«Стразы» и «бриллианты» как ошибки или достоинства в текстах разных стилей

Исследовательская работа "Если мы взглянем попристальнее на современную литературу, то в небольшом количестве ее страз и большом количестве булыжников найдем и несколько бриллиантов".В.Белинский Актуальность: наряду с обеспокоенностью состоянием речевой жизни общества, довольно часто можно встретиться с поверхностным отношением к требованиям правильности речи, игнорированием того факта, что эффективность письменной речи во многом зависит от степени соблюдения норм литературного языка. Однако нор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Региональный этап

Российской научной конференции школьников «Открытие»




Секция ЯЗЫКОЗНАНИЯ



«Стразы» и «бриллианты» как ошибки или достоинства в текстах разных стилей



Исследовательская работа





Выполнена ученицей

9 класса МБОУ «Лицей №3»

г. Старый Оскол, Белгородской области

Сысоевой Александрой Александровной

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №3»

Капба Людмила Степановна








Старый Оскол, 2014 г.

Введение:

Однажды прочитала в журнале «Русский язык и литература для школьников» фразу:

Если мы взглянем попристальнее на современную литературу, то в небольшом количестве ее страз и большом количестве булыжников найдем и несколько бриллиантов.

Оказалось, что она принадлежит выдающемуся литературному критику В.Г. Белинскому. О каких произведениях говорил Виссарион Григорьевич, относя их к булыжникам, сомнений не вызывает, это художественные произведения не достойные высокой оценки. А как быть со стразами и бриллиантами?

Цель: выявить, что такое языковые «стразы» и «бриллианты», и каковы их разновидности на примерах из текстов разных стилей.

Задачи:

1) найти в газетных текстах и словах песен языковые стразы;

2) проанализировать их и классифицировать по группам;

3) выявить их различия;

4) сделать выводы.

Материал и методика исследования. Исследование началось в сентябре месяце и продолжалось на уроках русского языка и литературы. Материал по теме собирался и анализировался на консультациях с учителем русского языка и литературы.

Актуальность. Наряду с обеспокоенностью состоянием речевой жизни общества, довольно часто можно встретиться с поверхностным отношением к требованиям правильности речи, игнорированием того факта, что эффективность письменной речи во многом зависит от степени соблюдения норм литературного языка. Однако нормы носят объективный характер, обусловленный не только традициями общественной речевой практики, но также в значительной степени законами языковой системы.

Результаты исследования и их анализ.

Обратимся к ранее упомянутой фразе В.Г. Белинского:

«Если мы взглянем попристальнее на современную литературу, то в небольшом количестве ее страз и большом количестве булыжников найдем и несколько бриллиантов.»

Очень странно было читать о стразах, как о языковых явлениях. Общеизвестно, что стразы - камешки изобрёл австрийский ювелир по фамилии Страз (Strass) в конце XVIII или начале XIX веке. Он догадался добавить к жидкому стеклу немного свинца. В результате получил блестящие камешки, которые после обработки стали сверкать, как бриллианты, то есть ненастоящие камни.

Вероятнее всего, языковые стразы - это произведения или выражения с претензией на высокую оценку, но не достойные ее из-за каких-либо недочетов, изъянов.

Слово страз применимо в тех случаях, когда речь идет о языковых недостатках, встречающихся как в произведениях известных писателей и поэтов (даже классиков!), так и в периодической печати, где иногда публикуются тексты с различного рода ошибками: фактическими, лексическими, грамматическими.

Обратимся к примерам. Они были разделены по тому же принципу на две группы: I) стразы в произведениях известных писателей и поэтов; II) стразы в текстах периодической печати. Условно их можно разделить на две подгруппы: а) фактические стразы; б) грамматические стразы.

§1 Стразы в произведениях известных писателей и поэтов

1) Фактические стразы - те стразы, в которых неправильно употреблена лексема, отражающая действительное состояние чего-либо.

