Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)

Урок развития речи



«Коммуникативные функции

сложноподчиненных предложений»



9 класс

























Подготовила и провела Колобова Н.А.,

учитель русского языка и литературы СОШ № 9

г. Сыктывкара Республики Коми





Урок развития речи, 9 класс.

Тема урока: Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений.

Повторение изученного о СПП.

Этап урока

Содержание

Итог

1. Работа с эпиграфом. Осмысление темы, постановка целей урока, определение видов деятельности для их достижения.


- Перед вами высказывание М.Горького. Объясните, как вы понимаете его смысл. Запишите его в форме эпиграфа.

Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но и для того, чтоб научиться делать.

М. Горький



- Докажите, что это высказывание представляет собой СПП. Запишите его, обозначьте части СПП, постройте схему, дайте общую характеристику.

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)





- Обратите внимание на формулировку темы урока. Объясните смысл сочетания «коммуникативные функции».

Сформулируйте цели нашего урока.

Что будем делать, чтобы их осуществить?









- Ещё раз обратимся к эпиграфу. Каждое ли изречение знаменитого человека можно считать афоризмом? Что характерно для крылатых выражений?

(глубина, законченность мысли, обобщенность, краткость)

Выделите ключевые слова в высказывании М. Горького. Докажите, что оно афористично, используя СПП. Запишите своё предложение, определите вид придаточного.

- Таким образом, синтаксическая форма СПП часто и эффективно используется для создания афоризмов. Именно эта функция СПП будет в центре нашего внимания на уроке.

- Мы изучаем теорию СП не ради неё самой, а для определённых практических целей, чтобы шире использовать свои знания в повседневной речевой деятельности.

- Это СПП с последовательным соподчинением двух придаточных цели. Таким образом, СПП точно передает различные смысловые оттенки, содержание речи.



- Язык - средство общения, т.е. коммуникации, связи между людьми. Следовательно, цели урока

- определить роль СПП в речи, в эффективном общении;

- совершенствовать свои знания и умения по изученной теме;

- учиться образной,

точной речи у мастеров слова.

Для этого будем наблюдать, анализировать СПП, строить высказывания в форме СПП.

- Высказывание М. Горького можно считать афоризмом, …

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)





(СПП с придаточным причины)

2. Конструирование СПП.

(Замена синтаксических конструкций).

Задание

  1. Познакомьтесь с предложением, объясните постановку знаков препинания.

  2. Замените ПП с обособленным определением на СПП с придаточным определительным.

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)





  1. Сделайте вывод об использовании данных синтаксических конструкций.

Афоризмы - жемчужины человеческой мысли, отлитые в краткую языковую форму.












- Эти конструкции взаимозаменяемы, что свидетельствует о богатстве языка. Они являются синтаксическими синонимами. Афоризмы восхищают силой и тонкостью ума, гармонично сочетают в себе логичную доказательность науки и художественную образность словесного искусства.

3. Наблюдение над синтаксическими особенностями афоризмов.

Задание

1. Выделите грамматические основы предложений, объясните знаки препинания.

2. Проанализируйте СПП.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

А. Сент - Экзюпери

Бойтесь желаний своих, ибо они сбываются.

Пословица



(СПП с местоименно-определительным придаточным, СПП с придаточным причины)







3. Стилистический эксперимент.

Замените союз ИБО другим, близким по смыслу. Что изменится?



-Для создания афоризмов используются СПП с разными видами придаточных.

- Как главное, так и придаточное могут быть неполными предложениями, дву- или-односоставными по наличию главных членов, распространёнными или нераспространёнными по наличию второстепенных членов предложения. Т.е., важную роль играет синтаксическая форма как главной, так и придаточной части СПП.

- Для более тонкого и точного выражения мысли важен союз, используемый в СПП.

4. Роль пунктуации в понимании смысла афоризма.

Задание

1. Расставьте знаки препинания в предложении. Определите вид придаточных.

Это строка из стихотворения А. Вознесенского. Как вы понимаете её смысл?

Мне больно когда тебе больно Россия!



- Сравните свой вариант с авторским. Что изменилось?

(Мне больно когда), [тебе больно, Россия!]



- У поэта есть такие строки:

Россия, я твой капиллярный сосуд.

Мне больно когда, тебе больно, Россия!



- Таким образом, для точного выражения мысли важна правильная постановка знака препинания в СПП.



[Мне больно], (когда тебе больно, Россия!)

- Я люблю Родину, тревожусь за её судьбу, не могу быть счастлив, если ей плохо.

-Я - частица Родины. Не может называться счастливой страна, если плохо в ней человеку. Не только я в ответе за Родину, но и она в ответе за меня.

5. Закончи афоризм.

- Мы познакомились с несколькими афоризмами, знаем их создателей. А можем ли мы сами быть хотя бы соавторами мудрых высказываний? Попробуем?

Льстят тем, …. .

Да, жалок тот, … .

Когда ж постранствуешь, воротишься домой …- Перед вами начало афоризма, закончите его.



Льстят тем, кого боятся.

А.П. Чехов

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

А.С. Пушкин

Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен.

А. С. Грибоедов





- Сложно или легко рождается афоризм?




6. Подведение итогов.

- Какие цели мы ставили перед собой?

- К каким выводам пришли?

7. Домашнее задание.

Сочинение - миниатюра «Как я понимаю смысл афоризма …».

Можно использовать афоризмы урока или подобранные самостоятельно.

8. Рефлексия.

Устно закончите предложение:



одноклассникам

Я хочу сказать

спасибо



себе

за то, что …

учителю

свой вариант









- Я благодарю вас всех за активную работу. Всем спасибо! До новой встречи на уроке русского языка.

















Технологическая карта урока

«Коммуникативные функции СПП».

Этап урока

Задания

Рабочие материалы

I

1. Запишите высказывание в виде эпиграфа к уроку.

2. Докажите, что это СПП. Расставьте знаки препинания.

3. Постройте схему, дайте общую характеристику СПП.

4. Закончите предложение, используя схему. Определите вид придаточного.

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)

«Знать необходимо не затем чтоб только знать но и для того чтоб научиться делать», - убеждал М.Горький.

Высказывание М.Горького можно считать афоризмом, …

II

1. Графически объясните постановку знаков препинания.

2. Замените это предложение на СПП с придаточным определительным, используя схему.

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)

3. Сделайте вывод об использовании данных синтаксических конструкций.

Афоризмы - жемчужины человеческой мысли, отлитые в краткую языковую форму.

III

1. Выделите грамматические основы, объясните знаки препинания.

2. Определите виды придаточных.

3. Замените союз ИБО другим, близким по значению. Что изменилось?

Мы в ответе за тех, кого приручили.

А. Сент - Экзюпери

Бойтесь своих желаний, ибо они сбываются.

Пословица.

VI

Расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного.

Мне больно когда тебе больно Россия!

А. Вознесенский.

V

Закончи афоризм.

Льстят тем, … . (А.П. Чехов)

Да, жалок тот, … . (А.С. Пушкин)

Когда ж постранствуешь, воротишься домой, … . (А.С. Грибоедов)

VI

Сочинение - миниатюра

«Как я понимаю смысл афоризма …».

Слайды для проверки правильности выполнения заданий.

Слайд 1.

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)

Слайд 2.

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)



Слайд 3.

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)

Слайд 4.

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)



Слайд 5.

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)

Слайд 6.

Урок развития речи по теме Коммуникативные функции сложноподчиненных предложений (9 класс)

© 2010-2022