Рабочая программа Русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 71»

Принято

на педагогическом совете

Протокол № 1 от

«___» _________2015г.

Рассмотрено на методическом объединении учителей

Протокол № 1 от

«___»________2015г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОАУ «СОШ № 71»

_____ /______________/

ФИО

«___» ____________2015г.

Утверждаю

Директор МОАУ «СОШ № 71»

____________/Бодина Т.М./

Приказ № ______ от

«___» ____________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

Русский язык , 7 класс



Всего часов 140 , количество часов в неделю 4





2015 - 2016 учебный год

Структура программы

1.Титульный лист

2.Пояснительная записка

2.1Общая характеристика учебного предмета

2.2.Цели изучения учебного предмета

2.3.Место учебного предмета в учебном плане

3.Основное содержание учебного предмета

4.Учебно-тематический план

5.Требования к уровню подготовки учащихся

6.Метериально-техническое обеспечение

7.Календарно-тематическое планирование

Приложение №1(оценочные материалы)

Приложение №2 (тексты контрольных работ)

2.Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе разработана на основе:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего (5-9)образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089);

2.Примерной программы по русскому языку.

2.1.Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство

межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые

во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»

занимает особое место: является не только объектом изучения, но и

средством обучения. Как средство познания действительности русский язык

обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей

ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,

формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования

и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных

знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и

влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в

перспективе способствует овладению будущей профессией.

2.2.Цели изучения учебного предмета

• Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;

• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты оценивать их с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую I формацию;

• применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция - это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

2.3.Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 4 часов в неделю, итого 140 часов за учебный год в соответствии с графиком работы школы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных

учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение

русского языка на этапе основного общего образования в объеме 140

часов.























3.Основное содержание учебного предмета

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК), официально-делового (расписка, ДОВЕРЕННОСТЬ, заявление, РЕЗЮМЕ) стилей.

Культура речи. КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Текст как продукт речевой деятельности. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: ТЕЗИСОВ, конспекта, отзыва, РЕЦЕНЗИИ, аннотации; письма; расписки, ДОВЕРЕННОСТИ, заявления.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Наука о русском языке и ее основные разделы. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИНГВИСТАХ.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Система языка.Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование. Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИМОЛОГИИ КАК НАУКЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (ПРЕДИКАТИВНАЯ) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.



4.Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

О языке

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах

46

3

Наречие

41

4

Служебные части речи

32

5

Предлог

10

6

Союз

12

7

Частица

10

8

Междометия и звукоподражательные слова Омонимия слов разных частей речи

10

9

Повторение

10

10

Всего:

140

11

Административных контрольных работ -4

5.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.




6.Материально-техническое обеспечение

Учебные пособия.

Список для учащихся

Методические пособия.

Список для учителя.

1.Л.И.Мальцева,П.И.Нелин Русский язык. Тематические тесты по программам: М.М.Разумовской и др.; С.И.Львовой и др. Ростов-на-Дону/Народное образование, М.:2012

2.М.Ю.Никулина. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс.М.: Экзамен. 2013.

3.М.Ю.Никулина. Тесты по русскому языку к учебнику М.М.Разумовской и др."Русский язык 7 класс".М.: Экзамен. 2012

4.Интерактивные дидактические материалы7 класс

5.Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2009.

1.Методические рекомендации к учебнику "Русский язык" 7 класс./Под ред. М.М.Разумовской. М.: Дрофа, 2002год.

Уроки русского языка в 7 классе. 2.Поурочные планы по учебнику под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Автор-составитель О.А.Финтисова, Волгоград, 2012










7.Календарно-тематическое планирование

№урока

Дата

Тема

Основное содержание учебного предмета

Повторение/

Подготовка к ЕГЭ, ГИА

1

01.09

Изменяется ли язык с течением времени

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Основная мысль текста

2

02.09

Изменяется ли язык с течением времени

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая

Лексическое значение слова

Повторение изученного в 5-6 классах

3

03.09

Что мы знаем о стилях речи, о типах речи, о тексте

Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Чтение и рассуждение на лингвистическую тему

4

04.09

Что мы знаем о типах речи, о тексте

Текст как продукт речевой деятельности.. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Описание, повествование, рассуждение, текст

5

08.09

Фонетика и орфоэпия

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Ударение, корни с безударной гласной, чередующейся гласной.