А) В поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» встречаем:

И Терек, прыгая, как львица

С лохматой гривой на хребте,

Ревел…

Поэт, вероятно, не знал о том, что у львиц нет гривы ни на шее, ни на хребте. И это незнание привело к рождению досадного страза: внешне все превосходно, а если вникнуть в смысл этих строк, то обнаружится изъян - фактический страз (несоответствие реальности).

Б) Л. Ошанин написал песню «Течет река Волга», которую исполняет замечательная Людмила Зыкина:

Издалека долго

Течет река Волга…

(Слова Л. Ошанина, музыка М. Фрадкина).

Слушатели, очарованные голосом Людмилы Зыкиной, не замечают фактического страза (неправильного употребления), допущенного создателями песни, которые не вникли в значение наречия долго и использовали его только для того, чтобы слово Волга получило хорошую рифму. Слово долгий, от которого образовано наречие долго, имеет значение «продолжительный, длящийся в течение значительного времени». Но о Волге нельзя сказать, что она течет долгое время. Она течет и будет течь вечно, без ограничения во времени.

В) Юлия Савичева в своей песне «Высоко» употребляет страз-тавтологию:

Не забывай пламя огня, где мы с тобой греем себя.

Пламя и огонь - синонимы, поэтому они не могут так употребляться. Это - то же самое, что сказать «ветер вьюги» или «ливень дождя». Таких ошибок в русском языке достаточно много, например, темный мрак, горячий кипяток, свободная вакансия и т. д.

Г) У популярного в свое время «Марша танкистов» (слова Б. Ласкина, музыка Дан. И Дм. Покрассовых) припев начинается словами:

Гремя огнем, сверкая блеском стали,

Пойдут машины в яростный поход…

Звучит, конечно, красиво. Но красота эта искусственная, стразовая. Дело в том, что ни в одной стране танки не «сверкают блеском стали», потому что они окрашены в защитный цвет. Также «сверкать блеском» - нежелательная тавтология, потому что сверкать и блестеть (однокоренное с «блеск») являются синонимами, поэтому не могут вместе употребляться. Это фактический страз (несоответствие действительности).

2) Грамматические стразы - грамматические ошибки, в которых неправильно употреблены слова с морфологической или синтаксической точки зрения.

А) В песне известной группы ЛЮБЭ «Кострома» встречаются строчки:

Кострома, здесь девчушка скучает одна.

Стала мне в жизни она званой сестрой.

В словаре С.И. Ожегова читаем:

ЗВАНЫЙ - получивший приглашение прийти.

Но в строфе оно употреблено в значении названая сестра (т.е. неродная, приемная). Этот грамматический страз (неправильное употребление) был допущен автором для того, чтобы не нарушать ритм стиха.

Б) В лирической песне «Прощание» (слова М. Исаковского, музыка Дмитрия Покрасса) комсомолец просит подругу, чтобы она что-нибудь пожелала на прощанье ему, уходящему на фронт. Девушка говорит:

Я желаю всей душой -

Если смерти, то мгновенной,

Если раны - небольшой.

Эти строчки следует понимать только так: «Если я желаю тебе смерти - то мгновенной. Если я желаю тебе раны - то небольшой». Девушка, конечно, не хотела так сказать. Она, вероятно, должна была бы сказать иначе: «Если тебе суждено умереть, то пусть смерть твоя будет мгновенной, если же ты будешь ранен, то пусть рана будет небольшой». Автор изложил свою мысль не совсем корректно. Это грамматический страз (неточное изложение мысли).

В) В одном из своих стихотворений В.В. Маяковский признался:

Да будь я хоть негром преклонных годов,

И то б, без унынья и лени,

Я русский бы выучил только за то,

Что им разговаривал Ленин!

Сочетание разговаривать русским языком - это грамматический страз. Правильнее сказать «Говорить на русском языке» и «на нем говорил Ленин».

