Русская словесность 7 класс Р. И. Альбеткова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка.


Статус документа


Рабочая программа по русской словесности для 7 класса разработана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности.» под редакцией Р. И. Альбетковой. -М. :Дрофа, 2010 к учебнику Альбетковой Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение у потребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности - прежде всего как я в л е н и я искусства слова.

Количество часов - 102 часа (3 часа в неделю)

Преподавание ведётся по учебнику

Русская словесность. От слова к словесности. 7 кл.: учеб. пособие/ Р. И. Альбеткова.- М.: Дрофа, 2013.

Рабочая тетрадь

Русская словесность. От слова к словесности. 7 кл.: рабочая тетрадь/ Р. И. Альбеткова.- М.: Дрофа, 2013

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:

- пояснительную записку;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- содержание учебного предмета;

- тематическое планирование;

- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- планируемые результаты изучения учебного предмета;

- формы и методы контроля.

Основная цель русской словесности в 7 классе:

помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

  1. На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов - все, что выработано народом - творцом словесности - на протяжении веков его развития.

  2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческом у употреблению родного языка.

Программа строится на том же количестве часов, которое отводится в настоящее время на курс русской словесности в 7 классе, и содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности - прежде всего как явления искусства слова.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый - начальный этап, первоначальные сведения о словесности - 5-6 классы, второй - более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова - 7-9 классы.

В 7 классе изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.

В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа по родному русскому языку и литературе для 7 класса рассчитана на 102 часа в соответствии с базисным планом МОБУ СОШ №1 с. Бакалы по 3 часа в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;

- определять тему и основную мысль произведения;

- различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;

- создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;

- рассказывать о событии с использованием диалога;

- создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;

- употреблять стилистически окрашенные слова в речи;

- создавать стилизацию и пародии;

- различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;

- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;

- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;

- писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;

- писать сочинение-эссе по лирическому произведению;

- создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;

- писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;

- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;

- выразительно читать эпические и лирические произведения.

В ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- выполнение различных заданий исследовательского характера;

- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;

- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;

- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Слово и словесность

Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.

Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений - книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.

Русская словесность, ее происхождение и развитие.

Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.

Разновидности употребления языка

Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.

Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.

Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.

Формы словесного выражения.

Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.

Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.

Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.

Стилистическая окраска слова. Стиль.

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.

Пародия - воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.

Произведение словесности

Роды, виды и жанры произведений словесности.

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.

Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

Устная народная словесность, ее виды и жанры.

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.

Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.

Духовная литература, ее жанры

Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть

своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.

Лирические произведения, их виды

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Лирический герой. «Ролевая лирика».

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.

Драматические произведения, их виды

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.

Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.

Лиро-эпические произведения и их виды

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.

Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние произведений словесности

Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.

Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.


Нормы оценок по русской словесности

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Календарно-тематическое планирование


№ урока



Наименование раздела, тема урока

Кол. Час.

Дата

Основные виды учебной деятельности

Примечание

план

факт

1

Значение языка в жизни человека и общества. И.С. Тургенев стихотворение в прозе «Русский язык»




Работа со словарями


2

Слово и словесность. И.А. Бунин «Слово». А.А. Ахматова «Мужество». В. С. Шефнер «Слова»



Запись основных моментов лекции


3

Р./р. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему "Такие разные поступки и проступки"



Практическая работа.


Разновидности языка 11 часов

4

Разговорный язык : его значение и свойства.



Работа со словарями


5

«Общий» разговорный язык




Сообщения учащихся


6

Просторечие



Составление конспекта по параграфу


7

Территориальные диалекты.



Работа с материалом учебника


8

Профессиональные диалекты. Жаргоны. Арго.



Работа с материалом учебника


9

Практический урок. Работа с текстом. И. С. Тургенев «Бежин луг»



Выполнение практических заданий


10

Признаки литературного языка



Создание текстов различных стилей.



11

Стили литературного языка: официально-деловой, научный, публицистический.



Работа с материалом учебника


14

Практический урок. Работа с текстом.



Выполнение практических заданий


15

Контрольная работа

1 ч





16

Р./Р. Практический урок. Работа с текстами



Анализ художественных произведений.


