Формирование социальной компетентности на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организуя процесс обучения и воспитания учащихся, каждый учитель заинтересован в том, чтобы дети не только получили предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нем, достигать социального успеха.

Формирование коммуникативной и социальной компетенции всех школьников становится приоритетной задачей образования на современном этапе. Необходимость решения поставленной задачи определила проблему: что такое социальная компетентность и как ее формировать в школе?

Анализируя социальную ситуацию развития учащихся в обществе, я считаю, что процесс социализации наиболее эффективно можно организовать в образовательной деятельности, поскольку она имеет большой потенциал социализирующего воздействия. Эта деятельность обеспечит проявление чувства успешности за счет ненасильственного введения школьника в социум

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, тенденциями развития современного общества, его ориентацией на открытость, интеграцию, демократизацию отношений, объединение усилий всех субъектов социального взаимодействия для решения задач, обеспечивающих условия для поступательного развития человеческой цивилизации .

Во-вторых, процессами интернационализации и глобализации, которые в настоящее время протекают в мире, реализацией идей создания европейского союза, которые потребовали от современной молодежи умения выстраивать взаимоотношения в условиях разных укладов жизни, умения вести социальный диалог. Поэтому в документах Совета Европы, в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года четко определено, что основополагающей целью образовательного учреждения является вооружение молодых людей ключевыми компетенциями, среди которых ведущее место отводится социальной,. Именно она связана со способностью человека принимать ответственные решения, активно участвовать в деятельности демократических институтов общества.

В-третьих, экономическими преобразованиями в стране и изменившимся характером социального заказа к молодому поколению. Молодежь должна быть конкурентоспособна, мобильна в условиях многообразия мнений и укладов жизни, ценностных ориентации. Воспитание личности, готовой к жизни при таком стечении обстоятельств, специалистами также связывается с наличием и степенью выраженности у нее социальной компетентности.

И, наконец, основополагающими идеями реформирования российского образования стало формирование социальной ответственности, умения работать в команде, реализовывать свои потенциалы во взаимодействии с другими людьми.

Историко-педагогический анализ различных источников позволяет утверждать, что воспитание осведомленного в жизненных вопросах человека, социально информированного гражданина, знающего специалиста находит свое отражение в философских, социологических и педагогических концепциях многих авторов, начиная с глубокой древности. Свидетельство этому мы находим в трудах Аристотеля, Платона, Э. Роттердамского, Сократа, в работах А. Дистервега,

Социальная компетентность - это социальный опыт, обеспечивающий человеку возможности для самореализации в существующей социальной системе. Она характеризуется сложным переплетением знаний, умений и действий, ориентированных на социальную реальность, среду обитания и ситуации повседневности, отражает отношения в системах «человек - человек», «человек - группа», «человек - общество», «человек - мир».

Содержательная сущность социальной компетентности включает информированность индивида о социальной действительности, готовность и умение вести диалог с другими людьми, принимать ответственные решения в жизненных ситуациях в соответствии с определенными нормативными требованиями, способность предвидеть их последствия для себя и окружающих, владение первичными способами жизнедеятельности. Она характеризуется оперативностью .

Педагогическая деятельность по формированию социальной компетентности у учащихся представляет собой содействие личности в приобретении совокупности системных представлений о мире, человеке, его правах, жизни и ее смысле, отношениях и их сути, позволяющие субъекту выстраивать собственное поведение в соответствии с изменяющимися требованиями социума.

В жизни мы убеждаемся в мудрости Вильяма Шекспира, подарившего человечеству образы мира как театра. А людей - как актеров в этом полном драм и противоречий, надежд и взлетов театре:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры,

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Мир школы - театр. Здесь дети готовятся к своей главной роли- стать нужным, социально востребованным, успешным человеком. И каждый участник этого театра в нем «не одну играет роль». По школьному сценарию ребенок пробует себя в роли слушателя и рассказчика, поэта и писателя, ученого-исследователя и артиста, корректного оппонента в споре и убежденного оратора. Он в буквальном смысле разрываем на различные роли, которые диктуются разными ожиданиями учителей, родителей, администрации школы, и ожиданиями, которые предъявляют к школе мир общества и мир государства.

Интенсивность этих ожиданий в разные исторические периоды жизни колеблется, ослабевает или возрастает, но никогда не исчезает. 5 сентября 2005 года стрелка на барометре социальных ожиданий к образованию резко скакнула вверх. Этот скачок нашел свое выражение в приоритетном национальном проекте «Образование».

