Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Цели урока:

образовательные: обобщить знания об имени существительном, тренироваться в определении частей речи;

развивающие: развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания, расширять словарный запас, развитие мышления, внимания и речи учащихся;

воспитывающие: воспитывать внимание к слову, чувства позитивной оценки и самооценки.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа.

Методические приемы: проблемные вопросы, работа над новыми понятиями, творческие задания, практические упражнения.

Педагогические технологии: элементы технологии проблемного обучения, элементы игровой технологии.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Постановка темы урока

Слово учителя. Попробуйте догадаться, о какой части речи сегодня пойдет разговор на уроке: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (cуществительное)


IV. Обобщение изученного об имени существительном.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Всё, что существует в мире названо словом. Эти названия придумали наши предки. Существительное - самая древняя часть речи. Она исходная, от нее могут образовываться другие части речи. У нее своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются , живут, умирают. Ведь они - часть нашего языка, а язык- явление развивающееся…

  1. -Так что такое существительное? Какие морфологические признаки имеет имя существительное?

  • Что такое имя существительное?

  • Что обозначает?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Имена существительные бывают какого рода?

  • Имена существительные изменяются?

  • Имя существительное в предложении чем является?


  1. Работа в тетради.
    А) Задание №1 На доске записаны слова: Распределите существительные в 2 столбика. (собств., нариц)

сне…, (И,и)ванов, р…бята, п…года, (М,м)урка, за..ц, (К,к)оля, сн…жинка, л…сица, с…бака, (Е,е)нисей
3) А теперь проверим, насколько хорошо и быстро вы можете определить род имени существительного.

Б ) Задание №2 Письменная работа: (1 гр - м.р; 2гр - ж.р; 3гр - ср.р)

1.молоток,

4.кольцо,

7.мальчик,

10.дом,

13.весна

2. доктор,

5.игрушка,

8. школа ,

11 девочка

14.повидло

3.перо,

6.поле,

9.озеро,

12.край

15. деревня


  1. Поиграем? СЛ.12

А) « Кто скорее?» Распределите слова:

1 команда - сущ., имеющие форму только множественного числа;

2 команда - сущ., имеющие и множественное, и единственное число.

Брюки, башмаки, грабли, косы, игры, шахматы, сливки, споры, гири, плоскогубцы.

1.Брюки, грабли, шахматы, сливки, плоскогубцы.

2.Башмаки, косы, игры, споры, гири

Б).Поставить окончания И.п .мн.ч, произнести с правильным ударением. СЛ13

Инженеры, директора, тренеры, столяры, выборы, офицеры, торты, мастера.

В) «По местам». СЛ14. Расставить буквы, прокомментировать правила.

Шепот-шорох, росток-растение, цыган-цирк, лещ-мощь, о Марии- о Марье, полагать -изложение , свечой-тучей, архитекторы-профессора.

Г) «Окончания». Выделить окончания в существительных. СЛ15.

1.Домов, столов, голов, коров, городов , мостов.

2.Степей, кожей, ушей, лошадей, юношей, друзей .

Д) « Кто больше?» Назвать синонимы к словам: СЛ 16.

-Зачинщик ссор и драк (забияка, задира, драчун).

-Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (Выскочка).

-Тот, кто любит сладости (лакомка, сладкоежка).

-Грубый, невоспитанный человек (невежа).

-Необразованный, малосведущий человек (Невежда).

-Бездельник, лентяй (Лежебока).

  1. Чтение текста, краткий пересказ: Задание №3

Казахстан

Люди ждут прихода весны. Радуются весне жители аулов. Они работают с утра до вечера. Казахстан - очень большая республика. Строителям легче строить дома весной. Шоферам приятно вести машины по чистым дорогам. Весной приятно посидеть в своём саду. Рады весне бабушки дедушки. Весной оживает поля и леса. Скоро придёт праздник Наурыз. Наурыз - это Новый год. Весной леса, поля, деревья надевают новый наряд. В этот день все люди отдыхают, радуются и веселятся.

Наурыз

Наурыз - это праздник весны. В этот день все люди выходят на улицу. Они поют и танцуют. Молодые качаются на качелях.

Во всех домах открыты двери. На праздничном столе бауырсаки, мясо по-казахски, фрукты, восточные сладости. Все ходят друг к другу в гости. Они смеются и веселятся.

