- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по роману М. Булгакова
Урок по роману М. Булгакова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Павлова С.В. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
М.А. БУЛГАКОВ. «МАСТЕР И МАРГАРИТА». ГРАНИ РОМАНА.
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
ЦЕЛИ:
показать гуманистическую направленность романа, выявить идею написания произведения.
ЗАДАЧИ:
-показать взаимосвязь трех героев романа: Иешуа, Понтия Пилата, Воланда;
-раскрыть границы власти и деятельности этих персонажей;
-выявить идею создания данных героев;
-показать взаимосвязь нравственных критериев (доброты, истины, справедливости, милосердия, гуманности) и власти, силы;
-раскрыть политико - социальные и нравственные аспекты жизни людей во взаимосвязи с героями романа
-подвести к осмыслению главного конфликта романа: личность и власть
-способствовать воспитанию нравственной личности
-проследить утверждение писателем человеческих ценностей
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:
Показать применение технологии развития критического мышления с применением дифференцированной исследовательской деятельности во время практических заданий.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-видеофильм «Мастер и Маргарита»
-музыкальные треки из кинофильма
-мультимедийные слайды
-раздаточный материал
-роман «Мастер и Маргарита»
-толковый словарь, словарь образных выражений
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
-просмотр видеороликов по роману «Мастер и Маргарита», созданных программой Бибигон
-выучить наизусть отрывок из романа с описанием одного из героев
-индивидуальные задания: создать слайд - «справка о герое»
ХОД УРОКА
1.Организационный этап.
Обеспечение психологической комфортной обстановки для работы на уроке. Звучит музыка из кинофильма «Мастер и Маргарита».
*на доске портрет М. Булгакова, на столе книга «Мастер и Маргарита». На интерактивной доске слайд №1( название романа)
2. Постановка целей урока.
Под музыку учитель читает наизусть текст:
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»
*в это время на интерактивной доске доске появляется портрет Пилата (слайд №2)
1 ученик читает наизусть текст:
«Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой - то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему - то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец»
*во время чтения появляется портрет Воланда (слайд №3)
2 ученик читает наизусть текст:
«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью»
*во время чтения появляется на интерактивной доске портрет Иешуа (слайд №4)
Учитель:
-Итак, Понтий Пилат, Воланд, Иешуа. 3 личности, 3 вершителя судеб, 3 человека со своей правдой, философией, жизнью.
* на интерактивной доске появляются портреты трех героев (слайд №5)
-Кто из них вымысел, а кто реальность?
(появляется слайд № 6- три имени, соединенные между собой)
-Как они связаны между собой?
-Каковы границы их власти на страницах романа?
-Что в центре этого треугольника?
-И почему Булгаков выбрал таких героев, которые не относятся ко времени его жизни?
Это вопросы, на которые нам предстоит ответить, и создать кластер, объединяющий данных героев.
3. Вызов. Актуализация субъектного опыта. Проверка домашнего задания.
Учитель;
-Попробуем сначала ответить на вопрос: Кто из них является исторической личностью, а кто вымысел? И чей это вымысел?
-Итак, Понтий Пилат.
(учащийся демонстрирует 3 - 5 слайдов с исторической справкой о Пилате)
-Значит, мы можем утверждать, что Пилат - историческое лицо.
Запишем в кластер ИСТОРИЯ (под именем Пилат). (слайд № 7)
Следующий герой - Иешуа. Надо сказать, что так израилетяне называли Иисуса.
(учащийся демонстрирует слайды, содержащие справку об Иисусе)
-Упоминается ли имя Иисуса в исторических энциклопедиях?
-Иисус - лицо вымышленное?
Запишем в кластер БИБЛИЯ (под именем Иисуса) (слайд № 8)
-Действительно, согласно новозаветской традиции, Понтий Пилат отправил на казнь человека. Казнью бродячего философа воспользовались много лет спустя и возвели его в ранг святого, а его учение - в религию.
Смотрите, как интересно получается: Понтий Пилат - реальное историческое лицо. Он жил, действительно правил Иудеей. И даже отправил на казнь человека. Иисус не существует в исторических источниках, мы узнаем о нем из Библии. Но тем не менее Иисуса знает весь мир и воспринимает его как факт, полагая, что он действительно жил, а Пилата знают единицы.
Где же граница между историей и Библией?
(трудно ответить на этот вопрос)
-Кто же такой Воланд?
(учащийся демонстрирует слайды, содержащие справку о герое)
-Итак, Воланд - лицо вымышленное, персонаж из мифов и литературы.
Запишем в кластер МИФ, ЛИТЕРАТУРА (под именем Воланд) (слайд № 9)
4.Этап рефлексии.
