Практическое занятие литературного курса Писатели Черноземья

    Практическое занятие по теме"Отражение в лирике Раевского настроений декабриста в условиях нарастания революционно-освободительного движения" проводилось в рамках Всероссийского конкурса "Учитель русской словесности", посвященного 500-летию рода Достоевских. Цель занятия-воспитание в молодом поколении культуры любви к своей земле, её славному прошлому и героическому настоящему; воспитание чувства патриотизма, высокой любви к Отечеству, которая вбирает в себя судьбы всех слагающих её земель, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие по теме: «Отражение в лирике Раевского настроений декабриста в условиях нарастания революционно-освободительного движения»


Презентация:


  • Силуэты пяти казненных декабристов;

  • Портреты поэтов декабристов: В.Ф. Раевского, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского;

  • Репродукции с картин Д.Н. Кардовского «Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года», А.В. Моравова «Декабристы на каторге», С.И. Левенкова «Декабристы»;

  • Высказывания: Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А.С. Пушкин

  • «Что за титаны, что за гиганты и что за поэтические, что за сочувственные личности!»

А.И. Герцен

  • «Оставь другим певцам любовь:

Любовь ли петь, где льется кровь…»

В.Ф. Раевский

  • Видеофильм о Доме-музее Раевского в с. Хворостянка

Эпиграф к уроку: Отечество наше страдает

Под игом твоим, о злодей!

Коль нас деспотизм угнетает,

То свергнем мы трон и царей.

Цель: мы продолжаем знакомиться с писателями и поэтами Белгородчины, чья судьба и творчество в какой-то мере повлияли на развитие всей русской литературы. И сегодня тема нашего урока «Отражение в лирике Раевского настроений декабриста в условиях нарастания революционно-освободительного движения». Эта тема сегодня очень актуальна, потому что разработана Программа правительства нашей области под названием «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области». Сегодня мы глубже познакомимся с патриотической деятельностью нашего земляка В.Ф.Раевского, его стихотворениями, в которых слилось живое воплощение единства революционного слова с революционным делом. И я думаю, что наш разговор не пройдет бесследно: мы постараемся взять для себя уроки мужества, чести и огромной любви к своей Родине.

I. Вступительное слово преподавателя:

Ах! Лучше смерть, чем жить рабами, -

Вот клятва каждого из нас…

Эти страстные строки написаны более 180 лет назад. Но и сегодня их нельзя перечитывать без волнения. Потому что это не просто стихи. Это - вспоминая известное выражение Огарева - «памятник геройского времени русской жизни». Времени, когда Россия впервые увидела революционное выступление против царизма. Это выступление было разгромлено. Николаевские пушки залили кровью Сенатскую площадь. На заснеженных полях близ Белой церкви было подавлено восстание Черниговского полка. Царизм жестоко расправился с революционерами. Пять руководителей движения: П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский были повешены, свыше ста - отправлены в Сибирь, на каторгу и в ссылку.

Не пропало их дело, не погибли стихи декабристов. Их стихами заговорила порабощенная страна, лучшие представители которой проявили готовность пожертвовать собой, чтобы приблизить час её освобождения. Среди них и наши земляк Владимир Федосеевич Раевский, «первый декабрист», еще за три года до восстания попавший в застенок по обвинению в революционной агитации. Спартанский дух этого человека не сломили ни крепость, ни ссылки. Он имел право сказать о себе: Я судьбу мою сурову

С терпеньем мраморным сносил,

Нигде себе не изменил.

«К друзьям в Кишинев».

II. Видеозапись о Доме-музее Раевского в с. Хворостянка сопровождается рассказом преподавателя:

Среди пологих меловых холмов и черноземного степного приволья затерялось село Хворостянка, которое сегодня переименовано в Раевское. Новые названия не так просто и не сразу входят в обиход. Но живет в этих местах главное - память. Она - в мемориальной доске, установленной на старинном школьном здании, и в выставках - в новой средней школе, и в большом портрете славного земляка Владимира Федосеевича Раевского.

Недалеко от бывшего дома Раевских из-под меловых круч бьют холодные родники. Ключевая вода, словно зеркало, вставленное в темную раму полей, образует небольшой пруд. Отсюда журчит торопливый ручей, спеша встретиться с Орликом.