Тем самым государство открыто, публично продемонстрировало свои ожидания по отношению к ученику, его миссии в государстве и обществе, а не только в школе и классе.

Задачи :

1.Формировать в процессе обучения и воспитания у учащихся ключевые компетенции, среди которых ведущее место отводится социальной.

2.Повышать мотивации учащихся к учению и самообразованию, способствовать формированию личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации

4.Создавать условия для формирования творческой, социально-активной личности, умеющей работать в команде, реализовывать свои потенциалы во взаимодействии с другими людьми.

5. Применять в работе педагогические методы и технологии, позволяющие реализовывать стратегию современной образовательной политики.

В широком социальном и психологическом смысле слова компетентность - это знание в действии. Именно такое понимание компетентности рождается в контексте культурно-исторической психологии, созданной Львом Семеновичем Выгодским, Алексеем Николаевичем Леонтьевым и Александром Романовичем Лурия.

Эффективное выполнение действия всегда содержит знания как о желаемом предвидимом результате этого действия, так и средствах достижения этого результата. В свою очередь эффективность достижения результата действия, безусловно, зависит от репертуара способностей и умений, сформированных в самых различных видах человеческой деятельности, в том числе и в такой деятельности, охватывающей все более широкий ареал социальной жизни, как общение, учение. И, наконец, зрелость личности в значительной степени определяется тем, насколько она может нести ответственность за выполнение действия перед собой и другими людьми.

Компетентность- способность человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства , эффективное действие личности в конкретной ситуации, адекватное своему внутреннему миру (знания и чувства) и внешнему миру (социальные нормы и условия конкретной ситуации) / Н.А. Рыбакина.

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что ключ к формированию социальной компетентности личности лежит в проектировании и организации системы необходимых компетентностых действий учителя и ученика Поэтому в обучении и воспитании детей я использую системно-деятельностный подход . Он позволяет сформировать у учащихся необходимые для жизнедеятельности компетенции: коммуникативную, социальную, познавательную, ценностно-смысловую.

Формирование социальной компетентности на уроках русского языка и литературы

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет ребенку адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию. Одним словом, образование должно быть полезным.

Формирование социальной компетентности на уроках русского языка и литературы

В связи с этим меняется и роль учителя в современной школе.

Формирование социальной компетентности на уроках русского языка и литературы

Реализовать задачи формирования социальных компетенций у учащихся мне помогает использование в работе элементов современных педагогических технологий. Наиболее полно отвечает требованиям времени технология критического мышления, позволяющая активно внедрять на практике основные направления компетентностного подхода в обучении.

Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цель технологии - формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Развитие аналитического, критического мышления.

Использование элементов технологии критического мышления позволяет формировать у детей культуру чтения, включающую в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулировать поисковую творческую деятельность, запускать механизм самообразования и самоорганизации. Особенно ценно в применяемой технологии : 1. то, что ученик умеет управлять информацией: искать, наилучшим способом осваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Происходит не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

2.Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

3.Умение мыслить критически. Это значит не выискивать недостатки, а объективно оценивать положительные и отрицательные стороны в познаваемом объекте.

Применение технологии критического мышления позволяет формировать в детях следующие уровни подготовки по предмету:

Формирование социальной компетентности на уроках русского языка и литературы

Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме - задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию.

Так при работе со вступительной статьей по творчеству писателя в 5, 7 классах я предлагаю детям прочить текст и составить 8-10 вопросов по содержанию. Если это художественное произведение, то возможны вопросы на внимательное прочтение. Детям очень нравится этот вид работы с новым материалом, потому что они сами формулируют вопросы, задают их классу. После такой работы с текстом статьи учащимся не составляет большого труда в конструировании ответа по творчеству писателя. Кроме того, данный вид работы развивает мыслительную деятельность, учит грамотному, корректному формулированию вопроса, заставляет ученика вдумчиво читать текст, обращать внимание на детали. Например, вопросы к вступительной статье, посвященной И. Бунину, составленные Маловой Людмилой, ученицей 5а класса:

1.Сколько лет прожил писатель?

2. Как называется уголок России, где родился Иван Бунин и где прошло его детство?

3 Как звали отца писателя?

