Урок по русскому языку на тему Буквы о-ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных

Урок по русскому языку "Буквы о,ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных" позволяет учащимся сформулировать правила написания букв о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных; сформировать навыки их написания, тренировать слуховую память учащихся, развивать логическое мышление. На уроке используются игровые инновационные технологии: распределительный диктант "Снежинки", игра "Третий лишний. Новогодняя елочка". Учитель учитывая возрастные особенн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель Чувакова Елена Андреевна, специалист второй категории Константиновской общеобразовательной школы Симферопольского района, Республика Крым

Тема. Буквы о - ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.

Цели: сформулировать правила написания букв о - ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных; сформировать навыки их написания, тренировать слуховую память учащихся, развивать логическое мышление.

Оборудование: учебник по русскому языку для 6 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загорская, А.Г. Нарушевич. - 3-е изд. - М., 2014 г.), дидактический и раздаточный материал.

Ход урок

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.

Сегодняшний наш урок хочется начать со стихотворения С. Козлова. Ребята, у вас на парте есть дидактический материал, найдите карточку №1.

За окошком - вьюга,
За окошком - тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.


А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.


Медвежонок плюшевый
Спит в углу своем,
И в пол-уха слушает
Вьюгу за окном.


Старая, седая,
С ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет
Бабою-ягой.


А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.


Тоненькие ножки -
Мягкие сапожки,
Белый башмачок -
Звонкий каблучок.

- Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- А теперь обратите внимание на слова с выделенными орфограммами (кружевцем, плечом, башмачок, каблучок)

- Какой частью речи они являются?

- В какой части слова выделены буквы О и Е?

- После каких согласных стоят эти буквы?

Итак, ребята, выделенные слова являются им. сущ., интересующие нас орфограммы стоят после шипящих согласных, но буквы гласные пишутся разные. И мы с вами должны разобраться, почему в первом случае пишется е, а в остальных о. Решению этого вопроса посвящена тема нашего сегодняшнего урока. Кто уже догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?

II. Объявление темы и целей урока.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Беседа с учащимися.

Итак, ребята, внимательно прочитайте еще раз формулировку темы нашего урока.

- Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем суффиксом и окончанием; какие звуки речи являются шипящими и назвать их).

- Обратимся к стихотворению. Найдите в стихотворении имена существительные.

- Докажите на примере слова «снежинки», что оно является именем существительным. (Ученик делает устно морфологический разбор слова «снежинки»).

- Какую морфему слова мы называет суффиксом? Укажите в слове «снежинка» суффикс.

- Какую морфему мы называем окончанием?

- Укажите окончание в слове «снежинки». Докажите, что названная вами морфема является окончание. (Ученик склоняет слово)

- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их ([Ш], [Щ], [Ч], [Ж]).

  1. Каллиграфическая минутка.

Учащиеся прописывают букву О верхнего и нижнего соединения.



  1. Работа над темой урока.

Слово учителя.

Посмотрите внимательно на слова кружевцем, плечом, башмачок, каблучок. Ребята, это слова имена существительные, в слове кружевцем, плечом орфограмма находится в окончании, а в словах башмачок, каблучок орфограмма находится в суффиксе, но буквы пишутся разные. Что же является условием выбора орфограммы? Я приготовила вам подсказку. На доске написаны слова с пропущенными буквами, нужно вставить буквы и объяснить написание слов.

Ч…десный
По…писать
Огл…вление
(Р,р)услан
Т…рпение
Ю(н,нн)ый
Ц..рк
(на) опушк…

- Какое слово получилось? (Ударение)

- Правильно, ребята. Ударение - это главное слово при выборе условия орфограммы.

- Определите ударение в словах кружевцем, плечом, башмачок, каблучок.

- Значит, под ударением пишется о, без ударения е.

- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных.


1. Работа с учебником.

Теоретический материал стр. 141

  1. Распределительный диктант «Снежинки».

Учитель предлагает распределить снежинки со словами в два столбика, в один - слова, в которых пишется буква о, в другой - с буквой ё.

Сапожок, рощей, девчонка, книжечка, пушок, танцем, шорох, шелк, корешок, лестницей, медвежонок, дороженька.

  1. Физкультминутка.

Если слово пишется с буквой о после шипящих и ц, то учащиеся приседают, если ё - то поднимают руки вверх.

Ключом, шерстка, удачей, врачом, дворцов, мячом, кусочек, камышовый.

4. Работа с раздаточным материалом.

Вставьте пропущенные буквы в словосочетаниях. Словосочетания включите в предложения.

Пушистый снеж..к, веселый роднич..к, кусоч..к зимнего неба, храбрый зайч..нок, удивительная девч..нка, застывшая реч..нка, великолепный овраж..к, молодой сосняч..к.

Индивидуальное задание: написать сочинение-миниатюру «В зимнем лесу», используя данные словосочетания.

5. Работа у доски.

-Зачем мы изучаем данное правило? (Чтобы грамотно писать слова с данной орфограммой). Ребята, давайте поможем Ванечке Ошибкину, который не всегда знает, как правильно писать слова, исправить ошибки.

Сучок, лягушёнок, камешек, галченок, пучок, овражек, утюжек, орешек, смешёк, внучок, толстячек, червячок, щочка, шоссе, шопот.

(Лягушонок, галчонок, утюжок, смешок, толстячок, щечка, шепот)

- Какие ошибки было легко исправлять? Почему?

-А какие тяжело? Почему?

  1. Итог урока.



  1. Игра «Третий лишний. Новогодняя ёлочка» (учащиеся находят лишнее слово в каждом ряду и приклеивают его на елочку, которая размещается на доске).

А) Волч…нок, беч…вка, мальч…нка.

Б) Круж…к, пятач…к, горош…к.

В) Ш…рты, крыж…вник, щ…тка.



  1. Рефлексия.

- Над чем работали сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

  1. Домашнее задание.

Параграф 36, теор. материал на с.141, упр. 278. Индивидуальное задание: составить игру «Третий лишний».



© 2010-2022