Разработка урока литературы Поучение Владимира Мономаха в аспекте современной жизни

Цель урока: формирование представлений о прошлом, древнерусской литературе, этикете; представления о «Поучении» Владимира Мономаха как древнерусском памятнике культуры; знакомство с личностью Мономаха; духовно-нравственное воспитание учащихся. Задачи: - образовательные: познакомить учащихся с «Поучением» Владимира Мономаха; подготовить их к восприятию и анализу текста «Поучения». - воспитательные: пробудить у учащихся интерес к изучению древнерусской литературы как благодатному источнику, форми...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе


Тема: «Поучение» Владимира Мономаха

в аспекте современной жизни.


Слайд № 1


Цель урока: формирование представлений о прошлом, древнерусской литературе, этикете; представления о «Поучении» Владимира Мономаха как древнерусском памятнике культуры; знакомство с личностью Мономаха; духовно-нравственное воспитание учащихся.

Задачи:

- образовательные: познакомить учащихся с «Поучением» Владимира Мономаха; подготовить их к восприятию и анализу текста «Поучения».

- воспитательные: пробудить у учащихся интерес к изучению древнерусской литературы как благодатному источнику, формирующему высоконравственное сознание и поведение; привитие любви к чтению.

- развивающие: совершенствовать устную речь учащихся, умение четко формировать свои мысли.

Оборудование: компьютер, портрет Владимира Мономаха, репродукция «Вл. Мономах» за работой над «Поучением».

Ход урока:


Слайд № 2 (эпиграф)


Потщитесь делать всякие добрые дела.

Вл. Мономах


Слайд № 3 (Лексическая работа)

  1. Орг. момент

  2. Проблемный вопрос

- Ежедневно каждый из вас сталкивается со своего рода наставлениями от родителей, бабушек и дедушек, учителей: это хорошо, а это плохо; делай так, но не делай этак.

Слайд № 4

Давайте рассмотрим значение слова «наставление». Оно произошло от слова «наставить» и в словаре Ожегова трактуется так - научить кого-нибудь чему-нибудь хорошему.

-С какими наставлениями вы сталкиваетесь? Расскажите.

3. Слово учителя.

А первые наставления в письменном виде стали появляться с момента зарождения древнерусской литературы.

- Ребята, с какого века начинает отсчет древнерусская литература?

(10 - 11 век)

- А что же происходит на Руси именно в 10 - 11 веке? (принятие христианства)

Слово учителя.

Вместе с христианством пришли книги, и появилась первая азбука, единый язык восточных славян, который назывался просто «славянским». Началась книжная культура.


  1. Повторение пройденного в 5 классе.

- Давайте вспомним, что мы знаем о древнерусской литературе?

Для этого мы разгадаем кроссворд.

1вопрос: жанр первого произведения, известного в древнерусской литературе? (повесть временных лет)

2 вопрос: назовите имя первого летописца. (Нестор)

3 вопрос: жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения. (Хождение Афанасия Никитина за три моря).

4 вопрос: жанр, в котором велись погодные данные (по «летам» - по «годам»). (Летопись)

5 вопрос: Назовите имя князя, первого принявшего христианство на Руси? (Владимир)

Слово учителя.

Слайд № 5


Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром поучения и с человеком, который непосредственно написал «Поучение». Попробуем разобраться - актуальны ли в современном мире те проблемы, которые волновали людей около 900 лет назад.

Но не возможно говорить о произведении и об его авторе, не зная, в какую эпоху он жил и творил.

4. Давайте послушаем стихотворение Жуковского «Русская слава», которое поможет нам перенестись в то далекое прошлое.

Чтение стихотворения:

Была пора: губительный раздор

Везде летал с хоругвию кровавой,

За ним вослед летали глад и мор;

Разбой, грабеж и мщенье были славой.

От русских русских кровь текла.

Губил половчанин без страха.

Лежали грады кучей праха,

И Русь бедою поросла.

Но Русь в беде крепка была

Душой великой Мономаха.

5. Слово учителя: Слайд № 6 (Церковь)

980 - 988 г.г. - крещение Руси.

После смерти Святослава его сыновья разделили государство на три княжества. Ярополк правил в Киеве, Олег - в Древлянской земле, Владимир - в Новгороде.

Между братьями были частые ссоры, война. Олег погиб, Владимир от страха убежал к варягам. Но через два года Владимир вернулся с варяжским войском в Новгород, затем в Полоцк.

Потом Владимир пошел на Киев и занял его. Варяги убили Ярополка. Так началось княжение князя Владимира.

Впоследствии князь Владимир стал добрейшим государем и первым благодетелем своего народа.

Он старался улучшить законы, окружал каменными стенами древние города, закладывал новые, строил храмы.

Слайд № 7


Но, чтобы понять особенности характера и нравственные устои Владимира Мономаха, нужно прочесть его духовное завещание, которое называется «Поучение».

- Как вы думаете, опираясь только на название, можно ли предполагать, о чем пойдет речь в этом произведении? (Да)

6. Лексическая работа.

Слайд № 8


Слово «поучение» в словаре Ожегова трактуется как наставление, назидательный совет. А в словаре литературоведческих терминов - как жанр, в котором излагались правила жизни.

Слайд № 9

Необычность этого произведения состоит в том, что написал его человек светский, не носивший сана священника. Однако после смерти Владимир Мономах русской православной церковью был причислен к лику святых.


Откроем страницы одного из шедевров древнерусской литературы - «Поучения» Владимира Мономаха.

Слайд № 10

7. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение

2) Словарная работа:

  • Отрок - мальчик-подросток.

  • Убогий - 1. крайне бедный, нищенский;

2. немощный, жалкий на вид.


  • Тиун - В России до 17 века название некоторых должностных лиц.

3) Беседа по вопросам:

- К кому обращено «Поучение»? (к детям)

- Об этом как-то сказано в тексте?

- Как вы понимаете выражение «на санях сидя»? В дороге или в конце жизни? (в конце жизни, потому что по древнему обычаю после смерти человека перевозили на специальных санях).

- Почему просит автор принять грамоту в сердце свое? Как вы понимаете эту просьбу?

- Какова основная идея «Поучения»? (Идея мира в душе человека и мира и согласия во всех землях русских).

- Какие советы «благоверного князя» кажутся вам полезными и в наше время?

- Какие нравственные ценности восхваляет Владимир Мономах? (стремление к добру, к миру, любви и уважении к родителям, к людям)

- Каким словом можно назвать заботу о тех, кто нуждается? (милосердие)

- Как вы думаете, люди в наше время проявляют милосердие?

- Как вы думаете, актуально ли это произведение сегодня?

Слово учителя.

Да, проходят века, а мы живем по тем же нравственным принципам, о которых говорил князь Владимир.

Проходят столетия, а заветы Владимира Мономаха живы, актуальны.

Но только ли в древнерусской литературе поднимается вопрос о нравственности? Нет.

У современного калмыцкого писателя Константина Эрендженова есть книга «Золотой родник». В ней помещен очерк «Уважение к старшим» - своеобразное напутствие нашей непослушной молодежи, очень актуальное сегодня.

Слайд № 11


Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока: «Потщитесь делать всякие добрые дела». К кому обращался Владимир Мономах? (К нам - современникам).

Давайте подведем итог.

Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

Оценки:

Д/задание: написать поучение своим младшим братьям или сестрам.

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 4»г. Михайловска

Калиниченко О.Ю. 6

© 2010-2022