По преданию, сюда часто приходил Владимир Федосеевич. Наблюдал, как легкий ветерок рябит зеркальную гладь воды, как проплывают, отражаясь в ней, легкие облака:

Здесь те ж источника резвящиеся воды,

Близ коих я в часы туманной непогоды

Смотрел на радужный восход,

И взором измерял стремленье туч бегущих

Иль в утро летнее лазурный небосвод

Сличал с поверхностью зыбей быстротекущих…

Эти лирические строки о родных, близких сердцу местах, память о которых он хранил всю жизнь. Здешние жители и сегодня зовут это заповедное место «Федосеевской водой»… На берегу зеркальной криницы звучат рассказы о декабристе Раевском, годах его юности, о посещении будучи опальным в 1858 году своих родных мест.

III. Впечатления студентки Остряковой Ольги от экскурсии в Дом-музей Владимира Федосеевича Раевского.

IV. Сообщение студента «Жизнь и судьба В.Ф. Раевского».

Родился В.Ф.Раевский 28 марта (8 апреля) 1795 года в селе Хворостянка в дворянской семье. Вначале, как принято было в дворянских семьях, получил достаточно хорошее домашнее образование, которое позволило ему в дальнейшем обучаться в Московском университетском пансионе. Затем успешно продолжил обучение во втором кадетском корпусе в Петербурге. Здесь он подружился с Г.С.Батеньковым, который впоследствии участвовал в трагических декабристских выступлениях. Через год после его поступления в училище началась война с Наполеоном, и семнадцатилетний Владимир принимает участие в боевых действиях прапорщиком артиллерийской бригады. За битву под Бородино он отмечен наградой - золотой шпагой с надписью «За храбрость». За бой у села Гремячего он награжден орденом. За участие в бою под Вязьмой Раевского произвели в подпоручики, а через несколько месяцев - он уже поручик. Через три года Владимира Раевского производят в чин майора. Столь быстрое продвижение по службе явилось следствием отваги, честного исполнения своего долга, который он понимал как бескорыстное служение отечеству.

Воспитанный на высоких образцах российской истории и культуры, вобравший в себя романтический дух времени, который в годы войны и после нее был связан с идеями освобождения народа-защитника от крепостного ига, Раевский вступает в тайное общество «Союз благоденствия» и становится руководителем его кишиневской группы.

Во время службы в Кишиневе В.Ф.Раевский встречается с А.С.Пушкиным, завязывает с поэтом тесную дружбу. Необходимо отметить влияние В.Раевского на молодого А.С.Пушкина, старше которого он был всего на четыре года. Свободолюбивая настроенность, образованность, смелость мысли, незаурядность ума, принципиальность и прямота в суждениях и поступках привлекла А.С.Пушкина к Раевскому. Исследователи творчества А.С.Пушкина единодушно утверждают, что вольнолюбивые взгляды будущей гордости России и его интерес к истории отчасти складывались под влиянием Раевского. Раевский и Пушкин познакомились в 1820-1821 годах, когда Пушкин приезжал в Кишинев. Их видели вместе в доме генерала Инзова, в кругу однополчан Раевского, на литературных вечерах. Они часто спорили о литературе, в частности о поэзии, о предназначении искусства. Раевский прямо и жестко говорил Пушкину, что поэзия должна «вести гражданское и моральное воспитание соотечественников». В пылу споров был написан Раевским этюд в прозе «Вечер в Кишиневе» (в нем герои ведут спор о лицейском стихотворении Пушкина «Наполеон на Эльбе»).

Ценные свидетельства, дающие нам образное представление о взаимоотношениях нашего земляка и Пушкина оставил подполковник И.П.Липранди, рассказывая о кишиневских литературных вечерах:

« Здесь не было карт и танцев, а шла иногда очень шумная беседа, спор, и всегда о чем-либо дельном, в особенности у Пушкина с Раевским, и этот последний, по моему мнению, очень много способствовал к подстреканию Пушкина заняться положительной историей».

Из записок Раевского мы узнаем о благородном поступке Пушкина, случайно узнавшего о готовящемся аресте Раевского и предупредившего его. Это облегчило дальнейшую участь Раевского, который успел уничтожить документы, компрометировавшие его перед властью.

Раевский вспоминает: «…в 9 часов пополудни кто-то постучался у моих дверей. Арнаут, который стоял в безмолвии передо мною, вышел встретить или узнать, кто пришел. Я курил трубку, лежа на диване.

- Здравствуйте, душа моя! - сказал мне, входя, весьма торопливо и изменившимся голосом Александр Сергеевич Пушкин.

- Здравствуйте, что нового?

- Новости есть, но дурные. Вот почему я прибежал к тебе.

