Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Меркина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа по литературе для 7 класса

Учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 2 имени лётчика,дважды Героя Советского Союза Г.А Речкалова»

Скворцовой Зои Михайловны

на 2015-2016 учебный год







Пояснительная записка

Данная программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе ,утверждённого приказом Минобразования России от 5.03. 2004 г.№1089, обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для образовательных учреждений (5-11 классы) : Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200 с.

Место предмета в базисном учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю, в том числе на контрольные работы отводится 6 часов. Объем часов определен с учетом индивидуальных особенностей класса и соответствует базисному учебному плану данного образовательного учреждения.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по литературе.

Программа построена на хронологической основе (от произведений устного народного творчества до современной литературы) с дальнейшим выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 - 11 классах. Кроме того, изучение литературы в 7 классе строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели обучения:

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Требования к уровню подготовки обучающихся за курс 7 класса.

В результате освоения программы обучающиеся должны

знать и понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

-основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись; роды литературы, эпос (развитие представлений), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и проблеме произведения (начальное представление), портрет как средство характеристики, автобиографическое произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представления), стихотворение в прозе, лирический герой(начальное представление), поэма (развитие понятия), трёхсложные размеры стиха, тоническое стихосложение (начальное представление), гипербола, гротеск, сатира и юмор как форма комического (развитие представлений);

уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выделять смысловые части текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

-видеть индивидуальное, национальное, общечеловеческое в характере героя произведения;

- выразительно читать произведение (или фрагменты) в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;

- создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную темы;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литратура, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Формы и средства контроля.

Формы обучения:

-коллективная;

-групповая;

-дифференцированно - групповая;

-индивидуальная.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту.

Средства контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого и сложного плана, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы;

-итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест с выбором ответа, с кратким ответом

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний



Оценка устных ответов по литературе

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными "критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями' и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному-двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка письменных ответов по литературе



Объем сочинений, независимо от источника и места работы, должен быть примерно таким:

в 5 классе- 1-1,5 тетрадные страницы,

в 6 классе- 1,5-2,

в 7 классе- 2-2,5,

в 8 классе- 2,5-3,

в 9 классе- 3-4,

в 10 классе- 4-5,

в 11 классе- 5-7 страниц (за 2 часа).

Объем классного сочинения зависит также от времени, отведенного на выполнение работы.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объема не ведет к повышению отметки. При превышении или уменьшении объема сочинения в полтора или более раз оценка за грамотность повышается или понижается на один балл. Однако при наличии орфографических и пунктуационных ошибок выше нормы ни при каких других условиях не может быть выставлена оценка «5».

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

-соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

-полнота раскрытия темы;

-правильность фактического материала;

-последовательность и логичность изложения;

-правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

-богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

-стилевое единство и выразительность речи;

-правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

«1»

Отсутствие работы

Более 8 орф. ошибок (при наличии работы)


  1. Перечень учебно-методического обеспечения

  2. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ авт.-сост.Г.С.Меркин. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - (ФГОС. Инновационная школа)

  3. Планирование и материалы к курсу «Литература. 6 класс»: из опыта работы / авт.-сост.Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

  4. Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин) - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013.

  5. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах/ М.И.Мещерякова. М.: Айрис-Пресс, 2009.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: ООО "Кирилл и Мефодий"

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Репетитор по литературе. М.: ООО "Кирилл и Мефодий"

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Уроки литературы, 6 класс. М.: ООО "Кирилл и Мефодий"

  4. Хрестоматия по русской литературе 5-11 класс. М.: ЗАО "Новый диск"

Учебно - тематический план по литературе для 7 класса

Раздел, количество часов

Тема

Содержание образования в соответствии с ФК ГОС

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.

Домашнее задание

1

Введение 1 час.

Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма).

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

кратко повторить изученное в 6 классе; проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить учеников со структурой и кратким содержанием учебника, обратить внимание на вопросы к текстам и справочные материалы


Стр. 6-15, пересказ, вопросы и задания

2

Из устного народного творчества 4 часа

«Святогор и Микула Селянинович». Художественные особенности былины.