Наурыз - это красивый весенний праздник. Это начало Нового года.

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.

Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.

Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.

А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.


  1. Письмо по памяти. (слайд)
    Люди хлеб в полях лелеют, \\ Сил для хлеба не жалеют,

Пашут каждую весну, \\ Подымают целину.


  1. Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.

Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .

К а р т о ч к а 2 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.

Лекц я в планетар , на урок истор , распол жен батаре , состязат?ся в плаван , встать на ц почк , щ тка для стирк , помощ?ники инженера, изм нение сл гаемых, ребенок без помощ .

VIII. Анализ текста. Текст читается выразительно и записывается.

Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…

… Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Ее белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепляли тонкий сосновый пруток, и каждый был в своей сосновой лапке. По В. Белову.

В о п р о с ы к анализу текста.

- Как вы думаете, о каком месяце идет речь? Почему? (О феврале, потому что именно в этом месяце в природе сочетаются два цвета - синь неба и белизна снегов.)

- Найдите метафоры. Укажите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Выпишите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

- Разберите по составу слова белизна (записать два существительных с таким же суффиксом) и наслаждалась (записать два существительных с таким же корнем).

- Разберите морфологически из глуби, синеву, от опушки.

- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

Анализ текста.

Как появилась эстафета

1. В древние времена письма доставлялись эстафетной почтой. 2. От одной почтовой станции до другой ямщик гнал тройку. 3. На станции лошадей перепрягали, и новая почтовая тройка мчалась дальше.

4. Эстафетой пользовались и на востоке. 5. Там бежали скороходы. 6. У них на поясе были колокольчики, которые предупреждали о приближении почтальона.

7. В Италии почта доставлялась верховыми, а почтальоны часто меняли усталых лошадей на других вместе с седлами и стременами. 8. Так и произошло слово эстафета. 9. Корень этого слова - строффа, что на итальянском языке обозначает стремя.

10. Теперь это слово употребляется в другом значении и чаще всего встречается в словаре спортсменов. По А. Светову.

В о п р о с: Почему об эстафете теперь чаще всего говорят спортсмены?

1. Вы познакомились с текстом, объясните выражения: «документ пойдет с эстафетой», «передай по эстафете».

2. Назовите род литературы, к которому принадлежит данный текст: проза, поэзия, драма.

3. Определите тему текста (о чем) и основную мысль (идею) текста.

4. Определите стиль текста.

5. Выявление организации (строения) текста.

6. Сколько частей в тексте? Определите микротему каждой части.

7. В каких словах гласные [я, е] раскладываются на два звука?

8. Выясните значение слов ямщик, скороход в толковом словаре.

9. Подберите антонимы к словам: приближение, усталых, синонимы - древние, бежали.

10. Укажите номера предложений, соответствующих схемам:

1) [ ]. 2) Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» 3)[ ], и [ ].

11. Запишите слова, орфограммы в окончаниях существительных обозначьте графически.

Перепрягали на станции, на востоке, сообщить о приближении, вместе с седлами, употребляется в другом значении.

12. Морфологический разбор: от станции, на поясе, в Италии.

13. Образуйте форму р. п. мн. ч. от слов почтальоны, седло.

14. Морфемный разбор: (в) значении, колокольчики.

- Какие суффиксы существительных вы запомнили? (-ость-, -енн-, -изн-, -к-, -оньк-, -чик-) Приведите свои примеры и запишите их. Какие из них имеют одну форму числа?

15. Синтаксически разберите предложение № 6.

IX. Повторение алгоритма определения падежного окончания существительных. Определите склонение, падеж имен существительных, впишите окончания.

Море

Петя добрался до первой мел . Сердце у мальчика забилось от радост . У Пети в коллекци был всего один морской конек, а здесь их было так много. Но вдруг Петя увидел на обрыв отца, который звал его. Голос отца вернул Петю к горькому чувству разлук с мор . В. Катаев

X. Списывание с указанием номера орфограммы над вставленной буквой.

Несет?ся клич? В самом лучшем мест_

Со всех конц в, самой лучш й рощ_

Несет?ся клич? на ветк_

Во все конц : поразвесистей

- Весна пришла! готова жилплощадь!

Даешь скворц в!

