Урок русского языка Имя прилагательное (2 класс)

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классеТема урока: Имя прилагательное.Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Форма урока: урок-игра «Заседание в редакции журнала».Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном как о части речи, обозначающий признак предмета, отвечающей на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных. Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном ле...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2-б классе.

Тема урока: Имя прилагательное.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок-игра «Заседание в редакции журнала».

Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном как о части речи, обозначающий признак предмета, отвечающей на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? закрепить лексико - грамматические признаки прилагательных.

Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создать условия для развития познавательного интереса к языку, организовать работу в группе; формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности и эстетических чувств.

Ожидаемые результаты.

-Будут знать определение и вопросы имени прилагательного и уметь использовать их в речи.

- Будут уметь изменять прилагательные по числам, и ед.ч. по родам.

- Приобретут умение работать в группах, научатся в процессе исследовательской беседы определять тему, будут использовать взаимооценивание и самооценивание.

- Будут понимать важность работы в сотрудничестве .

Оборудование: презентация, сигнальные карточки, таблички, экран, проектор, компьютер.

На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);

• информационно - коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);

• проблемное обучение (частично - поисковое).

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент

1 мин.

-Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Слайд 1

Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.

Приветствие учителя и гостей.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2

Введение в тему.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 мин.

-Сегодня мы готовим к выпуску страничку нашего классного журнала «Хочу всё знать!» под рубрикой «Весенняя»

- С каким настроением вы пришли сегодня?

- Какую часть речи вы употребили?

- Почему она так называется?

Чтобы нам было весело и интересно, нужно быть внимательным.

Настраиваются на урок.

Дети отвечают на вопросы.

-С весёлым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным).

- Имя прилагательное.

-Это слово к чему-то прилагается, присоединяется.


Предметные:

- правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3

Постановка цели и задач урока.(целеполагание)

5 мин.

Итак, сформулируйте тему нашего заседания и его цель.

- В редакции могут работать только грамотные люди. Предлагаю пройти тестирование.

ТЕСТ « Имя прилагательное».

На слайдах будут появляться вопросы и 3 варианта ответа. Выбрав правильный ответ, вы поднимаете карточку А, Б или В.

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы:

А) Кто? Что?

Б) Какой? Какая? Какое? Какие?

В) Что делать?

2.Имена прилагательные обозначают:

А)Предмет.

Б) Действие предмета;

В) Признак предмета.

3.Имена прилагательные употребляются в речи с:

А) Глаголами;

Б) Прилагательными;

В) Существительными;

4.Укажите имя прилагательное:

А) Холодает;

Б) Холод;

В) Холодный.

- Поздравляю, вы прошли испытания и все приняты на работу. Запишем число и тему нашего заседания.

8 апреля. Имя прилагательное.

-Пишем аккуратно, это качество очень нужно сотрудникам. Сядьте ровно и не забывайте об осанке.

Итак, наш класс превращается в редакцию журнала «Хочу всё знать!», и мы начинаем заседание.

Урок будет посвящен теме «Имя прилагательное». Мы будем обобщать знания об имени прилагательном - что обозначает, для чего используется в речи, как изменяется.

Дети поднимают карточку правильным ответом.

Предметные:

- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- задавать вопросы к именам прилагательным.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

4

Словарная работа.

3 мин.







-Сейчас мы проведем небольшую словарную работу. Я прочитаю загадки, вы догадайтесь, о каком слове идет речь, затем запишите его в тетрадь.

А) Человек, который собирает информацию, готовит сообщения и материалы для газеты, журнала, радио или телевидения.

Б) Человек, который занят отбором и формированием печатных материалов, редактированием текстов, иногда авторской работой.

В) Это творческие личности, создающие различные произведения искусства.

У него есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще - мольберт-треножник,

Потому что он …

- Что обозначают все эти слова, которые мы записали?

-Как шеф-редактор, я хочу набрать 3 группы, в каждой из которых будут журналисты, редакторы и художники.

Итак, мы будем работать в группах, давайте вспомним правила работы в группе.

1. Работать в группе дружно и активно.

2. Уметь слушать и уважать друг друга.

3. Внимательно относиться друг к другу.

Журналист.

Редактор

Художник


Журналисты, редакторы, художники - это всё профессии людей, создающих журнал.






Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

5

Структурирование полученных знаний

8 мин.

- Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему?


-Прилагательное по частоте употребления занимают третье место после глагола и после существительных.

Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, прилагательных около 2300.

На слайде - стихотворение С. Есенина «Черемуха». Настя нам его выразительно прочитает. А теперь выполним задание: 1 группа - найдет в тексте 1 предложение и выпишет из него имена прилагательные в тетрадь с вопросами.