Формирование представления о художественных особенностях былины

Отзыв на эпизод

Письменные ответы на вопросы

Стр.16-25, выразительное чтение, вопросы и задания

3


«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа, конфликт.

Отработка навыков работы с текстом

Письменные ответы на вопросы

Стр.25-29, выразительное чтение, вопросы и задания

4

Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец».


Письменные ответы на вопросы

Стр. 29-37, выразительное чтение, вопросы и задания

5


Русские народные песни.

Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая…», «Говорили - сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Умение определять лирическое и эпическое начало в песне;

Раскрытие многозначности поэтического образа в народной песне

Аудирование народных песен.

Стр.38-40, вопросы и задания

6

Из древнерусской литературы3ч+1 РР

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

«И вспомнил Олег коня своего». Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Познакомить с особенностями жанра древнерусской литературы;

Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в «Повести…», почувствовать нравственную красоту и силу героев

Развитие навыка комментированного чтения

Стр.41-49, подробный пересказ, вопросы и задания

7


Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Выявление специфики повести, развитие речи

Характеристика героев

Стр.50-59, сообщения, вопросы и задания, выразительное чтение

8



Нравственный облик человека в древнерусской литературе.

Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.



9


Р/р. Контроль техники чтения

Проверка техники чтения

Проверка техники чтения


10

11

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. Понятие о классицизме.

Р/Р. Поэтический мир М.В.Ломоносова

«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). «О вы, которых ожидает... » (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория Ломоносова о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории

Познакомить учащихся с особенностями литературы VIII века и с фактами биографии М.В.Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской литературы;

Дать понятие о жанре оды

Чтение наизусть

Стр.59-65, сообщения, вопросы и задания





Стр.66-74, сообщения, вопросы и задания

12


Г.Р. ДЕРЖАВИН

«Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении.

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова.

Лирическое стихотворение

Отличие лирического стихотворения от оды

Тематическое разнообразие лирики

Чтение наизусть

Стр.77-95, сообщения, 1 и 2 действия, вопросы и задания

13


Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.

Краткие сведения о писателе. Позиция писателя в комедии. Драматический конфликт. Особенности композиции

Юмор

Сатира

Сарказм

Драма как литературный род

Жанр комедии

Говорящие фамилии;

Литературное направление

Рассуждение

Стр.95-108, 3 и 4 действия, вопросы и задания

14



Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык).

Основные характеры. Способы создания комического эффекта. Образы комедии. Обличие невежества и самодурства помещиков. Образы главных героев.

Чтение по ролям

Инсценировка

Устное сочинение

Стр.108-119, 5 действие, вопросы и задания

15



Образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Отражение драматургом идей XVIII века в комедии. Конфликт между невежеством и корыстным миром поместного дворянства и просвещёнными служителями государственности. Значение комедии для современников и последующих поколений.

Чтение по ролям

Инсценировка

Устное сочинение

Стр.119 вопросы и задания, материал к сочинению

16


Р/р. Классное обучающее сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (устное)

Обучение устному сочинению по литературному произведению - характеристика героя

Сочинение

Стр.120-130,сообщение вопросы и задания, выучить стихотворение

17

Из литературы XIX века

32 часа

А.С. ПУШКИН. Лицей в жизни поэта.

Свободолюбивые мотивы в стихотворении поэта: «К Чаадаеву»

Тема воинской славы и свободы в стихотворениях.

Познакомить с лирикой и летописным источником произведения Пушкина

Выразительное чтение

Чтение наизусть

Стр. 130-134, вопросы и задания, выучить стихотворение

18


Свободолюбивые мотивы в стихотворении А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд». Человек и природа («Туча»).

Величие жизни, отданной борьбе за свободу. Философское осмысление поэтом темы свободы. Дружба и тема долга. Тема природы в лирике поэта.

