- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жукова Г.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Цели урока:
образовательные: обобщить знания об имени существительном, тренироваться в определении частей речи;
развивающие: развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания, расширять словарный запас, развитие мышления, внимания и речи учащихся;
воспитывающие: воспитывать внимание к слову, чувства позитивной оценки и самооценки.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа.
Методические приемы: проблемные вопросы, работа над новыми понятиями, творческие задания, практические упражнения.
Педагогические технологии: элементы технологии проблемного обучения, элементы игровой технологии.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Проверка домашнего задания
-
Постановка темы урока
Слово учителя. Попробуйте догадаться, о какой части речи сегодня пойдет разговор на уроке: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (cуществительное)
IV. Обобщение изученного об имени существительном.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Всё, что существует в мире названо словом. Эти названия придумали наши предки. Существительное - самая древняя часть речи. Она исходная, от нее могут образовываться другие части речи. У нее своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются , живут, умирают. Ведь они - часть нашего языка, а язык- явление развивающееся…
-
-Так что такое существительное? Какие морфологические признаки имеет имя существительное?
-
Что такое имя существительное?
-
Что обозначает?
-
На какие вопросы отвечает?
-
Имена существительные бывают какого рода?
-
Имена существительные изменяются?
-
Имя существительное в предложении чем является?
-
Работа в тетради.
А) Задание №1 На доске записаны слова: Распределите существительные в 2 столбика. (собств., нариц)
сне…, (И,и)ванов, р…бята, п…года, (М,м)урка, за..ц, (К,к)оля, сн…жинка, л…сица, с…бака, (Е,е)нисей
3) А теперь проверим, насколько хорошо и быстро вы можете определить род имени существительного.
Б ) Задание №2 Письменная работа: (1 гр - м.р; 2гр - ж.р; 3гр - ср.р)
1.молоток,
4.кольцо,
7.мальчик,
10.дом,
13.весна
2. доктор,
5.игрушка,
8. школа ,
11 девочка
14.повидло
3.перо,
6.поле,
9.озеро,
12.край
15. деревня
-
Поиграем? СЛ.12
А) « Кто скорее?» Распределите слова:
1 команда - сущ., имеющие форму только множественного числа;
2 команда - сущ., имеющие и множественное, и единственное число.
Брюки, башмаки, грабли, косы, игры, шахматы, сливки, споры, гири, плоскогубцы.
1.Брюки, грабли, шахматы, сливки, плоскогубцы.
2.Башмаки, косы, игры, споры, гири
Б).Поставить окончания И.п .мн.ч, произнести с правильным ударением. СЛ13
Инженеры, директора, тренеры, столяры, выборы, офицеры, торты, мастера.
В) «По местам». СЛ14. Расставить буквы, прокомментировать правила.
Шепот-шорох, росток-растение, цыган-цирк, лещ-мощь, о Марии- о Марье, полагать -изложение , свечой-тучей, архитекторы-профессора.
Г) «Окончания». Выделить окончания в существительных. СЛ15.
1.Домов, столов, голов, коров, городов , мостов.
2.Степей, кожей, ушей, лошадей, юношей, друзей .
Д) « Кто больше?» Назвать синонимы к словам: СЛ 16.
-Зачинщик ссор и драк (забияка, задира, драчун).
-Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (Выскочка).
-Тот, кто любит сладости (лакомка, сладкоежка).
-Грубый, невоспитанный человек (невежа).
-Необразованный, малосведущий человек (Невежда).
-Бездельник, лентяй (Лежебока).
-
Чтение текста, краткий пересказ: Задание №3
Казахстан
Люди ждут прихода весны. Радуются весне жители аулов. Они работают с утра до вечера. Казахстан - очень большая республика. Строителям легче строить дома весной. Шоферам приятно вести машины по чистым дорогам. Весной приятно посидеть в своём саду. Рады весне бабушки дедушки. Весной оживает поля и леса. Скоро придёт праздник Наурыз. Наурыз - это Новый год. Весной леса, поля, деревья надевают новый наряд. В этот день все люди отдыхают, радуются и веселятся.
Наурыз
Наурыз - это праздник весны. В этот день все люди выходят на улицу. Они поют и танцуют. Молодые качаются на качелях.
Во всех домах открыты двери. На праздничном столе бауырсаки, мясо по-казахски, фрукты, восточные сладости. Все ходят друг к другу в гости. Они смеются и веселятся.