6

09.09

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

Знаки препинания в сложном предложении

7

10.09

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

Основные способы образования слов.

Словосочетание

8

11.09

Входная диагностика

РР Контрольная работа №1

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

Обобщающие слова

9

15.09

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Основные способы образования слов.

Синтаксис простого предложения

10

16.09

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Основные способы образования слов.

Состав слова, орфограммы в корнях и приставках, сложные слова, сложносокращенные слова.

11

17.09

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Основные способы образования слов.

Правописание сложных слов

13

18.09

Р\р Способы и средства связи предложений в тексте

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Обобщающие слова

14

22.09

РР Контрольная работа №2по теме «Морфемика»

Подготовка к написанию изложения

«Ленька, любимец ребят»

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Сложные слова, сложносокращенные слова.

15

23.09

Контрольная работа №2

Написание изложения

Р\р Изложение «Ленька, любимец ребят»

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Обращение

16

24.09

Правописание: орфография и пунктуация

Правописание: орфография и пунктуация

Предложения с обращениями

17

25.09

Правописание: орфография и пунктуация

Правописание: орфография и пунктуация

Текст, тема, идея текста

18

29.09

Буквы Ъ и Ь как разделительные.

Правописание Ъ и Ь.

Прописная и строчная буквы.

19

30.09

Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова.

Правописание Ъ и Ь.

Прописная и строчная буквы.

20

01.10

Стили речи. Публицистический стиль речи.

Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Орфографический анализ

Тестовые задания

21

02.10

О-Ё(Е)после шипящих и Ц в разных морфемах

Правописание гласных и согласных в составе морфем

Йотированные гласные.

22

06.10

Правописание приставок

Правописание: орфография и пунктуация.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания

Правописание ь знака у существительных, глаголов

23

07.10

Орфограммы в корнях слов

Соблюдение основных орфографических норм.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания

Правописание суффиксов

24

08.10

Правописание суффиксов

Морфемика (состав слова) и словообразование

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания

Разбор слова по составу

25

09.10

Публицистический стиль речи.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК)стилей.

Виды орфограмм в корне слова

26

13.10

Контрольная работа № 3 по теме «Орфография»

Диктант с грамматическим заданием

Омонимы

27

14.10

Правописание окончаний

Морфема - минимальная значимая единица языка. Основные способы образования слов

Спряжение глаголов, окончания существительных, прилагательных, причастий.

28

15.10

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными и прилагательными

Правописание: орфография и пунктуация

Синтаксический разбор предложения, словосочетание

29

16.10

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Правописание: орфография и пунктуация

Правописание местоимений

30

20.10

Употребление дефиса

Правописание: орфография и пунктуация

Сложное предложение

31

21.10

Употребление дефиса

Правописание: орфография и пунктуация

Лексика, переносное значение слова, выразительные средства речи

32

22.10

Словарное богатство русского языка.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Части речи

Морфологический разбор, сложное предложение

Причастный и деепричастный

обороты

33

23.10

Словарное богатство русского языка

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Самостоятельные части речи

34

27.10

Словарное богатство русского языка

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Синтаксический разбор сложного предложения

35

28.10

Грамматика: морфология и синтаксис

Морфология

Система частей речи в русском языке

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов

36

29.10

Грамматика: морфология и синтаксис

Морфология. Система частей речи в русском языке. Синтаксис

Предложения с прямой речью

37

30.10

Контрольная работа № 4 по теме

«Орфография и пунктуация»

Диктант с грамматическим заданием и его анализ (РНО)

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания Правописание: орфография и пунктуация

Устная и письменная речь, речевая ситуация.

38

Контрольная работа № 4Диктант с грамматическим заданием и его анализ (РНО)

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Типы орфограмм..

39

Повторение (резервный урок)

Морфология

Система частей речи в русском языке

Анализ текста

Наречие

40

Какие слова являются наречиями

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Семантико-грамматический анализ

41

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Знаки препинания в СПП.

