- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тогда и теперь» (по отрывку из мифа Гесиода «Пять веков» и рассказу М. Казиты «Списки»)
Тогда и теперь» (по отрывку из мифа Гесиода «Пять веков» и рассказу М. Казиты «Списки»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Микоэльян Н.Б. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТОГДА И ТЕПЕРЬ.
( Гесиод «Пять веков» (отрывок из поэмы «Трудные дни» в переложении Н.Куна, М.Казиты «Списки» (перевод с осетинского К.Дзугаева)).
Учитель русского языка и литературы Микоэльян Наталья Борисовна.
ЦЕЛИ.
Общие - познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода о
логике развития человеческого общества: обсудить проблему, отраженную в
мифе: «По какому пути движется человечество: по пути уважения
общепринятых правил или же пренебрежения ими?»
частные - познакомить с новым видом мифологического повествования; продолжить
формирование навыков лексической работы ; обогатить представление об
эпитете, аллегории.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Рисунки учащихся, эпиграфы на доске:
«Род людской уже давно был бы счастлив, если бы употребил свой гений на то, чтобы не делать глупостей, а не на то, чтобы бороться с их последствиями. Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности - женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, злодеев и людей достойных.».
А.Франс
«Война - незаживающая рана, которую получил мир.»
Б.Пристли
ХОД УРОКА.
1. Вступительное слово учителя:
Что более свойственно человеку - уважение общепринятых правил или пренебрежение ими? - этот вопрос волновал людей еще в древности. Один из возможных ответов дан в мифе «Пять веков», другой в рассказе осетинского писателя Мелитона Казиты «Списки». Я думаю, что мы с вами попытаемся сегодня ответить на этот вопрос.
2. Чтение заранее подготовленным учеником мифа «Пять веков».
3. Лексическая работа.
Найдите в тексте эпитеты, характеризующие каждый век в целом, и слова, характеризующие жизнь людей каждого века.
4. Беседа по вопросам.
1. Какой из веков оценивается Гесиодом как самый безоблачный, самый счастливый для живущих в нем людей? Почему?
2. В какие века, созданные, согласно мировосприятию древних греков, богами Олимпа, у людей была возможность выбирать ту или иную линию поведения? Какой выбор они сделали? Каковы были последствия этого выбора?
3. Учащиеся дают ответ на заранее предложенный вопрос: «В каком веке ты живешь сейчас? Постарайся описать «свой век», не упуская ни светлых, ни темных сторон.»
5. Слово учителя. Чтение рассказа Мелитона Казиты «Списки».
А теперь давайте посмотрим, как характеризует «свой век» осетинский писатель
Мелитон Казиты, какие проблемы, волнующие наш народ, поднимает он в своем рассказе «Списки»?
6. Беседа по вопросам.
1. Какие чувства и мысли вызвал рассказ?
2. Как вы думаете, к кому он обращен?
3. О каком времени пишет автор? Как его характеризует?
4. Почему рассказ называется списки?
5. Почему Бачачо составляет списки погибших?
6. Куда стал исчезать дедушка Пиран?
7. С каким напутствием в последний раз обратился он к внуку?
8. Выполнил ли Бачачо последнее напутствие деда?
9. Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?
10. Как она связана с древнегреческим мифом?
7. Итоговый вопрос, заявленный в начале урока: «Что более свойственно человеку - уважение общепринятых правил или пренебрежение ими?»
После обсуждения древнегреческого мифа и рассказа осетинского писателя как вы можете ответить на него?
8. Завершение урока. Слово учителя.
Мне хотелось бы наш урок закончить стихотворением известной осетинской поэтессы Ирины Гуржибековой, В нем звучит призыв к нам, живущим сегодня:
Остановитесь, люди!
Как мы скучны и странны,
Только и выясняем,
Кто правей, кто левей.
Разве на ваши паласы не капает кровь с экрана?
К вам во сне не приходит
Боль чужих сыновей?
Остановитесь, люди!
Вы ведь сначала люди,
А уж потом чеченцы,
Чехи и латыши.
Остановитесь, люди!
Жизни второй не будет.
Тела - уж это точно,
Может быть, и души.
Так давайте же, пока не поздно, спасать наши души, уважая общепринятые правила жизни человечества, а не пренебрегая ими!
9. Домашнее задание.
Расспросите родителей о том времени, в котором они жили, будучи в вашем возрасте.
Изменилось ли оно? В чем? Как они характеризуют время, в котором живут сейчас? Подготовьте рассказ о состоявшемся разговоре.