Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе разработана на основе Федерального компонент стандарта общего (основного) образования для 5-9 классов, Федерального закона об образовании №273-ФЗ от 29.12.2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа


Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса, нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку, требования к уровню подготовки учащихся; календарно- тематическое планирование, контрольно- измерительные материалы, перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета


Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.


Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.


Цели обучения:


  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

При планировании количество часов не изменилось по отдельным темам. Дополнений и изменений не внесено.

Место предмета в учебном плане образовательного учреждения


Рабочая программа по русскому языку составлена на основании базисного учебного плана из расчета 2 учебных часа в неделю. Общее количество часов - 68, из них контрольных работ - 8, уроков по развитию речи - 14.

Межпредметные связи на уроках русского языка

В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наи­более тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведе­ния для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреб­лением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, со­чинению и т. п.).

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе лите­ратуры, изобразительного искусства (антоним, антитеза, конт­раст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными сло­вами, широко вводят их в речь; при изучении географии - с во­просами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии - с вопросами мышления и речи; при занятиях музы­кой - со звуком, тембром, интонацией.

Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые

приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел ху­дожника, понимать язык этого вида искусства. При этом школь­ники учатся находить словесный эквивалент зрительным обра­зам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают луч­шее понимание школьниками изучаемого материала и более вы­сокий уровень владения навыками по русскому языку.

Индивидуальные особенности обучающихся класса

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 9 класса и специфики классного коллектива. Дети вместе учатся с 1 класса и воспитываются в семьях, где родители уделяют им должное внимание. На уроках учащиеся не всегда активны, стараются воспринять изучаемый материал, на переменах подвижны. Класс дружный, с удовлетворительным потенциалом. Учащиеся умеют работать коллективно. Класс проявляет заинтересованность в успехе, преодолевает трудности. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой.

Основная масса обучающихся в классе - это дети со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету.

В целом обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

Некоторые учащиеся проявляют желание и возможность изучать язык на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включен материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания, как на этапе отработки учебного материала, так и на этапе контроля.

Но есть учащиеся, которые отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать его индивидуальным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Организуя учебный процесс по предмету, использую следующие методы и формы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, репродуктивный, поисковый, исследовательский, индивидуальные, групповые, парные.

Формы контроля:

  • диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

  • комплексный анализ текста;

  • сжатое изложение;

  • тест;

  • устное и письменное высказывание на лингвистическую тему;

  • сочинение;

  • составление текста определённого стиля и типа речи.

Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый.

УМК:

Бархударов С. Г., Крючков С.Е. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- Москва «Просвещение» 2009 г.

Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвеще­ние, 2008 г.

Тропкина Л. А.. Русский язык. Поурочные планы. 9 класс. Волгоград, 2007 г.

Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе /Л. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2004 г.

Цыбулько И. П. ГИА: Русский язык: Методика подго­товки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2014 г.

Дидактический материал

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п



Наименование разделов и тем



Всего часов



В том числе

Контрольные работы



Примерное количество часов на самостоятель- ные работы



уроки

уроки развития речи

1

Международное значение русского языка

1

1




2

Срезовый контрольный диктант

1



1


3

Повторение пройденного в 5-8 классах

7

5

1

1


4

Сложное предложение

1

1




5

Сложносочиненные предложения

7

4

2

1


6

Сложноподчиненные предложения

26

18

6

2


7

Бессоюзные сложные предложения

8

5

2

1


8

Пробная ГИА

1



1


9

Сложные предложения с различными видами связи

7

4

2

1


10

Общие сведения о языке

3

3




11

Систематизация изученного по русскому языку

6

5


1




Итого

68

46

14

8








СОДЕРЖАНИЕ.


Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5-8 классах (5+2)

Фонетика, графика, орфография. Лексика. Фразеология. Орфография.

Состав слова и словообразование. морфология. словосочетание. простое предложение. комплексный анализ текста.

Сложные предложения (1ч)

Сложносочиненные предложения (6+3)

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Аннотация. Рецензия.

Сложноподчиненные предложения (19+6)

1.Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем. подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. место придаточного в сложноподчинённом предложении. виды придаточных предложений. сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

2. Умение сжимать текст (сжатое изложение), писать сочинение-рассуждение, сочинение на лингвистическую тему с использованием сложноподчиненных предложений.

Бессоюзные сложные предложения (6+2)

1. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. умение пользоваться союзными и бессоюзными сложными предложениями.

3. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (5+2)

1. различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью, знаки препинания в них.

2. умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

3. конспект статьи на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3 ч)

роль языка в жизни общества. язык как развивающееся явление.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (7ч).

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса - 100-110, для 7 - 110-120, для 8 - 120-150, для 9 - 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса - 15-20, для 6 класса - 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса - 30-35, для 9 класса - 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Оценка сочинений и изложений


Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 - 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен: знать, понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация рече­вого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам­матические, орфографические, пунктуационные);

  • нормы речевого этикета;

уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов,
    резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -лог, поли-, -фон и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати­ки, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупот­ребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изо­бразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче­ского и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове­ряемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь кос­венной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа­ционной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо­значения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.


