Сценарий литературно – музыкальной композиции, посвященной 200 – летию Михаила Юрьевича Лермонтова

Сценарий литературно – музыкальной композиции, посвященной 200 – летию Михаила Юрьевича Лермонтова «О, этот Лермонтов опальный, Сын нашей собственной земли»   1. Сценка 1. На экране музыка, танец «Русский хоровод»   Ведущий 1: Пензенская губерния, село Тарханы, 1824 год.   Бабушка: - Позовите Мишеля. Он там играет, как обычно, изображает князя Кутузова в Бородинском сражении. Хватит, пора за уроки! Девушка кланяется, бежит, кричит: - Михаил Юрьевич! Вас бабушка кличет!  Появляется мальчик М...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий литературно - музыкальной композиции,

посвященной 200 - летию Михаила Юрьевича Лермонтова

«О, этот Лермонтов опальный, Сын нашей собственной земли»


1. Сценка 1.

На экране музыка, танец «Русский хоровод»

Ведущий 1: Пензенская губерния, село Тарханы, 1824 год.

Бабушка:

- Позовите Мишеля. Он там играет, как обычно, изображает князя Кутузова в Бородинском сражении. Хватит, пора за уроки!

Девушка кланяется, бежит, кричит:

- Михаил Юрьевич! Вас бабушка кличет!

Появляется мальчик Миша. Идет через сцену, читает:

Эта птичка хороша,
У нее поет душа.

Уходит.

Девушки бегают:

- Тише! У Мишеля занятие. Елизавета Алексеевна приказали никому не шуметь!

Появляется бабушка в окружении учителей:

- Значит, Вы говорите, к математике очень способный Мишенька? Я знаю, он одаренный мальчик. Но учитель словесности пророчит ему славу поэта. Даже не знаю… А как же музыка? Он же прекрасно играет, чувствует музыку. А картинки какие рисует? А? Правда, болеет Миша часто. Вот опять надо этим летом везти его на воды лечить. Как я боюсь за него! Один он у меня! Мой голубчик! Моя кровинушка!

Уходят.

2. Сценка 2.

На экране - Москва, колокольный перезвон.

Ведущий 1: Москва, 1827 год, осень. Елизавета Алексеевна привезла внука в Москву - нужно было устраивать его обучение. Выбор был значительный: Московский благородный университетский пансион. Михаил Юрьевич был по рождению москвич, но только теперь, 13 - 14 летним юношей, он по-настоящему разглядел и полюбил столицу.

Ведущий 2: В своем знаменитом сочинении, написанном на экзамене в Благородном пансионе при Московском университете, он так напишет о Москве:

"Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча. Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке….. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь".

Чтец 1:

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский,- сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин*

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!

Вселенная замолкла... Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

3.Сцена 3:

Ведущий 1: 1830 год. Лермонтов - студент Московского университета.

/2 половины сцены (пополам). На одной стороне - профессор Победоносцев за столом, на другой - бабушка в кресле. Лермонтов идет в сторону профессора.

Диалог:

- Добрый день, профессор!

- Добрый, или не очень для вас, так как я Вас, Лермонтов, не видел на занятиях по словесности ни разу за весь период.

- А мне и не надо было ходить к Вам, профессор! Я не хожу на Ваши лекции, потому что я пользуюсь другими источниками из своей собственной библиотеки, в ней есть все самое современное, не то, что у вас на кафедре.

- И все же я желал бы, Лермонтов, услышат от Вас то, что я проходил.

- Я знаю и без Ваших лекций достаточно, господин профессор.

(Профессор возмущен, уходит спешно, Лермонтов медленно идет к бабушке)

Ведущий 2:

Михаил Юрьевич, действительно, много знал, очень много читал, но был дерзким, особенно был резок в суждениях, когда собеседник пытался его как-нибудь подавить…

Диалог с бабушкой:

- Доброго дня, бабушка!

- Здравствуй, мой ангел! Как у тебя дела в учебе, мой друг?