-Так что же совершает Булгаков, вырисовывая этих центральных персонажей романа? (Он создает героя, который существовал реально, который, вероятно, существовал и который как человек не был вообще)
5. Осмысление.
-Мы выяснили источник происхождения героев Булгакова. Теперь попробуем выяснить, как они взаимосвязаны между собой. Обратимся к роману.
-Кто из героев первым появляется на страницах книги? (Воланд)
-Что утверждает Воланд, беседуя с Бездомным и Берлиозом?
(Иисус существовал)
-Но начинает он говорить о Пилате, а Иешуа приводят потом.
Давайте посмотрим этот эпизод.
*(кинокадры из 1 серии фильма «М. И М.» - Иешуа приводят к Пилату)
-Какое впечатление производит Пилат?
(неумолимый, жестокий, злой, беспощадный, грозный властитель, самоуверен, спокоен внешне; у него нет друзей, он болен и одинок)
-И вот в эти минуты одиночества к нему приводят Иешуа.
-Какое впечатление производит Иисус?
(мудрец, добрый, не приемлет жестокости, ко всем терпим, гуманен, спокойная душа)
-Какие нравственные аспекты столкнул Булгаков в образах Понтия Пилата и Иешуа? (добро и зло)
-Верно, но это только внешняя оболочка конфликта. Попробуем добраться до сути.
-В чем суть «добра» Иешуа?
(злых людей нет, всякая власть является насилием)
-Найдите строки, подтверждающие это.
-Что, по мнению Иисуса, должно существовать в мире?
(добро и справедливость)
-Запишем это в кластер: ИСТИНА ДОБРА И СПРАВЕДЛИВОСТИ (под именем Иисуса) (слайд № 10)
6. Чтение с пометами.
-Обратимся к тексту (глава 2) и выполним задание по группам.
1 группа: Выпишите суждения Иешуа и Пилата о власти и истине и сопоставьте их.
2 группа: Чего боятся Иешуа и Пилат?
3 группа: Каковы символы этого эпизода и о чем они говорят?
Выводы:
1 группа:
ИЕШУА
ПИЛАТ
ВЛАСТЬ
«всякая власть является насилием»
«На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей, чем власть императора»
ИСТИНА
«Человек перейдет в царство истины и справедливости»
«царство истины никогда не настанет»
(Иешуа выступает против всяческого угнетения личности. Он свободен от предрассудков и установок, от рамок государственной системы)
2 группа:
ИЕШУА
ПИЛАТ
1)И. боится, что его казнят
2)»У меня предчувствие, что с Иудой случится несчастье», т.е. даже в трудную минуту Иешуа думает о других - добродетель
«Или ты думаешь, что я готов занять твое место?»
(Пилат боится потерять власть, а Иешуа - потерять жизнь)
-Каким образом Понтий Пилат добился власти, своей должности?
(Заслужил, в т.ч. в боях, т.е. жестокостью)
-В чем суть власти Иешуа?
(Владеет умами и сердцами людей)
-Как Иешуа добивается этого?
(силой убеждения)
-Значит, и понятие силы у них разное. Что значит сила для Пилата?
(физическая)
-Для Иешуа? (сила слов, эмоций, души, т.е. нравственная)
3 группа:
1. «Ненавистный город», «руки потер, как бы обмывая их»
2. Эпизод с появлением ласточки.
-Какой фразеологизм напоминает фраза «руки потер, как бы обмывая их»?
(фразеологизм - «умыть руки»)
-Давайте посмотрим во фразеологическом словаре значение данного выражения.
(Умывать руки, умыть руки - отстраняться, уклоняться от участия в каком - либо деле; снимать с себя ответственность за что - либо)
-Что означает эта фраза в устах Пилата?
(Он не будет бороться за жизнь Иешуа, потому что понимает, что власть Тиберия сильнее его. Если Пилат пойдет против системы власти, то эта система его раздавит.)
-Каким мы видим Пилата в этом эпизоде? В чем он будет упрекать себя потом?
(трусость, он не смог пересилить себя - струсил)
Поэтому дальше звучит фраза: «Трусость - это самый страшный порок».
-Это какая трусость? (нравственная, духовная)
-Для чего введен эпизод с ласточкой?
(Ласточка в христианстве символизирует воскрешение и олицетворяет надежду. Каждый из героев надеялся:
Иешуа - на освобождение
Пилат - уговорить Каифу помиловать Иешуа)
***Как человек Понтий Пилат сочувствует Иешуа. Он ненавидит кесаря, но вынужден славить его. Отправляя на казнь бродячего философа, Пилат страшно мучается и страдает от бессилия, от невозможности поступить так, как хочется. Да, он не разделяет мыслей бродячего философа: разве можно предателя Иуду, разбойников Дисмаса и Гестаса назвать «добрыми людьми»? Никогда, по мнению Пилата, «не настанет царство истины», но он сочувствует проповеднику этих утопических идей. Лично он готов продолжить с ним спор, но положение прокуратора обязывает его вершить суд.