Формы словесного выражения 12 часов

17

Формы словесного выражения, диалог и монолог в нехудожественной словесности



Конспект. Запись основных моментов. Составление таблицы


18

Диалог и монолог в художественной словесности. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»



Работа с материалом учебника


19

Сказ. Н.С. Лесков «Левша»



Лекция учителя, выполнение заданий.


20

Стихи и проза.




Выразительное чтение текстов. Чтение сказа


21

Слово в стихах. Слово в прозе. С.А Есенин «Береза», «Поет зима - аукает». Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», Н.С. Лесков «Левша»



Анализ отрывков произведения


22

Ритм в стихах. Ритм в прозе



Работа с материалом учебника


23

Интонация. А.С. Пушкин «Станционный смотритель», М. Ю. Лермонтов «Парус»




Чтение параграфа


24

Стих и смысл. Стихотворения А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина



Выполнение практических заданий


25

Значение традиций в стихотворной речи. Стихотворения А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина



Работа с текстами лирических произведений


26

Контрольная работа

1 ч





27

Зачет по теме: «Формы словесного выражения»



Выполнение заданий.


28

Р./Р. Творческий практикум

1 ч





Стилистическая окраска слова 11 часов

29

Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слова. С. А. Есенин «Мой путь», «Береза», «Поет зима - аукает»



Работа со словарями. Составление таблицы


30

Синонимы





31

Стилистическая окраска слова в художественном произведении. И. С. Тургенев «Бежин луг», А.П. Чехов «Хамелеон»



Работа со словарями.


32

Практический урок. Работа с текстом. Изложение





33

Стилистические возможности фразеологизмов. Басни И. А. Крылова; А. С. Грибоедов «Горе от ума»




Чтение параграфа, составление таблицы


34

Практический урок. Работа с текстом.



Работа с карточками



35

Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. А. П. Чехов «Злоумышленник»



Выразительное чтение произведений


36

Стиль в художественной словесности. И.А. Бунин, С.А. Есенин, М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»



Работа с учебником


37

Стилизация и пародия. Д.Б. Кедрин «Зодчие», Сервантес «Дон Кихот». А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»



Создание стилизации и пародии.


38

Контрольная работа по теме:




Контрольные вопросы.


39

Р./Р. Творческий практикум

1 ч





Устная народная словесность 8 часов

40

Три рода словесности



Составление таблицы:


41-42

Эпические жанры и виды народной словесности. Былина «Богатырское слово»



Выполнение практических заданий


43

Практическое занятие





44

Лирические виды и жанры народной словесности



Выразительное чтение, составление таблицы


45-46

Драматические виды и жанры народной словесности



Составление конспекта в тетради


47

Контрольная работа



Выполнение практических заданий по тексту


Духовная литература 9 часов

48

Библия и особенности ее стиля.



Знакомство с материалом учебника


49

Состав Библии



Выразительное чтение библии, составление таблицы.


50 -51-52

Жанры Библии. М. Ю. Лермонтов «Молитва»



Работа с параграфом


53

Использование библейских тем в русской словесности. А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», А. А. Ахматова «Реквием»



Анализ произведений словесности


54

Практический урок. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва»



Анализ стихотворения


55

Р./р. Творческий практикум. Сочинение по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»



Работа над репродукцией картины


56

Контрольная работа



Работа с вопросами


Эпическое произведение 12 часов

57-58

Виды эпических произведений



Лекция учителя. Запись основных моментов.


59-60

Герой эпического произведения. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», А. П. Чехов «Хамелеон», И.С. Тургенев «Бежин луг»



Чтение параграфа, выполнение упражнений


61-62

Сюжет эпического произведения. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», А. П. Чехов «Хамелеон», И.С. Тургенев «Бежин луг»



Чтение, составление таблицы


63-64

Композиция эпического произведения. А. С. Пушкин «Станционный смотритель», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»



Составление таблицы. Работа с текстами художественных произведений.


65

Художественная деталь. А. С. Пушкин «Станционный смотритель», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»



Работа с параграфом


66

Практический урок. Работа с текстом.



Выполнение практических заданий.