42

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи

Знаки препинания в СПП.

43


Контрольная работа №5 по теме «Наречие»

Р/р Рассуждение-размышление.

Сочинение- рассуждение публицистического стиля.

Разговорная речь. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы.

Различение устной и письменной форм речи, диалога и монолога. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации

Строение текста, тема, идея, аргументы

44

Контрольная работа №5по теме «Наречие»

Р/р Рассуждение-размышление.

Сочинение- рассуждение публицистического стиля

Разговорная речь. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы.

Различение устной и письменной форм речи, диалога и монолога. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации

Строение текста, тема, идея, аргументы

45

Разряды наречий по значению. Слова состояния.

Морфология

Система частей речи в русском языке.Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

.

Средства

выразительности

46

Разряды наречий по значению. Слова состояния

Морфология

Система частей речи в русском языке.Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Средства

выразительности

47-

Степени сравнения наречий

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Простое предложение

49

Словообразование наречий

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка.

Морфологический разбор различных частей речи

50

Словообразование наречий

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов

Фонетика

51

Словообразование наречий

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов

Правописание

Гласных в корнях слов

52

Контрольная работа №6

Муниципальная контрольная работа за 1 полугодие

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), .виды речевой деятельности6аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо.

Написание не с причастиями

53


Р/Р Порядок слов в спокойной монологической речи

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Морфологический разбор различных частей речи

54

Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Слитное и дефисное написание слов.

55

Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание предлогов с именами существительными

56

Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений

Правописание гласных и согласных в составе морфем

Правописание не с деепричастиями

57

Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений

Правописание гласных и согласных в составе морфем

Чередующиеся гласные в корне слова

58

Не с наречиями

Правописание: орфография и пунктуация

Не с различными частями речи.

59

Буквы о, е на конце наречий после шипящих

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях

60

Р/Р Порядок слов в спокойной монологической речи

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Правописание суффиксов причастий

61

Буквы о, а на конце наречий

Орфография. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Средства публицистической выразительности.

62

Дефис в наречиях

Орфография. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Цитирование, типы речи, стили.

63

Дефис в наречиях

Орфография. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Правописание окончаний глаголов

64

Не-ни в отрицательных наречиях

Орфография. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Гласные и- ы после ц

65

Р/р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Правописание суффиксов причастий

66

Буква Ь знак на конце наречий после шипящих

Соблюдение основных орфографических норм

Правописание сложных прилагатель.

ных

67

Употребление наречий в речи

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Отрицательные местоимения

68

Употребление наречий в речи

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Правописание суффиксов существительных

69

Употребление наречий в речи

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Ь знак после шипящих у существительных, глаголов Инверсия

70

Произношение наречий. Ударение в наречиях

Русский речевой этикет

Звонкие и глухие согласные

71

Произношение наречий. Ударение в наречиях

Русский речевой этикет

Правописание окончаний глаголов

72

Р/р Контрольная работа №7по теме «Правописание наречий».Изложение

Тема текста, его основная мысль. Микротема текста.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Тема, идея, проблемы

73

Р/р Контрольная работа№7 по теме «Правописание наречий»

Написание изложения

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

74

Повторение и обобщение изученного

Наречие. Степени сравнения наречий.

Правописание наречий

75

Контрольная работа № 8 по теме «Правописание наречий»

Диктант с грамматическим заданием

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания

Морфемный состав наречий

Служебные части речи

76

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

Служебные части речи

Правописание падежных окончаний имен существительных

77

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

Служебные части речи

Правописание гласных и согласных в составе морфем

78

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

Служебные части речи

Главные и второстепенные члены предложения

79

Правописание предлогов

Служебные части речи

Окончания глаголов

80

Правописание предлогов

Служебные части речи

Правописание гласных и согласных в составе морфем

81

Правописание предлогов

Служебные части речи

Главные и второстепенные члены предложения

82

Р/р Описание человека

Сжатый, выборочный, развернутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с ситуацией общения

Однородные члены предложения.

Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания.

