Использование формы устного журнала при изучении темы Лексика на уроках русского языка

правильного  письма,  связной устной и письменной речи. -Развивать творческие способности студентов, воспитывать уважение к богатству русского языка. Задачи: Обобщить материал по теме «Синонимы. Антонимы». Развитие творческих способностей студентов. Тип урока: комбинированный. Форма урока: устный журнал с элементами семинара.                                                                  ХОД УРОКА 1. Организационное начало. Записать эпиграф в тетради, дать толкование. 2. Постановка целей уро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование формы устного журнала при изучении темы "Лексика" на уроках русского языка

Эпиграф на доске:

Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет.

Л.Толстой.

Тема: «Синонимы. Антонимы. Заимствованная лексика: старославянизмы, иноязычные слова»

Цели: Обобщить знания лексики современного русского языка с точки зрения её происхождения.

-Дать теоретические сведения о старославянизмах, об их особенностях; сведения об иноязычных словах.

-Воспроизвести знания о синонимах, антонимах.

-Развивать умения планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

-Развивать общеучебные умения и навыки орфографически правильного письма, связной устной и письменной речи.

-Развивать творческие способности студентов, воспитывать уважение к богатству русского языка.


Задачи:

Обобщить материал по теме «Синонимы. Антонимы».

Развитие творческих способностей студентов.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: устный журнал с элементами семинара.

ХОД УРОКА

1. Организационное начало. Записать эпиграф в тетради, дать толкование.

2. Постановка целей урока.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по просторам русского языка. Узнаем много интересного о лексике русского языка, ее особенностях, о жителях этой страны. И в этом нам поможет журнал «Лексика». Пролистав его страницы, мы вспомним материал об антонимах, синонимах, познакомимся со старославянизмами, узнаем историю некоторых слов, пришедших в русский язык из других языков. Итак, в путь…

3. Объяснение материала

Недоумением напрасно ты смущен:

Гостиная - одно, другое есть салон:

Гостиную найдешь в порядочном трактире,

Гостиную найдешь и ты в своей квартире,

Салоны ж созданы для избранных людей.

(П.Вяземский.)

- О каких словах идёт речь? Синонимы: гостиная, салон.

Далее учащиеся представляют исследовательский материал по синонимам.

Первая страница «Пестрое семейство» посвящена синонимам - разнозвучащим, но равнозначным словам и выражениям, изобилие которых в русском языке является красноречивым показателем его силы и гибкости.

Для закрепления теоретических сведений студенты выполняют ряд игровых упражнений.

КОС №1

Задание 1: подобрать не менее 3-х словв-синонимов к данному слову.

Спор - диспут, дискуссия, полемика, словопрение, пререкания.

Передвигаться - бежать, лететь, ехать, скакать, двигаться.

Холодный - мерзлый, ледяной, студеный.

Задание 2: расположите синонимы в порядке возрастания, вставив пропущенные буквы.

С двумя словами составьте предложения.

Б…льшой

Г…ган…ский

Гр…мадный

Исп…линский

…громный

В заключение студенты делают вывод: синонимы делают нашу речь точной, придают ей выразительность, позволяют избежать повторов.

Вторая страница «Великое противостояние» рассказывает о существовании в системе языка антонимов - слов разнозвучащих и противозначных, к которым мы прибегаем, чтобы выразить контрастные понятия, противопоставить одно явление другому.

Они сошлись. Вода и камень.

Стихи и проза, лед и пламень ...

(А.С.Пушкин.)

Вопросы для беседы:

Найдите антонимы в тексте. Что они обозначают?

Затем студенты выступают со своими творческими отчетами.

Для развития умений использовать антонимы в своей речи предлагается выполнить следующие упражнения

В литературоведении антонимы используются в заглавиях произведений у многих авторов. «Война и мир» Л.Н.Толстого, « Толстый и тонкий» А.П.Чехова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева. ИГРА "ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАРАФОН"

1. Продолжите название: укажите автора произведений.

  • "Война и ..."

  • "Отцы и ..."

  • "Волки и ..."

  • "Живые и ..."

  • "Толстый и ..."

2. Какой литературный прием лежит в основе данных произведений? - В произведениях используется стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств, которая называется антитезой.

Игра «Бумеранг»

Задание: сочетание, пущенное к вам, должно вернуться антонимом.

