиграфом к уроку. Аргументируйте свой выбор.
-
Подготовьте от лица одного из героев рассказ о встрече с Воландом и его свитой.
-
Выпишите словоряд, который создает настроение главы «Прощание и вечный приют».
I уровень:
-
Подготовьтесь к защите тем сочинений по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
-
Исследуйте причины популярности романа.
-
Каковы возможные объяснения отличия образа Иешуа от образа Иисуса Христа.
-
Какие, на ваш взгляд, вопросы были упущены на уроке. Можете ли вы ответить на них.
-
Найдите собственное решение вопроса: почему для массового читателя фигура Воланда привлекательнее фигуры Иешуа.
-
Что вы думаете о миссии Воланда.
-
Подготовьте реферат «Воланд и его свита».
-
Выделите критерии, по которым действовал Воланд.
-
Соответствует ли образ Левия Матвея евангельскому тексту.
-
Согласитесь вы или опровергните мнение автора учебника «Русская литература» Ф.Ф. Кузнецова об авторе романа «Мастер и Маргарита»: «здесь он и лирик, и сатирик, бытоописатель и фантаст, юморист и философ».
*
*