Календарно-тематическое планирование. 9 класс.


№ урока

Дата проведения


Тема урока


Элементы содержания

Примечание

по плану

фактически

1.

1.09


Международное значение русского языка.

Роль русского языка в современном мире. Причины его авторитета. Международное значение русского языка.


2.

3.09


Фонетика, графика, орфография.



3.

8.09


Срезовый контрольный диктант.

Звуки речи, графика. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Орфография.


4.

10.09


Лексика, фразеология, орфография.

Лексический состав языка. Лексические нормы, фразеологизмы. Орфография.


5.

15.09


Состав слова и словообразование. Орфография.

Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем.


6.

17.09


Морфология. Орфография.

Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Орфография.


7.

22.09


Словосочетание. Простое предложение.

Виды словосочетаний, связь между словами. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксис простого предложения.


8.

24.09


Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение пройденного в

5-8 классах.


5-8 классах»













.



9.

29.09


Комплексный анализ текста.



Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.


10.

1.10


Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.


11-12.

6.10

8.10


Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки

препинания в сложносочиненном предложении.

Сложносочиненные предложения и его особенности: грамматические признаки,

строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения. Знаки препинания в ССП.


13-14.

13.10

15.10


Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами и знаки препинания в них. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Смысловые отношения между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор.


15.

20.10



Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения».



16-17.

22.10

27.10


Р.Р. Аннотация. Рецензия.

Развитие творческих способностей у учащихся. Аннотация. Рецензия. Особенности жанра. Составление плана рецензии. Отбор языковых средств.


18-20.

29.10

10.11

12.11



Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения в сложноподчиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение и его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Знаки препинания в СПП. Пунктуационные и синтаксические нормы.


21-22.

19.11

24.11


Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Основные группы сложноподчиненных предложений по значению и строению. СПП с придаточными определительными.


23-24.

26.11

1.12


Сжатое изложение.



25-26.

3.12

8.12


Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Место придаточных изъяснительных в СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы.


27.

10.12


Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СГШ с придаточными обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений.


28.

15.12


Придаточные предложения образа действия и степени.

Контрольный словарный диктант.

Средства связи главного предложения с придаточным. Общие черты и смысловые различия этого вида придаточных предложений. Знаки препинания в таких предложениях.


29.

17.12


Придаточные предложения места и времени.

Особенности СПП с придаточными места и времени. Средства связи в них и знаки препинания.


30.

22.13


Административный контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение».



31.

24.12


Сложноподчиненные предложения с придаточными условными.



32.




Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Особенности СПП с придаточными условными. Знаки препинания в СПП.


33-34.



Р.Р.Подготовка к сочинению- рассуждению о родном крае.

Написание сочинения-рассуждения о родном крае.


Особенности СПП с придаточными причины. Знаки препинания в СПП.


35.



Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.

Особенности СПП с придаточными цели. Знаки препинания в СПП.


36.



Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи.


37.



Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными.

Структура СПП с придаточными уступительными. Знаки препинания в СПП.


38.



Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и придаточными присоединительными.

Контрольный словарный диктант.

Структура СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными. Знаки препинания в СПП.


39.



Сочинение на лингвистическую тему.





40-41.



Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.


42.



Р.Р. Деловые документы (автобиография, заявление).



43.



Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение».

Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП.


44.



Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП. Интонационные особенности БСП.


45.



Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.


46.



Тире в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.


47-48.



Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение».

БСП. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора.


49.



Контрольный диктант.



50-51



Р.Р. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.

Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля.


52-55.



Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в этих предложениях. Сочетание знаков препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.


56.



Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи».



57-58.



Р.Р. Сжатое изложение

Работа с текстами сборника для подготовки к экзамену: анализ текстов, объединенных одной проблемой, устный пересказ, составление планов. Выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам.


59.



Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

Контрольный словарный диктант.



60.



Русский язык -первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.



61.



Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.



62.



Пробная ГИА.



63.



Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.

Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма.


64.



Лексика. Морфемика. Словообразование.

Морфемы, передающие информацию о слове.






Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Определения основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно -словообразовательный анализ.


65.



Морфология и орфография.

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий.


66-67.



Синтаксис и пунктуация.

Виды простых и сложных предложений. Их синонимия. Знаки препинания в простых и сложных предложениях.


68.



Комплексный анализ текста.



















Контрольно-измерительные материалы

Срезовый диктант.

Известно, что талант - это во многом трудолюбие и терпение. Чтобы доиться мастерства в любом искусстве, нужно неустанно упражняться, то есть совершенствоваться. Это знает каждый мастер своего дела, и художник, и музыканты, и певец, поэт и ученый … .

Да, это старая истина. А вот далеко не каждый знает, что прожить жизнь свою достойно на земле - это тоже большое искусство, может быть, даже более сложное, чем любое другое мастерство. И оно тоже требует неустанного упражнения, только упражнения своей души.

В жизни случается всё: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды. Но настоящий человек защищен и в беде высшими, непреходящими ценностями, верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в борьбе за правду. И принимать надо всю ответственность за свою жизнь, за жизнь других.

Все эти ценности связаны неразрывно. Это то, что мы называем настоящим у человека: мужеством и готовностью к жизни (145 слов).