83

Употребление предлогов в речи

Служебные части речи. Нормы произношения слов

Анализ предложений

84

Употребление предлогов в речи

Служебные части речи. Нормы произношения слов

Анализ предложений

85

Контрольная работа № 9 по теме «Предлог»

Диктант с грамматическим заданием

Служебные части речи. Нормы произношения слов

Анализ предложений

86

Союз как часть речи.

Служебные части речи.

Анализ предложений

87

Разряды союзов.

Служебные части речи

Правописание сложных прилагательных

88

Разряды союзов

Служебные части речи

Правописание сложных прилагательных

89

Разряды союзов

Служебные части речи

Правописание сложных прилагательных

90

Р/Р Описание человека

Сложные предложения с различными видами связи

Удвоенные согласгные

91

Правописание союзов

Служебные части речи. Слитные, дефисные и раздельные написания

Разряды прилагательных

92

Правописание союзов

Слитные, дефисные и раздельные написания

Правописание разделительных ь и ъ знаков

93

Правописание союзов

Слитные, дефисные и раздельные написания

Морфемный разбор слова

94

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Служебные части речи. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Обособленные члены предложения

95

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Служебные части речи. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения

Правописание суффиксов имен прилагательных

96

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Служебные части речи. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения

Правописание суффиксов причастий

97

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Служебные части речи. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

98

Р/р Описание состояния человека

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности

99

Контрольная работа № 10 по теме «Правописание союзов»

Тестирование или диктант с грамматическим заданием, анализ работ (РНО)

Служебные части речи.

Правописание гласных и согласных в приставках

100

Контрольная работа № 10по теме «Правописание союзов»

Тестирование или диктант с грамматическим заданием, анализ работ (РНО)

Служебные части речи

Правописание приставок

101

Частица как часть речи. Разряды частиц

Служебные части речи.частица как часть речи.разряды частиц по значению и употреблению

Сочинение - миниатюра

101

Частица как часть речи. Разряды частиц

Служебные части речи

Фразеологизмы; их значение и употребление

102

Частица как часть речи. Разряды частиц

Служебные части речи

Буквы и, ы после приставок

103

Частица как часть речи. Разряды частиц

Служебные части речи

Правописание приставок пре- и при-

104

Правописание частиц

Служебные части речи.

Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов.

Правописание предлогов, союз, частиц

Орфография

105

Правописание частиц

Служебные части речи. Правописание: орфография и пунктуация

Не- и ни- со словами

106

Правописание частиц

Служебные части речи. Правописание: орфография и пунктуация

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке

107

Правописание частиц

Служебные части речи. Правописание: орфография и пунктуация

Анализ текста с точки зрения его темы

108

Правописание частиц

Служебные части речи. Правописание: орфография и пунктуация

Соединительные гласные в сложных словах

109

Р/р Подготовка к написанию сочинения.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Работа с текстом

110

Контрольная работа №11(сочинение)по теме «Правописание частиц»

Правописание: орфография и пунктуация

Перенос слов.

111

Контрольная работа № 11(сочинение)по теме «Правописание частиц

Правописание: орфография и пунктуация

Н-НН в прилагательных,

в причастиях

112

Употребление частиц в речи

Служебные части речи. Нормы произношения слов и интонирования предложений.

Н-НН в прилагательных,

в причастиях

113

Употребление частиц в речи

Служебные части речи. Нормы произношения слов и интонирования предложений.

Н-НН в прилагательных,

в причастиях

114

Произношение предлогов, союзов, частиц

Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация

Правописание частиц, наречий, местоимений. Пунктуация в СП.

115

Произношение предлогов, союзов, частиц

Орфоэпия.Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация

Синонимы. Антонимы. Омонимы

116

Произношение предлогов, союзов, частиц

Орфоэпия. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Фразеологизмы; их значение и употребление

117

Р/Р Характеристика человека

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Анализ текстов

118

Р/Р Характеристика человека

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Лексика и фразеология

119

Р/Р Контрольная работа № 12

Обучение сжатому изложению. Сжатое изложение по тексту К.И. Чуковского "О Чехове"

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом

Тема, структура, выразительные средства

120

Р/РКонтрольная работа №12

Написание изложения.Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского "О Чехове"

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом

Лексика и фразеология

121

Междометия

Междометия и звукоподражательные слова

Языковые средства выразительности

122

Междометия

Междометия и звукоподражательные слова

Однородные члены предложения

123

Междометия

Междометия и звукоподражательные слова

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге

124

Р/ р Описание внешности человека

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении

Языковые средства выразительности

125

Р/ р Описание внешности человека

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

126

Контрольная работа №13 по теме

«Описание внешности человека»

Р/р Сочинение «Что я за человек..»