67

Р./Р. Творческий практикум



Лекция учителя, выполнение упражнений


68

Контрольная работа




Записи в тетради. Выполнение упражнений в учебнике


Лирическое произведение 8 часов

69

Виды лирических произведений. Ода. Элегия. М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…», А.С. Пушкин «Погасло дневное светило», Н. А. Некрасов «Элегия»



Конспект лекции, Работа с текстами


70

Изображение и выражение в лирике. А. С. Пушкин «Зимнее утро», С. А. Есенин «Песнь о собаке»



Работа с художественными текстами


71-72

Композиция и герой лирического произведения. А. С. Пушкин «Зимнее утро», С. А. Есенин «Все живое особой метой»



Работа по учебнику


73

Образ-переживание. А. С. Пушкин «Зимний вечер», С.А. Есенин «Мой путь»



Работа с лирическими произведениями


74

Практическое занятие



Анализ индивидуальных стихотворений


75

Р./Р. Творческий практикум. Сочинение - эссе «Мое любимое стихотворение»



План анализа стихотворения


76

Контрольная работа



Выполнение заданий


Драматическое произведение 6 часов

77

Виды драматических произведений. В. Шекспир «Ромео и Джульетта», Д. И. Фонвизин «Недоросль». А. П. Чехов «Вишневый сад»



Чтение параграфа, запись основных моментов в тетрадь


78

Герои драматического произведения и способы их выражения. Е.Л. Шварц «Тень»



Чтение параграфа, анализ драматического произведения.


79

Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения. Е.Л. Шварц «Тень»



Запись в тетрадь, Работа с драматическим произведением


80

Практическое занятие



Выполнение заданий.


81

Р./Р. Творческий практикум



Работа с тестами


82

Контрольная работа





Своеобразие лиро-эпического произведения 5 часов

83-84-85

Лиро-эпические произведения. Их своеобразие и виды. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». М. Ю. Лермонтов «Бородино», И. А. Солженицын «Крохотки»



Выразительное чтение произведений


86

Практическое занятие

1 ч



Выполнений практических заданий


87

Р./Р. Творческий практикум




Взаимовлияние произведений словесности 9 часов

88-89

Эпиграф. А. С. Пушкин «Повести Белкина», Н. В. Гоголь «Ревизор», М. А. Шолохов «Тихий Дон»



Чтение параграфа, выразительное чтение произведений


90-91

Цитата. А. С. Пушкин «Метель», И. С. Тургенев «Отцы и дети» Д. С. Самойлов «Пушкин по радио»



Запись в тетрадь, Работа с художественным произведением


92-93

Реминисценции. А. С. Пушкин «Повести Белкина»



Работа с художественным произведением


94-95

Использование фольклорных жанров



Работа с текстом


96

Практическое занятие





Итоговые занятия 5 часов

97

Практическое занятие



Выполнение заданий


98

Р./Р. Творческий практикум





99

Контрольная работа





100

Повторение. Важнейшие термины словесности





101-102

Итоговое повторение






Основные условия реализации рабочей программы

Наличие первой квалификационной категории, наличие курсов повышения квалификации программе: «Преподавание русского языка и литературы в ОУ свете требований ФГОС в объеме 108 часов, регистрационный номер 7210.

ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5.


2.Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2005.


3.Альбеткова Р.И. Русская словесность. 6 класс. - М., 2005.


4.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 класс». - М., 2005.

Для учащихся

Учебник «Русская словесность. От слова к словесности 6 класс»

Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.

Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. - М., 1960.

Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. - М., 1984.

Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.

Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. - М.. 1970.

Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. - М., 1976.

Солганик Г. Я. От слова к тексту. - М., 1993.

Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)

Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)

Шанский Н. М. Занимательный русский язык. - М., 1996. - Ч. 1, 2.


Контрольно-измерительные материалы

Тест по теме «Разновидности употребления языка»


1. В каких разновидностях употребляется разговорный язык?

А) в разговорной.

Б) в литературной.

В) в разговорной и книжной.

2. Функцией (назначением) языка является:

А) беседа.

Б) общение.

В) сообщение.

Г) развлечение.

Д) воздействие.

3. Перечислите свойства разговорного языка:

А) официальная обстановка.

Б) неофициальная обстановка.

В) ситуативность.

