• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:

1.Введение …………………………………………………………… 3

2. Потешки - малый жанр устного народного творчества…………

3. Потешки для детей с движениями……………………………….

4. Пальчиковые игры с потешками…………………………………

5.Изучаем части тела с помощью потешек……………………….

6. Потешки, помогающие ребенку знакомиться

с явлениями природы………………………………………………...

7.Приложение 1 ………………………………………………….

8.Приложение 2…………………………………………………..








Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Введение

Учитывая значимость русского языка в жизни казахстанцев, ГОСО РК введено обязательное обучение русскому языку детей, которые воспитываются и обучаются в группах с казахским языком воспитания и обучения, начиная с 3-х летнего возраста.

Русский язык входит в образовательную область «Коммуникация». Её целью является воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на родном и русском языках, способного общаться с окружающим миром вербальным и невербальными средствами, а так же формирование коммуникативной компетенции воспитанников. Основанной на закреплении знаний о системе разноуровневых языковых средств, соблюдении определенных норм русского языка, умении пользоваться русской речью при параллельном двуязычии/полиязычии.

На занятиях русского языка предусматривается использование устного народного творчества. Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению ученых. У ребенка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, любви, состраданию, тайнам. Эстетическое воспитание ребенка не возможно без народного поэтического фольклора. Для самых маленьких воспитанников знакомство с устным народным творчеством начинается с «малых фольклорных форм» - потешки, считалочки, коротеньких сказок.

В.А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песенки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру.

Потешки - малый жанр устного народного творчества.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл они направлены на решение следующих задач:


* воспитание звуковой культуры речи.

Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

*обогащение словаря
Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
*формирование грамматического строя речи
* развитие монологической и диалогической речи
*развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке)
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Потешки для детей с движениями

(проговор фраз сопровождается соответствующими движениями)Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Зайка серый наряжается,

Видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл лобик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Надел бантик, стал он франтик.

Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Сорока - белобока

Летела издалёка

К малым птенчикам,

К своим детушкам.

Детки малые пищат,

Есть хотят, пить хотят.

Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Мишка - топтыжка

По лесу гулял.

Мишка - топтыжка

Малину искал.

Сердится мишка,

Рычит и топочет:

Нету малины,

А кушать он хочет!


****

Лисонька - лисичка,Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Ты где была?

В деревне.

Лисонька - лисичка,

Что ты там делала?

Стерегла уточек,

Стерегла курочек.

****

Как у Яшки у котаМетодические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Шубка очень хороша:

На груди манишка,

На ногах штанишки,

На пушистых лапках

Коготки- царапки.

Яша - котик озорной,

Он веселый и смешной:

Любит мячик он гонять,

На подушечке лежать.

Как у нашей Манечки

Розовые маечки.Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

В одной маечке ходила

Наша Манечка, бродила,

Заболела Маня наша-

Есть не хочет Маня каши!

Что нам делать, как помочь ей?

Как вернуть улыбку дочке?

Созовем совет скорей.

Папа скажет у дверей:

«Надо нам врача просить,

Нашу Манечку лечить»

Хомка-хомка, хомячок,
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок.
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает,
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет.
(делаем соответствующие действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Хомка сильным хочет стать.
(показывываем, каким сильным хочет стать).
Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Пальчиковые игры с потешками

Мы капустку рубим-рубим,
(поочередные движения
прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капустку солим-солим,
(поочередное поглаживание
подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочкуМетодические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

***
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.

Игры -потешкиМетодические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так -
Головой своей крутили
(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так -
Дружно дерево качали
(наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так -
И из речки воду пили
(наклоны в перёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так -
Кверху лапы поднимали!
(поднимаем ручки)

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Сел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек
Свесил ножки на песочек
Сунул носик под листочек -
спря-ятался
(закрываем лицо руками)Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Изучаем части тела с помощью потешек

Указываем пальцем на части лица
малыша и приговариваем:
Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»емный лес, (волосы)
Чистое поле, (лоб)
Две тополи, (брови)
Два стекла, (глаза)
Трамбомболя, (нос)
Лепетоля, (рот)
Точка. (подбородок)

(Ребенка теребят за нос
и приговаривают)
Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»ей нос? - Савин.
Где был? - Славил.
Что выславил? - Копейку
Что купил? - Конфетку.
С кем ел? - С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Потешки, помогающие ребенку знакомиться с явлениями природы.Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»асточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!

Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»а болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»по лесу по зелёному бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку - березовики,
По сосновым пням - опёночки,
А под ёлкой - белый гриб-боровик.

Потешки про солнышко

Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»еки, пеки, солнышко,
Красное ведрышко!
Рано-рано играй,
Своих деток согревай!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут! Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»

Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»вети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.

Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»мотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.

Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»олнце, солнце, уходи до утра.
Всем ребятам спать пора, спать пора.
Пастушатам - молока через край,
Тем, кто пашет, - каравай, каравай.

Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»олнышко - ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Приложение 1

Естиярлар тобына арналған

ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Білім беру саласы: «Комуникация»

Кіші сала: «Русский язык»

Тақырып: Домашние животные

Бағдарламалық міндеттер:

Образовательные: Учить говорить слова и фразы по новой теме, правильно использовать обобщающие слова.

Развивающие: Развивать слуховое внимание, устойчивость внимания, словесно-логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, любознательность, трудолюбие и бережное отношение к ним.

Оборудование : мнемотаблица «Домашние животные», иллюстрации домашних животных, модели домашних животных, ТСО, раздаточный материал, макет «Подворье»

Билингвалды компонент: сиыр-корова, жылқы-лошадь, ит-собака, мысық-кошка,қой-баран,ешкі-коза.

Сөздік жұмыс: теленок, щенок, жеребенок, ягненок, котенок .

Іс-әрекет кезеңі

Тәрбиешінің іс-әрекеті

Балалардың іс-әрекеті

Мотивациялық-қозғаушылық кезең

Сәлеметзіз бе! Сегодня ,ребята ,к нам пришли гости , давайте поздороваемся с ними.

Потешка:

  • мотрит солнышко в окошко,
    Светит в нашу комнату.
    Мы захлопаем в ладошки -
    Очень рады солнышку.

(Ребята,давайте ,давайте подарим друг другу личики соей улыбки)

Сюрпризный момент:

Предлагает детям отправиться в деревню.

Сегодня мы с вами отправимся в деревню Сосновка, к бабушке. У неё большой двор и много животных. За ними она хорошо ухаживают, и животные благодарны своей хозяйке.

-Ребята, а кто мне скажет как добраться до деревне ? На чем ?

А отправимся мы на лошадке

Танец лошадка

Вот и домик расписной

Посмотрите, вот какой!

Возле дома двор большой

В доме бабушка живет

Деток в гости к себе ждет.

(выходит бабушка) (настольный театр) (По мере отгадывания выставляется модели домашних животных)

Бабушка: Сәлеметсізбе, ребятки. Приехали вы ко мне в гости издалека, посмотреть, как я живу, какое у меня большое хозяйство. Они мои верные помощники . А хотите узнать о них, тогда послушайте мою первую загадку.

Загадки. (приложение 1. слайд 2)
1. Голодна мычит, сыта жует.
малым деткам молочка даёт.

(Корова)
2 С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
3. Мохнатые лапки, а в лапках цап - царапки. (Кошка)
4. Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок,'' - копытами стучу,
Я громко ''иго-го'' кричу,
Садись на спину - прокачу! (лошадь)

5. По горам, по долам,
Ходит шуба, да кафтан.(баран)

6. Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою -
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я .. (коза)

- Ребята, пока мы отгадывали загадки, наши животные потеряли своих детенышей. Посмотрите, мамы плачут, давайте им поможем.

Модели домашних животных расставляют по местам.

Бабушка: Спасибо вам , детки ,помогли вы мне, нашли детенышей моих питомцев.

Учитель: Рахмет, Вам, бабушка, за теплый прием ,но нам нужно возвращаться обратно в детский сад.

Танец лошадки.

Возвращение в детский сад.

