Конспект урока по литературному чтения на тему: Буквы гласных звуков Ю, ю. Звуки [ j у], [ у]

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

Тема: Знакомство с буквой Ю, ю.

Конспект урока по литературному чтения на тему:Буквы гласных звуков Ю, ю. Звуки [ j у], [ у]Конспект урока по литературному чтения на тему:Буквы гласных звуков Ю, ю. Звуки [ j у], [ у]Конспект урока по литературному чтения на тему:Буквы гласных звуков Ю, ю. Звуки [ j у], [ у]Конспект урока по литературному чтения на тему:Буквы гласных звуков Ю, ю. Звуки [ j у], [ у]Конспект урока по литературному чтения на тему:Буквы гласных звуков Ю, ю. Звуки [ j у], [ у]Конспект урока по литературному чтения на тему:Буквы гласных звуков Ю, ю. Звуки [ j у], [ у]Цели:

  • Познакомить с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласных; раскрыть функцию буквы Ю, как показателя мягкости согласных.

  • Способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха.

  • Стимулировать мышление, внимание, творческую фантазию.

  • Содействовать воспитанию любознательности, культуры общения, интереса к родному языку.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы, целей урока.

3. Повторение изученных букв, звуков, которые имеют эти буквы. ( наглядное пособие «Город Букв»)

1 вариант

- Какие бывают звуки?

- Как мы произносим гласные звуки?

- Как мы произносим согласные звуки?

- Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?

А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

- Перед какими гласными согласные произносятся твердо? (перед а, о, у).

- Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё, ).

2 вариант

Игра «Дополни предложение»

1. Звуки бывают …(гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие).

2. Звуки мы…(слышим), а буквы…(пишем).

3. После твердых согласных , пишутся гласные…(а, о, ы, у).

4. После мягких согласных, пишутся гласные…(и, е, ё, я).

5. Как отличаются гласные от согласных?

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

4.Работа над новым материалом.

  • Работа по учебнику Звуковой анализ слов ключ, утюг.

Задания:

  1. «прочитать» слово ключ, ведя указкой по схеме звуково­го состава слова;

  2. произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; назвать первый звук; определить, какой это звук и какой фишкой его обозначить; назвать его мяг­кую пару ([кь]);

  3. произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слы­шен второй звук; назвать второй звук; определить, какой это звук и какой фишкой его обозначить; назвать его твер­дую пару ([л]);

  4. произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слы­шен третий звук; назвать третий звук; определить, какой это звук; запомнить правило обозначения звука [у] после мягких согласных; познакомиться с буквой Ю (ю);

Знакомство с буквой Ю(ю).Знакомство с буквой ю учитель проводит так: «Какой бук­вой мы вчера обозначали звук [у] после твердых согласных? (Буквой у.) Но в слове ключ букву у ставить нельзя. Если в сло­ве звук [у] находится сразу после мягкого согласного звука (учи­тель показывает указкой на модели слова первую зеленую фиш­ку) , он никогда не обозначается буквой у. Мы слышим звук [у], но после мягкого согласного обозначаем его буквой ю.

Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
получилась буква Ю

  • Физминутка

- Приседаем, если в слове есть буква Ю:

юнга

яма

руки

строю

стою

ель

юмор

рою

мою

еду

юркий

пью

5 ) обозначить звук [у] после мягкого согласного звука бук­вой ю;

6) найти четвертый звук в слове ключ; обозначить мягкий согласный звук [ч'] фишкой зеленого цвета;

7) повторить правило: если в слове звук [у] находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой ю;

8) определить, сколько в слове ключ согласных звуков, гласных звуков, сколько всего в слове ключ мягких соглас­ных, сколько твердых согласных, на сколько мягких сог­ласных больше, чем твердых;

9) провести самостоятельно звукобуквенный анализ слова утюг,

10) объяснить, какие буквы понадобились для обозначения гласных звуков и почему.

5. Закрепление изученного материала.

  • Кроссворд (стр. 45 учебника)

  • Игра «Где стоит звук {у }?» - картинный диктант с. 45 учебника

6. Резервный занимательный материал.

  • Найди в тексте слова на букву Ю

Сегодня я расскажу вам сказку о животном - обитателе пустынь, степей. Кормится колючими кустарниками и тростником. Толстая шкура и очень густая шерсть спасает его от палящего солнца, а от раскалённого песка - мозолистые подушки на ногах и груди. Зимует в горах: прячется от холодных ветров. Он двугорбый, что очень удобно для перевозки людей и груза.Кто это?

1 слайд. Верблюдица и верблюжонок

Сказка "Верблюжонок Юлий".

Верблюжонку Юлию очень хотелось, чтобы у него всё было как у людей.

- Мама! Я тоже хочу спать в люльке. (2 слайд. Люлька)
- А разве тёплый песок, на котором ты спишь, хуже? - спросила верблюдица.
- Нет, он такой мягкий! - обрадовался Юлий.
- Мама, я тоже хочу играть с юлой, - сказал он в следующий раз. (3 слайд. Юла).
- А разве бубенчик на твоей шее хуже? - спросила верблюдица.
- Нет, он такой весёлый! - обрадовался Юлий.
- Мама, я тоже хочу жить в юрте, - сказал он в следующий раз. (4 слайд. Юрта)

(Юрта-жилище как шалаш из жердей, утепленный шкурой, войлоком)

- Но разве в юрте растёт столько тюльпанов, как у нас в степи? - спросила верблюдица. (5 слайд. Тюльпаны)
- Конечно же, нет! - засмеялся Юлий. - И никогда не вырастет.

  1. Вопрос учащимся:

- Какие звуки одинаковые часто слышали в словах?

  1. Итог урока

- С какой буквой познакомились?
- Какой звук имеет эта буква?


© 2010-2022