2 группа найдет в тексте 2 предложение и выпишет из него имена прилагательные в тетрадь с вопросами. 3 группа - найдет в тексте 3 предложение и выпишет из него имена прилагательные в тетрадь с вопросами.

С.Есенин Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Проверка.

-Значение всех слов вам понятно? У нас возникла проблема. Давайте её решать.

- У вас на столах лежат толковые словари. 1 группа работает со словом «медвяная», 2 группа - со словом «пряная» и 3 - «гремучая». Находим значение этих слов.



Проверка.

-Она украшает нашу речь, делает выразительной, богатой.

- Прилагательное передает красоту, помогает услышать звуки, увидеть цвет, указывает на описание…




-Выполнение задания детьми письменно. Выделение прилагательных из текста с опорой на известные ученикам вопросы.





Роса медвяная - липкая сладкая жидкость, встречающаяся на листьях вербы, орешника, клёна, дуба, ясеня, плодовых деревьев и других растений.

Зелень пряная - это большая семья пряно-ароматических растений, которые делают пищу полезнее и вкуснее ( майоран, тимьян , орегано, мята, розмарин, эстрагон и другие).

Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки.

Предметные:

- уметь определять, значение имён прилагательных;

- учиться выяснять значение новых слов;

- учиться находить связь между существительным и прилагательным.


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

6

Физминутка.

1 мин.

«Как живешь?»

Как живёшь?
Вот так! (Показывать.)
Как идёшь?
Вот так!
А бежишь?
Вот так!
Ночью спишь?
Вот так!
Как грозишь?
Вот так!
А молчишь?
Вот так!

Пальчиковая гимнастика. «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем-трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим-солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем-жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.


7

Самостоятельная работа с самопроверкой.

7 мин.

Работа в группах.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а какие журналы вы любите читать? О, да вы разносторонне развитые сотрудники. А какая страничка вам особенно нравится?

- Попробуем разгадать «Путаницу». Верните прилагательные на свое место и поставьте к ним вопрос. Работаем, думаем и советуемся с коллегами.1 группа работает со словом «небо»,

2 группа - «солнце», 3 группа - «ветер».

«Путаница»

Небо Солнце Ветер

сильный голубое безоблачное

лучистое холодный яркое

теплый хмурое весеннее

Ответы детей.

-Ребусы, загадки и шарады.

Небо (какое?) голубое, безоблачное, хмурое.

Солнце (какое?) лучистое, яркое, весеннее.

Ветер (какой?) теплый, сильный, холодный. (Сверяют с записями на слайде, ставят констатирующую оценку)

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

8

Творческое задание. «Дарю весну»

6 мин

-Вот и подходит к концу наше заседание. Давайте посмотрим, как выглядит наша страница. Вам нравится? А мне кажется, чего-то не хватает? Предлагаю вам сейчас стать художниками и сделать нашу страницу яркой, красочной, как имена прилагательные, создать из заготовок под красивую мелодию весенний букет.

И вот страница под рубрикой «Весенняя» журнала «Хочу всё знать!» готова. Можно поместить её в классный уголок.

Дети в группах создают композицию-аппликацию из ладошек-заготовок.

9

Рефлексия. Итог урока.

5 мин.

-Какая у нас сегодня была работа на уроке?

- Какое настроение было у вас сегодня?

- А вы, ребята, у меня сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, приветливые…

-Сегодня мы отлично поработали и вспомнили все, что знаем об имени прилагательном, а теперь разрешите мне, как шеф-редактору, в конце заседания взять интервью у вас, ребята. Используйте предложенные на слайде слова, скажите всего одно предложение, которое подведёт итог нашей работы.

узнал

Я запомнил

научился

повторил

- Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Дорисуйте и поднимите тот, который соответствует вашему настроению, вашей работе на уроке.

Ваши ответы хочется подытожить словами:

Очень занимательное -

Имя прилагательное,

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это!

Как без признаков предмета

Будешь спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Не скажем мы "прекрасное",

Не скажем "безобразное"!

Не скажем маме "милая, красивая, любимая",

Отцу и брату, и сестре,

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ны-е.

Чтобы всё отлично стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

Отвечают на вопросы учителя.




Оценивают своё настроение с помощью смайликов настроения.

Ученик рассказывает стихотворение.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

10

Домашнее задание дифференцированное (по выбору учащихся)

1 мин.

Домашнее задание

- Придумайте и запишите загадку, используя имена прилагательные.

Или: Найдите в народном фольклоре и запишите загадку с именами прилагательными.

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022