- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»
Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исина А.У. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Содержание:
1.Введение …………………………………………………………… 3
2. Потешки - малый жанр устного народного творчества…………
3. Потешки для детей с движениями……………………………….
4. Пальчиковые игры с потешками…………………………………
5.Изучаем части тела с помощью потешек……………………….
6. Потешки, помогающие ребенку знакомиться
с явлениями природы………………………………………………...
7.Приложение 1 ………………………………………………….
8.Приложение 2…………………………………………………..
Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»
Введение
Учитывая значимость русского языка в жизни казахстанцев, ГОСО РК введено обязательное обучение русскому языку детей, которые воспитываются и обучаются в группах с казахским языком воспитания и обучения, начиная с 3-х летнего возраста.
Русский язык входит в образовательную область «Коммуникация». Её целью является воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на родном и русском языках, способного общаться с окружающим миром вербальным и невербальными средствами, а так же формирование коммуникативной компетенции воспитанников. Основанной на закреплении знаний о системе разноуровневых языковых средств, соблюдении определенных норм русского языка, умении пользоваться русской речью при параллельном двуязычии/полиязычии.
На занятиях русского языка предусматривается использование устного народного творчества. Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению ученых. У ребенка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, любви, состраданию, тайнам. Эстетическое воспитание ребенка не возможно без народного поэтического фольклора. Для самых маленьких воспитанников знакомство с устным народным творчеством начинается с «малых фольклорных форм» - потешки, считалочки, коротеньких сказок.
В.А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песенки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру.
Потешки - малый жанр устного народного творчества.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл они направлены на решение следующих задач:
* воспитание звуковой культуры речи.
Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
*обогащение словаря
Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
*формирование грамматического строя речи
* развитие монологической и диалогической речи
*развитие мелкой моторики
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке)
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Потешки для детей с движениями
(проговор фраз сопровождается соответствующими движениями)
Зайка серый наряжается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл лобик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Надел бантик, стал он франтик.
Сорока - белобока
Летела издалёка
К малым птенчикам,
К своим детушкам.
Детки малые пищат,
Есть хотят, пить хотят.
Мишка - топтыжка
По лесу гулял.
Мишка - топтыжка
Малину искал.
Сердится мишка,
Рычит и топочет:
Нету малины,
А кушать он хочет!
****
Лисонька - лисичка,
Ты где была?
В деревне.
Лисонька - лисичка,
Что ты там делала?
Стерегла уточек,
Стерегла курочек.
****
Как у Яшки у кота
Шубка очень хороша:
На груди манишка,
На ногах штанишки,
На пушистых лапках
Коготки- царапки.
Яша - котик озорной,
Он веселый и смешной:
Любит мячик он гонять,
На подушечке лежать.
Как у нашей Манечки
Розовые маечки.
В одной маечке ходила
Наша Манечка, бродила,
Заболела Маня наша-
Есть не хочет Маня каши!
Что нам делать, как помочь ей?
Как вернуть улыбку дочке?
Созовем совет скорей.
Папа скажет у дверей:
«Надо нам врача просить,
Нашу Манечку лечить»
Хомка-хомка, хомячок,
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок.
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает,
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет.
(делаем соответствующие действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Хомка сильным хочет стать.
(показывываем, каким сильным хочет стать).
Пальчиковые игры с потешками
Мы капустку рубим-рубим,
(поочередные движения
прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капустку солим-солим,
(поочередное поглаживание
подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку
***
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.
Игры -потешки
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так -
Головой своей крутили
(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так -
Дружно дерево качали
(наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так -
И из речки воду пили
(наклоны в перёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так -
Кверху лапы поднимали!
(поднимаем ручки)
Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.
Сел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек
Свесил ножки на песочек
Сунул носик под листочек -
спря-ятался
(закрываем лицо руками)
Изучаем части тела с помощью потешек
Указываем пальцем на части лица
малыша и приговариваем:
емный лес, (волосы)
Чистое поле, (лоб)
Две тополи, (брови)
Два стекла, (глаза)
Трамбомболя, (нос)
Лепетоля, (рот)
Точка. (подбородок)
(Ребенка теребят за нос
и приговаривают)
ей нос? - Савин.