- Доброго я ничего ожидать не могу…Но что такое?

- Вот что: Сабанеев сейчас уехал от генерала. Дело шло о тебе. Я не охотник подслушивать, но, слыша твое имя, часто повторяемое, я, признаюсь, согрешил - приложил ухо, Сабанеев утверждал, что тебя непременно надо арестовать; наш Изнушко, ты знаешь, как он тебя любит, отстаивал тебя горою. Долго еще продолжался разговор. Я многого недослышал, но из последних слов Сабанеева ясно уразумел, что ему приказано, что ничего открыть нельзя, пока ты не арестован.

- Спасибо, - сказал я Пушкину, - я этого почти ожидал! Но арестовать штаб-офицера по одним подозрениям отзывается какой-то турецкой расправой. Впрочем, что будет, то будет…

Пушкин смотрел на меня во все глаза.

-Ах, Раевский! Позволь мне обнять тебя!

- Ты не гречанка, - сказал я…»

Раевского арестовали на следующий день, 6 февраля и заточили в Тираспольскую крепость. Он был обвинен в революционной агитации среди солдат и юнкеров. На допросе он вел себя мужественно. Четыре года находился он в одиночном заключении в Тираспольской крепости. В эти годы Раевский становится известным в революционных кругах поэтом. Он пишет «Певец в темнице», «К друзьям в Кишиневе». В этом послании Раевский обращался и к Пушкину с призывом посвятить свою поэзию гражданским темам: Оставь другим свою любовь:

Любовь ли петь, где льется кровь…

Эти стихотворения распространяли офицеры, которые несли в крепости караульную службу.

После восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года Раевский сразу был привезен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость: он привлекался к следствию по делу декабристов. На допросах Раевский никого не выдал, не выдал и своей принадлежности к тайному обществу. Он имел право повторить мужественные строки своего стихотворения, написанные еще в 1822 году: …Что я судьбу свою сурову

С терпеньем мраморным сносил.

Нигде себе не изменил!

Раевский был приговорен к смертной казни, замененной затем лишением состояния, чинов, дворянского звания и ссылкой в Сибирь, село Олонки близ Иркутска, на поселение. В ссылке он стал заниматься земледелием, научил местных жителей огородничеству, организовал школу, защищал крестьян от произвола властей и от проезжих чиновников. После манифеста 1856 года Раевскому разрешено было вернуться в европейскую часть России, но он остался в Сибири до конца жизни и только однажды на короткий срок приехал в Россию. В доме Раевского теперь функционирует музей, в котором многие из вас не раз бывали, а некоторые увидели этот Дом-музей из видеофильма.

V. Аналитическая беседа по прочитанным стихотворениям В.Ф. Раевского

Слово преподавателя:

Свои первые стихи Раевский пишет во время Отечественной войны 1812 года. Его «Песнь воинов перед сражением» проникнута патриотическим воодушевлением, готовностью умереть за свободу родной земли.

Гражданская тема будет занимать значительное место в поэзии Раевского на протяжении всего его творческого пути. Послания «Мое прости друзьям», «Путь к счастью», «Глас правды», сатира «Смеюсь и плачу» пронизаны революционной страстностью, ненавистью к произволу и деспотизму.

Раевский уже в 1817-1820 годах создал элегии, столь явственно пронизанные революционными настроениями, что они привлекли пристальное внимание Военно-судной комиссии, перед которой предстал сам автор.

К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать элегию Раевского «Раздался звон глухой…Я слышу скорбный глас» и послание «К друзьям в Кишинев», которые помогут понять настроения поэта в условиях нарастания революционно-освободительного движения.

- Скажите, какова тема стихотворения «Раздался звон глухой…Я слышу скорбный глас»? Родственна ли поэзия В.Ф. Раевского поэзии предшествующих романтиков (Жуковского, Вяземского)?

Ответ студента: Я думаю, что тема этого стихотворения - безвременная кончина юноши, и многие особенности её словаря и стиля указывают на родство этого стихотворения с поэзией предшествующих романтиков, для которых характерно тихое уныние, скорбь о непрочности земного счастья, стремление возвыситься душой над злом, царящим в мире. Но вместе с тем в этой элегии в полный голос заявляет о себе новый подход к изображению трагического события, новое осмысление жизни, новая философия.

Раздался звон глухой…Я слышу скорбный глас,

Песнь погребальную вдали прощальным хором,

И гроб, предшествуем бесчувственным собором.