-Когда Пилат беседует с Иешуа, он лукавит?
(нет, он честен и прямодушен)
То есть Пилат отстаивает свою истину - ИСТИНУ ЗАКОНА И ВЛАСТИ
Запишем эту фразу в кластер (под именем Пилата) (слайд № 11)
-А что же Воланд? В каких главах он действует?
(московских и потусторонних)
-Почему его нет в ершалаимских главах?
(он антипод Иешуа)
-Обратимся к московским главам. В какое время разворачивается действие романа? (Россия 30-х гг 20 века)
-Какие социальные, политические и нравственные аспекты описывает Булгаков?
(Политические - тоталитарный режим
Социальные - все одинаковые, выделяться нельзя
Нравственные - бездуховность, неверие в Бога)
-Значит, мифический персонаж Воланд появляется в Москве 30-хгг 20 века, чтобы…
-А с какой целью появляется Воланд?
(Разоблачить московское общество? Помочь Мастеру и Маргарите? Наказать кого - то?....)
-Что совершает Воланд в Москве?
(лично сам - ничего)
-А Воланд - это символ чего? (зла)
То есть получается, что зло приходит на Землю, чтобы показать людям, что они не правы, помочь кому - то, т.е. совершить добро? Парадокс?
-Обратимся к гл. 12, эпизоду «Воланд на сцене в Варьете» и выполним задание.
1 группа: Проанализируйте эпизод и скажите, к каким выводам приходит Воланд?
(Люди за века не изменились)
2 и 3 группа: Сопоставьте слова о милосердии, добре и истине и поступки Воланда в эпизодах из гл. 12 и гл. 24.
Гл. 12
«милосердие иногда стучится в их сердца», «горожане внутренне не изменились»
Гл. 24
«я о милосердии говорю», «Что вы хотите для себя?»
Вывод: Воланд говорит правду и совершает благообразные поступки.
-Чего хотела добиться свита Князя тьмы в Варьете?
(разоблачить пороки общества)
-А на самом деле, кто этого хотел? Чьи слова, поступки, взгляды на жизнь стоят за Воландом? (Булгакова)
-Чего хотел добиться Булгаков, говоря об этом?
(Автор хотел достучаться до человеческих сердец. Воланд - это лишь символ. Булгаков хотел показать истинное лицо страны 30-хгг 20века. Раскрыть человеческую сущность и мотивы их поступков.)
-Что же мы запишем в кластер?
(ИСТИНА МИЛОСЕРДИЯ, ЧЕСТНОСТИ под именем Воланд) (слайд №12)
Воланд пришел на Землю не казнить и миловать, а сказать правду, что надо жить и ценить милосердие и взаимопомощь.
Этап рефлексии.
*** на самом деле Воланд наделен авторским всезнанием. В нем отголоски не Мефистофеля, а отголоски философии самого Булгакова. Поэтому мы в нем находим так много любви к людям хорошим и так много ненависти к проходимцам, лжецам и прочей «нечестии». В образе Воланда воплощены гуманистические идеалы самого Булгакова.
7. Рефлексия.
-Вернемся к целям урока.
-Что же объединяет Пилата, Иешуа, Воланда?
(Иешуа - это добро и справедливость, Пилат - это закон, Воланд - честность жизни, а вместе - ГУМАНИЗМ, ИСТИНА ЖИЗНИ.)
Запишем это в кластер (в центре кластера записывается идея произведения) (слайд №13)
-Посмотрите в толковом словаре Ожегова, что означает слово ГУМАНИЗМ.
(Человечность в общественной деятельности и в отношении к людям)
Значит, Булгаков на страницах романа задается вопросами: что есть доброта и справедливость? Какими должны быть власть и сила и в рамках чего действовать? По отношению к кому должны проявлять люди милосердие и гуманность?
-Почему именно эти вопросы задает Булгаков?
Писатель жил в тоталитарном государстве, где все эти добродетели попирались. И он хотел достучаться до сердец людских. «Мастер и Маргарита» - это роман - миф. Но это было для писателя единственным способом художественного противопоставления языческого варварства и христианского гуманизма.
8. Домашнее задание.
Мы создали кластер, направленный к идее романа, мы искали взаимосвязь между 3 героями романа. Но эти герои связаны с другими персонажами книги не менее значимыми проблемами. Какими? Вот над этим вам и предстоит подумать дома и составить по своим ответам кластер.
Используемая литература:
-
Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман. - Нижний Новгород: «Русский купец», 1993.
-
Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. - М.: Моск. рабочий, 1989.
-
Фразеологический словарь русского языка.
-
Толковый словарь русского языка.
6