Близкий берег - далекий берег

Близкий человек - далекий человек

Веселая комедия - скучная комедия

Веселое настроение - грустное настроение

Глубокий колодец - мелкий колодец

Глубокие знания - поверхностные знания

Мелкая рыба - крупная рыба

Мелкая река - глубокая река

Игра «Кто быстрее»

Задание: подобрав к словам антонимы, у вас получится слово.

Грязный - чистый

Искусственный - естественный

Трусливый - смелый

Мягкий - твердый

Грубый - нежный

Замкнутый - общительный

Слабый - сильный

Светлый - темный

+ ь

Ответ: честность

Далее студенты делают вывод: какова функция антонимов в нашей речи .

Антонимы делают нашу речь выразительной, позволяют использовать прием противопоставления.

Следующие страницы посвящены заимствованной лексике. Учащиеся знакомятся со старославянизмами, иноязычными словами.

Третья страница «Легендарная быль славян» открывается с чтения стихотворения С.Крыжановского (включается аудиозапись со звоном колоколов).

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетания «оло» и «оро» -

Вран и ворон, молод и млад?

Человек некий имел два сына …

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на

Го-ло-са

До-ро-га

Я усвоил твердо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык.

Далее студенты отчитываются о проделанной исследовательской работе по старославянизмам.

Далее определяем русское соответствие старославянизмов.

Глава - голова

Рамена - плечи

Голени - колени

Персты - пальцы

Очи - глаза

Уста - губы

В следующих примерах найдите старославянизмы, укажите их признаки, подберите к каждому из них однокоренное русское слово.

1)…Раздался звучный глас Петра. 2)И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)…Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья.

(Из произведений А. С.Пушкина)

Ответы: глас - голос, пред - перед, могущ - могуч, млат - молот, полнощи - полночи, бразды - борозды, младость - молодость.

В конце данной страницы студенты делают вывод о том, что старославянизмы используются в речи для создания торжественной, высокой речи.

Четвертая страница «Знакомые незнакомцы» знакомит студентов с появлением в русском языке иностранных слов.

Но панталоны, фрак, жилет -

Всех этих слов на русском нет.

(А.С.Пушкин)

Выступление по индивидуальному заданию.

4. Выступление творческих групп

С целью развития устной речи студентов и творческих способностей предлагается задание: составить рассказы - миниатюры и инсценировать их с использованием лексики, пришедшей из английского языка (финиш, спорт, спортсмен, футбол, баскетбол, волейбол, бокс, хоккей), испанского языка (гитара, серенада, ваниль, томат, лимон, банан), французского языка (костюм, капот, жакет, жилет, пальто, блуза, фрак, вуаль).

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

(Текст записывается под диктовку.)

Красив русский лес зимою. Чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты ветви высоких и маленьких елей, одетых в темно-зеленые кафтаны. От зари до зари хочется наблюдать за этой чудесной картиной.

Лексико-фразеологический разбор текста.

  1. Найдите заимствованные слова.

  2. Подберите синонимы к словам: согнулись, чудесный.

  3. Подберите антонимы к словам: тяжелые, белые.

  4. Найдите контекстуальные антонимы.

КОС №7 Сочинение - миниатюра

Хороший - славный - превосходный -замечательный - отличный.

Краткий - короткий - лаконичный -сжатый -немногословный.

Вежливый - благовоспитанный - деликатный - корректный - обходительный - тактичный - учтивый.

Разрушать - создавать, творить, строить.

Любовь - ненависть, недоброжелательность, враждебность.

5. Обобщение материала

6. Итог урока. Урок заканчивается чтением стихотворения балкарского поэта М.Геттуева:

Спросят меня: что похоже на море?

Русский язык, - не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом.

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом,

К людям хорошим в далекие страны

Катятся волны с горячим приветом.

Русское слово я пил неотрывно,

Как родниковую звонкую воду;

Сколько бы влаги живой ни вбирал я -

Жажда сильнее была год от году.

Русский язык! В нем, как в море бездонном,

Черпаю силы для смелых решений;

Он вдохновляет на труд беззаветный

Ради грядущих прекрасных свершений!

Помни: слова - одежда твоих мыслей. Пусть же слова твои будут всегда красивыми и ясными, а мысли - добрыми и разумными.