Увы! То юноша предвременно угас!

Эту элегию можно сравнить со стихотворением В.А. Жуковского «На кончину её величества королевы Виртембергской». Для Жуковского обращение к такой теме неразрывно связывалось с проповедью смирения, с призывами склониться перед неизбежным, безгласно принять его, не омрачая душу бессмысленным, тщетным ропотом, оправдать жизнь в её несовершенстве:

Но мы, смотря, как чаще счастье тленно,

Мы жизнь свою дерзнем ли презирать?

О нет, главу подставивши смиренно,

Чтоб ношу бед от промысла принять,

Себя отдав руке неоткровенной,

Не мни творца, страдалец, вопрошать;

Слепцом иди к концу стези ужасной…

В последний час слепцу все будет ясно.

У Раевского эта тема получила иное, можно сказать, противоположное значение. Поэт не хочет смиренно подставлять главу под ношу бед. Он «вопрошает творца»:

Где стройность дивная в цепи круговращенья?

Где ж истинный закон природы, путь прямой?

Здесь юноша исчез, там старец век другой,

Полумертв и полужив, средь мрачного забвенья,

Живет, не чувствуя ни скорби, ни веселья…

Здесь добродетельный, гонимый злой судьбой,

Пристанища себе от бури и ненастья

В могиле ждет одной

Злодей средь роскоши, рабынь и любострастья,

С убитой совестью не знает скорби злой…

- Как вы понимаете смысл этих строк?

Ответ студента: Мне кажется, что в данных строках содержится один шаг до обвинения и других злодеев, до обличения тех, кто злодеям покровительствует, до того чтобы вскрыть преступную сущность «злодейских» порядков:

Почто разврат, корысть, тиранство ставят трон

На гибели добра, невинности, покою?

Почто несчастных жертв струится кровь рекою

И сирых и вдовиц не умолкает стон?

Убийца покровен правительства рукою,

И суеверие омывшися в крови,

Безвинного на казнь кровавою стезею

Влечет, читая гимн смиренью и любви!..

Землетрясения, убийства и пожары,

Болезни, нищету и язвы лютой кары

Кто в мире произвесть устроенном возмог?

Ужель творец добра, ужели сильный бог?

Вывод преподавателя:

Ваши рассуждения, очевидно, можно подвести к определенному ответу: нет, не бог, «творец добра», «производит» все эти несчастья и несправедливости. В них виновны люди - убийцы и покрывающее убийц преступное и лицемерное правительство.

В глазах декабристов подлинный поэт - тот, кто «не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об их сетует, а вещает правду, торжествует о величии родимого края.

- Но каков же в таких условиях долг человека, долг гражданина, долг поэта?

Ответ студента: я думаю, что Раевский ответил на этот вопрос в одном из самых сильных и совершенных своих стихотворений, завоевавших огромную популярность не только как исповедь борца, но и как творческая декларация декабриста. Это послание «К друзьям в Кишинев».

Заключенный в Тираспольской крепости поэт обращается к своим знакомым и единомышленникам, оставшимся на свободе. И тут же он сам себе противоречит. На свободе? Нет, человек, живущий в бесправии самодержавной России, под гнетом царских сатрапов, не может быть на свободе! Его жизнь - нечто среднее между свободой и тюрьмой. Вы, говорит Раевский своим друзьям, «в полусвободной доле». Вы лишены еще не всех радостей жизни.

Но рядом с вашей «полусвободой», с вашим зыбким благополучием существует иной мир, где власть произвола, лжи, насилия и лицемерия беспредельна. Там царит «черный трибунал», глухой к «правде обнаженной», называющий «голос смелый» «тайным мятежом». Там «жизнь лютее смерти злой», там «слышны звуки || Подземных стонов и цепей || И вопли потаенной муки». И он призывает поэта посредством стиха восстать против несправедливости, произвола, в этом он видит свой долг и назначение.

- С каким призывом обращается В.Ф. Раевский к Пушкину?

Ответ студентки: Раевский обращается к Пушкину с призывом оставить «розовые уста» «волшебниц милых», воззвать стихом своим к борьбе, к освобождению и «жертв зверской власти», и тех, кто «еще в полусвободной доле»; в этом я вижу долг поэта-гражданина:

Оставь другим певцам любовь!

Любовь ли петь, где брызжет кровь,

Где племя чуждое с улыбкой

Терзает нас кровавой пыткой,

Где слово, мысль, невольный взор

Влекут, как явный заговор,

Как преступление, на плаху,

И где народ, подвластный страху,

Не смеет шепотом роптать

Пора, друзья!