Добро пожаловать, скворцы! В. Маяковский

XI Домашнее задание:

  1. упражнение ______,

  2. Напишите небольшое сочинение «На неизвестной планете». Вы впервые вглядываетесь в неизведанный мир. Какие вещи, каких существ вы увидите? Придумайте им названия. И не забывайте, что у предметов есть признаки, мы начинаем с вами изучение новой части речи.

  3. Составить кроссворд из слов «Имя существительное»

  4. Расскажите всё, что мы узнали об имени существительном.

XII. Итог урока.

О значении имени существительного сказал русский лингвист А. М. Пешковский : «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует».

XIII. Рефлексия Давайте расскажем о мамином сердце. Какие сокровища хранит в себе мамино сердце? (Доброта, нежность, любовь, красота, радость, забота, внимание, тревога, трудолюбие, терпение, приветливость, уважение, спокойствие, взаимопомощь, ум, смелость).

Вот мы и заполнили это сердце сокровищами, душевной силой. Оно стало горячим. Как сделать своё сердце горячим?

Тест по теме: «Имя существительное»

Казахстан

Люди ждут прихода весны. Радуются весне жители аулов. Они работают с утра до вечера. Казахстан - очень большая республика. Строителям легче строить дома весной. Шоферам приятно вести машины по чистым дорогам. Весной приятно посидеть в своём саду. Рады весне бабушки дедушки. Весной оживает поля и леса. Скоро придёт праздник Наурыз. Наурыз - это Новый год. Весной леса, поля, деревья надевают новый наряд. В этот день все люди отдыхают, радуются и веселятся.

__________________________________________________________________________________________

Наурыз

Наурыз - это праздник весны. В этот день все люди выходят на улицу. Они поют и танцуют. Молодые качаются на качелях.

Во всех домах открыты двери. На праздничном столе бауырсаки, мясо по-казахски, фрукты, восточные сладости. Все ходят друг к другу в гости. Они смеются и веселятся.

Наурыз - это красивый весенний праздник. Это начало Нового года.

_________________________________________________________________________________________



Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.

Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.

Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.

А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.

__________________________________________________________________________________________



Казахстан

Люди ждут прихода весны. Радуются весне жители аулов. Они работают с утра до вечера. Казахстан - очень большая республика. Строителям легче строить дома весной. Шоферам приятно вести машины по чистым дорогам. Весной приятно посидеть в своём саду. Рады весне бабушки дедушки. Весной оживает поля и леса. Скоро придёт праздник Наурыз. Наурыз - это Новый год. Весной леса, поля, деревья надевают новый наряд. В этот день все люди отдыхают, радуются и веселятся.

__________________________________________________________________________________________

Наурыз

Наурыз - это праздник весны. В этот день все люди выходят на улицу. Они поют и танцуют. Молодые качаются на качелях.

Во всех домах открыты двери. На праздничном столе бауырсаки, мясо по-казахски, фрукты, восточные сладости. Все ходят друг к другу в гости. Они смеются и веселятся.

Наурыз - это красивый весенний праздник. Это начало Нового года.

__________________________________________________________________________________________



Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.

Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.

Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.

А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.

К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.

Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .

_________________________________________________________________________________________

К а р т о ч к а 2 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.

Лекц я в планетар , на урок истор , распол жен батаре , состязат?ся в плаван , встать на ц почк , щ тка для стирк , помощ?ники инженера, изм нение сл гаемых, ребенок без помощ .

_________________________________________________________________________________________

К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.

Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .

__________________________________________________________________________________________

К а р т о ч к а 2 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.

Лекц я в планетар , на урок истор , распол жен батаре , состязат?ся в плаван , встать на ц почк , щ тка для стирк , помощ?ники инженера, изм нение сл гаемых, ребенок без помощ .

________________________________________________________________________________________

К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.

Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .

__________________________________________________________________________________________

К а р т о ч к а 2 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.

Лекц я в планетар , на урок истор , распол жен батаре , состязат?ся в плаван , встать на ц почк , щ тка для стирк , помощ?ники инженера, изм нение сл гаемых, ребенок без помощ .

____________________________________________________________________________

К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.

Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .

__________________________________________________________________________________________

К а р т о ч к а 2 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.

Лекц я в планетар , на урок истор , распол жен батаре , состязат?ся в плаван , встать на ц почк , щ тка для стирк , помощ?ники инженера, изм нение сл гаемых, ребенок без помощ .

__________________________________________________________________________________

К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.

Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .

7


© 2010-2022