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Словообразование

127

Контрольная работа №13

Р/р Сочинение «Что я за человек..»

Написание сочинения

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Деловая (информативная) и художественная (изобразительная) речь

128

Звукоподражательные слова

Междометия и звукоподражательные слова.

Знаки препинания в ССП и СПП.

129

Звукоподражательные слова

Междометия и звукоподражательные слова.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

130

Омонимия слов разных частей речи

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Редактирование текста

131

Омонимия слов разных частей речи

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Слитные, дефисные и раздельные написания

132

Повторение изученного по теме «Звукоподражательные слова»

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Лексическое значение слова

Повторение изученного материала

133

Фонетика. Орфоэпия.

Ударение.

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ.

Орфоэпический разбор слов

134

Состав слова и словообразование

Морфемика (состав слова) и словообразование

Лексическое и грамматическое значение слов.

135

Орфография и пунктуация

Правописание: орфография и пунктуация

Обособленные члены предложения

136

Орфография и пунктуация

Правописание: орфография и пунктуация

Обособленные члены предложения

137

Лексика и фразеология

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление

Знаки препинания в ССП и СПП.

138

Контрольная работа№14Итоговая контрольная работа по теме «Служебные части речи». Региональный экзамен

Анализ работ

Орфография. Соблюдение основных орфографических норм

Правописание Ъ и Ь

139

Контрольная работа№14Итоговая контрольная работа по теме «Служебные части речи» Региональный экзамен

Анализ работ

Орфография. Соблюдение основных орфографических норм

Работа над ошибками

140

Итоговый урок

Морфология

Система частей речи в русском языке

Орфоэпический разбор слов

Итого:

140









Приложение №1 Оценочные материалы

График проведения контрольно-измерительных работ

№п/п

Оценочные материалы

Сроки

1

Входная диагностика (диктант) №1-1

Контрольная работа №2

по теме «Морфемика»

(изложение) - 1

Контрольная работа №3(диктант) по теме «Орфография»-1

1 четверть

Сентябрь

октябрь

2

Контрольная работа №4

по теме «Орфография и пунктуация»

(диктант)-1

Контрольная работа №5 (сочинение)по теме «Наречие»-1

Контрольная работа №6 -1

2 четверть

Ноябрь

декабрь

3

Контрольная работа №7(изложение)-1

Контрольная работа №8(диктант)по теме «Правописание наречий»

Контрольная работа №9(диктант)по теме «Предлог»-1

Контрольная работа №10 (сочинение)по теме «Правописание союзов»-1

Контрольная работа №11по теме «Правописание частиц»-1

3 четверть

Январь

март

4

Контрольная работа№12 (изложение)-1

Контрольная работа №13 (сочинение) по теме «Описание внешности человека»-1

Итоговая контрольная работа. №14. Итоговая диагностика(диктант)-1

4 четверть

Апрель

май

5

Всего

14

Приложение №2(тексты контрольных работ)

Входная диагностика (диктант) №1

Усталое летнее солнце уходит на покой за горизонт. На западе пропадает узкая полоска света. Над гладкой поверхностью неширокой речонки ложится туман и окутывает неглубокий овражек, песчаный берег, невысокие прибрежные кусты и светло-зеленый лужок. Сгущается туман, и на землю опускается ночная сырость.
На небе загораются первые звездочки. Замолкают птицы. В последний раз свистнул предвестник ночи соловей. Сонная тишина не нарушается даже шорохом листьев. Только иногда увидишь в темноте, как пронесется летучая мышь.
Тяжелые от росы цветы съежились и приклонились к земле. Сложил свои парашютики полевой плющ. Непроглядная тьма расстилается по окрестности. От земли распространяется резкий аромат цветущих растений. Ночью их запах всегда сильнее. Все в природе объято сном. Как прекрасна летняя ночь! (119 слов)

Задания к тексту:

1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.

