Урок литературы Основные мотивы лирики А. С. Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 9

Урок: литература

Тема урока: Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Пейзажная лирика: «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Осень», «Зимний вечер»
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
-раскрыть богатство и глубину поэтического мастерства А.С.Пушкина, показать актуальность его поэзии в современном мире;

-на основе различных заданий формировать у учащихся аналитическое мышление, способность обобщать материал, делать выводы и умозаключения, выражать собственное мнение, развивать творческое воображение; продолжить формирование навыков анализа лирического произведения; формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия;

- стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через:

стимулирование мотивации учения путем удовлетворения потребностей учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками через деловое сотрудничество (работа в группе);

стимулировать любознательность, познавательные прививать интерес к поэзии А.С.Пушкина, воспитывать и развивать эстетические чувства учащихся, любовь к прекрасному и литературе.

Методические приёмы: работа в группе, работа в паре, беседа, выступления учащихся, работа с таблицей Инсерт,
Оборудование:

ноутбуки, модемы, презентация на тему: «Пушкин. Основные мотивы лирики»;

музыкальное сопровождение - аудио-запись романс «Зимний вечер»,

план анализа лирического произведения (для каждой группы свой),

листы контроля (один на группу),карточки для групп, листы для групп с надписями литературоведческих понятий, правила работы в группе, три альбомных листа,

цветные фломастеры,

Подготовительный этап (на перемене)

Тренинг «ТЫ НАСТОЯЩИЙ ТВОРЕЦ!»

Целями этой игры являются следующие:
• выявление и анализ эффективности основных стратегий управления;
• развитие лидерских и креативных способностей участников.

I этап. Подготовка

Ведущий. Каждый человек изначально является по своей природе творцом - хотя бы потому, что каждому приходится каким-то образом строить свою собственную жизнь. Никто за него этого не сделает - жить-то ему надо самому. Но эту способность творить люди реализуют по-разному: кто-то постоянно следует советам других или полностью копирует свою жизнь с кого-то, кто-то способен к самостоятельным действиям, а кто-то живет по принципу «что хочу - то и ворочу».
Сегодня нам предстоит попробовать себя в роли творцов и оценить, насколько мы сами обладаем творческими способностями, действуя в неожиданных ситуациях. Посмотрите на других участников и выберите для себя партнеров, с которыми вы пока еще меньше всего взаимодействовали и которые, как вам кажется, чем-то сильно отличаются от вас. Исходя из этих двух критериев найдите тех, с кем будете работать в дальнейшем, и образуйте четверки.


Разделение учеников на группы:

1 группа: Амина, Бауржан, Сабина, Айжан , Руслан

2 группа: Таня, Стас, Айдана, Ренат, Орлахан

Ход урока

Вступительное слово учителя

( целеполагание):

Сгодня нам предстоит проанализировать творчество замечательного русского писателя А.С. Пушкина.

- Ребята, а что значит анализировать?

Группы рассаживаются за свои столы. В группе назначаются таймер, спикер, оценщик, исследователь

Ребятам предлагается показать свое настроение на начало урока

Слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из вас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лежа в кроватке, слушая дивные песни и сказки мамы. Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли "незаходящим солнцем русской поэзии".

Казалось бы, имя Пушкина настолько вошло в нашу жизнь, что воспринимается нами как нечто возвышенное, гениальное, и в то же время настолько простое и близкое, что и стар, и млад, говоря о литературе, зачастую первым называет имя Пушкина. Действительно, его творчество, с одной стороны, высокое, величественное, а с другой - такое простое, милое, трогательное, что никого не оставляет равнодушным. Ведь не зря говорят, что от простоты до гениальности всего один шаг, и этот шаг великий поэт совершил виртуозно! И мы вправе утверждать, что Пушкин - это наше всё!

Беседа

- Когда и как вы встретились впервые со стихами Пушкина ?

- Когда пришло осознанное восприятие его поэзии ?