(Р. Фраерман).

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах»

«По реке»

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить не­большое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не ска­зав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный про­низывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сна­чала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.

Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая веслами, Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все ок­рестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воз­дух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои ве­щи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(174 слова).

Грамматическое задание (по вариантам)

1. Фонетический разбор:

1) птичьим

2) обсуждали

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

  1. прерываемая

  2. натолкнувшись

3. Морфологический разбор:

  1. в течение

  2. никому

4. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить не­ большое путешествие по реке в резиновой лодке.

Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влаж­ный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

5. Определить тип предложений:

1) найти односоставное предложение (Сначала было жутко ехать не­ знакомой рекой... -безличное.)

2) найти неполное предложение (Где-то защелкал соловей, за ним другой.)




Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения»


Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом го­рит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой у воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные де­ревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале - точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледя­ные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно осе­дают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их мед­ленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

(По В. Пескову.)

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения»


«АНДРЕЙ РУБЛЕВ»

В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учи­телем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одаренность Рублева, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль и ма­неру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен ид­ти своим путем. Поступать так - значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик за­водит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а вся­чески поощрять к продолжению этого спора.

Рублеву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался та­кой душевный и опытный старший товарищ Андрей оценил это и бе­режно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Руб­лев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов.)

(По В. Прибыткову.)


Контрольная работа «Виды придаточных предложений»


  1. Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невоз­можно.

  2. Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.

  3. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все-таки выздоровел.

  4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.

  5. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздра­жающий запах.

  6. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

  7. Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторож­но поднял его.

  8. Надо было работать в выходной, что меня вовсе не устраивало.

  9. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трак­тире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.

  10. Где тонко, там и рвется.

  11. Кто смел, тот и съел.

  12. В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

  13. Есть люди, без которых трудно представить себе существование об­щества и литературы,

  14. Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

(162 слова)

Ответы:

[ ], так что (). Придаточное следствия.

Чем (), [тем...]. Придаточное сравнительное.

Несмотря на то что (),[] Придаточное уступительное.

[ ], когда б (). Придаточное условия.

[…(оттого что...),..]. Придаточное причины.

[…так], чтобы (). Придаточное образа действия.

Чтобы (),[]. Придаточное цели.

[ ], (что...). Придаточное присоединительное.

['.., что (),..]. Придаточное изъяснительное.

(Где...), [там...]. Придаточное места.

(Кто...), [тот...]. Придаточное местоименно-определительное.

[...так], что (). Придаточное степени.

[ ], (без которых...). Придаточное определительное.

[ ], когда (). Придаточное времени.

Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение»



Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась обратно. Здесь она про­делала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподняв­шись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтя­ми. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалоб­
но завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в моно­
тонный шум дождя, прорезая тьму, и, замирая, понесся над обнаженны­ми полями.

И тому, кто слышал его) казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная HO4i), и хотелось в тепло, к яркому огню, к любяще­му сердцу. (160 слов.)

(По Л. Андрееву.)

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи»


«СТАРЫЙ МУЗЫКАНТ»

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к само­му пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памят­ника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожи­дании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был за­крыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил иг­рать на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова.)

(По А. Платонову.)


Ресурсное обеспечение программы

Литература для учащихся:

  1. Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2005.

  2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русо» язык: 9 класс/Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения /Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.

  4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

  5. Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.

  6. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.


  1. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. - М.: Дрофа, 2006.

  2. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс. /А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.

  3. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2004.

Литература для учителя:

  1. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.

  3. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.

  4. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 класс / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.

  5. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвеще­ние, 2006.

  6. Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.

  7. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

  8. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь /Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.

  9. Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

  10. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подго­товки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.

  11. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2013 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006

Интернет-ресурсы:

gramma.ru - сайт "Культура письменной речи". Русский язык (справа список тем): Морфология, Орфография, Синтаксис, Лексикология, Фразеология. Ликбез от "Gramma.ru". Учителю. Экзамены. Стиль документа. Справочный раздел, словари и др.

● gramota.ru - справочно-информационный портал "Грамота.ру". Словари, ссылки, материалы к уроку, игра. Новости, журнал, олимпиады и др.

● rus.1september.ru - "Я иду на урок Русского языка". Статьи по темам: Фонетика и графика (36); Лексика и фразеология (119); Морфемика и словообразование (22); Грамматика. Морфология (67); Грамматика. Синтаксис (43); Орфография (96); Пунктуация (26); Развитие речи (171); Языковая норма (45); Выразительность русской речи (15).

  • ● rus.1september.ru/index.php?year - электронная версия газеты "Русский язык". Статьи по темам: Материалы к уроку, Анализ текста, Методические разработки, Готовимся к экзаменам, Я иду на урок, Библиотечка учителя, Язык в задачах, Тесты и многое др. (Установлен годовой интервал между выходом номера газеты и появлением материалов этого номера на сайте)

  • Для учащихся:

www/gramota.ru --справочно-информационный портал «Русский язык»;

rm.kirov.ru - конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех»;

vernadsky.info - конкурс юношеских исследовательских работ;

омера на сайте.)




© 2010-2022