2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

3) Выполните морфологический разбор прилагательных светло-зеленый, неглубокий

Контрольная работа №2 по теме «Морфемика» (изложение)

Лёнька, любимец ребят.
Это случилось в далёком эвенкийском посёлке. В сеть вместе с рыбой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза. Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой. К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог. - Доброе утро, Лёня! - приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.

По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё теплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку из лейки, и каждое пёрышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал.

Но вот наступила весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся почернела, лоснилась на солнце. Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу. Лёнька встревожено оглядывал небо, ближние сопки со снеговыми шапками и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел. Долго следили за ним ребята, не веря, что это разлука… И уже стали расходиться, как вдруг раздался радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят. Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них - трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности.

Контрольная работа №3 (диктант) по теме «Орфография»

Медведи.

Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.

Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.

Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.(По В. Л. Дурову) (223 слова)

Задания к тексту:

1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.

2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

3) Выполните морфологический разбор существительных семейство( последнее предл.), медвежата( 1 предл.) из текста.

Контрольная работа №4 по теме «Орфография и пунктуация»

(диктант)

Мшары.

Влево от боровых озёр лежат громадные мещёрские болота - мшары. Это сплошь заросшие озёра, занимающие площадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником.

Как-то в конце сентября мы подошли к Поганому озеру. Берега у него - густое скопление трав, мхов, корней, качающихся под ногами. Под тощей травой стояла бездонная вода. К вечеру над озером нежданно-негаданно собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако стремительно превращалось в зловещую тучу. Молнии без устали хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Идти по завалам в темноте было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только за полночь наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру, где жил приятель.(По К. Паустовскому)(131 слово)

Задания к тексту:

1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2) В тех же предложениях обозначьте части речи.

3) Придумайте и запишите предложения, употребив в них наречия:

1-й вариант: изредка, досуха;

2-й вариант: сначала, вплотную.

4) Сделайте морфемный разбор наречий из предыдущего задания.

Контрольная работа №5 (сочинение)по теме «Наречие»

Контрольная работа №6 по теме «Наречие»


I вариант
1.Наречие - это
А) часть речи, обозначающая действие предмета
Б) часть речи, обозначающая признак предмета по действию
В) часть речи, обозначающая признак действия
2.По значению наречия можно разделить на два разряда: (указать какие)
3. Укажите наречие:
А) рожь Б) пустошь В) настежь Г) съешь.
4. Наречия:
А) изменяются по числам; Б) изменяются по лицам; В) не изменяются.
5. От какого слова образовано наречие трудно?
А) трудный Б) труд В) трудиться Г) трудность
6. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.
А) слепой Б) толковый В) местный Г) торопливый
7. Укажите слово, называющее признак действия:
А) чтение вслух Б) читать вслух

