- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разделы науки о языке. Путешествие на корабле
Разделы науки о языке. Путешествие на корабле
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова М.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Систематизация и обобщение изученного в 5 классе.
Тема урока: Разделы науки о языке. Путешествие на корабле.
Цель урока: обобщить и систематизировать материал, изученный в 5 классе; в игровой форме повторить основные разделы грамматики; заинтересовать учащихся предметом, показать его привлекательность и занимательность;совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение трех изученных частей речи (глагола, существительного и прилагательного) и подготовить их к комплексному анализу слова.
Задачи:
-
способствовать развитию логического и образного мышления учащихся;
-
развивать умение анализировать текст и составлять собственное монологическое высказывание;
-
формировать умение оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других учащихся на уроке;
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: нестандартный урок- путешествие на корабле.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
-
Мотивация учебной деятельности. Беседа.
Слово учителя.
Ребята, 5 лет назад вы пришли в 1 класс. Сколько незнакомого, непонятного встретило вас на пути. Море знаний, в котором можно было бы утонуть. Но вы научились плавать! И поэтому все преграды вам нипочём.
Сегодня мы с вами построим корабль из ваших прочных знаний и отправимся в путешествие. В качестве жюри сегодняшнего урока будут выступать наши гости. Они и будут оценивать ваши знания и находчивость.
-
Постановка цели и задач урока.
-
Работа над темой урока.
Слово учителя.
Нашему кораблю следует дать название. Название корабля зашифровано в пропущенных буквах.
Слайд 1.
Матро_ский, Со_нце, к_питанский, ло_кий, к_юта.
(Дети записывают слова в тетрадь).
С Л А В А
Слово учителя.
Корабль готов к отплытию, но маршрут зашифрован.
Задание: расшифровать криптограмму по ключу.
Слайд 2.
Ключ:
П И А С Т Р Ы К О Л Е Н О М Ф Е Я В Е Щ И
12 16 6 13 7 8 17 2 3 4 10 9 3 5 11 10 1 14 10 15 16
5,17 3,7,12,8,6,14,4,1,10,5,13,1 9,6 12,3,16,13,2,16 13,3,2,8,3,14,16,15
Мы отправляемся на поиски сокровищ
2,6,12,16,7,6,9,6 11,4,16,9,7,6
капитана Флинта
Слово учителя.
Справились с заданием! Итак, в путь!
Вас будет 3 команды. На первой парте каждого ряда лежат листочки А4. Задача ваших команд в течение 2-3 минут придумать собственную эмблему.
Слово учителя.
А сейчас мы заглянем в гости к берегам Орфоэпии. Но прежде вспомним, что такое орфоэпия?
Слайд 3.
На пути мы встретили препятствие. Чтобы его преодолеть, вам необходимо подсчитать звуки и буквы даны слов.
Ёж, съёмка, стучаться.
Слайд 4.
Ещё одно препятствие. Я уверенна, вы с ним быстро справитесь.
Расставьте ударение в словах.
Звонит, свёкла, банты, кухонный, взяла, щавель, документы, торты.
Слайд 5.
Используя 2-3 слова из предыдущего задания, придумайте шуточное стихотворение; проявите себя творчески, ведь каждый путешественник должен обладать чувством юмора.
Слайд 6.
Разберите слово по составу. ЗАДУМАТЬСЯ.
Какая наука помогла вам разобрать слово? (Морфемика) А что это такое?
ФИЗМИНУТКА
Все встали. Уже устали? Смотрите, солнце уже высоко. Потянитесь к солнышку. Ещё-ещё. Посмотрим, не видно ли вдали берегов? (Руку к глазам). Наклоны вправо-влево.
Держим курс на остров Безмолвия. Здесь тихо-тихо. Давайте и мы попробуем. Покажем жестами слитное и раздельное написание НЕ с существительными.
-
Неприятель;
-
Негодование;
-
Это не волчица, а собака;
-
Это не приятель, а мой знакомый;
-
Настоящая нелепость;
-
Забыть о невзгодах.
Вопросы соперникам.
Описание: сначала задание получают капитаны команд: составить небольшой рассказ о
-
Существительном, 2. О глаголе, 3. О прилагательном.
-
Время для подготовки 3-4 минуты.
В этот момент остальные участники работают с заданием.
Слайд 7.
Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Запись в тетради.
Возьмёш_ св_тляч_ка в руки а он без крыл_ев напом_нает червяч_ка. Это самка. А в Южной (А,а)мрике есть нас_комые которые св_тят_ся очень ярко.
Попросить ученика на слайде написать верный ответ.
Слово учителя.
Сделаем остановку на берегах Морфологии. Здесь нам предстоит быстро и правильно отвечать на вопросы.
-
Что такое имя существительное?
-
Какие сущ-е относятся ко II склонению?
-
Назовите разряды имени прилагательного.
-
Как связаны между собой имена прилагательные и имена существительные?
-
Как определить спряжение глагола?
-
Какими членами предложения может быть имя существительное?
Слайд 8.
Задание для ПЕРВОЙ команды.
На льдинах отдыхают моржи, тюлени, осторожно крадётся белый медведь.
-
Найдите только подлежащие.
Слайд 9.
Задание для ВТОРОЙ команды.
Моряки брали с собой на корабль песню и сказку.
-
Найдите дополнения.
Слайд 10.
Задание для ТРЕТЬЕЙ команды.
Большие паруса только сильный ветер надувает.
-
Найти только определения.
Слайд 11. Задание по группам.
1 группа: выписать только качественные имена прилагательные;
2 группа: выписать только относительные имена прилагательные;
3 группа: выписать только притяжательные имена прилагательные.
Каменный, морской, осенний, отцов, волчий, тёмный, близкий, красивый, мамин, летний, высокий, любимый, деревянный.
-
Рефлексия.
Слово учителя.
Итак, наше путешествие подходит к концу, а это значит, что нам необходимо подвести итоги.
У меня на столе лежат 6 шляп. Вы знаете, что каждая шляпка имеет своё значение. Попрошу вас выбрать одну из шляп и подвести свой итог сегодняшнего путешествия.
(Выходит ученик, выбирает, к примеру, жёлтую шляпку и говорит какие положительные моменты были для него извлечены из этого урока. Затем учитель просит поднять руку тех учащихся, которые с ним согласились).
-
Домашнее задание: так как скоро мы с вами пишем итоговую контрольную работу, то вашим заданием будет повторить все правила, с которым мы познакомились в этом учебном году.
«На закуску».
Слайд 12.
-
Запишите глаголы только прошедшего времени. Обозначьте суффикс -л-.
-
Почему мола произойти путаница?
Дед глагол затеял уборку в квартире: он подметал, вытирал, самосвал, готовил, оттирал, забирал, застилал, мыл, повредил, крокодил, помог, дружок.