Слово преподавателя: Давайте еще раз обратимся к свидетельствам уже называемого И.П.Липранди, который пишет еще об одном эпизоде, свидетельствующем о влиянии Раевского на интерес Пушкина к истории: «Дня через два по моем возвращении в Кишинев Александр Сергеевич зашел ко мне вечером и очень много расспрашивал о Раевском, с видным участием. Начав читать «Певца в темнице» («Певца в темнице» Раевский написал в Тираспольской крепости и передал на волю), он заметил, что Раевский упорно хочет брать все из русской истории, что и тут он нашел возможность упоминать о Новгороде и Пскове, О Марфе посаднице и Вадиме, и вдруг остановился. «Как все хорошо, как это сильно; мысль эта мне нигде не встречалась, она давно вертелась в моей голове; но это не в моем роде, это в роде Тираспольской крепости, а хорошо»… Он продолжал читать, но, видимо, более серьезно. На вопрос мой, что ему так понравилось, он отвечал, чтобы я подождал. Окончив, он сел ближе ко мне… и прочитал следующее:

Как истукан, немой народ

Под игом дремлет в тайном страхе:

Над ним бичей кровавый род

И мысль, и взор казнит на плахе…

Он повторил последнюю строчку… и прибавил, вздохнув: «После таких стихов не скоро же мы увидим этого Спартанца».

- О чем свидетельствуют данные слова?

Ответ студента: эти слова подтверждают мысль о влиянии Раевского на молодого Пушкина периода пребывания его в Кишиневе.

Звучит романс на слова Пушкина «Я пережил свои желанья» композитора Титова.

Слово преподавателя: шесть лет Раевский просидел в тюремных крепостях: Тираспольской, Петропавловской, Замостье. Во время допроса он восклицал: «Если патриотизм - преступление - я преступник! Пусть члены суда подпишут мне самый ужасный приговор - я подпишу приговор! Под именем патриотизм я подразумеваю любовь к своему отечеству, основанную на своих обязанностях».

По заданию Александра I начальник штаба Киселев сам допрашивал Раевского, добиваясь от него указания участников заговора , обещая возвратить ему школу, но узник гордо отвечал: «По какому праву вы считаете меня таким низким человеком, чтобы я продал за шпагу мою честь и совесть. Ваше предложение, если я действительно принадлежал к какому-нибудь обществу, поставило уже меня в необходимость молчать». Рылеев приводил в пример майора Раевского, который во время следствия никого не предал , не назвал друзей, и его арест не привел к другим арестам.

После 6-летнего крепостного заключения Раевский, наконец, дышал свежим воздухом, видел людей, мог говорить с ними, чиновники обходились с ним не только вежливо, но с непритворным уважением. Он потерял чины, ордена, его лишили наследственного имения, но умственные силы, физическая крепость, его имя, оставались при нем.

Раевский продолжал писать и в сибирской ссылке. Особенность его литературной деятельности сибирского периода - автобиографизм. Он создавал «Записки» - воспоминания. Большой интерес представляют его письма из Сибири Батенькову, которые свидетельствуют, что Раевский сохранил интерес к политическим проблемам. До нас дошли лишь немногие лирические произведения сибирского периода. По жанру - это послания-исповедь, обращенные к потомкам: «Дума»(1842), «К дочери»(1846), «Предсмертная дума»(1872).

Александра Владимировна Раевская рассказывает…

«В 1828 году мой отец прибыл в Сибирь, он был водворен на жительство в село Олонки, недалеко от Иркутска. Вскоре он женился на моей матери, Евдокии Моисеевне, и всю жизнь почитал её своим ангелом-хранителем…Чтобы добыть средства к существованию нашей большой семьи (у меня было 6 братьев и 2 сестры), отец брал подряды на поставку вина, сеял хлеб, выращивал арбузы (первые в Сибири), а когда дела пошли плохо, взял на себя наем рабочих на Бирюсинские промыслы. Отца преследовали жестокие испытания: однажды на него напали разбойники, он попадает в огонь, половина тела обгорела, он лежал без движения…Сколько нужно было сил, чтобы не отчаяться. Он никогда ни в чем не винил, не сетовал на людей за их незаслуженное отношение к нему…Я часто думаю о нем и перечитываю его стихи из «Послания к дочери», которые я воспринимаю и как исповедь, и как завет всем нам.

