Роль самообразования и повышения профессионального уровня педагога

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль самообразования и повышения профессионального уровня педагога

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

- осуществляется добровольно;

- осуществляется сознательно;

- планируется, управляется и контролируется самим человеком;

- необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, всё возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться - прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, - это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

- необходимость поиска и анализа новой информации;

- желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);

- соответствие современным требованиям;

- конкуренция;

- общественное мнение;

- интерес к делу.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

- в рамках курсовой подготовки в ИПКРО

- с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

- работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)

- проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

- средств массовой информации,

- вычислительной и оргтехники,

- библиотек, музеев,

- исследований, экспериментов,

- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

- формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Результат самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

- повышение качества преподавания предмета;

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приемов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- создание комплектов педагогических разработок;

- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

- повышение престижа образовательного учреждения.

В заключении отмечу, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.


Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.

Придя в школу два с половиной года назад, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения.

Качество обученности старшеклассников (5Б, 8Б) было невысоким-42%.

В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества - развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Содержание опыта работы по теме «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» помогает преодолеть вышеназванное противоречие.

Для реализации поставленной цели-формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом - я поставила перед собой следующие задачи:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей;

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.

Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

- повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

- повысился уровень коммуникативной компетенции.

За незначительно короткий срок работы, учащиеся имеют следующие достижения:

- ежегодно 55 % учащихся участвуют во всероссийском игровом конкурсе «Русский медвежонок», школьном, муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

- 1, 2 места во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»;

- 30 % учащихся заняли призовые места в школьном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе;

- 1,2 места в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе (8 класс).

- 3 место в районном литературном конкурсе чтецов «И слава возрастет моя, не увядая…», посвященном 270-летию Г.Р. Державина;

- 3 место в районной ученической конференции исследовательских работ «Юность. Наука. III тысячелетие» (9 класс);

- участие в областном конкурсе сочинений.

В сентябре 2014 года участвовала в заочном этапе регионального конкурса «Современный урок».

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, готовлю школьные этапы олимпиад по русскому языку и литературе для 5-11классов.

Выступала перед коллегами школы в 2012-2013 учебном году по темам: «Проблема написания эссе в 9 классе», «Индивидуальный образовательный маршрут при подготовке к региональному экзамену»; в 2013-2014 учебном году: «Развитие навыков выразительного чтения (5-7 классы). Привитие интереса к чтению» (протокол № 2 от 28. 09.2013 года), «Итоговое сочинение по литературе. Методика написания сочинения», протокол №3 от 06.10.2014 г.

В декабре 2014 года представляла Оренбургскую область на II Всероссийском съезде молодых учителей в городе Москва.

В феврале 2015 года принимала участие в районном семинаре завучей Илекского района. Демонстрировала открытый урок в 10 классе по теме «Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Таким образом, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции возможен положительный результат.

Данный педагогический опыт (или его компоненты) был представлен на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы (протокол № 4 от 4.11.2014г.), на личном сайте, на сайте школы.

Личные достижения:

- Благодарственное письмо. Областной конкурс сочинений на патриотическую тему.

- Почетная грамота. Победитель муниципального этапа конкурса профессионального мастерства работников систем образования Илекского района Оренбургской области «Учитель года - 2015».

- Благодарственное письмо. VI Всероссийская дистанционная олимпиада «Летописец» по русскому языку и литературе.

- Благодарственное письмо «за достижение значимых для района результатов, активную общественную работу» В.В. Карпенко

- Благодарственное письмо Отдела Образования Илекского района «за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процесса, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности обучающихся».

8


© 2010-2022