Методическая разработка урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №70» города Дзержинска Нижегородской области.









Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Деепричастие»

7 класс









Разработала Зуйкова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

















2016 год

Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний о деепричастии"

ТИП УРОКА: обобщение знаний

ЦЕЛИ УРОКА: закрепление и обобщение знаний о деепричастии и деепричастном обороте

Задачи:

- Обучающие:

1. анализировать и характеризовать морфологические и синтаксические признаки деепричастия;

2. формировать орфографическую компетентность учащихся;

3. формировать умения постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

- Развивающие:

1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей;

2. развитие учебно-информационных и коммуникативных умений;

3. развитие умения давать самооценку своей деятельности.

- Воспитательные:

1. формировать интерес к творчеству художника В.М.Васнецова;

2. содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка

Оборудование: учебник, компьютер, репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка», раздаточный материал

Планируемые результаты:

Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки деепричастия, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА

(сопровождается проецированием картины В.М.Васнецова «Аленушка» )

  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Ребята, сегодня мы подводим итог изучению темы «Деепричастие». Мы вспомним все, что узнали об этой части речи на уроках. Поможет нам в этом замечательная картина В.М.Васнецова «Аленушка». Внимание ! В течение урока вы должны «собирать» деепричастия, которые помогут потом описать эту картину.

2.Актуализация знаний

Учитель От какой части речи образуются деепричастия? ( От глагола)

Что мы знаем о пунктуации в предложениях с деепричастным оборотом? Задание Давайте прочитаем текст и заменим подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Что станет с текстом?

3. Выявление места и причины затруднения

Текст. (у каждого на парте)

(1)Картина В.М.Васнецова «Аленушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

(2)Уронила голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка.(3) Переживания сжимают сер_це, туманят ее безрадостный взгляд (4).Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. (5)Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом.(6) Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. (7) Золотые листья окружают Аленушку, напоминают о несбывшихся мечтах.

(8)Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

Задание: Графически объяснить знаки препинания. Почему в 1 и 2,4, 7 предложениях пунктуация не изменилась после замены глагола на деепричастие? Как изменилась пунктуация после замены глагола на деепричастие в 6,8 предложениях? Объяснить написание буквы Д в слове сер_це (предложение 3). Как понять выражения : «Переживания туманят взгляд, небо навевает мысли» (предложение 5)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Самопроверка по эталону (текст на экране), выявляем проблемные места.

Учитель: Прочитать получившийся текст с деепричастиями. Как изменился текст? (Благодаря деепричастиям текст стал «живее», образнее)

Определяется цель урока: отработать навык постановки запятых при деепричастном обороте, составлять грамматически правильно предложения с деепричастным оборотом.

5. Реализация построенного проекта

А)Выборочно-распределительный диктант

Чем отличаются деепричастия в 1 и2 предложениях? (Видом)

Раздать детям таблички

Задание Заполните таблицу

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.

Деепричастие совершенного вида

Деепричастие несовершенного вида


Б)Работа по развитию речи

Какое правило надо соблюдать, чтобы без ошибок составить предложение с деепричастным оборотом? (затрудняются ответить.)

Исправьте грамматичесие ошибки и объясните их причины.

Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли. Думая о прошлом в ее воспоминании оживают счастливые дни. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А) Задание Распространите предложения деепричастными оборотами

Природа грустит. (ДУМАЯ О СУДЬБЕ ОДИНОКОЙ ДЕВУШКИ)

Лес окружает Аленушку (ОГРАЖДАЯ ЕЕ ОТ НЕСПРАВЕДЛИВОГО МИРА)

Темная вода успокаивает. (РАСТВОРЯЯ ПЕЧАЛИ И ЗАБОТЫ)

Б) Запишем в строчку рабочий материал к картине. Объяснить написание слов.

(Не)замечая, (не)проницаемая стена, (не)утолимая печаль, (не)радясь, (не)преодолимая преграда.

7.Включение в систему знаний.

Задание . Опираясь на собранный материал, написать сочинение-миниатюру по картине.

8. Рефлексия. Заслушивание 1-2 сочинений. Выставление отметок за урок.

9.Домашнее задание. Упр.194

Использованная литература.

  1. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. - Центр «Педагогический поиск», 2009

  2. Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт .



© 2010-2022