Конспект урока «Предложение простое и сложное»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 5 классе

Тема: « Предложение простое и сложное»

Цель: 1.Формировать представление о структурных и интонационных различиях простых и сложных предложений.

2.Добиваться запоминания наиболее частотных союзов и союзных слов и формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями сложного предложения.

Оборудование: Доска, учебники, раздаточный материал (карточки), демонстрационные карточки на магнитах.

Ход урока:

1.Организационный момент

  • Раздача и сбор тетрадей,

  • Проверка готовности к уроку,

  • Запись даты в тетрадь.

2.Проверка пройденного

а) Записать предложение с доски:

Наступает зима.

Распространить предложение с помощью

1.Определения (Наступает поздняя зима),

2.обстоятельства (В городе наступает зима).

б)Фронтальный опрос:

-Как называется предложение без второстепенных членов?

-Какие предложения получились у вас?

3.Изучение нового материала:

* Наблюдение

5 предложения на доске:

1.Пришел сентябрь.

2. Птицы улетают в теплые края.

3.Лес обнажился, часто идут нудные дожди.

4.Листья опадают, и в воздухе летает паутина.

5. Сердце наполняется грустью, когда наступает осень.

- Прочитайте внимательно предложения. Рассмотрите схемы предложений (демон-е карточки со схемами специально перепутаны),

- Сопоставьте предложения и схемы. Запишите их.

- Что общего в первых 2-х предложениях, чем они отличаются (разбор предложений под диктовку детей)

- Что общего в 3,4,5 предложениях (2 гр. Осн.)

Формулировка темы урока, запись в тетрадь.

- Какие предложения вы назовете простыми, какие - сложными?

- Сформулируйте тему урока,

- Сформулируйте цель урока, опираясь на опорные слова на доска:

- Познакомиться с …,

- Научиться различать… и …,

- Учиться ставить … в …

Вывод учителя :

Итак, мы выяснили, что предложения с одной грамматической основой называются простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами называются сложными.

Карточки на партах

Прочитайте выразительно левое стихотворение, и - правое.

Как они отличаются по интонации?

Вывод: - Первая часть сложного предложения не имеет интонации конца предложения,

- Части сл. Предложения связаны по смыслу и интонационно.

- Чем еще могут соединяться простые предложения в составе сложного ( на доске №4,5) ,

____ союзы И и КОГДА.

- Как называются такие предложения: союзными или бессоюзными?

- Какое предложение можно назвать бессоюзным? (№3)

- С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения в составе сложного? (запятыми)

Обобщение:

  1. Какие предложения называются простыми, а какие сложными?

  2. Из чего состоит сложное предложение?

  3. Как связаны между собой простые предложения в составе сложного?

  4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?

  5. Чем разделяются простые предложения в составе сложного?

- Прочитайте правило на стр. 152-153 учебника.

Закрепление :

упр. №415,

  1. Выбрать картинку по 3-м вариантам,

  2. Составить по 2 предложения (простое и сложное)

- Предложения читаются вслух и обсуждаются классом.

Упр.№ 417

Составьте из пар простых предложений сложные.

- Какие союзы вы употребили, где поставили знаки препинания?

(но, а, и,но (а)).

Резерв - упр.№419,

Домашнее задание (на доске) - упр.№ 413



© 2010-2022