Урок Фразеологизмы и их употребление

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Фразеологизмы и их употребление

3 н а т ь: о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи

Уметь: употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обо­гащения.

I. Взаимопроверка домашнего задания.

II. Класс работает над лексическим диктантом (записать слово, угадав его по лексическому значению).

1) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).

2) Небольшая дощечка или металлическая пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописцы кистью смешивают краски и с которой они берут их во время работы (палитра).

3) Краски, замешанные на воде (аква­рель).

4) Камень цвета морской воды (аквамарин).

5) Художник, рисующий морские пейзажи (маринист).

6) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).

7) Устойчивое сочетание слов (фразеологизм).

III. Слово учителя.

Прослушайте стихотворные строки:

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершённой фразе.

В. Брюсов.

Слова эти взяты из «Сонета к форме» известного поэта Серебряного века В.Брюсова и являются эпиграфом к нашему уроку. А тема нашего урока- фразеологизмы и их употребление.

IV. Работа по вопросам.

- что называют фразеологическим оборотом? Приведите примеры.

- как по-другому можно назвать фразеологический оборот? (фразеологизм, устойчивое сочетание слов)

- назовите источники возникновения фразеологизмов и приведите примеры. (пословицы и поговорки: много снега- много хлеба; , исторические события: Пусто, словно Мамай прошёл)

V. Национальный характер фразеологических оборотов.

Например, мы часто говорим: «быть между молотом и наковальней» или «между двух огней», когда оказываемся в трудном положении, между двумя враждебными сторонами. Англичане же сказали «находиться между дьяволом и глубоким синим морем».

Синонимом к слову «никогда» в русском языке является фразеологический оборот «когда рак на горе свистнет», в английском -«когда луна превратится в зелёный сыр», в немецком -« когда собаки залают хвостами», в болгарском - «когда свинья в жёлтых шлёпанцах на грушу вскарабкается», в киргизском - «когда хвост верблюда коснётся земли».

VI. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите при­меры.

(Возможные варианты: валится из рук (не клеится, не рабо­тается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покла­дая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо) и мастер на все руки, дать руку на отсечение, лёгкая рука т. д.)

VII. 1. Дайте толкование фразеологизмов:

  • На птичьих правах - временно, незаконно.

  • Собаку съел - приобрел опыт, навык в чем-либо.

  • С иголочки - совершенно новый, только что сделанный, изготовленный.

  • Сказка про белого бычка - бесконечное повторение одного и того же.

  • Как с гуся вода - совершенно безразлично, все нипочем, ничего не действует.

2. Дайте толкование фразеологизмов. Как говорят о человеке:

  • который часто меняет свои решения - семь пятниц на неделе;

  • которого трудно заставить поверить чему-либо - Фома неверующий;

  • кротком, безобидном, добром - мухи не обидит;

  • робком, скромном, незаметном - тише воды, ниже травы;

  • который чувствует большую неловкость - готов сквозь землю провалиться;

  • очень болтливом - язык без костей;

  • который испытывает чувство сильного испуга, ужаса - волосы дыбом становятся.

VIII. В русском языке много фразеологизмов, которые обозначают высшую степень различных признаков. Назовите их по толкованию.

Очень

  • беречь - как зеницу ока;

  • любить - души не чаять, на руках носить;

  • ругать - на чем свет стоит;

  • сильно краснеть - до корней волос;

  • крепко спать - как убитый, без задних ног;

  • быстро скакать - во весь опор;

  • быстро бежать - во весь дух, во все лопатки, сломя голову;

  • смеяться - кататься со смеху, животики надорвать;

  • громко кричать - во все горло;

  • промокнуть, промерзнуть - до костей;

  • хорошо знать - как свои пять пальцев.

IX. Учитель поясняет, что слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников, называют крыла­тыми словами.

Существуют особые словари метких, образных слов (на­пример, «Крылатые слова» (Ашукин Н. С, Ашукина М. Г.- М., 1986). В них разъясняется смысл крылатых слов, указывается, откуда взято то или иное выражение.

- Какие крылатые слова из басен Крылова вы помните? (У сильного всегда бессильный виноват; А Васька слушает да ест; А вы, друзья, как ни садитесь...; Ларчик просто открывался и т. д.)

X. . На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие из них в русский язык, объясните их значение.

(Авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, гордиев узел, гомерический хохот и др.)1

XI. Тест

1. Укажите неверное утверждение:

Урок Фразеологизмы и их употреблениеУрок Фразеологизмы и их употреблениеУрок Фразеологизмы и их употреблениеУрок Фразеологизмы и их употреблениеУрок Фразеологизмы и их употреблениеУрок Фразеологизмы и их употреблениеУрок Фразеологизмы и их употреблениеУрок Фразеологизмы и их употреблениеУрок Фразеологизмы и их употреблениеа) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и посло­вицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

3. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

4. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

5. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

XII. Подведение итогов урока.

XIII. Рефлексия

XIV. Домашнее задание.

© 2010-2022