Г) Мой племянник захотел узнать, какого цвета зебра. Он обратился к энциклопедии и словарю. Открыв «Словарь русского языка» в 4-х томах, читает: «Зебра. Дикая африканская лошадь, имеющая полосатую окраску» Такое определение цвета зебры - грамматический страз (недосказанность), допущенный составителями словаря. Любознательный читатель, так ничего и не узнавший о цвете зебры, обращается к другому источнику - «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Дикая африканская полосатая (черная со светло-желтыми полосками) лошадь». Определение витиеватое, но зато с указанием цвета. Ищущий нашел ответ на свой вопрос.

§2 Ошибки в текстах периодической печати

1) Фактические стразы

А) В газете «Зори» (8 октября 2013 г.) была опубликована статья о Валентине Цицугине, почетном гражданине Старого Оскола. Читаем:

После беседы с ним всегда уходил от него окрыленным, всегда хотелось работать еще лучше.

Как видно, в предложении употребляется два раза личное местоимение «он». Этот фактический страз получился вследствие тавтологии данного слова.

Б) В той же газете, но в другом номере был допущен фактический страз:

Отличительной особенностью нынешнего призыва является наличие спортивных и научных рот.

Отличительный и особенный (особенность) - синонимы, которые не могут стоять вместе в словосочетании со связью согласование.

Отличительной особенностью (прил. Ед. ч., Т. п., ср. р. + сущ. Ед. ч., Т. п., ср. р.)

Правильнее сказать (убрав тавтологию):

Особенностью нынешнего призыва является наличие спортивных и научных рот.

В) Поднять тост так же нелогично, невозможно, как и *произнести бокал. Но выражение поднять тост отмечает «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. В других словарях, в том числе и в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (1964), такое сочетание отсутствует. А вот в газетах такой фактический страз (несоответствие реальности) присутствует:

В скверике рядом с корпунктом «Известий» уважаемые в квартале мужчины со всей серьезностью обсуждают, можно ли будет поднять в их любимом месте отдыха тост за соседа-именинника. (Известия. - 2013 - 11 июля)

2) Грамматические стразы

А) Однажды в документах увидела грамматический страз:

Информация должная быть доведена до сведения сотрудников под роспись


Роспись и подпись - паронимы. Они не взаимозаменяемы. Роспись - 1) письменный перечень чего-нибудь; 2) от глагола расписать - разрисовать красками, покрыть рисунками. Подпись - собственноручно написанная фамилия.

То есть каждый сотрудник должен написать какой-то письменный перечень или разрисовать красками место напротив своей фамилии. Получается несуразица, поэтому на месте «роспись» в предложении нужно писать «подпись». Тогда все будет ясно и понятно: после информирования поставить собственноручно свою фамилию.

Б) В газете «Зори» (8 октября 2013 г.) была опубликована статья о Валентине Цицугине - почетном гражданине Старого Оскола. Читаем:

Он навсегда останется в нашей памяти таким, как мы его помним: энергичным, мудрым и справедливым лидером, бесконечно влюбленным в Старооскольскую землю.

В этом сложноподчиненном предложении есть союзное слово «Как», которое употреблено неправильно. Журналист пишет: «Останется таким», значит, подчинительная часть предложения должна отвечать на вопрос «Каким?», поэтому правильнее сказать «таким, каким мы его помним». Это грамматический страз - неправильное употребление.

В) В «Оскольском курьере» в объявлении о приеме на работу написано:

Требуется оператор на телефон.

И аналогичное

Требуется продавец на цветы.

В данных случая неправильно употребление зависимых слов. На телефон можно позвонить, а на цветы смотреть. Правильнее будет, если употребить существительные в родительном падеже:

Требуется оператор телефонных звонков (Род. П.)

Требуется продавец цветов (Род. П.)

Это грамматический страз (неправильное употребление).

Итак, стало ясно, что такое языковые стразы. Это выражения, претендующие на высокую оценку, но недостойные её из-за каких-то недочетов, изъянов.