4.В каком году и за что И.А.Бунину была вручена Нобелевская премия?

5. Назови известные вам произведения поэта, писателя.

6.Где и когда был написан рассказ «Косцы»?

Можно предложить ученикам во время чтения учебной статьи делать карандашные заметки на полях («+» - я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне не понятно), записывать основные слова, То же самое можно делать и во время объяснения учителя. В любом случае, ученики не просто механически слушают или читают текст, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение. Они преломляют новый материал через призму своих целей, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения. Более того, начиная с 5 класса, по литературе я предлагаю альтернативные источники информации. Дети получают задание подготовить рассказ о писателе или поэте. Источник информации любой: учебник, энциклопедия, интернет, библиотека. Этот прием учит ребенка работать с информацией, выбирать ее, осмысливать. Здесь не пересказ статьи, а поиск, синтез, анализ нужного материала, а значит и более высокий уровень коммуникации.

Формирование социальной компетентности на уроках русского языка и литературы

Уроки по технологии критического мышления- уроки размышления. Здесь мы учимся с детьми формировать личностное отношение к тексту и фиксировать его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Тексту отводится приоритетная роль. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структуризируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для понятия как своих собственных. Некоторые суждения вызывают потребность в дискуссии . Ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. . С другой стороны, они выражают идеи новой информации собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Вот фрагмент начала урока к очень многим темам и по русскому языку, и по литературе.

Добрый день. Начать урок я предлагаю с выполнения интересного упражнения «Снежинка». Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. У каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: 1.Сложите лист пополам. 2. Оторвите правый верхний уголок. 3. Опять сложите лист пополам. 4. Снова оторвите правый верхний уголок. Повторим ещё раз. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему? Как вы думаете? Инструкция для всех была одна. Этот вывод - начало разговора о том, что люди все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. У каждого свой стиль. У каждого свой опыт. Для того, чтобы ответить на главный вопрос нашей беседы ,воспользуемся методикой «Шесть шляп мышления». Алгоритм действий:

1. Подготовьте вопрос по теме выступления (урока) (например): « В чем выразилось ,на ваш взгляд, наказание Р. Раскольникова? »или «Судьба русского языка в современном мире».

2. Рассуждайте в соответствии с «типом мышления», определяемым цветом шляпы

Пожалуйста, при обсуждении обращайте внимание на правила, способствующие отработке терпимости к чужому мнению: не спорить, не перебивать друг друга, не давать оценочных суждений, говорить по одному, начинать высказывание с фразы «я считаю, что…», «мое мнение…». Избегайте слов «на самом деле», «правильный ответ» и т.д.

Помните, главная цель нашего общения - создать атмосферу психологической безопасности!

Жёлтая шляпа. Положительное, позитивное мышление. Выделение положительных сторон и аргументирование. Что положительного, полезного…..

Чёрная шляпа. Критическое мышление. Выявление противоречий, их причин. Что было неясно, проблематично….

Красная шляпа. Эмоциональное мышление. Связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями. С какими явлениями связаны эмоции: грусть, обида, радость….

Зелёная шляпа. Творческое мышление. Поиск новых граней в материале. Что можно сделать иначе, усовершенствовать …

Синяя шляпа. Философское мышление. Поиск обобщающих параллелей. Общие выводы…

«Белая шляпа» нейтральное мышление. Без эмоций, без субъективных эмоций. Только факты. События, даты, количество....

Считаю очень полезным такой вид работы. Дети думают, говорят, аргументируют свою точку зрения, у них формируется толерантность, умение вести диалог. Знания показаны в действии . Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Я разделяю мнение ученых и психологов, что искусство общения - это дар, которым обладает не вся часть общества. Многих людей этому надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Смысл своей деятельности, как учителя, в формировании толерантных отношений вижу в содействии повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть их готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Одновременно формируется социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути отличия от других.