Наурыз - это красивый весенний праздник. Это начало Нового года.
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.
Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.
Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.
А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.
-
Письмо по памяти. (слайд)
Люди хлеб в полях лелеют, \\ Сил для хлеба не жалеют,
Пашут каждую весну, \\ Подымают целину.
-
Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .
К а р т о ч к а 2 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Лекц я в планетар , на урок истор , распол жен батаре , состязат?ся в плаван , встать на ц почк , щ тка для стирк , помощ?ники инженера, изм нение сл гаемых, ребенок без помощ .
VIII. Анализ текста. Текст читается выразительно и записывается.
Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…
… Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Ее белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепляли тонкий сосновый пруток, и каждый был в своей сосновой лапке. По В. Белову.
В о п р о с ы к анализу текста.
- Как вы думаете, о каком месяце идет речь? Почему? (О феврале, потому что именно в этом месяце в природе сочетаются два цвета - синь неба и белизна снегов.)
- Найдите метафоры. Укажите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Выпишите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
- Разберите по составу слова белизна (записать два существительных с таким же суффиксом) и наслаждалась (записать два существительных с таким же корнем).
- Разберите морфологически из глуби, синеву, от опушки.
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
Анализ текста.
Как появилась эстафета
1. В древние времена письма доставлялись эстафетной почтой. 2. От одной почтовой станции до другой ямщик гнал тройку. 3. На станции лошадей перепрягали, и новая почтовая тройка мчалась дальше.
4. Эстафетой пользовались и на востоке. 5. Там бежали скороходы. 6. У них на поясе были колокольчики, которые предупреждали о приближении почтальона.
7. В Италии почта доставлялась верховыми, а почтальоны часто меняли усталых лошадей на других вместе с седлами и стременами. 8. Так и произошло слово эстафета. 9. Корень этого слова - строффа, что на итальянском языке обозначает стремя.
10. Теперь это слово употребляется в другом значении и чаще всего встречается в словаре спортсменов. По А. Светову.
В о п р о с: Почему об эстафете теперь чаще всего говорят спортсмены?
1. Вы познакомились с текстом, объясните выражения: «документ пойдет с эстафетой», «передай по эстафете».
2. Назовите род литературы, к которому принадлежит данный текст: проза, поэзия, драма.
3. Определите тему текста (о чем) и основную мысль (идею) текста.
4. Определите стиль текста.
5. Выявление организации (строения) текста.
6. Сколько частей в тексте? Определите микротему каждой части.
7. В каких словах гласные [я, е] раскладываются на два звука?
8. Выясните значение слов ямщик, скороход в толковом словаре.
9. Подберите антонимы к словам: приближение, усталых, синонимы - древние, бежали.
10. Укажите номера предложений, соответствующих схемам:
1) [ ]. 2) 3)[ ], и [ ].
11. Запишите слова, орфограммы в окончаниях существительных обозначьте графически.
Перепрягали на станции, на востоке, сообщить о приближении, вместе с седлами, употребляется в другом значении.
12. Морфологический разбор: от станции, на поясе, в Италии.
13. Образуйте форму р. п. мн. ч. от слов почтальоны, седло.
14. Морфемный разбор: (в) значении, колокольчики.
- Какие суффиксы существительных вы запомнили? (-ость-, -енн-, -изн-, -к-, -оньк-, -чик-) Приведите свои примеры и запишите их. Какие из них имеют одну форму числа?
15. Синтаксически разберите предложение № 6.
IX. Повторение алгоритма определения падежного окончания существительных. Определите склонение, падеж имен существительных, впишите окончания.
Море
Петя добрался до первой мел . Сердце у мальчика забилось от радост . У Пети в коллекци был всего один морской конек, а здесь их было так много. Но вдруг Петя увидел на обрыв отца, который звал его. Голос отца вернул Петю к горькому чувству разлук с мор . В. Катаев
X. Списывание с указанием номера орфограммы над вставленной буквой.
Несет?ся клич? В самом лучшем мест_
Со всех конц в, самой лучш й рощ_
Несет?ся клич? на ветк_
Во все конц : поразвесистей
- Весна пришла! готова жилплощадь!
Даешь скворц в!
Добро пожаловать, скворцы! В. Маяковский
XI Домашнее задание:
-
упражнение ______,
-
Напишите небольшое сочинение «На неизвестной планете». Вы впервые вглядываетесь в неизведанный мир. Какие вещи, каких существ вы увидите? Придумайте им названия. И не забывайте, что у предметов есть признаки, мы начинаем с вами изучение новой части речи.
