Интонационные и пунктуационные особенности предложения с ОЧ

План урока по русскому языку. Тема: "Однородные члены предложения". Основные цели и задачи урока:     Образовательные: • расследование проблемы: нужно ли знать пунктуационные и интонационные нормы в современном деловом мире; • выработка умения логично высказывать мысли, идеи; • научить соблюдать пунктуационные и интонационные нормы; • научить анализировать интонационные конструкции; • научить анализировать текст с точки зрения интонационных и пунктуационных норм. Развивающие: • развивать умение ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интонационные и пунктуационные особенности предложения с ОЧ.

Цели:

Образовательные: научить соблюдать пунктуационные и интонационные нормы; научить анализировать интонационные конструкции с ОЧП.

Развивающие: развивать умение анализировать, делать правильные выводы, развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, воспитывать позитивные эмоции в процессе изучения темы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I Организационный момент.

I I Проверка д.з. Составление схем на доске.

III Актуализация опорных знаний.

- Синтаксис разбор предложения. Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом лес луг озера.

IV Работа над темой урока.

1.Мотивация и целеполагание.

Казнить нельзя помиловать.

Бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II (1284 - 1327). Восстановив против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных, Эдуард пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена - королева Изабелла и её возлюбленный лорд Мортимер. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в крепость, где он долго ожидал решения своей судьбы. Никто не решался отдать приказ об умерщвлении короля.

История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Лорд Мортимер обратился к своему другу епископу Орлетону. "Иными словами, милорд, - сказал епископ, - Вы хотите послать приказ, не посылая его". Орлетон довольно быстро решил задачу, написав в качестве приказа одну строку. Тюремщики, которым была поручена охрана бывшего короля, получили записку:

ЭДУАРДА УБИТЬ НЕ СМЕЙТЕ ПОМИЛОВАТЬ

Примерно таков вольный перевод этой фразы с английского. Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо: если сделать паузу после слов "не смейте", то короля убивать не следует, необходимо его помиловать; если же паузу сделать после слова "убить", то судьба короля плачевна.

Тюремщики хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

Так король Эдуард II стал жертвой не только политического, но и грамматического заговора.

Вот так маленькая пауза, обозначаемая на письме запятой, стала убийцей.

Сегодня наш урок будет посвящен интонации и пунктуации предложений с ОЧ. Мы должны разобрать, как связаны между собой эти понятия, каковы функции знаков препинания. Что такое пунктуация? Интонация? Какая связь между пунктуацией и интонацией?

  1. Беседа.

- Что такое пунктуация?

Раздел языкознания, изучающий систему пунктуационных знаков, функции и нормы их употребления.

- Что такое интонация?

Звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.


  1. Лингвистический эксперимент I

Произнесите предложения со всеми возможными интонациями:

  • Мы поедем завтра в зоопарк.

  • Я не люблю, когда жарко.

  • Ты хочешь знать моё мнение.

  • Как хороши, как свежи были розы.

  • И что ты по этому поводу думаешь.

  • Все давно ушли.


  1. Лингвистический эксперимент II

  2. Левитан оставил около ста осенних картин. На них изображены знакомые с детства вещи стога сена почернелые от сырости маленькие реки кружащие в медленных водоворотах палую листву одинокие золотые берёзы небо похожее на тонкий лёд косматые дожди по лесным порубкам. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали лучше всего передана печаль прощальных дней сыплющихся листьев тихого чудесного перед холодом праздничного солнца.

Чтение текста без знаков препинания.

Вывод:

  • Что вызвало затруднения во время чтения текста?

При отсутствии знаков препинания не так легко определить,

с какой интонацией следует произносить текст.

  • Для чего нужны знаки препинания?

Чтобы осмыслить сказанное; служат для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.

Текст списать, знаки препинания расставить. Подчеркнуть ОЧП. Составить схемы предложений. Прочитать, сделать вывод

5. Лингвистический эксперимент III

Мне нужен другой, синий карандаш.

Мне нужен другой синий карандаш.

Вывод: Запятая-это знак, требующий наблюдения за интонацией. Отсутствие или наличие запятой может исказить смысл высказывания.

V Итог: записать высказывания Чехова и Паустовского.

  • Знаки препинания - ноты при чтении.

А.П. Чехов

  • Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К.Г. Паустовский

V I Д/З


  • Выписать из художественных текстов 5-6 предложений с ОЧП;

  • сделать синтаксический разбор, построить схемы;

  • прокомментировать интонационные и пунктуационные особенности предложений с ОЧ.

© 2010-2022