Опыт работы в школе утвердил меня в мысли , что сочинение, которое дети пишут на литературе, уже не несет положительного результата, не оправдывает себя как обучающее явление. Дети списывают чужой текст, чужие мысли, особо не заботясь об адаптации материала к своему уровню знаний, к своей лексике. Давно уже ввела миниатюры как средство обратной связи с учащимися после освоения материала. После изучения произведения дети получают письменную работу (миниатюру), в которой они выражают свое понимание, восприятие, видение проблемы. Например: «О чем меня заставила задуматься история Алеши из произведения А.Погорельского «Черная курица…», « Как сохранить в себе человека в трудной ситуации» (Л.Толстой «Кавказский пленник»), «Что включает в себя понятие «жена декабриста?», « В чем вы видите героизм княгини Трубецкой?», «Кого я вижу чаще в своей жизни: деятельных Щтольцев или созерцательных Обломовых?», «Кто из героев Гончарова вам более симпатичен и почему?», «Незабываемая встреча с героями рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева», « Проблема семьи и дома в произведении Салтыкова -Щедрина. В наши дни она звучит актуально?» Тем предлагаю несколько.

Учащемуся надо освоить текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Миниатюры зачитывает автор на уроке. Слушать работы очень интересно и мне, и детям. В течение нескольких уроков успевают все поделиться своим мнением об изучаемом произведении. Зачем вслух и все.? В среднем звене затем, чтобы научиться письменно выражать свои мысли, знать структуру текста, избегать повторов, не сбиваться на пересказ, обязательно высказывать свое отношение к тому , о чем пишешь. Не сразу дети осваивают науку письменного самовыражения. Не сразу и требуется работа. Ученик может послушать несколько озвученных миниатюр.а потом создает свою. Со временем дети видят сами недоработки в создаваемых текстах. Самое главное, они внимательно слушают чужое выступление. А ведь это очень важно- уметь слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Эту ситуацию французы П Ланжевен, Анри Валон называют социализацией. В этом случае мы видим элементы еще и технологии педагогических мастерских. Дети знакомятся с работами одноклассников, рассказывают о своей. Живой обмен идеями дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными вариантами мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе. Сопровождается эта деятельность ситуацией успеха. Плохих работ нет. Я пытаюсь в любой миниатюре найти интересный момент, светлую мысль и сообщить об этом автору. Данный вид работы очень полезен в подготовке учащихся к ЕГЭ. Уметь формулировать проблему исходного текста, комментировать, излагать собственное мнение по проблеме - это критерии оценивания ответа на задание С. Таким образом, идет формирование письменной коммуникации ребенка. А вот уровни развития письменной коммуникации, к которым должны стремиться и учитель в работе, и ученик в учении:

Формирование социальной компетентности на уроках русского языка и литературы

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Давно уже в работе использую элементы концентрированного обучения. Материал выдаю крупными блоками. А потом, как в технологии модульного обучения, отрабатываю темы. Например, «Простое предложение» Сразу знакомлю с порядком синтаксического разбора предложения, и одновременно дети учатся различать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, наличию главных и второстепенных членов предложения. «Типы односоставных предложений», «Виды сказуемых», «Части речи». И везде использую схемы, в которых сжато, но емко заключена основная информация. На последующих уроках происходит погружение в тему, дети анализируют, сравнивают, у них шире поле деятельности, они активнее мыслят, они знают, каков должен быть конечный результат. Из концентрированного обучения взяла и такой прием как многократность вариативного повтора. Любую информацию можно забыть, если о ней не вспоминать время от времени. Постоянным элементом ввела в свои уроки русского языка лингвистическую разминку. В течение 7-10 минут на каждом уроке актуализируется какая-то тема. Повторяем орфографию, теорию языка, решаем задания на сообразительность, внимание, возвращаемся к плохо понятым темам. Детям нравится этот вид работы . Радуются, когда знают, не зажимаются, когда подзабыли. С удовольствием стараются вспомнить и применить имеющиеся знания. Залогом успеха в обучении и развитии коммуникативных способностей учащихся считаю обязательное проговаривание учащимся всех этапов деятельности. При всех видах разбора, комментировании орфограммы, формулировании правила. После изучения в 5 классе первой темы по существительному дети получили задание составить рассказ на лингвистическую тему «Имя существительное». Не правило выучить в учебнике, а синтезировать все имеющиеся знания по теме и представить в виде связного рассказа. И снова не все и не сразу готовы к такому ответу. Но впереди еще много уроков, и попробовать себя в этом виде работы многие успеют. Таким образом решается один из принципов педагогических мастерских - ненасильственное вовлечение в процесс деятельности.