Развитие умения анализировать лирическое произведение

Работа со справочной литературой

Стр.135-136, вопросы и задания, выучить стихотворение

19


Исторический и легендарный материал «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина

Судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие.

Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника

Выразительное чтение

Чтение наизусть

20


А.С.Пушкин. Поэма «Полтава», образ Петра I в ней.

«Полтава» - героическая поэма о петровской эпохе. Интерес поэта к истории России. Гражданский пафос поэмы. Творческая история создания поэмы. Своеобразие художественного видения Пушкина.

Развитие умения анализировать лирическое произведение


Стр.137-141, вопросы и задания, выучить отрывок

21


М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина».

Личность и судьба поэта. Одаренность натуры и одиночество. Основные мотивы лирики. Анализ стихотворения «Родина».

Расширение кругозора и литературных и исторических знаний

Выразительное чтение наизусть

Стр.142-152, вопросы и задания, выучить отрывок

22

23


М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...». Проблематика и основные мотивы «Песни...»

проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя.

Умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев

Рассказ о событии

Стр.152 материал к сочинению

24


Художественные особенности «Песни про царя Ивана Васильевича…»

центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...»

Расширение кругозора учащихся, погружение в мир правления Ивана Грозного;

Увидеть улицы, быт и нравы Москвы.


Стр. 154-161, сообщение, вопросы и задания, выучить стихотворение

25

26


Р/Р. Классное сочинение. Рецензия на любой эпизод из «Песни…»

сочинение

Стр.161-179 вопросы и задания, выучить отрывок

26,27

28


Н.В.Гоголь в Петербурге. Образ «маленького человека» в повести «Шинель».

Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича.

Авторское отношение к героям и событиям в повести «Шинель».

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема - изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Углубление знаний учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя.

Умение подбирать цитаты для харак теристики персона жа сочинения

Различные виды пересказа

Подбор цитат для характеристики персонажа

сочинение

29


И.С.Тургенев. Художественные особенности рассказа «Хорь и Калиныч»

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева)

Дальнейшее развитие речи учащихся

Комментированное чтение

Стр.182 материал к сочинению

30


Р/р. Контроль техники чтения

Проверка техники чтения

Проверка техники чтения

Стр. 183-187, сообщения, вопросы и задания



Талант и достоинство крестьян в рассказе И.С.Тургенева «Певцы». Стихотворение в прозе «Нищий»

Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Мастерство писателя в изображении характеров персонажей. Тематика; художественное богатство стихотворения. Авторские критерии нравственности в стихотворении тематика; художественное богатство стихотворения.

Навыки анализа текста

Художественный пересказ и анализ текста.

Стр. 187-221 вопросы и задания

31


Талант и достоинство крестьян в рассказе И.С.Тургенева «Певцы». Стихотворение в прозе «Нищий»

Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Мастерство писателя в изображении характеров персонажей. Тематика; художественное богатство стихотворения. Авторские критерии нравственности в стихотворении тематика; художественное богатство стихотворения.

Навыки анализа текста


Стр. 187-221 вопросы и задания

32


Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная - основная тема произведений

поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Подготовка к изучению творчества писателя в старших классах

Ответы на вопросы

Стр.222-241, сообщения, пересказ. вопросы и задания

33


М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Рассказ о писателе. Иносказательный смысл сказки. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение рабской покорности народа.

Первичное знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству

Комплексный анализ текста

Стр.242-259, пересказ вопросы и задания

34


Изображение нравственных пороков общества в сказке «Дикий помещик».

Социальная острота проблематики и художественные особенности сказки. Смысл названия сказки. Приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Умение анализировать текст

Комплексный анализ текста

Стр.259-261 вопросы и задания, выучить

35


Внеклассное чтение. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина («Премудрый пискарь» и др.)

Своеобразие сказок писателя, их иносказательный смысл. Авторское отношение к персонажам.


Ответы на вопросы

Стр. 262-266, 292-299 вопросы и задания, выучить стихотворение

36


Л.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа.

Литературное краеведение.

