Тогда и теперь» (по отрывку из мифа Гесиода «Пять веков» и рассказу М. Казиты «Списки»)

Национально-региональный компонент входит в структуру литературного образования; его целью является формирование читателя, способного адекватно воспринимать, творчески осваивать духовные, нравственные, эстетические ценности, заключенные в литературе родной и русской.        На уроке  «Тогда и теперь» (по отрывку из мифа Гесиода «Пять веков» и рассказу М.Казиты «Списки») преследовались общие и частные цели. Общие - познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода  о логике ра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТОГДА И ТЕПЕРЬ.

( Гесиод «Пять веков» (отрывок из поэмы «Трудные дни» в переложении Н.Куна, М.Казиты «Списки» (перевод с осетинского К.Дзугаева)).

Учитель русского языка и литературы Микоэльян Наталья Борисовна.

ЦЕЛИ.

Общие - познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода о

логике развития человеческого общества: обсудить проблему, отраженную в

мифе: «По какому пути движется человечество: по пути уважения

общепринятых правил или же пренебрежения ими?»

частные - познакомить с новым видом мифологического повествования; продолжить

формирование навыков лексической работы ; обогатить представление об

эпитете, аллегории.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Рисунки учащихся, эпиграфы на доске:

«Род людской уже давно был бы счастлив, если бы употребил свой гений на то, чтобы не делать глупостей, а не на то, чтобы бороться с их последствиями. Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности - женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, злодеев и людей достойных.».

А.Франс

«Война - незаживающая рана, которую получил мир.»

Б.Пристли

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя:

Что более свойственно человеку - уважение общепринятых правил или пренебрежение ими? - этот вопрос волновал людей еще в древности. Один из возможных ответов дан в мифе «Пять веков», другой в рассказе осетинского писателя Мелитона Казиты «Списки». Я думаю, что мы с вами попытаемся сегодня ответить на этот вопрос.

2. Чтение заранее подготовленным учеником мифа «Пять веков».

3. Лексическая работа.

Найдите в тексте эпитеты, характеризующие каждый век в целом, и слова, характеризующие жизнь людей каждого века.

4. Беседа по вопросам.

1. Какой из веков оценивается Гесиодом как самый безоблачный, самый счастливый для живущих в нем людей? Почему?

2. В какие века, созданные, согласно мировосприятию древних греков, богами Олимпа, у людей была возможность выбирать ту или иную линию поведения? Какой выбор они сделали? Каковы были последствия этого выбора?

3. Учащиеся дают ответ на заранее предложенный вопрос: «В каком веке ты живешь сейчас? Постарайся описать «свой век», не упуская ни светлых, ни темных сторон.»

5. Слово учителя. Чтение рассказа Мелитона Казиты «Списки».

А теперь давайте посмотрим, как характеризует «свой век» осетинский писатель

Мелитон Казиты, какие проблемы, волнующие наш народ, поднимает он в своем рассказе «Списки»?

6. Беседа по вопросам.

1. Какие чувства и мысли вызвал рассказ?

2. Как вы думаете, к кому он обращен?

3. О каком времени пишет автор? Как его характеризует?

4. Почему рассказ называется списки?

5. Почему Бачачо составляет списки погибших?

6. Куда стал исчезать дедушка Пиран?

7. С каким напутствием в последний раз обратился он к внуку?

8. Выполнил ли Бачачо последнее напутствие деда?

9. Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?

10. Как она связана с древнегреческим мифом?

7. Итоговый вопрос, заявленный в начале урока: «Что более свойственно человеку - уважение общепринятых правил или пренебрежение ими?»

После обсуждения древнегреческого мифа и рассказа осетинского писателя как вы можете ответить на него?

8. Завершение урока. Слово учителя.

Мне хотелось бы наш урок закончить стихотворением известной осетинской поэтессы Ирины Гуржибековой, В нем звучит призыв к нам, живущим сегодня:

Остановитесь, люди!

Как мы скучны и странны,

Только и выясняем,

Кто правей, кто левей.

Разве на ваши паласы не капает кровь с экрана?

К вам во сне не приходит

Боль чужих сыновей?

Остановитесь, люди!

Вы ведь сначала люди,

А уж потом чеченцы,

Чехи и латыши.

Остановитесь, люди!

Жизни второй не будет.

Тела - уж это точно,

Может быть, и души.

Так давайте же, пока не поздно, спасать наши души, уважая общепринятые правила жизни человечества, а не пренебрегая ими!

9. Домашнее задание.

Расспросите родителей о том времени, в котором они жили, будучи в вашем возрасте.

Изменилось ли оно? В чем? Как они характеризуют время, в котором живут сейчас? Подготовьте рассказ о состоявшемся разговоре.

© 2010-2022