• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект урока по литературе на тему «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического ( 5 класс)

Конспект урока по литературе на тему «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического ( 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического

I.Артикуляционная разминка

II.Проверка домашнего задания
Ученики рассказывают о детстве и начале творческого пути Гоголя. Класс обсуждает и оценивает эти рассказы.

III.«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического
Беседа
Беседа по повести «Заколдованное место» начинается с выяснения восприятия этого произведения.
- Понравилось ли вам это произведение? Какие чувства оно вызвало у вас? Что вас удивило, поразило?
- Верите ли вы, что все случившееся было на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что - реальным? (2-й вопрос, с.184.)
Именно такая история не могла приключиться на самом деле. Реальным выглядит дед, охраняющий баштан вместе с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и остановились отдохнуть, мать, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали.
Не могло быть фантастического попадания из одного места в другое, которое в обычной жизни невозможно найти, превращение пня в рожу чудища. Не может птичий нос отдельно от птицы клевать котел и говорить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может говорить медведь. В этой истории дед спустя день попадает на то же самое место, а там все еще горит свечка. Свечка не может так долго гореть. В этой истории реальность соединяется с фантастикой.
- Кто главный герой «Заколдованного места»?
Главный герой рассказа, который сам автор называет «былью», - дед дьячка ***ской церкви, непосредственного рассказчика.
- Кто рассказывает слушателям эту историю? В какой обстановке? Ответ подтвердите цитатами из текста.
Дьячок деревенской церкви рассказывает историю своим односельчанам, уступая их настойчивым просьбам. Начинает свой рассказ он словно бы с неохотой, потом укоряет невнимательных слушателей.
- Рассмотрите иллюстрации М.Клодта к этому произведению, опишите их. Так ли вы представляли себе пляшущего деда?

Словесное рисование
- Как вы представляете себе заколдованное место?
Ответ может быть таким: «Мне заколдованное место представляется немного иначе. Слева нависает огромная темная скала, справа провал, туда летят камни. В центре из-за скалы выглядывает "мерзостная рожа" с красными глазами, высунула красный язык и дразнит деда. Дед по сравнению с этой харей маленький и испуганный».
Просим детей представить рисунки, приготовленные ими к уроку. Рассматриваем и обсуждаем эти рисунки.
- Что в этом произведении вызывает смех, что - горечь?
- Какие события автор описывает с любовью? Какие черты человеческого характера показывает нам с неприглядной стороны?
Сделаем вывод, что светлыми красками автор рисует народную жизнь, встречу с чумаками, работу деда на баштане. Автор весело смеется над попытками деда показать, как надо танцевать, над тем, как дед устроил на «проклятом месте» загородку, куда велел кидать все, «что ни есть непотребного». Но за этим смехом мы ясно видим: «легкого богатства» не бывает. Истинно лишь то, что добыто трудом.

IV.Выразительное чтение произведения
Учитель прочитает статью учебника «Из воспоминаний современников о Н.В.Гоголе» (с.184-185) и спросит:
- Как вы думаете, помогло ли Гоголю в литературной работе увлечение театром, умение читать и ставить пьесы, перевоплощаться в самых разных героев?
Гоголь еще в гимназии увлекался театром. Это увлечение помогло ему писать свои произведения так, как будто не автор говорит о людях, а люди на самом деле рассказывают о себе. Гоголь подробно и красочно описывает место действия, как режиссер, который должен хорошо представлять себе, что находится на сцене. Писатель перевоплощается в своих героев. Нам кажется, как будто дьячок на самом деле сначала отказывается рассказывать свою историю, а потом укоряет слушателей в том, что они невнимательны. Затем автор перевоплощается в испуганного деда и рассказывает уже о том, что тот видел и чувствовал.
Задача учеников при выразительном чтении и чтении по ролям-перевоплотиться в гоголевских героев. Выберем для чтения два-три эпизода (в зависимости от ресурса времени), например: дед и чумаки; дед выкапывает клад. Второй эпизод читаем по ролям от слов: «Ввечеру, уже повечерявши...»

-до слов: «...и как добежал до попова огорода, только тогда перевел немного дух».

Домашнее задание
Повторить стихотворения Н.А.Некрасова, которые читали и учили наизусть в начальной школе.

Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о Н.А.Некрасове.


© 2010-2022