В преподавании русского языка и литературы в школе прочно утвердились вузовские технологии. Естественно, что лекционную технологию обучения имеет смысл применять, начиная с 8-9 класса, когда у учеников уже сформированы умения слушать, выделять главное, оформлять конспект для лекций. Можно взять, например, темы: «Стили речи», «Текст и его строение», «Художественный мир Ф.И. Тютчева» и другие. Мне сейчас более интересны лекции с обратной связью. Они дисциплинируют учащихся, активизируют их внимание тем, что после крупного информационного блока дети получают контрольные вопросы с вариантами ответов или без, которые нужны учителю для того, чтобы определить степень осведомленности аудитории. Помогают мне в работе уроки литературы в 10 классе Кирилла и Мефодия. Начиная с 8 класса, использую в работе уроки-семинары. Эта форма самостоятельной работы способствует более глубокому изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков, навыков работы в группе. Чаще провожу семинары, предполагающие элементы проектной деятельности. Например, к уроку - семинару по древнерусской литературе были предложены следующие вопросы. (См. П РИЛОЖЕНИЕ) .Темы формулировались с учетом исследовательской деятельности ребенка. Не было в учебнике готовых ответов, нужно было читать, искать, собирать, обобщать, проводить параллели. Работали в группах, результат получился неплохой. Примеры отдельных выступлений учащихся в ПРИЛОЖЕНИИ №.

В 10 классе реализую программу элективного курса «Культура речи и языковая норма», а два года назад в 11 классе работала по составленным мною рабочим программам «Культура устной и письменной речи учащихся», «Деловой русский язык». (См. ПРИЛОЖЕНИЕ) Главной целью данных курсов является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Считаю, что темы очень важны для детей, так как формируют ряд необходимых компетенций (коммуникативную, социальную), будут полезны в их взрослой жизни. Элективные курсы расширяют знания учащихся о речевых нормах с целью предостереже­ния их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка, способствуют формированию грамотной устной и письменной речи. Знакомят с ведением деловых бумаг, этикой делового человека.

Повысить эффективность урока, вызвать интерес у детей позволяют игровые технологии. «Игра - по словам В.А. Сухомлинского-это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин "эмоциональный ускоритель" обучения.

Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, "вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было".В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов.

Так, на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, использую нестандартные уроки: уроки -практикумы, уроки- лаборатории.

например, урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Имя существительное»

Тип урока: урок обобщающего повторения (после изучения темы «Имя существительное как части речи»).

Игровая форма позволила учесть возрастные особенности пятиклассников, внести в урок элемент занимательности, поддержать интерес к предмету и предлагаемому материалу, создать условия для самореализации каждого учащегося в решении заданий творческого характера.

Форма урока - урок - игра (лаборатория). На занятии дети играли, повторяли, открывали для себя что-то новое. Готовясь к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой (детская энциклопедия «Я познаю мир». Русский язык), подбирали материал для рассказа об отдельных словах и выражениях, выполняли рисунки к своим работам. На уроке инсценировали ситуацию «Друзья познаются в беде» Части речи (дети) помогали друг другу в определении категории рода имени существительного.. Присутствовали групповые, индивидуальные формы работы.

Получился урок сотрудничества, урок плодотворной деятельности в научно-практической лаборатории, результатом чего стало мини - исследование самих учащихся. В конце урока на этапе рефлексии ребята оценили эффективность урока (сочиняли синквейн) и высказали мнение относительно того, понравился ли им урок и чем именно, что нового для себя открыли они в ходе урока - лаборатории.

Необычная форма урока, игровые технологии, чередование и смена видов деятельности, знание учебных возможностей учащихся - все это позволило создать условия для самореализации и максимального участия в уроке каждого ребенка, обеспечить продуктивную деятельность. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

На уроке проверки и учета знаний и умений использую дидактические игры, например, интеллектуальный теннис. Для организации игры использую тематические вопросы.

Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер. При этом метать шары может не только учитель и всему классу, но учащиеся одному отвечающему.Ученику задают 5 вопросов по изучаемой теме. Интересно всем. Отвечающему -проверить себя, ведь вопросы задают дети. И тем, кто формулирует вопрос, поддерживая или проверяя знания одноклассника.

В чем преимущества игры перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. ответить на сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, задать трудные вопросы, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники. Пять правильных ответов- отличная оценка, а ещё уверенность в своих силах, повышение рейтинга в глазах окружающих ( ведь смог ответить на все вопросы, ведь молодец!), чувство удовлетворения от выполненной работы.