8. Найдите слово, называющее признак признака:
А) совершенно тихий Б) произведение совершенно
9. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно
А) места Б) времени В) причины Г) цели
10. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»
А) меры и степени Б) образа действия
11. Установите соответствие:
1. Поступить (не)лепо 3. Совсем (не)интересно
2. Говорить (не)искренне 4. Пишет (не)брежно
А) Слитно Б) Раздельно
12. Укажите наречия с буквой О на конце:
А) накрепк…; засветл…; насух…
Б) издавн…; досыт…; справ…
13. В какой цепочке слов пишется НН?
А) беспрепятствен…о, зачарован…о, умышлен…о
Б) бесследн…о, прекрасн…о, известн…о
14. Найдите случаи использования дефиса:
А) (по)нашему Б) (по)короче В) (по)твоему заданию
15. Найдите случай дефисного написания
А) (в)третьих, это неправильно Б) (в)третьих рядах засмеялись
16. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?
А) слитно Б) раздельно В) через дефис
17. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)
А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке
И) из рук вон К) как убитый Л) время от времени М) рукой подать.
18. Выпишите наречия из предложения: Вначале мы ни о чём не говорили, а на следующий день наперебой начали обсуждать случившееся.
19. Составьте предложения с парами слов: вовремя - во время
20. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия - синонимы.
II вариант
1. Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает:
А) признак предмета
Б) признак действия
В) признак предмета по действию
2. По значению наречия можно разделить на два разряда: (указать какие)
3. Укажите наречие:
А) дрожь Б) помощь В) наотмашь Г) спрячь.
4. Наречия:
А) изменяются по лицам;
Б) изменяются по числам;
В) не изменяются.
5. От какого слова образовано наречие пусто?
А) пустота Б) пустой В) пустеет Г) пустошь
6. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.
А) плотный Б) щедрый В) крестьянский Г) медлительный
7. Укажите слово, называющее признак действия:
А) ходьба вразвалку Б) ходить вразвалку
8. Найдите слово, называющее признак признака:
А) гармонично вписалось Б) гармонично развитый
9. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне
А) места Б) времени В) причины Г) цели
10. Определите разряд наречия в предложении: «Кот втихомолку слопал полсосиски, добравшися до миски»
А) меры и степени Б) образа действия
11. Установите соответствие слитного-раздельного написания НЕ с наречием
1) Яблоко от яблони (не)далеко падает.
2) (Не)мудрено взять, а мудрено дать.
3) (Не)правдой нажитое впрок не пойдет
4) (Не)в службу, а в дружбу
А) Слитно Б) Раздельно
12. Укажите наречия с буквой О на конце:
А) направ…; запрост…; влев…
Б) изжелт…; добел…; справ…
13. В какой цепочке слов пишется одна Н?
А) нечаян…о, медлен…о, торжествен…о
Б) безжалостн…о, сильн…о, трепетн…о.
14. Найдите случаи использования дефиса:
А) (по)больше Б) (по)царски В) (по)моему мнению
15. Найдите случай слитного написания:
А) (в)крутую сваренные яйца Б) (в)крутую попал переделку
16. Найдите предложение с наречием, пишущимся слитно:
А) Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.
Б) Не разговаривай (во)время еды - наделаешь беды!
17. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)
А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке
И) из рук вон К) как убитый Л) время от времени М) рукой подать.
18. Выпишите наречия из предложения: Дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода и земля гулко звенит под ногами.
19. Составьте предложения с парами слов: навстречу - на встречу
20. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия - синонимы.
Ответы:

1 вариант

2 вариант

1.В
2.Определительные Обстоятельственные
3.В
4.В
5.А
6.В
7.Б
8.А
9.Г
10.Б
11. 1А, 2А, 3Б, 4А
12.А
13.А
14.А
15.А
16.В
17.
А) громко
Б) много
В) быстро
Г) неохотно
Д) далеко
Ж) давно
З) мало
И) плохо
К) крепко
Л) редко
М) близко
18.Вначале, наперебой
20.Напрасно, бесполезно, безрезультатно

1.Б

2.Определительные Обстоятельственные
3.В

4.В

5.Б

6.В
7.Б

8.Б

9.Б

10.Б

11. 1А, 2Б, 3А, 4Б
12.А

13.Б

14.Б

15.А

16.А

17.
А) громко
Б) много
В) быстро
Г) неохотно
Д) далеко
Ж) давно
З) мало
И) плохо
К) крепко
Л) редко
М) близко

18.Ещё, по-осеннему, гулко

20.Напрасно, бесполезно, безрезультатно

Контрольная работа по теме «Правописание наречий»№7(изложение)

Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.

Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.

Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу.(225 слов) (По К.И. Чуковскому)

Задания. 1. Озаглавьте текст. 2. Расскажите об одном из уголков своего родного города.

Контрольная работа №8(диктант)по теме «Правописание наречий»

Мой дом.

Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.

Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.

На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.

Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.(По К. Паустовскому)(159 слов)

Задания к тексту:

1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

2) Обозначьте орфограммы в наречиях:

1-й вариант: 2-й абзац;

2-й вариант: последний абзац.