Где был? - Славил.
Что выславил? - Копейку
Что купил? - Конфетку.
С кем ел? - С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
Потешки, помогающие ребенку знакомиться с явлениями природы.
асточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!
а болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
по лесу по зелёному бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку - березовики,
По сосновым пням - опёночки,
А под ёлкой - белый гриб-боровик.
Потешки про солнышко
еки, пеки, солнышко,
Красное ведрышко!
Рано-рано играй,
Своих деток согревай!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!
вети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
мотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
олнце, солнце, уходи до утра.
Всем ребятам спать пора, спать пора.
Пастушатам - молока через край,
Тем, кто пашет, - каравай, каравай.
олнышко - ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Приложение 1
Естиярлар тобына арналған
ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы
Білім беру саласы: «Комуникация»
Кіші сала: «Русский язык»
Тақырып: Домашние животные
Бағдарламалық міндеттер:
Образовательные: Учить говорить слова и фразы по новой теме, правильно использовать обобщающие слова.
Развивающие: Развивать слуховое внимание, устойчивость внимания, словесно-логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, любознательность, трудолюбие и бережное отношение к ним.
Оборудование : мнемотаблица «Домашние животные», иллюстрации домашних животных, модели домашних животных, ТСО, раздаточный материал, макет «Подворье»
Билингвалды компонент: сиыр-корова, жылқы-лошадь, ит-собака, мысық-кошка,қой-баран,ешкі-коза.
Сөздік жұмыс: теленок, щенок, жеребенок, ягненок, котенок .
Іс-әрекет кезеңі
Тәрбиешінің іс-әрекеті
Балалардың іс-әрекеті
Мотивациялық-қозғаушылық кезең
Сәлеметзіз бе! Сегодня ,ребята ,к нам пришли гости , давайте поздороваемся с ними.
Потешка:
-
мотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
(Ребята,давайте ,давайте подарим друг другу личики соей улыбки)
Сюрпризный момент:
Предлагает детям отправиться в деревню.
Сегодня мы с вами отправимся в деревню Сосновка, к бабушке. У неё большой двор и много животных. За ними она хорошо ухаживают, и животные благодарны своей хозяйке.
-Ребята, а кто мне скажет как добраться до деревне ? На чем ?
А отправимся мы на лошадке
Танец лошадка
Вот и домик расписной
Посмотрите, вот какой!
Возле дома двор большой
В доме бабушка живет
Деток в гости к себе ждет.
(выходит бабушка) (настольный театр) (По мере отгадывания выставляется модели домашних животных)
Бабушка: Сәлеметсізбе, ребятки. Приехали вы ко мне в гости издалека, посмотреть, как я живу, какое у меня большое хозяйство. Они мои верные помощники . А хотите узнать о них, тогда послушайте мою первую загадку.
Загадки. (приложение 1. слайд 2)
1. Голодна мычит, сыта жует.
малым деткам молочка даёт.
(Корова)
2 С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
3. Мохнатые лапки, а в лапках цап - царапки. (Кошка)
4. Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок,'' - копытами стучу,
Я громко ''иго-го'' кричу,
Садись на спину - прокачу! (лошадь)
5. По горам, по долам,
Ходит шуба, да кафтан.(баран)
6. Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою -
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я .. (коза)
- Ребята, пока мы отгадывали загадки, наши животные потеряли своих детенышей. Посмотрите, мамы плачут, давайте им поможем.
Модели домашних животных расставляют по местам.
Бабушка: Спасибо вам , детки ,помогли вы мне, нашли детенышей моих питомцев.
Учитель: Рахмет, Вам, бабушка, за теплый прием ,но нам нужно возвращаться обратно в детский сад.
