Разделы науки о языке. Путешествие на корабле

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Систематизация и обобщение изученного в 5 классе.

Тема урока: Разделы науки о языке. Путешествие на корабле.

Цель урока: обобщить и систематизировать материал, изученный в 5 классе; в игровой форме повторить основные разделы грамматики; заинтересовать учащихся предметом, показать его привлекательность и занимательность;совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение трех изученных частей речи (глагола, существительного и прилагательного) и подготовить их к комплексному анализу слова.

Задачи:

  1. способствовать развитию логического и образного мышления учащихся;

  2. развивать умение анализировать текст и составлять собственное монологическое высказывание;

  3. формировать умение оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других учащихся на уроке;

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения: нестандартный урок- путешествие на корабле.



























ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности. Беседа.

Слово учителя.

Ребята, 5 лет назад вы пришли в 1 класс. Сколько незнакомого, непонятного встретило вас на пути. Море знаний, в котором можно было бы утонуть. Но вы научились плавать! И поэтому все преграды вам нипочём.

Сегодня мы с вами построим корабль из ваших прочных знаний и отправимся в путешествие. В качестве жюри сегодняшнего урока будут выступать наши гости. Они и будут оценивать ваши знания и находчивость.

  1. Постановка цели и задач урока.

  2. Работа над темой урока.

Слово учителя.

Нашему кораблю следует дать название. Название корабля зашифровано в пропущенных буквах.

Слайд 1.

Матро_ский, Со_нце, к_питанский, ло_кий, к_юта.

(Дети записывают слова в тетрадь).

С Л А В А

Слово учителя.

Корабль готов к отплытию, но маршрут зашифрован.

Задание: расшифровать криптограмму по ключу.

Слайд 2.

Ключ:

П И А С Т Р Ы К О Л Е Н О М Ф Е Я В Е Щ И

12 16 6 13 7 8 17 2 3 4 10 9 3 5 11 10 1 14 10 15 16

5,17 3,7,12,8,6,14,4,1,10,5,13,1 9,6 12,3,16,13,2,16 13,3,2,8,3,14,16,15

Мы отправляемся на поиски сокровищ

2,6,12,16,7,6,9,6 11,4,16,9,7,6

капитана Флинта

Слово учителя.

Справились с заданием! Итак, в путь!

Вас будет 3 команды. На первой парте каждого ряда лежат листочки А4. Задача ваших команд в течение 2-3 минут придумать собственную эмблему.

Слово учителя.

А сейчас мы заглянем в гости к берегам Орфоэпии. Но прежде вспомним, что такое орфоэпия?

Слайд 3.

На пути мы встретили препятствие. Чтобы его преодолеть, вам необходимо подсчитать звуки и буквы даны слов.

Ёж, съёмка, стучаться.

Слайд 4.

Ещё одно препятствие. Я уверенна, вы с ним быстро справитесь.

Расставьте ударение в словах.

Звонит, свёкла, банты, кухонный, взяла, щавель, документы, торты.

Слайд 5.

Используя 2-3 слова из предыдущего задания, придумайте шуточное стихотворение; проявите себя творчески, ведь каждый путешественник должен обладать чувством юмора.

Слайд 6.

Разберите слово по составу. ЗАДУМАТЬСЯ.

Какая наука помогла вам разобрать слово? (Морфемика) А что это такое?

ФИЗМИНУТКА

Все встали. Уже устали? Смотрите, солнце уже высоко. Потянитесь к солнышку. Ещё-ещё. Посмотрим, не видно ли вдали берегов? (Руку к глазам). Наклоны вправо-влево.

Держим курс на остров Безмолвия. Здесь тихо-тихо. Давайте и мы попробуем. Покажем жестами слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

  • Неприятель;

  • Негодование;

  • Это не волчица, а собака;

  • Это не приятель, а мой знакомый;

  • Настоящая нелепость;

  • Забыть о невзгодах.

Вопросы соперникам.

Описание: сначала задание получают капитаны команд: составить небольшой рассказ о

  1. Существительном, 2. О глаголе, 3. О прилагательном.

  2. Время для подготовки 3-4 минуты.

В этот момент остальные участники работают с заданием.

Слайд 7.

Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Запись в тетради.

Возьмёш_ св_тляч_ка в руки а он без крыл_ев напом_нает червяч_ка. Это самка. А в Южной (А,а)мрике есть нас_комые которые св_тят_ся очень ярко.

Попросить ученика на слайде написать верный ответ.

Слово учителя.

Сделаем остановку на берегах Морфологии. Здесь нам предстоит быстро и правильно отвечать на вопросы.

  • Что такое имя существительное?

  • Какие сущ-е относятся ко II склонению?

  • Назовите разряды имени прилагательного.

  • Как связаны между собой имена прилагательные и имена существительные?

  • Как определить спряжение глагола?

  • Какими членами предложения может быть имя существительное?

Слайд 8.

Задание для ПЕРВОЙ команды.

На льдинах отдыхают моржи, тюлени, осторожно крадётся белый медведь.

  • Найдите только подлежащие.

Слайд 9.

Задание для ВТОРОЙ команды.

Моряки брали с собой на корабль песню и сказку.

  • Найдите дополнения.

Слайд 10.

Задание для ТРЕТЬЕЙ команды.

Большие паруса только сильный ветер надувает.

  • Найти только определения.

Слайд 11. Задание по группам.

1 группа: выписать только качественные имена прилагательные;

2 группа: выписать только относительные имена прилагательные;

3 группа: выписать только притяжательные имена прилагательные.

Каменный, морской, осенний, отцов, волчий, тёмный, близкий, красивый, мамин, летний, высокий, любимый, деревянный.

  1. Рефлексия.

Слово учителя.

Итак, наше путешествие подходит к концу, а это значит, что нам необходимо подвести итоги.

У меня на столе лежат 6 шляп. Вы знаете, что каждая шляпка имеет своё значение. Попрошу вас выбрать одну из шляп и подвести свой итог сегодняшнего путешествия.

(Выходит ученик, выбирает, к примеру, жёлтую шляпку и говорит какие положительные моменты были для него извлечены из этого урока. Затем учитель просит поднять руку тех учащихся, которые с ним согласились).

  1. Домашнее задание: так как скоро мы с вами пишем итоговую контрольную работу, то вашим заданием будет повторить все правила, с которым мы познакомились в этом учебном году.

«На закуску».

Слайд 12.

  • Запишите глаголы только прошедшего времени. Обозначьте суффикс -л-.

  • Почему мола произойти путаница?

Дед глагол затеял уборку в квартире: он подметал, вытирал, самосвал, готовил, оттирал, забирал, застилал, мыл, повредил, крокодил, помог, дружок.

© 2010-2022