- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья на тему Коммуникативные качества речи
Статья на тему Коммуникативные качества речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сидоркевич Л.П. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно выглядеть речевое произведение - устная речь или письменный текст.
Значит, в сознании каждого человека существует и действует определенная система ценностей, диктующая, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации и какой должна быть речь. Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена.
При изучении теоретического материала, я пришла к выводу, что в настоящее время разные исследователи по-разному формулируют требования к образцовой речи.
Например, профессор А.К.Михальская отмечает особенности речевого поведения и речи говорящего, которые способствуют эффективности речи и успеху речевого общения:
1. Эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Диалогизировать речевое поведение, т.е. получить живой и активный отклик слушателя на речь говорящего, можно, используя такие принципы: внимание к адресату, близость, конкретность.
2. Продвижение и ориентация адресата, т.е. слушатель с помощью говорящего должен быть сориентирован в «пространстве» речи и чувствовать, что вместе с говорящим продвигается к цели.
3. Эмоциональность речи. Реализуется с помощью обилия специальных экспрессивных (выразительных) средств.
4. Удовольствие. Эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным.
Но, наиболее удобной в применении к качествам речи учащихся начальных классов, мне кажется классификация Б.Н.Головина.
По мнению автора, образцовая речь - та, которая понятна собеседникам и в максимальной степени обеспечивает общение, поэтому все качества такой речи Головин называет коммуникативными. Названные им семь коммуникативных качеств речи охватывают весь круг требований к речи современного человека:
1. Правильность - основное коммуникативное качество речи, потому, что прежде всего правильность речи обеспечивает ее взаимопонимаемость, ее единство. Она заключается в соблюдении норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.
2. Точность издавна осознается как одно из достоинств речи. Точность как одно из коммуникативных качеств речи характеризует ее со стороны содержания. Характеристики «точная» и «неточная» - это инструмент оценки содержательного плана речи, а не ее формы. Поэтому базой для формирования и осознания точности являются связи речь - действительность и речь - мышление.
Основные условия, способствующие созданию точной речи:
-
Знание предмета речи.
-
Знание языковой системы. Применительно к точности это, в первую очередь, знание системы языковых значений.
-
Прочные речевые навыки.
3. Логичность как коммуникативное качество речи имеет много общего с точностью. Как и точность, логичность характеризует речь со стороны ее содержания и заключается в организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.
Условия логичности речи:
-
Овладение логикой рассуждения.
-
Знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности. Это условие действует на уровне коммуникации речи и может быть обозначено как овладение логикой изложения. Логика изложения отличается отчетливой ориентацией на собеседника, на ситуацию речи.
Конкретные лингвистические условия логичности, в первую очередь, синтаксические: сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым, порядок слов в предложении должен быть правильным.
4. Чистота речи может быть описана на базе соотношения речи с литературным языком и нравственной стороной нашего сознания. Чистой мы называем такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.
5. Выразительность речи - это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
Основные условия, от которых зависит выразительность речи:
-
Самостоятельность мышления, сознания автора речи;
-
Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит;
-
Хорошее знание языка, его выразительных возможностей;
-
Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;
-
Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;
-
Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.
6. Богатство (разнообразие) речи.
Речь тем богаче, чем она разнообразнее по своей структуре. Условия, обеспечивающие богатство речи, - это активный запас языковых средств, т.е. тот запас слов, их значений, запас моделей словосочетаний и предложений, запас типовых интонаций и т.д. - тот запас, из которого человек способен выбрать нужное ему средство и применить его для построения речи. Вместе с тем, условием, обеспечивающим богатство речи, оказывается и совокупность навыков, нужных для незатрудненного и целесообразного применения средств языка, которые находятся в активном языковом запасе человека.
7. Уместность речи - это такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам выступления.
Соблюдение уместности речи предполагает знание стилей литературного языка, закономерностей словоупотребления, свойственных им, знание стилистической системы языка.
Уместность речи захватывает разные уровни языка и формируется употреблением слов, словосочетаний, грамматических категорий и форм, синтаксических конструкций.
Назову несколько условий, которые необходимы для того, чтобы сделать нашу речь уместной:
-
хорошее знание структуры языка, т.е. слов, фразеологических оборотов, синтаксических конструкций, которые предоставляют возможность выбора нужных средств высказывания в каждом конкретном случае;
-
умение пользоваться языком, навыки применения его ресурсов;
-
хорошее знание предмета речи, ясное представление об объеме и характере информации, которую необходимо сообщить;
-
культура говорящего, доброжелательное, уважительное отношение к людям.
Таким образом, коммуникативными качествами речи можно назвать следующие: правильность, точность, логичность, чистоту, выразительность, богатство и уместность.