Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в 5 классе

      При реализации программы ФГОС по русскому языку следует учитывать увеличение учебной нагрузки  обучающихся при изучении данного предмета. Кроме  того следует обратить особое внимание на создание комфортной образовательной среды при изучении русского языка, так как по сравнению с начальной школой учебник 5 класса (вне зависимости от автора) предполагает увеличение материала теоретической части.  В статье рассматриваются принципы организации здоровьесберегающего образовательного пространства...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.С.Запольская

учитель русского языка и литературы

МАОУ « Итатская СОШ» Томского района


Здоровьесбережение на уроках русского языка в 5 классе.

В статье рассматриваются принципы организации здоровьесберегающего образовательного пространства на уроках русского языка при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, приводятся примеры физкультминуток с учётом повторения разделов русского языка в 5 классе.



В документах Министерства образования РФ под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся. При этом учитываются важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на здоровье обучающихся. Организация здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном пространстве при переходе из начальной школы в среднее звено представляет собой сложный технологический процесс, имеющий цели, задачи, организационные этапы, взаимосвязанные направления по педагогическому, медицинскому и психологическому сопровождению сохранения здоровья учащихся.

При обеспечении педагогического сопровождения процесса здоровьесбережение важно соблюдать следующие принципы:

1. диагностический - определение индивидуального здоровья учащихся; 2.комплексный подход - организация здоровьесберегающей деятельности в направлениях: педагогическом, психологическом, физическом;

3. ориентация на успех - способность динамично и обоснованно реагировать на преодоление проблем по внедрению здоровьесберегающей программы в реальную практику на уроках.

Ориентируясь на данные принципы в начале учебного года я, как учитель -предметник знакомлюсь с листом здоровья каждого учащегося, переходящего из начальной школы в среднее звено. При реализации программы ФГОС по русскому языку следует учитывать увеличение учебной нагрузки обучающихся при изучении данного предмета. Кроме того следует обратить особое внимание на создание комфортной образовательной среды при изучении русского языка, так как по сравнению с начальной школой учебник 5 класса (вне зависимости от автора) предполагает увеличение материала теоретической части. И если не применять в данном случае индивидуально - дифференцированный подход к работе на уроках, то мотивация к предмету, творческая инициатива и самостоятельность учащихся значительно снизится по сравнению с мотивацией в начальной школе.

Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

Структурными элементами уроков должны выступать:

* приветствие;

* опрос самочувствия;

* релаксация;

* оздоровительные упражнения;

* рефлексия;

* прощание.

Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся ещё один из немаловажных целей, на которые следует обратить внимание при подготовке к урокам.

Приведу несколько примеров простых физкультминуток, которые с одной стороны помогают повторить разделы русского языка, с другой стороны - создают позитивные эмоции на уроке у моих учащихся.


  1. Игра в глаголы. Первый учащийся - ведущий называет глагол и имя учащегося - исполнителя, который этот глагол будет показывать. После выполнения движения выбирается следующий ребёнок в классе учащимся, который показывал первый глагол и так по цепочке. В данном случае перед разминкой мы повторяем, на какие вопросы отвечает глагол и что он обозначает. Кроме того, последний глагол называет учитель, и весь класс выполняет заключительное движение. Фоном можно включить музыкальное сопровождение.

  2. Фонетическая игра «Гласные, согласные». Игра проводится по рядам. Учащимся раздаются карточки красного, синего и зелёного цвета. На доске записываются слова для каждого ряда. Называется первое слово и учащиеся ряда (например, первого) выходят к доске и встают поочерёдно в соответствии с произношением слова. Каждый ряд выходит 2 раза. В конце игры определяем ряд - победитель.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше.

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования и преподавателей и учащихся, но прежде всего - учащихся.

Источники:

  1. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М. :Вентана-Граф, 2008. - 112 с. - (Педагогическая мастерская).

  2. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.


3


© 2010-2022