Во время этой игры в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном. Детям нравится находиться в ситуации успеха, интересно узнавать свои возможности.

Характер игры, игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями учащихся, их интересами. Ученики 5-7 классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы. (ПРИЛОЖЕНИЕ - викторина)

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления Для учащихся 10-11 классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Им нравятся разнообразные словесные игры (шарады, сканворды, задания на развитие памяти, логического мышления),игры-состязания (КВН), ролевые игры (презентация, пресс-конференция). ( ПРИЛОЖЕНИЕ. УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ, УРОК-ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ 11 класс)

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать. Ситуаций можно придумать много. Главное, чтобы они были современными, практически полученными.

В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету. Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умаляется необходимый уровень разносторонних научных знаний. Более того - широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний. Так, например, на вводных уроках по творчеству поэта или писателя в среднем звене я использую урок-путешествие. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) дети работают в группах, готовят информацию о литературных местах, читают наизусть отрывки произведений, написанных в той или иной географической точке, связанной с жизнью поэта, писателя. Часто подобные уроки провожу совместно с учителями иностранного языка. Такие путешествия намного интереснее и полезнее. На уроке литературы звучит английская, немецкая речь, можно подключать ненецкий, хантыйский язык. Хочется верить, что подобные встречи с литературными местами сделают каждого участника путешествия чуточку мудрее и духовно богаче, помогут оставаться людьми. Красивыми, добрыми, любящими свою родину, свой язык, свою культуру. И в заключение обязательно составляем синквейн, своего рода итог нашего путешествия. Например:

ПУТЕШЕСТВИЕ.

ИНТЕРЕСНОЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ.

ЧИТАЛИ, РАССКАЗЫВАЛИ, НАБЛЮДАЛИ

ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТЬСЯ ( даже во время путешествия)

ЗНАНИЯ.

Правильно, знания. Это то, к чему дети стремятся, открывая мир литературы для себя. Заканчивая встречу, мы не говорим поэту или писателю : «Прощай», мы скажем: «До новой встречи». Уроки- путешествия по литературным местам дают возможность учащимся понять истоки вдохновения поэта (писателя), его таланта и красоты поэтического творчества.

Часто провожу уроки в форме литературной гостиной. Здесь раскрывается широкое поле деятельности для творчества, самореализации учащихся, расширения их читательского кругозора и, конечно, познания. Внеклассное мероприятие «Что есть красота» по форме - это литературная гостиная, где дети на примере жизни и творчества известного поэта Эдуарда Асадова говорят о красоте, о мужестве и героизме, о доброте и благородстве, о скверном и святом. Жизнь поэта, фронтовика , человека Э.Асадова -это подвиг. Это удел сильных и красивых людей. Все лучшее, чем жила его душа, что имело сердце, он отдавал людям через свои поэтические строки. Не имея радости видеть солнечный свет, он зажигал огни счастья в душах людей, дарил им тепло своего сердца, озаряя светом души каждое слово ,помогая зрячим увидеть, прочувствовать красоту мира, в котором мы живем . Поэт умер, но живут его стихи, обращенные к каждому из нас. Живут, радуют, рождают веру, надежду, любовь. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

В современной жизни, когда содержание учебников устаревает часто раньше, чем они появляются на свет, Интернет технологии предоставляют возможности для знакомства с новинками литературы и искусства большое разнообразие иллюстративного материала позволяет оживить сухие факты, подготовит яркую презентацию, в создании которой сами учащиеся принимают активное участие. Это позволяет создавать условия для формирования не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, важность которых существенно возросла с учётом требований ФГОС. При подготовке презентации для конкретной узкой темы учащиеся учатся выделять основные проблемы, доказывать их актуальность, строить гипотезы, аргументировать свою точку зрения, а значит, возрастает ценностное значение учебной деятельности для самих учащихся, что приводит к повышению эффективности урок. А в целом проектный метод, опирающийся на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем, позволяет научить детей самостоятельно добывать информацию и применять её в практической деятельности, что способствует дальнейшей успешной социализации выпускников.