Но что подразумевал Белинский, говоря о бриллиантах? Наверное, это произведения, достойные той высокой оценки, на которую претендуют и стразы. Бриллианты достойны её, благодаря тропам (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, олицетворение, ирония, литота и т.д.) и стилистическим фигурам (антитеза, оксюморон, эллипсис и т.д.).

Например, А.С. Пушкин в своем стихотворении «Туча» пишет:

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Автор четыре раза повторяет «одна», что создает впечатление уже заканчивающейся грозы. В обычном тексте каждый посчитал бы это тавтологией, но не в этом случае. Александр Сергеевич употребляет анафору, стилистическую фигуру, что и делает это стихотворение выразительнее и эмоциональнее, одним словом, его можно назвать бриллиантом русской поэзии.

Также можно привести пример из творчества И.С. Тургенева:

Утренняя заря не пылает пожаром - метафора;

Могучее светило - перифраз.

Их можно перечислять бесконечно.

Или, например, Владимир Маяковский писал:

Завидуйте, я - гражданин Советского Союза.

Только он мог поставить тире после местоимения, что и делает это стихотворение бриллиантом, а не стразом, делает русский язык уникальным!

Выводы:

Высказывание Белинского актуально и сегодня. В современном русском языке существуют языковые стразы - выражения, претендующие на высокую оценку, но недостойные её из-за каких-то недочетов, изъянов.

Они делятся на фактические и грамматические стразы. Фактические стразы - те стразы, в которых неправильно употреблена лексема, отражающая действительное состояние чего-либо, тавтология (ненужный повтор). Грамматические стразы - те стразы, в которых неправильно употреблены слова с морфологической или синтаксической точки зрения (в том числе и паронимы). Языковые стразы получаются в результате незнания правильного употребления лексем или специально употребляются автором в произведениях в стихотворной форме, чтобы не нарушать ритм и рифму строф.

Кроме стразов существуют и языковые бриллианты - произведения и выражения достойные той высокой оценки, на которую претендуют и стразы. Конечно же, это бриллианты русской литературы, произведения выдающихся писателей и поэтов, таких как А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, В.В. Маяковский, Л.Н. Толстой, М. Горький и т.д.

Любое нарушение принципа языковой системности приводит к дезориентации носителей языка, порождает новые, порой неожиданные и непредвиденные, но, строго говоря, закономерные ошибки. Системно-языковая обусловленность нормы важна не только при выявлении научных основ нормализации литературного языка, но и в качестве одного из источников нормы.


Список использованной литературы

Зори № 151 3 октября 2013 г.

Зори № 154 8 октября 2013 г.

Известия. - 2007. - 14 ноября

Известия. - 2013 - 11 июля

Лопатухин М. С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г. П. «Толковый словарь школьника»

Мир и Образование», 2007г. - 1200 с.Ожегов С. И. «Словарь русского языка: Ок. 80 000 слов» Издательство «Оникс.

Русский язык в школе. 2002. №3

Русский язык в школе и дома. 2006. №3.

Русский язык в школе и дома. 2007. №3.

Русский язык в школе и дома. 2007. №4.






Приложение

Юлия Савичева «Высоко» (Высоко. Юлия Савичева, 2003, Поэт: Ирина Секачева, Композитор: Максим Фадеев).

Не забывай,
Помни меня.
Ты не один -
Навсегда вдвоем.
Не забывай
Пламя огня,
Где мы с тобой
Греем себя.
Я улечу
в себе,
Я улечу
к тебе.
На небо за звездой
Высоко.
Тихий полет -
Это легко
На небо за звездой
Высоко.
Тихий полет -
Это легко

Не забывай,
В сердце моем
Песни твои
Навсегда с тобой.
Не забывай
Ночи без сна,
Где мы с тобой -
Я не одна.
Я улечу
в себе,
Я улечу
к тебе.
На небо за звездой
Высоко.
Тихий полет -
Это легко

Марш танкистов (слова Б. Ласкина, музыка Дан. И Дм. Покрассовы)

Броня крепка, и танки наши быстры,
И наши люди мужества полны:
В строю стоят советские танкисты -
Своей великой Родины сыны.
Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин

И первый маршал в бой нас поведет!

