- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Фразеологизмы и их употребление
Урок Фразеологизмы и их употребление
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тарико Т.М. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
3 н а т ь: о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи
Уметь: употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.
I. Взаимопроверка домашнего задания.
II. Класс работает над лексическим диктантом (записать слово, угадав его по лексическому значению).
1) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
2) Небольшая дощечка или металлическая пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописцы кистью смешивают краски и с которой они берут их во время работы (палитра).
3) Краски, замешанные на воде (акварель).
4) Камень цвета морской воды (аквамарин).
5) Художник, рисующий морские пейзажи (маринист).
6) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).
7) Устойчивое сочетание слов (фразеологизм).
III. Слово учителя.
Прослушайте стихотворные строки:
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.
В. Брюсов.
Слова эти взяты из «Сонета к форме» известного поэта Серебряного века В.Брюсова и являются эпиграфом к нашему уроку. А тема нашего урока- фразеологизмы и их употребление.
IV. Работа по вопросам.
- что называют фразеологическим оборотом? Приведите примеры.
- как по-другому можно назвать фразеологический оборот? (фразеологизм, устойчивое сочетание слов)
- назовите источники возникновения фразеологизмов и приведите примеры. (пословицы и поговорки: много снега- много хлеба; , исторические события: Пусто, словно Мамай прошёл)
V. Национальный характер фразеологических оборотов.
Например, мы часто говорим: «быть между молотом и наковальней» или «между двух огней», когда оказываемся в трудном положении, между двумя враждебными сторонами. Англичане же сказали «находиться между дьяволом и глубоким синим морем».
Синонимом к слову «никогда» в русском языке является фразеологический оборот «когда рак на горе свистнет», в английском -«когда луна превратится в зелёный сыр», в немецком -« когда собаки залают хвостами», в болгарском - «когда свинья в жёлтых шлёпанцах на грушу вскарабкается», в киргизском - «когда хвост верблюда коснётся земли».
VI. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.
(Возможные варианты: валится из рук (не клеится, не работается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо) и мастер на все руки, дать руку на отсечение, лёгкая рука т. д.)
VII. 1. Дайте толкование фразеологизмов:
-
На птичьих правах - временно, незаконно.
-
Собаку съел - приобрел опыт, навык в чем-либо.
-
С иголочки - совершенно новый, только что сделанный, изготовленный.
-
Сказка про белого бычка - бесконечное повторение одного и того же.
-
Как с гуся вода - совершенно безразлично, все нипочем, ничего не действует.
2. Дайте толкование фразеологизмов. Как говорят о человеке:
-
который часто меняет свои решения - семь пятниц на неделе;
-
которого трудно заставить поверить чему-либо - Фома неверующий;
-
кротком, безобидном, добром - мухи не обидит;
-
робком, скромном, незаметном - тише воды, ниже травы;
-
который чувствует большую неловкость - готов сквозь землю провалиться;
-
очень болтливом - язык без костей;
-
который испытывает чувство сильного испуга, ужаса - волосы дыбом становятся.
VIII. В русском языке много фразеологизмов, которые обозначают высшую степень различных признаков. Назовите их по толкованию.
Очень
-
беречь - как зеницу ока;
-
любить - души не чаять, на руках носить;
-
ругать - на чем свет стоит;
-
сильно краснеть - до корней волос;
-
крепко спать - как убитый, без задних ног;
-
быстро скакать - во весь опор;
-
быстро бежать - во весь дух, во все лопатки, сломя голову;
-
смеяться - кататься со смеху, животики надорвать;
-
громко кричать - во все горло;
-
промокнуть, промерзнуть - до костей;
-
хорошо знать - как свои пять пальцев.
IX. Учитель поясняет, что слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников, называют крылатыми словами.
Существуют особые словари метких, образных слов (например, «Крылатые слова» (Ашукин Н. С, Ашукина М. Г.- М., 1986). В них разъясняется смысл крылатых слов, указывается, откуда взято то или иное выражение.
- Какие крылатые слова из басен Крылова вы помните? (У сильного всегда бессильный виноват; А Васька слушает да ест; А вы, друзья, как ни садитесь...; Ларчик просто открывался и т. д.)
X. . На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие из них в русский язык, объясните их значение.
(Авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, гордиев узел, гомерический хохот и др.)1
XI. Тест
1. Укажите неверное утверждение:
а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;
б) существуют фразеологизмы-синонимы;
в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;
г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
2. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию очень любить:
а) как свои пять пальцев;
б) яблоку негде упасть;
в) души не чаять;
г) проще пареной репы;
д) носить на руках;
е) положа руку на сердце.
3. Найдите синонимические фразеологизмы:
а) во что бы то ни стало;
б) игра не стоит свеч;
в) ни слуху ни духу;
г) хоть караул кричи;
д) себе дороже;
е) хоть волком вой;
ж) кровь из носу;
з) как в воду канул.
4. Найдите антонимические фразеологизмы:
а) душа в душу;
б) засучив рукава;
в) играть на руку;
г) положа руку на сердце;
д) вставлять палки в колеса;
е) кривить душой;
ж) как кошка с собакой;
з) через пень колоду.
5. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;
2) Демьянова уха; б) А. Чехов;
3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;
4) человек в футляре. г) И. Крылов.
XII. Подведение итогов урока.
XIII. Рефлексия
XIV. Домашнее задание.