Г) подготовленный письменный диалог.

Д) неподготовленный устный диалог.

Ж) богатая лексика.

З) жесты, мимика, интонация.

К) простой синтаксис.

4. Какие разновидности разговорного языка вы знаете?

А) «общий» разговорный язык.

Б) книжный язык.

В) просторечие.

Г) диалект.

5. Каков основной признак литературного языка?

А) монологичность.

Б) нормированность.

В) диалогичность.

6. Что такое стиль как явление словесности?

А) исторически сложившаяся разновидность употребления языка.

Б) разновидность литературного языка.

Г) качество текста.

7. Перечислите стили литературного языка:

А) разговорный.

Б) официально-деловой.

В) научный.

Г) публицистический.

8. Какова цель официально-делового стиля?

А) передача важной для общества информации, воздействие на читателя и слушателя.

Б) организация государственной и общественной жизни.

В) точная передача научной информации.

9. Какова сфера употребления публицистического стиля?

А) законы, указы, заявления, документы.

Б) учебники, научно-популярные книги и передачи ТВ, школьные устные и письменные ответы.

В) статьи, заметки в газетах и журналах, репортажи, очерки, письма, сочинения, рецензии.

10. Языковыми приметами научного стиля являются:

А) точность словоупотребления; специальные термины; большое количество уточняющих конструкций; использование слов, обозначающих социальные явления.

Б) точность словаря; обобщённая и отвлечённая лексика; обилие слов-терминов, обозначающих понятия.

В) употребление общественно-политической лексики, фразеологизмов, слов в переносном значении; допустимость слов разговорной и книжной лексики.


Русская словесность. 7 класс. Контрольная работа № 3.

Устная народная словесность, её виды и жанры.

Духовная литература, её виды и жанры.

1. Основные виды эпической народной словесности - это:

а) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма;

б) сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка;

в) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;

г) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.

2. Какая группа сказок в этом перечне лишняя:

а) волшебные;

б) социально-бытовые;

в) приключенческие;

г) сказки о животных?

3. Выберите наиболее точное и правильное определение пословицы:

а) пословица - это придуманное народом изречение;

б) пословица - это краткое изречение, отражающее разные случаи в жизни и содержащее самостоятельное суждение;

в) пословица - это краткое изречение, содержащее часть суждения;

г) пословица - это совет, бытовое правило.

4. Какое из этих высказываний является поговоркой:

а) лягушки кричат - спать пора;

б) заяц дорогу перебежит - к несчастью;

в) без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

г) после дождичка в четверг?

5. «Чужими руками жар загребать» - это:

а) пословица;

б) поговорка;

в) афоризм;

г) загадка.

6. Былины - это:

а) краткие исторические рассказы о реальных событиях;

б) вид эпической устной народной словесности, героическая песня, в которой отражена реальная историческая основа и изображаются герои и события, созданные народной фантазией;

в) особый вид сказок;

г) жанр устного народного творчества, меткие образные выражения.

7. Какой жанр народных песен в этом перечне лишний:

а) исторические;

б) обрядовые;

в) плясовые;

г) эстрадные?

8. Частушка - это:

а) эпическое произведение, состоящее, как правило, из четырёх строк;

б) двустишие или четверостишие, исполняемое во время народных гуляний;

в) вид лирической устной народной словесности: двустишия или четверостишия, возникающие как импровизация, выражение различных чувств;

г) вид устной народной поэзии, предназначенный для исполнения под балалайку или гармонь.

9. Основные драматические виды устной народной словесности - это:

а) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль;

б) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;

в) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма;

г) театр Петрушки, народная драма, раёк, представление скоморохов.

10. В переводе с греческого «Библия» означает:

а) «вера»;

б) «книги»;

в) «правда»;

г) «любовь к людям».

11. Что не является чертой библейского стиля:

а) ритмичность, деление на отрезки - стихи;

б) рифма;

в) крылатые слова;

г) иносказание.

12. Из каких частей состоит Библия:

а) из Книги Бытия и Псалтири;

б) из Книги Чисел и Книги Царств;

в) из Ветхого Завета и Нового Завета;

г) из книг пророка Моисея и книг Иисуса Навина.