Заслуживает внимания одно из самых сильных, выношенных и выстраданных его произведений - стихотворение «Мой милый друг, твой час пробил», известное под названием «К дочери» (1848). Стихотворение было обращено к старшей дочери и приурочено её замужеству, оно также имеет и более широкий адрес. Это обращение к молодому поколению, которое должно правильно оценить сделанное отцами, сберечь и продолжить их дело.

- Как тема революционно-освободительное движения воплощается в данном стихотворении?

Ответ студента: Раевский возвращается памятью к дням молодости, когда он «боролся долго» «с разъяренными волнами», к грозному часу, когда над ним «гром ударил в тишине». Он не признает справедливости обрушившейся на него кары. Он вновь обвиняет неправедную, уродующую человека власть. Он зовет новых людей на святой подвиг, на то, чтобы «гореть к высокому любовью», идти по жизни «поросшею стезей»: бороться так же самоотверженно, как это делали отцы.

Выразительное чтение: студент читает наизусть стихотворение

В.Ф. Раевского «К дочери».

Звучит отрывок из послания мелодекламацией на музыку Генделя «Ария», вначале тихо, затем звук усиливается при словах:

Когда я в мир заветный отойду,

Когда меня не будет больше с вами,

Не брошу вас, я к вам еще приду,

И внятными, знакомыми словами

К отчету вас я строго призову.

От вас мои иль вечные страданья,

Иль вечное блаженство - все от вас.

Исполните надежды и призванья,

И труд земной пройдет как день, как час

Для неразделенного небесного свиданья.

Слово преподавателя:

Я думаю, вы со мной согласитесь, что разговор на сегодняшнем уроке позволил еще раз убедиться в том, что Владимир Федосеевич Раевский - пример истинного патриотизма, у которого сердце было переполнено желанием видеть народ русский свободным и сытым.

Отечество наше страдает

Под игом твоим, о злодей!

Коль нас деспотизм угнетает,

То свергнем мы трон и царей,

Свобода! Свобода!

Ты царствуй над нами!

Ах, лучше смерть, чем жить рабами, -

Вот клятва каждого из нас…

Как видим, не погибли стихи декабристов, в том числе и стихи В.Ф. Раевского, и спустя более 180 лет. Они составили замечательную страничку истории русской литературы в период нарастания революционно-освободительного движения в России.

Изучение литературного наследия декабристов продолжается и по сей день. Начало ему положили Герцен и Огарев. Из уст создателей вольной русской прессы за границей Россия услышала страстный призыв спасти от забвения и гибели запрещенные стихи декабристов. Несколько позднее художественные произведения членов тайных обществ, их письма и другие материалы стали появляться и в легальной печати.

О жизни и творчестве нашего земляка В.Ф. Раевского можно прочитать в книгах:

  • Колесников А.Г. В.Ф. Раевский. Политическая и литературная деятельность. - Ростов, 1977;

  • Раевский В.Ф. Материалы о жизни и революционной деятельности: в 2 т./ Изд. подгот. А.А. Брегман, Е.П. Федосеева. - Иркутск, 1980-1983.

  • Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки. - Минск, 1968.

  • Гринева С.П. «Белгородский след» в истории русской литературы. - Белгород, 1998.

  • Белгородчина литературная. - Воронеж, 1979.

  • Поэты-декабристы. - Л., 1960.

Наше занятие подходит к концу, подведем его итог. Я хочу задать вам вопрос:

- Какой след оставил наш земляк В.Ф.Раевский в судьбе нашей Родины и в истории русской литературы?

Ответ студентки: говоря о значении Владимира Федосеевича Раевского для русской литературы, я думаю, следует отметить, что он вместе с собратьями по перу положил начало вольнолюбивой поэзии, в основе которой был заложен гуманизм, героический пафос мужества и гражданственности.

Ответ студентки: Владимир Федосеевич Раевский, будучи руководителем отделения тайного общества, влиял на окружающих своими убеждениями. Он является примером истинного патриота, жаждущего для своего народа свободы и счастья.

- Какие же уроки мы взяли на сегодняшнем занятии?

Ответы студентов:

  • Любить свое Отечество;

  • Быть справедливыми и честными по отношению к людям;

  • Наполнять свою душу гуманностью;

  • Проявлять честь и отвагу, если это будет необходимо.

Спасибо всем, кто принимал участие в сегодняшнем занятии.

Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «В.Ф.Раевский - «первый декабрист», поэт и публицист», выучить стихотворение «Предсмертная дума».


© 2010-2022