Все поэтическое творчество Пушкина можно разделить на темы или мотивы.

Ведущие мотивы пушкинской поэзии:
1) Патриотическая лирика:
а) любовь к родной природе;
б) гордость за героическое прошлое своего народа;
в) чувство национальной гордости.
2) вольнолюбивые лирика:
а) протест против самодержавия и крепостничества;
б) стремление к «святой вольности";
в) воспевание свободолюбия, независимости человека.
3) Тема поэта и поэзии:
а) отношения поэта и власти;
б) назначение художника в обществе;
в) поэт и народ; поэт и толпа;
г) оценка собственного творчества.
4) Тема дружбы:
а) дружба как братский союз лицеистов;
б) дружба как единство единомышленников.
5) Любовная лирика:
а) любовь как идеальное, высокое чувство человека;
б) любовь безответная.


С огромной поэтической силой и любовью рисует Пушкин в стихах и поэмах картины родной природы.

Звучит романс на стихи Пушкина «Зимний вечер».

- Прокомментируйте данное стихотворение. Как поэт относится к зиме? В чем он видит прелести вечера этого времени года?

Задание группам

  1. Найти в Интернете стихотворения «Зимняя дорога», «Зимнее утро»

  2. Выразительное чтение одного из понравившихся стихотворений (выступление спикера).

Работа в группах, 6 минут - подготовка.

Делаю акцент на распределении обязанностей в коллективах, ненавязчиво помогаю выбрать руководителей.

Группы работают по маршрутным листам с четко сформулированными заданиями. Записи оформляют в листах.

Задания для групп:

ГРУППА №1

(тема, идея)

Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.

Определите тему и идею стихотворения.

Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен другой группе.

Подготовьте выступающего.

ГРУППА №2

(средства изобразительности: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение)

Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.

Найдите в тексте стихотворения примеры эпитетов, олицетворений, сравнений.

Для чего они нужны в тексте?

Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.

Подготовьте выступающего.

Взаимообучение. Выступления групп, фиксирование основных моментов, 8 минут (4 минуты для каждой группы). По ходу выступлений ответы групп в виде надписей на ватманах вывешиваются на доску в последовательности (тема, средства изобразительности, идея)

Выразительное чтение «Осень»

Жизнь природы и поэтическое творчество оказываются для Пушкина явлениями одного порядка. Каждое стихотворение поэта - картина, написанная яркими, выразительными красками русского языка.

Работа в парах

Работа с таблицей Инсерт

+

что знаю;

-

что явилось новым для меня;

!

особенно понравилось


31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в деревню Болдино Нижегородской губернии. Пушкинская "болдинская осень" - явление исключительное во всей мировой литературе. За болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений.

Стихотворение «Осень» (1833 г.) (выразительное чтение).

С переходом поэта к реалистическому творчеству изменился и характер изображенной природы.

«Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает…» (Из письма А. С. Пушкина П. А. Плетневу от 31 августа 1830 г.).

Беседа по вопросам:

1. За что Пушкин из всех времен года больше всего любит осень?

2. Какими красками поэт рисует осенний пейзаж?

3. Назовите «приятные взору» и душе поэта приметы осени. Почему он одновременно называет осень «очей очарованье» и «унылой порой»?

4. Этот осенний пейзаж романтический или реалистический?

5. «Осень» - это не только изображение природы. Какие разнообразные картины жизни рисует поэт? Какие чувства он испытывает и как относится к изображаемому?

6. Перечитайте строфы 10 и 11. Как проходит творческий процесс «рождения» и «создания» стихов?

7. Назовите картины, слова, образы, которые кажутся вам самыми неожиданными, заметными?

8. Что говорит Пушкин о судьбе поэта в царско-крепостнической России XIX в.?

9. Как вы понимаете последние строки строфы 12: «Плывет. Куда же нам плыть?»

А. С. Пушкин из всех времен года отдает предпочтение осени. Он находит удивительную красоту в осеннем пейзаже. Само увядание природы изображается поэтом как «могучее проявление жизни».