13. Какие эпические жанры есть в Библии?

а) повесть, притча, проповедь, родословие, жизнеописание;

б) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма;

в) молитва, пророчество, плач, афоризм;

г) псалом, гимн, обличение, пророчество.

14. Притча - это:

а) нравоучительное ораторское произведение, содержащее моральные требования и призывающее слушателя к их выполнению;

б) просьба, обращённая к Богу или святым;

в) нравоучительное аллегорическое произведение, содержащее религиозно-моральное поучение;

г) хвалебная песнь.

15. Псалом - это:

а) нравоучительное ораторское произведение, содержащее моральные требования и призывающее слушателя к их выполнению;

б) просьба, обращённая к Богу или святым;

в) нравоучительное аллегорическое произведение, содержащее религиозно-моральное поучение;

г) хвалебная песнь.

Ответы

1. б

2. в

3. б

4. г

5. б

6.тб

7. г

8. в

9. г

10. б

11. б

12. в

13. а

14. в

15. г


Контрольная работа «Стилистическая окраска слова. Стиль».


1. Что такое лексическое значение слова?

А) Это его эмоциональная окраска;

Б) Это его стилистическая принадлежность;

В) Это его смысловое значение.

2. Что такое смысл слова?

А) Это его лексическое значение.

Б) Это его лексическое значение, стилистическая принадлежность и эмоционально-экспрессивная окраска.

В) Это его эмоциональная окраска.

3. Как называются слова, употребляющиеся и в разговорном, и в книжном языках и не несущие дополнительной окраски, зависящей от сферы употребления или от эмоции?

А) Стилистически нейтральными.

Б) Стилистически окрашенными.

В) Эмоционально-экспрессивными.

4. Как называются слова, в которых ярко проявляется положительные или отрицательные эмоции?

А) Просторечными.

Б) Стилистически окрашенными.

В) Эмоционально-экспрессивными.

5. Как называются слова, которые принадлежат к одной из разновидностей или одному из стилей языка?

А) Стилистически нейтральными.

Б) Стилистически окрашенными.

В) Эмоционально-экспрессивными.

6. Какими средствами можно придать речи определённую стилистическую окраску?

А) Средствами лексики, фразеологии и грамматики.

Б) Посредством использования синонимов.

В) Посредством использования стилистически нейтральной лексики.

7. Стиль в художественной литературе - это:

А) исторически сложившаяся разновидность употребления языка.

Б) единство всех элементов художественной формы произведения, выраженной средствами языка.

В) своеобразие творческой манеры писателя.

8. Стилизация - это:

А) использование черт чужого стиля с целью подражания.

Б) воспроизведение черт чужого стиля с художественной целью, образ чужого стиля.

В) искажение черт чужого стиля с целью осмеяния.

9. Пародия - это:

А) воспроизведение черт чужого стиля с целью изображения предмета и выражения отношения к нему.

Б) воспроизведение черт чужого стиля с целью осмеяния.

В) форма словесного выражения, содержащая насмешку.

10. Найдите третьего лишнего в следующих группах слов:

А) Душистый, ароматный, благовонный.

Б) Лопать, есть, кушать.

В) Животное, зверь, зверюшка.

Г) Гоготать, смеяться, хохотать.

Д) Испугаться, сдрейфить, струсить.

Ж) Недостаток, дефицит, нехватка.

11. Письменная работа.

Задание:

Сравните два отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Как меняется речь Тараса в зависимости от того, с кем он говорит и о чём говорит? Укажите слова и выражения, которые вам кажутся характерными для первого и второго вида высказывания (бытовой речи и торжественной, приподнятой речи). Какова стилистическая окраска приведённых ниже отрывков? Какие лексические и грамматические средства языка помогают придать высказыванию эту окраску?

1) - А поворотись-ка сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?

2) - Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя! Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.


Контрольная работа № 4

Эпические, лирические, драматические, лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

1. Важнейшие виды эпической словесности - это:

а) роман, повесть, рассказ, очерк, басня, мемуары;

б) народная сказка, легенда, народная песня, пословица, загадка;

в) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;

г) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.

2. Главная форма словесного выражения в эпическом произведении - это:

а) повествование;

б) описание;

в) рассуждение;

г) описание с элементами рассуждения.