-
Составить кроссворд из слов «Имя существительное»
-
Расскажите всё, что мы узнали об имени существительном.
XII. Итог урока.
О значении имени существительного сказал русский лингвист А. М. Пешковский : «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует».
XIII. Рефлексия Давайте расскажем о мамином сердце. Какие сокровища хранит в себе мамино сердце? (Доброта, нежность, любовь, красота, радость, забота, внимание, тревога, трудолюбие, терпение, приветливость, уважение, спокойствие, взаимопомощь, ум, смелость).
Вот мы и заполнили это сердце сокровищами, душевной силой. Оно стало горячим. Как сделать своё сердце горячим?
Тест по теме: «Имя существительное»
Казахстан
Люди ждут прихода весны. Радуются весне жители аулов. Они работают с утра до вечера. Казахстан - очень большая республика. Строителям легче строить дома весной. Шоферам приятно вести машины по чистым дорогам. Весной приятно посидеть в своём саду. Рады весне бабушки дедушки. Весной оживает поля и леса. Скоро придёт праздник Наурыз. Наурыз - это Новый год. Весной леса, поля, деревья надевают новый наряд. В этот день все люди отдыхают, радуются и веселятся.
__________________________________________________________________________________________
Наурыз
Наурыз - это праздник весны. В этот день все люди выходят на улицу. Они поют и танцуют. Молодые качаются на качелях.
Во всех домах открыты двери. На праздничном столе бауырсаки, мясо по-казахски, фрукты, восточные сладости. Все ходят друг к другу в гости. Они смеются и веселятся.
Наурыз - это красивый весенний праздник. Это начало Нового года.
_________________________________________________________________________________________
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.
Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.
Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.
А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.
__________________________________________________________________________________________
Казахстан
Люди ждут прихода весны. Радуются весне жители аулов. Они работают с утра до вечера. Казахстан - очень большая республика. Строителям легче строить дома весной. Шоферам приятно вести машины по чистым дорогам. Весной приятно посидеть в своём саду. Рады весне бабушки дедушки. Весной оживает поля и леса. Скоро придёт праздник Наурыз. Наурыз - это Новый год. Весной леса, поля, деревья надевают новый наряд. В этот день все люди отдыхают, радуются и веселятся.
__________________________________________________________________________________________
Наурыз
Наурыз - это праздник весны. В этот день все люди выходят на улицу. Они поют и танцуют. Молодые качаются на качелях.
Во всех домах открыты двери. На праздничном столе бауырсаки, мясо по-казахски, фрукты, восточные сладости. Все ходят друг к другу в гости. Они смеются и веселятся.
Наурыз - это красивый весенний праздник. Это начало Нового года.
__________________________________________________________________________________________
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.
Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.
Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.
А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.
К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .
_________________________________________________________________________________________
К а р т о ч к а 2 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Лекц я в планетар , на урок истор , распол жен батаре , состязат?ся в плаван , встать на ц почк , щ тка для стирк , помощ?ники инженера, изм нение сл гаемых, ребенок без помощ .
_________________________________________________________________________________________
К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .
__________________________________________________________________________________________
К а р т о ч к а 2 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Лекц я в планетар , на урок истор , распол жен батаре , состязат?ся в плаван , встать на ц почк , щ тка для стирк , помощ?ники инженера, изм нение сл гаемых, ребенок без помощ .
________________________________________________________________________________________
К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .
__________________________________________________________________________________________
К а р т о ч к а 2 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Лекц я в планетар , на урок истор , распол жен батаре , состязат?ся в плаван , встать на ц почк , щ тка для стирк , помощ?ники инженера, изм нение сл гаемых, ребенок без помощ .
____________________________________________________________________________
К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .
__________________________________________________________________________________________
К а р т о ч к а 2 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Лекц я в планетар , на урок истор , распол жен батаре , состязат?ся в плаван , встать на ц почк , щ тка для стирк , помощ?ники инженера, изм нение сл гаемых, ребенок без помощ .
__________________________________________________________________________________
К а р т о ч к а 1 • Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Объ вление об экскурсии, б седа о смелост и героизм , в бр ш р о спорт , справит?ся в расписан , сидеть на ц новк , ш лковый галстук, щ лкань белк , скл нение существительных, полет без пересадк .
7