СтатьяУрок и здоровье школьника

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок и здоровье школьников


Проблемы сохранения здоровья и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Как должна сохранить здоровье детей современная школа? Ответить на вопрос, наверное, можно, только пройдя долгим путём поиска, сомнений, ошибок. И путь этот у каждого учителя свой: по времени и опыту, со своими дерзкими идеями и нестандартными решениями. И только такой подход способен привести к открытию новых методов работы и даже к новым педагогическим технологиям.

.

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Для поддержания здоровья обучающегося не менее важна и правильная организация учебной деятельности: строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом динамичности детей, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Принципиальным является осуществление активно-деятельного подхода к образованию, который позволяет не только усваивать знания, но и формировать у обучающегося практические навыки сохранения и укрепления своего здоровья, развивать творческие способности к конструированию индивидуального здоровья и собственного стиля (образа) жизни. Чтобы уменьшить влияние школьных факторов риска учителю необходимо:


-создать на уроке благоприятный психологический климат;


-задавать посильное домашнее задание;


-учитывать плотность урока;


-организовать урок с учетом разнообразия видов учебной деятельности;


-соблюдать гигиенические условия и нормы;


-через преподаваемый предмет формировать у учащихся ценность здоровья и здорового образа жизни.

Не обойтись на уроке и без эмоциональной разрядки: шутки, улыбки, использование юмористических картинок ( комиксов), поговорки, афоризмы, музыкальные минутки и т.п. - это оградит учащихся от микрострессов.
Один из методов оптимизации психоэмоционального состояния школьников при умственном напряжении на уроках - музыкотерапия. После прослушивания музыки во время выполнения заданий урока напряженность уменьшается. Это позволяет активизировать деятельность учащихся, снизить уровень тревожности при умственном напряжении.

Особое место в этом процессе отводится русскому языку. Родной язык играет важную роль в формировании сознания растущего человека, который не только познаёт мир, но и учится жить в этом мире, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни. На уроках русского языка целесообразно проводить изложения, сочинения, диктанты, тематика которых ориентирована на формирование у школьников ценностей здорового образа жизни, здоровья и знаний в сфере здоровья. Например, это может быть свободный диктант на определённые темы: "Сильные, ловкие и здоровые", "Зелёная аптека", "Зарядка" и другие.

Полезными для учащихся с точки зрения знаний о здоровье будут грамматические упражнения. Так, например, при изучении темы "Неопределённая форма глагола" можно предложить ученикам составить словосочетания на тему "Что полезно для здоровья" и т.д.

Неоценимо значение уроков литературы в формировании и коррекции нравственного здоровья обучающихся. Литература своими лучшими произведениями способна пробудить душу каждого ученика, заставить его задуматься над вечными вопросами: каково предназначение человека и к чему он стремится? Каковы истинные ценности и идеалы? Как жить и во что верить? Уникальность литературы видится в том, что посредством художественных образов возможно надолго запечатлеть в сознании учащихся нравственные категории добра, чести, справедливости, долга, любви, верности, которыми изобилуют предлагаемые для изучения программные произведения. На уроках-диспутах, уроках-конференциях школьникам могут быть предложены для обсуждения в соответствии с изучаемой темой острые проблемы сегодняшней жизни, затрагивающие и потребности учащихся: любовь к ближнему, истина и справедливость, поиск смысла жизни, правда и ложь, добро и зло, моральная ответственность человека за его поступки, смысл жизни и истины.

Анализ произведений русской классики позволяет определить шкалу ценностных ориентаций личности: служение делу, преданность идее, любовь и сострадание. Значительное место можно отвести знакомству учащихся с жизнью А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.С.Тургенева и др.

С большим интересом слушают школьники рассказ учителя об увлечении А.С.Пушкина спортом. Поэт любил верховую езду, фехтование, стрельбу в цель, дальние прогулки, обожал купание. Пушкин никогда не расставался с шуткой, юмором, смехом.

Глубокое впечатление производит на ребят знакомство с жизнью Л.Н.Толстого. Известно, что писатель много ходил пешком. Он трижды прошёл из Москвы в Ясную Поляну. Придавая огромное значение физическому труду, писатель привозил воду, колол дрова, косил и пахал наравне с крестьянами. Он посадил один из самых больших яблоневых садов Европы, в 65 лет научился кататься на велосипеде.

Для А.П.Чехова смех, весёлость, шутка, противостоящие духовной усталости, сумрачности и хандре,- это не просто состояние духа, но культура поведения, жизненный принцип. А ещё он разводил сады, сам разбивал клумбы, делал планировку, копал ямы, ждал цветения - этим жил.

Изучая творчество И.С.Тургенева, учащиеся узнают о том, каким неутомимым он был ходоком и исходил свой край вдоль и поперёк. По признанию писателя, просторы России врачевали его. Оказавшись вдали от родины, И.С.Тургенев лечился от одиночества музыкой. Но самую большую радость, силу и молодость души давала ему любовь.

Учитель-словесник как никакой другой предметник общеобразовательной школы имеет возможность при разборе художественных произведений осуществлять профилактику наркомании, венерических заболеваний, алкоголизма.

Мир шагнул в двадцать первый век, однако эпидемия ВИЧ-инфекции продолжает уносить жизни тысяч людей. В русской и мировой литературе есть много произведений, в которых описана не только негативная сторона жизни людей, имеющих фактор риска, приводящий к заболеванию, но и последствия самой болезни.

В известном произведении А.Н.Куприна "Яма" описана жизнь обитательниц публичного дома. Приведён ряд непривлекательных, отталкивающих подробностей:

- женщины лёгкого поведения вызывают у окружающих чувство презрения, омерзения или болезненного любопытства;

-многие из них разочаровываются в жизни и людях, так как сталкиваются с самыми неблаговидными поступками и ситуациями;

- жизнь этих женщин полна лишений и унижения: они ничем и никем не защищены;

- кажущаяся лёгкость обогащения оборачивается зависимостью, риском заразиться различными заболеваниями.

К тяжёлым последствиям приводит и наркомания. В мировой литературе немало произведений, посвящённых теме наркозависимости и ёё последствиям. Одно из них написано М.А.Булгаковым. Это рассказ-предостережение с простым и страшным названием "Морфий".

Даже врач (главный персонаж) не смог бороться с роковым пристрастием. Вот цена ухода доктора Полякова от действительности:

- быстрое привыкание;

- стремительный распад личности;

- унизительные, постоянные поиски наркотика, готовность на всё ради "дозы" (вплоть до преступления);

- невозможность вести полноценную, разнообразную жизнь, крах профессиональной деятельности;

- постоянная ложь, страх быть разоблачённым;

- страдания близкого человека, наблюдающего за постепенным, стремительным разрушением души тела наркомана;

- самоубийство.

О пагубности алкоголя на страницах произведений художественной литературы сказано немало. Приведу лишь один пример М. Горький "На дне". Один из героев пьесы Актёр страдал от алкогольной зависимости, но не мог избавиться от этой пагубной привычки. Старец Лука рассказал ему о существовании лечебницы, в которой бы он смог вылечиться. Актер уходит лечиться в город. Но в конце пьесы, не сумев преодолеть свою привычку, кончает жизнь самоубийством.

Тематика уроков тесно связана с вопросами здоровьесбережения. Это позволяет вооружить детей необходимыми знаниями и умениями по охране своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Известен такой факт: здоровье человека на 50-55% зависит от его образа жизни, т.е. поведения, которое во многом обусловлено уровнем культуры здоровья личности.

© 2010-2022