Дети слушают

Дети приветствуют на двух языках

Дети улыбаются друг другу



Дети отвечают

Дети танцуют танец


Внимательно слушают загадки и отгадывают их на государственном и русском языках.


Отвечают на вопросы.

Рассуждают.

Дети соглашаются помочь. Дети соединяют мам с детенышами .

Ұйымдастыру- іздестіру кезең

- Ребята, каких животных мы встретили у бабушке в деревне?

- Правильно, они живут в домиках, которые для них построил человек, рядом с домом. И люди за ними ухаживают.

Как одним словом можно назвать этих животных? Почему?(Домашние животные)

-А теперь ребята поиграем в игру

«Да-нет»

-У кошки четыре ноги? Да

-Собака домашнее животное? Да

-У коровы есть хвост ?Да

-У лошади есть рога ? нет

У овцы детеныш котенок ?нет

Собака мычит ?нет

Собака сторожит дом ? да

Игра «Разрезные картинки»

Детям раздаются конверты с разрезными картинками (Дети выкладывают домашних животных из разрезных картинок).

1 команда - корова

2команда - лошадь

3 команда -кошка

-Работа по мнемосхеме

(Каждая команда дает описание своему животному)

Игра-«Чудесный мешочек»


Физминутка

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали Выпрямится.

И на месте зашагали. Ходьба на месте.

На носочках потянулись, Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели Присесть.

И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.

Слайд . Игра «Четвертый лишний». Детям показывается картинка с изображением

1. Собака, коза, волк, лошадь.
2. Медведь, корова, лошадь, баран.
3. Лиса, корова, кошка и лошадь.
"Спор животных".

"Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он - самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное "Спор животных". (Раздает детям животных из пальчикового театра). Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека".

Дети: (по цепочке рассказывают сказку).

Абильмансур:"Собака сказала: "Гав - гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я - самое нужное домашнее животное.

Гульжаз :Кошка не согласилась: "Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я - самое нужное домашнее животное.

Даяна: В спор вмешалась корова: "Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я - самое нужное домашнее животное.

Аяулым :Но коза возмутилась: "Ме - е - е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я - самое нужное домашнее животное.

Ардак:Овца заблеяла: "Бе - е - е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я - самое нужное домашнее животное.

Арлан: Лошадь, дослушав овцу, сказала: "Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я - самое нужное домашнее животное".

Альдияр Хозяин: "В это время вышел хозяин и сказал: "Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу". И все животные дружно закивали головами".

Составление кластера

Дети отвечают на вопрос: Они их кормят, поят водой


Проговаривают слова четко и громко.

Дети отвечают


Дети собирают картинки с изображением домашних животных, затем по мнемотаблице описывают животных

Дети по очереди вытаскивают любимые лакомства домашних животных из мешочка

Ответы детей.

Дети работают


Инсценировка

Рефлексивті- түзетушілік кезең

-Ребята, что интересного мы узнали сегодня на занятии?

-Давайте на ушко друг другу назовем свое любимое животное и что нам сегодня понравилось на занятии русского языка.

Дети на ушко говорят друг другу.

Күтілетән нәтиже:

Білу керек: домашних животных и их детенышей

Білді: представление о домашних животных, их значении в жизни человека; навыки звуковой выразительности речи

Айта, қолдана алады: четко произносить слова, имитируя движения, употреблять в речи существительные, обозначающие домашних животных и их детенышей, звукоподражать им.















Приложение 2



Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»



Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»Методические рекомендации для учителей русского языка в дошкольной организации тема: «Использование потешек в ОУД по русскому языку в группах с государственным языком обучения»


Литература:

1.ГОСО дошкольное воспитание и обучение от 23.08.2012 года №1080

2.Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала»

3.Программа по обучению русского языка в дошкольных организаиях, Астана 2015.

4.Методическое пособие для учителей дошкольных организаций с казахским языком воспитания и обучения, Кокшетау «Келешек -2030» Б.С.Омар,А.Т.Садык.

5.Методические рекомендации, учебная программа к учебно методическому комплексу «Говорим на русском языке», Кокшетау «Келешек -2030» Б.С.Омар,А.Т.Садык.

6.Интернет ресурсы.








15



© 2010-2022