Кабинет русского языка и литературы в нашей школе оснащен современным оборудованием, что дает возможность использовать в работе электронные презентации, репетиторы для подготовки к ЕГЭ и другие программы большой школьной медиатеки. Применяю компьютерные технологии на уроках в нескольких направлениях: первое из них - это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по русскому языку и литературе; другое направление - это разработка сопровождения уроков с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Например, презентация к уроку по темам: «Односоставные предложения», «Сложноподчинённые предложения». Презентации к урокам литературы позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала , закрепления темы в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет построить урок на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности.

Русский язык и литература - это такие научные дисциплины, которые интегрируется со многими предметами школьного курса: историей, географией, обществознанием. Использование межпредметных связей способствует не только усвоению знаний и умений по предмету, но и позволяет повысить мотивацию школьников к изучению предметов, активизировать их познавательную деятельность на уроке. Облегчает понимание учащимися сущности изучаемых явлений и процессов, позволяет провести урок по любой, даже самой удаленной от реальной жизни, теме интересно и актуально, с яркими запоминающимися примерами.

Курсы повышения квалификации участие в конкурсах профессионального мастерства способствуют моему самосовершенствованию как учителя и повышают мои профессионально-личностные качества.

В работе стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения: занимались напряженной умственной деятельностью, решали проблемные задачи, обосновывали свое мнение. Формирую у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, использую в работе развивающие и творческие задания. Успешность деятельности подтверждается стабильно хорошим качеством знаний учащихся за последние годы обучения: при 100% успеваемости качество обучения составляет по русскому языку от 43% до 52%.

Готовлю школьников к итоговой аттестации за курс средней школы в формате ЕГЭ. В 2010 учебном году мои учащиеся вечерней школы сдавали экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ и показали неплохие результаты: успеваемость - 100%, качество - 57%. Мои ученики, участвуют в интеллектуальных марафонах и конкурсах различного уровня.

Проектная часть

Цели, которые ставлю перед собой на новый межаттестационный период:

• Создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

• Продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей.

• Организовать тесное сотрудничество со средствами массовой информации (публикация творческих работ учеников) ;

• Повышать интерес к предмету через участие в конкурсах различного уровня

• Продолжить изучение педагогических технологий, способствующих творческому развитию детей (педагогические мастерские, метод проектов)

• Способствовать развитию личности ребенка через участие в олимпиадах различного уровня, в том числе и дистанционных;

В заключение мне хочется отметить, что в своей профессиональной деятельности ( чем бы я ни занималась) я всегда стремлюсь к тому ,чтобы сформировать у учащихся положительную мотивацию к учебной деятельности, создать на уроках ситуацию успеха для каждого. Заметила, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенку необходимо испытывать состояние радости, удовлетворения от того, что трудности преодолены , что он достиг желаемого в определенной деятельности либо превзошел ожидания и надежды. У него в это время меняются уровни самооценки, самоуважения. В этот момент возможно высвобождение огромных, скрытых до поры возможностей личности. Поэтому не скуплюсь на похвалу для каждого, кто заслужил ее. Пусть это будет даже незначительное в общепринятом понимании достижение, но для конкретно взятого ребенка - определенный рубеж, высота.. Не спешу ругать за то , что не получилось, не смог. Многократно объясняю одно и то же. Знаю, если ребенок поймет тему, уже победа. Дальше пойдет развитие, придет ощущение радости, уверенности, осмысленной деятельности. Исчезнут неприятие предмета, нежелание идти на урок, отрицательные эмоции, связанные с учителем и предметом, процессом учения. За годы работы в школе поняла, что это мой путь, тот путь, по которому стоит идти. Сейчас общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, обладающих гибкостью мышления, умением совершать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения. Такими стать могут только успешные люди, уверенные в своих силах, мотивированные на достижение высоких результатов. Я помогаю детям обрести эти качества уже в школе, потому что твердо верю: компетентные, успешные, целеустремленные люди всегда смогут занять достойное место в обществе, оставить « на этой лучшей из планет свой яркий след, свои живые всходы».

Литература:

О.Горбич «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» . Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2009.

Материалы второй международной научно-практической конференции. Актуальные проблемы лингвистики и методики. Екатеринбург.2010

Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. - М.-Воронеж, 2002.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М., 2002.

Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М, 2003.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. - Красноярск, 2003.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических институтов и институтов повышения квалификации. - М., 1998.

Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара/ Под ред. А.В. Великановой. - Самара, 2001.

Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

Фарисенкова Л.В. Уровни коммуникативной компетенции в теории и на практике. - М., 2000.


© 2010-2022