Осень дорога поэту как время года, пробуждающее к творчеству. Вот как описывает Пушкин процесс «создания» стихов: «… душа стесняется лирическим волнением, трепещет и звучит, и ищет, как во сне излиться наконец свободным проявленьем».

Стихотворение заканчивается вопросом («Куда же нам плыть?»). В нем отражено раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях самодержавно-крепостнического строя в России.

Подведение итогов урока.

Проанализируйте, почему мы возвращаемся к творчеству А.С.Пушкина ?

(один ответ от группы впечатывается в презентацию)

Оценивание (оценщики групп выставляют оценки на листах)

Домашнее задание

  1. Творческое задание.

Написать сочинение-эссе

«Роль творчества А.С. Пушкина в жизни каждого человека…»































































Карта урока


1. - Когда и как вы встретились впервые со стихами Пушкина ?

- Когда пришло осознанное восприятие его поэзии ?


  1. Ведущие мотивы пушкинской поэзии:


1) Патриотическая лирика:
а) любовь к родной природе;
б) гордость за героическое прошлое своего народа;
в) чувство национальной гордости.
2) вольнолюбивые лирика:
а) протест против самодержавия и крепостничества;
б) стремление к «святой вольности";
в) воспевание свободолюбия, независимости человека.
3) Тема поэта и поэзии:
а) отношения поэта и власти;
б) назначение художника в обществе;
в) поэт и народ; поэт и толпа;
г) оценка собственного творчества.
4) Тема дружбы:
а) дружба как братский союз лицеистов;
б) дружба как единство единомышленников.
5) Любовная лирика:
а) любовь как идеальное, высокое чувство человека;
б) любовь безответная.


3. Прокомментируйте стихотворение Пушкина «Зимний вечер». Как поэт относится к зиме? В чем он видит прелести вечера этого времени года?

4. Задание группам

  1. Найти в интернете стихотворения «Зимняя дорога», «Зимнее утро»

  2. Выразительное чтение одного из понравившихся стихотворений (выступление спикера).

Работа в группах, 6 минут - подготовка.

Задания для групп:

ГРУППА №1

(тема, идея)

Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.

Определите тему и идею стихотворения.

Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен другой группе.

Подготовьте выступающего.

ГРУППА №2

(средства изобразительности: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение)

Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.

Найдите в тексте стихотворения примеры эпитетов, олицетворений, сравнений.

Для чего они нужны в тексте?

Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.

Подготовьте выступающего.

Выступления групп, фиксирование основных моментов, 8 минут (4 минуты для каждой группы).

Работа в парах

Работа с таблицей Инсерт

+

что знаю;

-

что явилось новым для меня;

!

особенно понравилось


Стихотворение «Осень» (1833 г.) (выразительное чтение). Беседа по вопросам:

1. За что Пушкин из всех времен года больше всего любит осень?

2. Какими красками поэт рисует осенний пейзаж?

3. Назовите «приятные взору» и душе поэта приметы осени. Почему он одновременно называет осень «очей очарованье» и «унылой порой»?

4. Этот осенний пейзаж романтический или реалистический?

5. «Осень» - это не только изображение природы. Какие разнообразные картины жизни рисует поэт? Какие чувства он испытывает и как относится к изображаемому?

6. Перечитайте строфы 10 и 11. Как проходит творческий процесс «рождения» и «создания» стихов?

7. Назовите картины, слова, образы, которые кажутся вам самыми неожиданными, заметными?

8. Что говорит Пушкин о судьбе поэта в царско-крепостнической России XIX в.?

9. Как вы понимаете последние строки строфы 12: «Плывет. Куда же нам плыть?»

Проанализируйте, почему мы возвращаемся к творчеству А.С.Пушкина ?

(один ответ от группы впечатывается в презентацию)

Домашнее задание

Творческое задание. Написать сочинение-эссе «Роль творчества А.С. Пушкина в жизни каждого человека…»



© 2010-2022