Приложение.

КОС 1.Выполняем в тетрадях. (Самопроверка).

Игра «Аукцион»

Задание: назвать слово-синоним к данному слову.

Спор - диспут, дискуссия, полемика, словопрение, пререкания.

Передвигаться - бежать, лететь, ехать, скакать, двигаться.

Холодный - мерзлый, ледяной, студеный.

Игра «Кто хочет стать грамотным»

Задание: расположите синонимы в порядке возрастания, вставив пропущенные буквы.

Составьте с двумя словами предложения.

Б…льшой

Г…ган…ский

Гр…мадный

Исп…линский

…громный

КОС 2 Взаимопроверка

В литературоведении антонимы используются в заглавиях произведений у многих авторов. «Война и мир» Л.Н.Толстого, « Толстый и тонкий» А.П.Чехова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева. ИГРА "ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАРАФОН" (игру проводит студент посредством компьютерной презентации).

1. Продолжите название: укажите автора произведений.

  • "Война и ..."

  • "Отцы и ..."

  • "Волки и ..."

  • "Живые и ..."

  • "Толстый и ..."

2. Какой литературный прием лежит в основе данных произведений? - В произведениях используется стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств, которая называется антитезой.

Игра «Бумеранг»

Задание: сочетание, пущенное к вам, должно вернуться антонимом.

Близкий берег - далекий берег

Близкий человек - далекий человек

Веселая комедия - скучная комедия

Веселое настроение - грустное настроение

Глубокий колодец - мелкий колодец

Глубокие знания - поверхностные знания

Мелкая рыба - крупная рыба

Мелкая река - глубокая река



Игра «Кто быстрее»

Задание: подобрав к словам антонимы, у вас получится слово.

Грязный - чистый

Искусственный - естественный

Трусливый - смелый

Мягкий - твердый

Грубый - нежный

Замкнутый - общительный

Слабый - сильный

Светлый - темный

+ ь

Ответ: честность

3. Анекдоты. На каких лексических явлениях они основаны?

В парикмахерской:

- Вы можете меня побрить?

- Да, но только "Невой".

- Да я и не вою. (Омонимия, омоформы)

- Как сделать заливное из осетрины?

- Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр. (Жаргонизмы)

КОС 3 Исследовательская работа по старославянизмам.

Кос №3 Далее определяем русское соответствие старославянизмов.

Глава - голова

Рамена - плечи

Голени - колени

Персты - пальцы

Очи - глаза

Уста - губы

В следующих примерах найдите старославянизмы, укажите их признаки, подберите к каждому из них однокоренное русское слово.

1)…Раздался звучный глас Петра. 2)И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)…Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья.

(Из произведений А. С.Пушкина)

Ответы: глас - голос, пред - перед, могущ - могуч, млат - молот, полнощи - полночи, бразды - борозды, младость - молодость.

Кос 4. Выступление творческих групп

С целью развития устной речи студентов и творческих способностей предлагается задание: составить рассказы - миниатюры и инсценировать их с использованием лексики, пришедшей из английского языка (финиш, спорт, спортсмен, футбол, баскетбол, волейбол, бокс, хоккей), испанского языка (гитара, серенада, ваниль, томат, лимон, банан), французского языка (костюм, капот, жакет, жилет, пальто, блуза, фрак, вуаль).

КОС 6 РАБОТА С ТЕКСТОМ. Самопроверка.

(Текст записывается под диктовку.)

Красив русский лес зимою. Чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты ветви высоких и маленьких елей, одетых в темно-зеленые кафтаны. От зари до зари хочется наблюдать за этой чудесной картиной.

Лексико-фразеологический разбор текста.

  1. Найдите заимствованные слова.

  2. Подберите синонимы к словам: согнулись, чудесный.

  3. Подберите антонимы к словам: тяжелые, белые.

  4. Найдите контекстуальные антонимы.



КОС №7 Сочинение - миниатюра

Хороший - славный - превосходный -замечательный - отличный.

Краткий - короткий - лаконичный -сжатый -немногословный.

Вежливый - благовоспитанный - деликатный - корректный - обходительный - тактичный - учтивый.

Разрушать - создавать, творить, строить.

Любовь - ненависть, недоброжелательность, враждебность.


© 2010-2022