Воронежские друзья и родственники Л.Н.Толстого. Толстой в Воронеже и на хуторе Ржевск. Идеи Толстого.

А.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества - основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Творческая история «Севастопольских рассказов».

Углубление сведений о писателе

Комплексный анализ текста

Стр.266-272 вопросы и задания, выучить отрывок

37


Внеклассное чтение.

В.М.Гаршин. Тема сопротивления злу в рассказе «Красный цветок».

Слово о писателе.

Рассказ «Красный цветок» .

Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка.


Комплексный анализ текста

Стр.273-291, сообщения, вопросы и задания

38


Н.С. Лесков. Краткие сведения о биографии писателя. «Левша». Своеобразие стиля произведения.

Краткие сведения о писателе. «Лесков - писатель будущего». Особенность проблематики и центральная идея сказа.

Первичное знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству. Расширение представлений о сказе

Различные виды пересказа

Стр.347-384, подробный пересказ, вопросы и задания

39


Сказ «Левша». Образный мир произведения.

Изображение лучших качеств русского народа в сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти. Авторское отношение к героям. Фольклорные элементы в повести.



Стр. 384-388, материал к сочинению

40


А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях поэта.

Литературное краеведение.

Краткие сведения о поэте. Имение Шеншиных в Землянском уезде. Отражение воронежских впечатлений в лирике и мемуарах Фета.

Стихотворения: «Я тебе ничего не скажу…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер».

Общечеловеческое в лирике. Наблюдательность, чувства добрые; красота земли. "Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

Умение анализировать стихотворение

Выразительное чтение и анализ лирического произведения

Стр.393-403, сообщения, пересказ, вопросы и задания

41


Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...»

Н.М. Языков. «Песня ».

И.С. Никитин. «Русь».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

Литературное краеведение

Памятные места Воронежа и области, связанные с И.С.Никитиным. Воронеж в произведениях Никитина.

Умение определять общее отношение к природе и индивидуальность каждого автора в раскрытии характера кар тины

Выразительное чтение и анализ лирического произведения

Стр.4-38, сообщения, пересказ, вопросы и задания

42


А.П. ЧЕХОВ. Отражение воронежских впечатлений в повести «Степь».

Краткие сведения о писателе. Литературное краеведение.

Предки А.П.Чехова на воронежской земле. А.П.Чехов в Ольховатке. Отражение воронежских впечатлений в повести «Степь».

Смешное и грустное в рассказах писателя. Средство создания комического.

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам.

Пересказ, близкий к тексту;

Составление словаря языка персонажа

Стр.404-408, пересказ, вопросы и задания

43


Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказа; позиция писателя.

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам

Пересказ, близкий к тексту;

Составление словаря языка персонажа

Стр.409-413, выразительное чтение, вопросы и задания

44 Из литературы XX века


М. ГОРЬКИЙ. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» (по повести «Детство»)

Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; изображение быта и характера персонажей.

Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения

Различные виды пересказа

Цитатный план

Стр.38-61, подробный пересказ, вопросы и задания

45


«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в повести «Детство»

становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, покорность, гордость, жалость)

Умение составлять цитатный план

Развитие навыков анализа текста, работы с иллюстрациями

Различные виды пересказа

Цитатный план

Стр.61-70 вопросы и задания, выучить отрывок

46


«Легенда о Данко» М.Горького как утверждение подвига во имя людей.

Основные сюжетные линии в рассказе и его проблематика (жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, гордость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.


Различные виды пересказа

Цитатный план

Стр.71-77, сообщения, вопросы и задания

47


И.А. БУНИН

Рассказ «Кукушка».

Литературное краеведение.

Воронеж - родина И.А.Бунина. Бунинские места Черноземья. Памятники Бунину в Воронеже и Ельце.

Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение - основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Умение выявлять особенности героев рассказа;


Подготовка вопросов для дискуссии

Выразительное чтение


Стр. 77-94, подробный пересказ, вопросы и задания

48


«Что есть доброта?» (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»).

Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

Умение составлять план ответа


Подготовка вопросов для дискуссии

Отзыв на эпизод

Составление плана ответа

Стр. 95-113, пересказ, вопросы и задания

49


В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Литературное краеведение.

Приезд Маяковского в 1926 году в Воронеж. Литературная группа «Чернозем». Встречи с воронежскими поэтами.

Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Дать ощущение необычности лирики Маяковского, опережающее представление о футуризме

Выразительное чтение

Стр.114-123, сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания

50


М.М. ПРИШВИН. Мир пришвинских рассказов.

Литературное краеведение.

М.М.Пришвин в Ельце. Гимназические годы. Пришвин о природе и людях. Мир пришвинских рассказов.

Рассказ «Москва-река». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам

Составление тезисов

51


К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. Повесть «Мещерская сторона» (отдельные главы)

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня».

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие»). Человек и природа в художественном мире писателя.

Рассказ «Русская песня».

Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Формирование умения анализа прозаического текста

Комплексный анализ текста

Стр.124-133, сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания, выучить стихотворение

52


Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...».

Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд - основное нравственное достоинство человека.

Формирование умения анализа прозаического текста

Чтение наизусть

Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике

Стр. 134-139, сообщения, вопросы и задания

53,54,55


А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин»

Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память - основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка "Книги о бойце".

Умение составлять план повествования, давать оценку героям и их поступкам

Различные типы чтения

Чтение наизусть

Стр.140-148, сообщения вопросы и задания

56


Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны

Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

Bс. H. Лобода. «Начало».

Литературное краеведение.

Местные поэты.

Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов - участников войны.

Развитие выразительности речи

Чтение наизусть

Стр. 149-162, сообщения, пересказ, вопросы и задания

57


Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...».

Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Умение анализа прозаического произведения большого объёма

Подготовка плана к диспуту

Различные виды комментированного эпизода

«Телеграмма», анализ текста

58


Внеклассное чтение.

Ю. Дружников. «Уроки молчания».

Слово о писателе. Тема войны в творчестве писателя. Тема запоздалого, прямо не высказанного, но переживаемого раскаяния автора рассказа в том, что в числе других обидел хорошего человека и замечательную учительницу.



Стр.163-166, сообщения, выучить стихотворение, вопросы и задания

59


«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказы «Чудик», «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Умение делать выводы, высказывать свою точку зрения

Составление словаря языка персонажей

Письменный отзыв

Сочинение-рассуждение

Стр.250-255, выразительное чтение, вопросы и задания

60,61


Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

С.А. Есенин.

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...».

Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора

Развернутая характеристика одного из поэтических текстов

Чтение стихотворения наизусть

Стр.185-192 вопросы и задания

62

Из литературы народов России

Внеклассное чтение. Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Рассказ о поэте. «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» Особенности художественной образности дагестанского поэта. Размышления поэта об истоках и основах жизни.


Составление словаря языка персонажей

Письменный отзыв

Сочинение-рассуждение

Стр. 193-196, выразительное чтение, вопросы и задания

63

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Сонеты.

Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Развитие умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора

Составление словаря языка персонажей

Письменный отзыв

Сочинение-рассуждение

Анализ произведений, пересказ

64


Мацуо Басё. Поэт-странник.

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героя.



Стр.197-226, сообщения, пересказ, вопросы и задания

65

66


А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.

Слово о писателе.

Сказка «Маленький принц».

Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.

Развитие монологической речи

Работа с текстом

Стр. 227- 249, сообщения, пересказ, вопросы и задания

67


Р/р. Контроль техники чтения

Проверка техники чтения


Проверка техники чтения


68


Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» (часть третья).

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. «Остров сокровищ» (часть третья). Приемы создания образов.

Углубление навыков анализа текста

Чтение и различные способы комментирования


69


Я. КУПАЛА. Стихотворения «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский - переводчики Я. Купалы.


Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора


70


«Вот и стали мы на год взрослей»

Подведение итогов; обобщение и систематизация знаний; задание на лето



































обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для образовательных учреждений (5-11 классы) : Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200 с.











© 2010-2022