Заводов труд и труд колхозных пашен
Мы защитим, страну свою храня,
Ударной силой орудийных башен
И быстротой, и натиском огня.

Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде
Мы на чеку, мы за врагом следим.
Чужой земли мы не хотим ни пяди,
Но и своей вершка не отдадим.

А если к нам полезет враг матерый,
Он будет бит повсюду и везде!
Тогда нажмут водители стартеры
И по лесам, по сопкам, по воде...

Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И первый маршал в бой нас поведет!

Прощание (слова М. Исаковского, музыка Дмитрия Покрасса)

Дан приказ: ему на запад,

Ей - в другую сторону...

Уходили комсомольцы

На гражданскую войну.

Уходили, расставались,

Покидали тихий край.

- Ты мне что-нибудь, родная,

На прощанье пожелай.

И родная отвечала:

- Я желаю всей душой,

Если смерти - то мгновенной,

Если раны - небольшой.

А всего сильней желаю

Я тебе, товарищ мой,

Чтоб со скорою победой

Возвратился ты домой.

Он пожал подруге руку,

Глянул в девичье лицо:

- А еще, тебя прошу я,

Напиши мне письмецо.

- Но куда же напишу я?

Как я твой узнаю путь?

- Все равно, - сказал он тихо, -

Напиши... Куда-нибудь!

Дан приказ: ему на запад,

Ей - в другую сторону...

Уходили комсомольцы

На гражданскую войну.

Издалека долго течет река Волга (Слова Л. Ошанина, музыка М. Фрадкина).

Издалека долго
Течет река Волга
Течет река Волга
Конца и края нет
Среди хлебов спелых
Среди снегов белых
Течет моя Волга
А мне семнадцать лет

Сказала мать: Бывает все, сынок
Быть может, ты устанешь от дорог
Когда придешь домой в конце пути
Свои ладони в Волгу опусти

Издалека долго
Течет река Волга
Течет река Волга
Конца и края нет
Среди хлебов спелых
Среди снегов белых
Течет моя Волга
А мне уж тридцать лет

Твой первый взгляд и первый плеск весла
Все было, только речка унесла
Я не грущу о той весне былой
Взамен ее твоя любовь со мной

Издалека долго
Течет река Волга
Течет река Волга
Конца и края нет
Среди хлебов спелых
Среди снегов белых
Гляжу в тебя, Волга
Седьмой десяток лет

Здесь мой причал, и здесь мои друзья
Все без чего на свете жить нельзя
С далеких плесов в звездной тишине
Другой мальчишка подпевает мне

Кострома, ЛЮБЭ

Кострома-городок, невелики дома,
Улиц старинных тесьма...
Свет над рекою.
Кострома-городок, невелики дома,
Улиц старинных тесьма.

Кострома, здесь девчушка скучает одна.
Стала мне в жизни она званной сестрой.
Если грусть, если в поезде позднем трясусь,
Вспомню ее, улыбнусь, как там сестренка?

Кострома-городок, невелики дома,
Улиц старинных тесьма...
Свет над рекою.
Кострома-городок, невелики дома,
Улиц старинных тесьма.

Кострома, ты храни ту девчушку, храни,
Доброе не обмани сердце ребенка.
Кострома, береги ее детские сны,
Убаюкай напевом волны, матушка Волга.

Кострома-городок, невелики дома,
Улиц старинных тесьма...
Свет над рекою.
Кострома-городок, невелики дома,
Улиц старинных тесьма. Улиц старинных тесьма. Улиц старинных тесьма.
Кострома.


© 2010-2022