Танец лошадки.
Возвращение в детский сад.
Дети слушают
Дети приветствуют на двух языках
Дети улыбаются друг другу
Дети отвечают
Дети танцуют танец
Внимательно слушают загадки и отгадывают их на государственном и русском языках.
Отвечают на вопросы.
Рассуждают.
Дети соглашаются помочь. Дети соединяют мам с детенышами .
Ұйымдастыру- іздестіру кезең
- Ребята, каких животных мы встретили у бабушке в деревне?
- Правильно, они живут в домиках, которые для них построил человек, рядом с домом. И люди за ними ухаживают.
Как одним словом можно назвать этих животных? Почему?(Домашние животные)
-А теперь ребята поиграем в игру
«Да-нет»
-У кошки четыре ноги? Да
-Собака домашнее животное? Да
-У коровы есть хвост ?Да
-У лошади есть рога ? нет
У овцы детеныш котенок ?нет
Собака мычит ?нет
Собака сторожит дом ? да
Игра «Разрезные картинки»
Детям раздаются конверты с разрезными картинками (Дети выкладывают домашних животных из разрезных картинок).
1 команда - корова
2команда - лошадь
3 команда -кошка
-Работа по мнемосхеме
(Каждая команда дает описание своему животному)
Игра-«Чудесный мешочек»
Физминутка
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
Слайд . Игра «Четвертый лишний». Детям показывается картинка с изображением
1. Собака, коза, волк, лошадь.
2. Медведь, корова, лошадь, баран.
3. Лиса, корова, кошка и лошадь.
"Спор животных".
"Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он - самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное "Спор животных". (Раздает детям животных из пальчикового театра). Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека".
Дети: (по цепочке рассказывают сказку).
Абильмансур:"Собака сказала: "Гав - гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я - самое нужное домашнее животное.
Гульжаз :Кошка не согласилась: "Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я - самое нужное домашнее животное.
Даяна: В спор вмешалась корова: "Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я - самое нужное домашнее животное.
Аяулым :Но коза возмутилась: "Ме - е - е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я - самое нужное домашнее животное.
Ардак:Овца заблеяла: "Бе - е - е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я - самое нужное домашнее животное.
Арлан: Лошадь, дослушав овцу, сказала: "Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я - самое нужное домашнее животное".
Альдияр Хозяин: "В это время вышел хозяин и сказал: "Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу". И все животные дружно закивали головами".
Составление кластера
Дети отвечают на вопрос: Они их кормят, поят водой
Проговаривают слова четко и громко.
Дети отвечают
Дети собирают картинки с изображением домашних животных, затем по мнемотаблице описывают животных
Дети по очереди вытаскивают любимые лакомства домашних животных из мешочка
Ответы детей.
Дети работают
Инсценировка
Рефлексивті- түзетушілік кезең
-Ребята, что интересного мы узнали сегодня на занятии?
-Давайте на ушко друг другу назовем свое любимое животное и что нам сегодня понравилось на занятии русского языка.
Дети на ушко говорят друг другу.
Күтілетән нәтиже:
Білу керек: домашних животных и их детенышей
Білді: представление о домашних животных, их значении в жизни человека; навыки звуковой выразительности речи
Айта, қолдана алады: четко произносить слова, имитируя движения, употреблять в речи существительные, обозначающие домашних животных и их детенышей, звукоподражать им.
Приложение 2
Литература:
1.ГОСО дошкольное воспитание и обучение от 23.08.2012 года №1080
2.Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала»
3.Программа по обучению русского языка в дошкольных организаиях, Астана 2015.
4.Методическое пособие для учителей дошкольных организаций с казахским языком воспитания и обучения, Кокшетау «Келешек -2030» Б.С.Омар,А.Т.Садык.
5.Методические рекомендации, учебная программа к учебно методическому комплексу «Говорим на русском языке», Кокшетау «Келешек -2030» Б.С.Омар,А.Т.Садык.
6.Интернет ресурсы.
15