Статья на тему Коммуникативные качества речи

Коммуникативная компетентность является одной из тех ключевых компетентностей, которые, согласно новому Государственному образовательному стандарту, должна формировать общеобразовательная школа. Социализация личностных черт ребенка, усвоение им опыта поколений, культуры, обретение ценностей происходит преимущественно посредством общения, поскольку именно язык есть один из ведущих каналов получения информации. Речь есть специфический вид человеческой деятельности, реализация средств языка. Речь...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно выглядеть речевое произведение - устная речь или письменный текст.

Значит, в сознании каждого человека существует и действует определенная система ценностей, диктующая, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации и какой должна быть речь. Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена.

При изучении теоретического материала, я пришла к выводу, что в настоящее время разные исследователи по-разному формулируют требования к образцовой речи.

Например, профессор А.К.Михальская отмечает особенности речевого поведения и речи говорящего, которые способствуют эффективности речи и успеху речевого общения:

1. Эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Диалогизировать речевое поведение, т.е. получить живой и активный отклик слушателя на речь говорящего, можно, используя такие принципы: внимание к адресату, близость, конкретность.

2. Продвижение и ориентация адресата, т.е. слушатель с помощью говорящего должен быть сориентирован в «пространстве» речи и чувствовать, что вместе с говорящим продвигается к цели.

3. Эмоциональность речи. Реализуется с помощью обилия специальных экспрессивных (выразительных) средств.

4. Удовольствие. Эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным.

Но, наиболее удобной в применении к качествам речи учащихся начальных классов, мне кажется классификация Б.Н.Головина.

По мнению автора, образцовая речь - та, которая понятна собеседникам и в максимальной степени обеспечивает общение, поэтому все качества такой речи Головин называет коммуникативными. Названные им семь коммуникативных качеств речи охватывают весь круг требований к речи современного человека:

1. Правильность - основное коммуникативное качество речи, потому, что прежде всего правильность речи обеспечивает ее взаимопонимаемость, ее единство. Она заключается в соблюдении норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.

2. Точность издавна осознается как одно из достоинств речи. Точность как одно из коммуникативных качеств речи характеризует ее со стороны содержания. Характеристики «точная» и «неточная» - это инструмент оценки содержательного плана речи, а не ее формы. Поэтому базой для формирования и осознания точности являются связи речь - действительность и речь - мышление.

Основные условия, способствующие созданию точной речи:

  • Знание предмета речи.

  • Знание языковой системы. Применительно к точности это, в первую очередь, знание системы языковых значений.

  • Прочные речевые навыки.

3. Логичность как коммуникативное качество речи имеет много общего с точностью. Как и точность, логичность характеризует речь со стороны ее содержания и заключается в организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.

Условия логичности речи:

  • Овладение логикой рассуждения.

  • Знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности. Это условие действует на уровне коммуникации речи и может быть обозначено как овладение логикой изложения. Логика изложения отличается отчетливой ориентацией на собеседника, на ситуацию речи.

Конкретные лингвистические условия логичности, в первую очередь, синтаксические: сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым, порядок слов в предложении должен быть правильным.

4. Чистота речи может быть описана на базе соотношения речи с литературным языком и нравственной стороной нашего сознания. Чистой мы называем такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

5. Выразительность речи - это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Основные условия, от которых зависит выразительность речи:

  • Самостоятельность мышления, сознания автора речи;

  • Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит;

  • Хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

  • Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;

  • Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;

  • Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

6. Богатство (разнообразие) речи.

Речь тем богаче, чем она разнообразнее по своей структуре. Условия, обеспечивающие богатство речи, - это активный запас языковых средств, т.е. тот запас слов, их значений, запас моделей словосочетаний и предложений, запас типовых интонаций и т.д. - тот запас, из которого человек способен выбрать нужное ему средство и применить его для построения речи. Вместе с тем, условием, обеспечивающим богатство речи, оказывается и совокупность навыков, нужных для незатрудненного и целесообразного применения средств языка, которые находятся в активном языковом запасе человека.

7. Уместность речи - это такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам выступления.

Соблюдение уместности речи предполагает знание стилей литературного языка, закономерностей словоупотребления, свойственных им, знание стилистической системы языка.

Уместность речи захватывает разные уровни языка и формируется употреблением слов, словосочетаний, грамматических категорий и форм, синтаксических конструкций.

Назову несколько условий, которые необходимы для того, чтобы сделать нашу речь уместной:

  • хорошее знание структуры языка, т.е. слов, фразеологических оборотов, синтаксических конструкций, которые предоставляют возможность выбора нужных средств высказывания в каждом конкретном случае;

  • умение пользоваться языком, навыки применения его ресурсов;

  • хорошее знание предмета речи, ясное представление об объеме и характере информации, которую необходимо сообщить;

  • культура говорящего, доброжелательное, уважительное отношение к людям.

Таким образом, коммуникативными качествами речи можно назвать следующие: правильность, точность, логичность, чистоту, выразительность, богатство и уместность.


© 2010-2022