3. Выберите наиболее точное и правильное определение сюжета:

а) частица картины жизни, нарисованная в художественном произведении, имеющая значение для понимания целого;

б) фрагмент художественного произведения, обладающий относительной законченностью;

в) система событий, изображённых в произведении, их последовательное развёртывание;

г) совокупность событий в произведении.

4. Композиция эпического произведения - это:

а) части эпического произведения, не входящие в цепь событий, составляющих сюжет, но важные для понимания смысла произведения;

б) событие, с которого начинается действие;

в) самый напряжённый момент в развитии сюжета эпического произведения;

г) построение произведения.

5. Укажите признаки эпического произведения:

а) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;

б) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;

в) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;

г) монолог повествователя сочетается с диалогами и монологами героев.

6. Укажите признаки лирического произведения:

а) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;

б) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;

в) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;

г) монолог, в котором выражается состояние личности.

7. Важнейшие виды лирической словесности - это:

а) роман, повесть, рассказ, очерк;

б) сказка, легенда, песня, пословица, загадка;

в) ода, элегия, стихотворение;

г) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.

8. Композиция лирического стихотворения состоит из:

а) строк;

б) абзацев;

в) строф;

г) слов.

9. Основные виды драматических произведений - это:

а) трагедия, комедия, драма;

б) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;

в) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма;

г) театр Петрушки, народная драма, раёк, представление скоморохов.

10. Укажите признаки драматического произведения:

а) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;

б) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;

в) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;

г) автор выражает свою точку зрения через диалоги и монологи героев и изображение событий.

11. Пьеса - это:

а) вид драматического рода словесности: произведение, в котором герои представлены в смешном виде;

б) вид драматической устной народной словесности: юмористическое кукольное представление, в котором главное лицо - Петрушка.

в) вид драматических произведений, в которых изображается обыкновенная жизнь обыкновенных людей;

г) вид драматического рода словесности: произведение, в котором изображаются люди с сильными страстями, столкновение героя с непреодолимыми препятствиями, в результате чего герой гибнет или переживает крушение.

12. Акты, явления, сцены, картины, сценические эпизоды, реплики - это единицы композиции:

а) пьесы;

б) лирического стихотворения;

в) поэмы;

г) романа.

13. Укажите признаки лиро-эпического произведения:

а) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;

б) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;

в) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;

г) объективно изображённые герои, события, непосредственное выражение мыслей и чувств автора.

14. Основные виды лиро-эпических произведений - это:

а) роман, повесть;

б) баллада, поэма;

в) ода, элегия;

г) комедия, драма.

15. Стихотворный рассказ о событии с лаконичным, напряжённым сюжетом и открытой эмоциональной оценкой изображаемого - это:

а) поэма;

б) ода;

в) баллада;

г) элегия.

16. Определите жанр произведения Дмитрия Шеварова. Это:

а) стихотворение в прозе;

б) эссе;

в) лирическая миниатюра;

г) очерк.

Контрольная работа №

Ответы

1. а

2. а

3. в

4. г

5. б, г

6. а, г

7. в

8. а, в, г

9. а

10. в, г

11. в

12. а

13. г

14. б

15. в

16. б

Анализ эпизода драматического произведения

Эпизод - это законченный, но не изолированный отрывок из текста, и наша задача - через эпизод увидеть и замысел, и тему, и идею, и позицию автора, его жизненную концепцию.

Анализ эпизода - это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения.

Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, авторским ремаркам, осмысление их роли, значения для образа в целом, в то же время анализ предполагает и обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.

Вы должны:

- охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

- охарактеризовать героев - участников эпизода;

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

друг к другу;

- кратко проанализировать речь участников диалога;

- сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

- выявить особенности поведения персонажей; проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков;

- проследить логику развития авторской мысли;

- отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;

- сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

- показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами;

- показать роль эпизода в раскрытии авторского замысла.

Не заменять анализ эпизода пересказом эпизода!

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Темные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки, под проливным дождем радостно перекликались друг с другом. По лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.4

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся легким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла на солнце березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой.4

(118 слов) (По Ф. Абрамову.)






© 2010-2022