- Неплохо…

- А я слышала, что у тебя какие-то неважные перспективы. До меня дошли слухи, что твои товарищи устраивают какие-то кружки, собрания, о чем-то рассуждают, да чуть ли не о царе нашем батюшке. Что разговоры ведете против… Кого? Уже, ангел мой, аресты начались. А ты не знал? И ты участвуешь в этих, как их, тайных собраниях? Да?! Пора, Мишель, уехать, и чем скорее, тем лучше. Поедем с Петербург.

- А экзамены? Я… бабушка, хочу…

- Чего?

- Давай я тебе свое стихотворение прочту.

Чтец 2

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

4. Сцена 4.

На слайде - вид Петербурга

Ведущий 1: 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни в квартире на Мойке в Санкт - Петербурге скончался Александр Сергеевич Пушкин. Слух об этом в этот же день распространился по Петербургу. На следующий день появилось знаменитое лермонтовское стихотворение «На смерть поэта»

Чтец 3 - Стихотворение «Погиб поэт» (без последних 16 строк)

Через некоторое время Лермонтов дописал еще 16 строк

Чтец 4:

Стихотворение «Погиб поэт» (последние 16 строк)

Ведущий 2: Добавление к стихотворению было воспринято как призыв к смуте, как оскорбление аристократии. Лермонтов был арестован, а в марте 1837 года выслан в ссылку на Кавказ.

5. Сцена 5.

Музыка «Барабанная дробь, свист пуль. На слайде - виды Кавказа (пейзажи Лермонтова)

Чтецы 5 и 6.

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе.

Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу всё темно, возвещали прохожему утро…

Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры, как стражи ночей, отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданый, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник… Всё, всё в этом крае прекрасно.

Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит; в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье, и шьют серебром - в тишине увядая душою - желающей, южной, с цепями судьбы не знакомой.

Чтец 7.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

( В это время на краю сцены бабушка плачет, молится, пишет письмо)

6. Сцена 6.

На экране - Петербург. .Бал.

Ведущий 1: Стараниями бабушка , которая хлопотала о внуке, просила царя решить участь ее любимца, простить его, Лермонтов зимой 1838 года вновь в Петербурге.

Лермонтов проходит сквозь людей. его сторонятся.

Танец «Фигурный вальс»

Чтец 8.

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

7. Сцена 7.

Петербург.

Ведущий 2: . Об одиночестве Лермонтова знают все. «Я несчастнейший человек…» - пишет он в одном из писем в 1839 году. «Герой нашего времени» - так назвал Лермонтов свой главный труд. Свое мироощущение он передаст Печорину - главному герою романа.

Чтец 9.

Монолог Печорина.

Романс «Выхожу один я на дорогу»

8. СЦЕНА 8. «ДУЭЛЬ»

На слайде - гора Машук

Ведущий 2:

- Дуэли появились в России в первые десятилетия 18 века среди иностранцев, а затем вошли в обычаи у русского дворянства, несмотря на законы, запрещавшие поединки. Во времена Лермонтова дуэль приравнивалась к уголовному преступлению. Вторая дуэль Лермонтова, на этот раз с майором Мартыновым, оказалась роковой для поэта.

Ведущий 1:

Недалеко от города Пятигорск. У подножия горы Машук. 1841 год. 15 июля. Около 7 часов вечера. Страшная гроза, молния…

Ведущий 2:

Лермонтов хотел казаться спокойным, но на его лице выражалось болезненное состояние. Он поднял пистолет и опустил его тотчас же:

- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…

Ведущий 1:

Мартынов задрожал, но промолчал. Лермонтов… поднял пистолет и выстрелил вверх над головой…. Затем грянул выстрел Мартынова. (ВЫСТРЕЛ). Поэт упал…

Ведущий 2.

Все подбежали, он едва дышал; пуля пробила руку и правый бок. По увещеванию секундантов, Мартынов подошёл к Лермонтову и сказал: «Прости, Лермонтов!». Михаил Юрьевич хотел что - то сказать, повернулся и умер со своей непередаваемой улыбкою.

(На краю сцены - бабушка упала на колени, рыдает..)

Чтец 10

О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли,
Он, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол,
Как бы светящаяся туча,
По небу русскому прошел.

Романс «Ангел» Танец (девочка - ангел)

© 2010-2022