Конспект урока русского языка в 7 классе на тему Категория состояния!

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Категория состояния. Отличие категории состояния от кратких прилагательных и наречий»

Цели: 1. Познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками.

2. Рассмотреть основные отличия слов категории состояния от наречий и кратких прилагательных.

Задачи:

Образовательная: научиться отличать в тексте слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных.

Развивающая: способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.

УМК к уроку: учебник русского языка 7 класс М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской

Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой, необычной частью речи - категорией состояния. Сегодня мы продолжим изучать эту часть речи, и будем учиться отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий. (Слайд 1)

  1. Создание мотивации.

Учитель: Запишите, пожалуйста, следующие предложения (слайд 2)1. Всё было тихо - лес и горы,

Всё спало в сумраке ночном.

(«Романс»)

2. В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои ...

(«К ***»)

3. Видно, на море не тихо,

Смотрит - видит дело лихо…

(«Сказка о царе Салтане...»)

- Выделите грамматические основы в данных предложениях.

- Односоставными или двусоставными являются данные предложения?

- Каким членом предложения является слово ТИХО в предложениях?

- Определите значение слова ТИХО в данных предложениях.

- Как вы думаете, какой частью речи является слово ТИХО в предложениях? Обратите внимание на предложение с категорией состояния. В нем нет подлежащего.

IV. Знакомство с новым материалом.

  1. Работа со схемой.(слайд 3)

-На какие вопросы отвечает категория состояния?

-Что обозначают слова категории состояния).

-Изменяются ли слова категории состояния?

-Что имеют слова категории состояния?

  1. Лингвистическая справка. (слайд 4)

Учитель: Интересно, что вопрос о выделении категории состояния в особую часть речи долгое время в языкознании носил дискуссионный характер. Не все лингвисты признали за категорией состояния права на выделение в самостоятельную часть речи. Выдающиеся русские ученые-лингвисты Лев Владимирович Щерба и Виктор Владимирович Виноградов высказали в своих трудах мнение о необходимости выделения слов категории состояния в особую часть речи(Слайд 5).

  1. Закрепление.

  1. Работа в парах (слайд 6)

Запишите предложения.

  1. Лицо старика красиво и спокойно.

  2. На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок.

  3. Сегодня в отделении было спокойно.

- Найдите омонимичные слова. Как определить их принадлежность к той или иной части речи?

(По ходу работы заполняется таблица) (слайд 7)



Прилагательное

Наречие

Категория состояния

Вопрос


Изменяемость


Синтаксическая роль


Значение


- Сделайте вывод об отличии слов категории состояния от прилагательных и наречий. Сравните свой вывод с учебником.(слайд 8)

2. Работа в группах (слайд 9)

Составьте с данными словами предложения так, чтобы в каждом контексте данные слова являлись разными частями речи. (Конэрс)

1 группа: тихо, сыро. (Сережа) впереди слева

2 группа: красиво, печально. (Настя) впереди справа

3 группа: тревожно, холодно. (Адиля) сзади слева

4 группа: весело, больно. (Салават) справа сзади

3.Слайд 10. По смайликам определить состояние человека, подобрать слово категории состояния.

4.Работа в парах.

Задание: найдите слова
категории состояния.
Какое состояние они обозначают?

  • Лето, лето к нам пришло!

Стало сухо и тепло. (В. Берестов).

  • Было душно, жарко, шумно.

(Г.И. Коновалов)

  • Мне грустно... потому что весело тебе. (М.Ю. Лермонтов).

  • К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. (И.А. Бунин).

  • Без вас мне скучно, - я зеваю;

При вас мне грустно, - я терплю...

(А.С. Пушкин).

  • Задание: найдите слова
    категории состояния.
    Какое состояние они обозначают?

  • Стыдно, и горько, и больно было ей. (И.С. Тургенев)

  • Мне жалко, что теперь зима ...

(О.Э. Мандельштам).

  • На дворе накрапывал дождь, было очень темно. (А.П. Чехов).

  • Было ярко, ветрено, мостовые отливали лиловым блеском. (В. Набоков)

Слайд 11.

Задание: подберите слова
категории состояния
и составьте сложное
предложение с союзом И.

1. Ученики слушают учителя

2. Сегодня низкая температура

3. Меня обидели

4. Меня обрадовали

5. Я расстроил друга

в классе ..

на улице …

мне …

на душе …

ему ...

  1. Подведение итогов урока.

Составление кластера по теме.(слайд 12)

  1. Категория состояния.

  2. Что обозначает?

  3. Что имеет?

  4. Изменяются ли слова категории состояния.

  5. Состояние

  1. Домашнее задание (слайд 12,13)

Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» (И.И.Шишкин, «Девятый вал» И.К.Айвазовский.

Выставление оценок.

МБОУ «Русско-Ошняковская ООШ»











Открытый урок в 7 классе на тему:

«Категория состояния. Отличие категории состояния от кратких прилагательных и наречий»









Урок подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы первой

квалификационной категории

Садыкова Т.В.







Февраль 2016



© 2010-2022