Конспект урока на тему Способы словообразования (6 класс)

Данный конспект урока разработан на основе технологии модерации - новом направлении в педагогике, основными методами в котором являются активные методы обучения. Тема урока: Способы словообразования в русском языке.Тип урока - урок изучения нового. Этапы урока: инициация, погружение в тему, формирование ожиданий учеников, интерактивная лекция, эмоциональная разрядка, проработка содержания темы, подведение итогов. При этом для каждого этапа урока установлена цель.  Для проведения этого урока необ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок

Русский язык

Класс

6 класс

Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

2 минуты

Дружелюбное приветствие

Цель: поприветствовать учеников, создать дружелюбную и комфортную атмосферу в классе, настроить учеников на плодотворную работу.

Численность: весь класс.

Проведение: Добрый день,

ребята! Если день начать с

улыбки, то он обязательно

пройдет удачно! Давайте сегодняшнее занятие начнем с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Главная задача сегодня - быть внимательным, активным, находчивым, трудолюбивым.

Вхождение или погружение в тему

5 минут

Проблемный и наводящий вопросы

Цель: При помощи постановки наводящих и проблемных вопросов помочь ребятам самостоятельно сформулировать тему урока.

Численность: весь класс.

Проведение: Мы знаем, что в русском языке очень много слов. Есть ли такие слова в нашем языке, которые образованы от других слов? Приведите примеры. Что послужило для образования слов, которые вы привели в пример? Как вы думаете, что было бы с русским языком, если не было таких частей слов, при помощи которых образовывались новые слова?

Итак, мы уже сказали, что при помощи разных частей слов можно образовывать новые слова. Как вы думаете, какую тему мы сегодня изучим? Какие цели нам необходимо поставить? Какие задачи будем решать?

Формирование ожиданий учеников

3 минуты

Выяснение ожиданий

Цель: выяснить ожидания и опасения детей и сформулировать задачи, которые помогут достигнуть цели.

Численность: весь класс.

Проведение: Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? С какими задачами мы должны справиться, чтобы достигнуть цели урока, то есть выяснить, какие существуют в русском языке способы образования новых слов? С какими сложностями, возможно, мы столкнемся при выполнении задач?

Интерактивная лекция

20 минут

Игра "Собери

слово"

Цель: Формирование представления о разделе русского языка «Словообразование» и об основных способах образования слов в русском языке.

Численность: весь класс, работа в группах.

Материал: Карточки, подготовленные заранее, для составления слов учениками.

Проведение: Учитель предлагает классу разделиться на 4 команды, все команды являются членами одного большого сообщества под названием «Словообразование». Но у каждой команды своя роль в этом сообществе. О своей роли команда сможет узнать только после того, как соберет слова из предлагаемых карточек. Для каждой группы заготовлены индивидуальные карточки с разными частями слов.

1 команда - карточки с приставками, корнями и окончаниями

2 команда - карточки с суффиксами, корнями и окончаниями

3 команда - карточки с приставками, суффиксами, корнями и окончаниями

4 команда - карточки с основами слов, соединительными гласными буквами и окончаниями.

Ученики, используя имеющиеся части слов, собирают как можно больше слов. Когда все ученики выполнили задание, учитель предлагает назвать слова, которые составили команды и указать на то, какие части слов им помогли в этом. Далее каждой команде задается вопрос: Какая часть слова помогла вам составить все ваши слова? Как бы вы назвали свою команду, используя наименование этой части слова? (Например, «Приставочки») Так учитель опрашивает все команды.

После опроса всех команд учитель помогает ученикам самостоятельно сделать вывод: Так же как и в вашем сообществе под названием «Словообразование» в русском языке есть раздел «Словообразование». Как вы думаете, что он изучает? (Как образуются слова в русском языке). В русском языке существует несколько способов словообразования. Учитель просит первую команду еще раз повторить свое название. Как вы думаете, как в русском языке называется способ словообразования, при помощи которого команда «Приставочки» собирала слова? Таким образом учитель опрашивает все команды и вместе с тем дает возможность ученикам самим догадаться о существующих в русском языке способах словообразования.

Эмоциональная разрядка (разминка)

3 минуты

Игра "Перед телевизором"

Цель: снять умственное напряжение у детей, сменить вид деятельности и канал восприятия.

Численность: весь класс.

Проведение: Отложите ручки, тетрадку в сторону. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором, расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула. Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что вам надо сделать и громко произнеси

те это слово. Итак, в- (включить), пере- (переключить), вы- (выключить). Правильно, вы угадали все слова. Кто мне ответит: почему же вы все делали верно? (Приставка имеет значение.) Правильно. А теперь еще одно упражнение. Телевизор плохо показывает, поэтому мы будем переставлять комнатную антенну. Куда? Как? (Влево, вправо, спереди, сзади.) Запишем эти слова и разберем по составу. Что в них особенного?

1) словарные слова;

2) наречия;

3) не имеют окончаний

4) образованы приставочно-суффиксальным способом

Проработка содержания темы

10 минуты

Словообразовательные шарады

Цель: закрепить полученные ходе урока знания

Численность: весь класс, работа в парах

Материал: задание необходимо заранее подготовить в виде иллюстрированной презентации, на уроке использовать мультимедийное оборудование

Проведение: Учитель предлагает решить несколько словообразовательных шарад.

а) Приставка и суффикс те же, что в слове появление, а корень - как в слове ручка. (Поручение)

б) Один корень - из слова всемирный, другой - из слова любить, суффикс и окончание - из слова красивый. (Миролюбивый)

в) Приставка - из слова сотрудник, корень - из слова присущий; один суффикс - из слова электричество, другой - из слова собрание. (Сосуществование)

г) В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс - в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)

д) Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надежно,

Суффикс в гудении ясно услышишь,

Вместе - на темы различные пишешь. (Сочинение)

Подведение итогов

2 минуты

Получение обратной связи

Давайте вспомним какую цель мы поставили в начале урока. Достигли ли мы ее? С какими трудностями мы столкнулись в ходе урока? Что было интересным, неинтересным? Как вы оцените свою работу на уроке и работу ваших одноклассников?

Домашнее задание

На усмотрение учителя.




© 2010-2022