Контрольная работа №9(диктант) по теме «Предлог»

В течение нескольких часов пароход, ни на минуту не замедляя ход, плывет на юго-запад. Южная ночь, наступившая как-то внезапно, поглотила яркие краски заката и окрасила все вокруг в темно-синий цвет. Небо блестело плотными лиловыми облаками, не оставляющими ни малейшего просвета. Сколько ни всматривайся, не заметишь ни одной звездочки. Месяца тоже не видно. Ничто не нарушает тишину, лишь плещутся о борт, накатываясь одна на другую, неугомонные волны.

Около полуночи над бескрайней равниной моря вышел оранжевый печальный полумесяц, рассеявший непроглядную мглу. Тут же на воду легла неширокая, но искрящаяся и переливающаяся шафранная дорожка. Неожиданно налетевший ветер порыл ее мелкой рябью и погнал прочь. Несмотря на месячный свет, немного скрасивший темноту, все вокруг по-прежнему пустынно и уныло.(113 слов)

Задания к тексту:

1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

2) Выделить все предлоги :

1 вариант-1абзац

2 вариант-2 абзац

Контрольная работа №10 (сочинение ) по теме «Правописание союзов»

Контрольная работа №11 по теме «Правописание частиц»

Апрель

Апрель… Ещё не отогрелась окоченевшая земля, но уже раскрылась бездонная синь небес, и сверху устремился поток тёплых солнечных лучей.

Сохнет хвойная подстилка в бору, желтеют песчаные обрывы по берегам рек, сбрасывают зимнее покрывало моховые кочки в редком заболоченном сосняке. Кажется, что лето отсюда будто бы и не уходило никуда. На рыжих мхах, как ни в чём не бывало, сочно зеленеют листья брусники. Лишь слегка побурели ветки болотного мирта и багульника.

Не вдруг рассмотришь красноватые ниточки клюквы с крохотными тёмно- зелёными листочками. Каким же необыкновенным сюрпризом оказывается рубиновая её россыпь на первых проталинках и моховых кочках! Словно в награду тому, кто слушает и не наслушается, как пробуждается лесная жизнь, кому понятен и бесконечно дорог весенний перезвон капели.

(120 слов по Б.Тимофееву.)

Грамматическое задание.

1.Выпишите частицы, укажите их разряд

1 вариант-из 2-го абзаца. 2 вариант- из 3-го абзаца.

2.Произведите морфологический разбор одной из частиц.

3.Произведите полный синтаксический разбор выделенных предложений

Контрольная работа№12 (изложение)

Задание: Расскажите об особенностях характера А. П. Чехова. Напишите сжатое изложение по этому тексту.

О Чехове.

Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.

Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу...

И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.

Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними...

Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами - и Мелихово зазеленело.

А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.

Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями...

Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.

2.Как вы понимаете смысл выделенной фразы?

3.Объясните значение слова магнат. Проверьте себя по толковому словарику.

Контрольная работа №13 (сочинение) по теме «Описание внешности человека»

Итоговая контрольная работа №14 по теме «Служебные части речи»

Итоговая диагностика ( диктант)

В течение сентября шли, ни на день не прекращаясь, по-осеннему затяжные дожди. Плотные меловые облака низко нависали над землей. Сколько ни всматривайся, не увидишь на небе ни малейшего просвета. Все вокруг было как-то уныло и невзрачно: поля убраны, трава скошена, деревья, еще недавно расцвеченные бордовыми, багряными, оранжевыми красками, сбросили свою листву. Никем не убранные листья устлали аллеи и тропинки, покрыли мокрые от дождя крашеные скамейки. Сад опустел, лишь вороны важно расхаживали по дорожкам, каркая и изредка взмахивая крыльями. Ветер, наполненный сыростью, пронизывал насквозь.

В эти безрадостные непогожие дни в доме было особенно уютно. Жарко натопленная печь прогревала стены, окна, занавешенные ярко-желтыми шторами, и недавно беленный потолок. Слева от печи лежали березовые поленья, и от них исходил сладковатый, слегка дурманящий запах.

Стол был накрыт к чаю. Посередине возвышался золоченый самовар, граненые стаканы в серебряных подстаканниках стояли на белоснежных салфетках, небольшая, но изящная стеклянная вазочка наподобие цветка была до краев наполнена яблочным вареньем. Все было готово к приему гостей. (160 слов)

41


© 2010-2022