Урок литературы Волшебный мир сказок Андерсена

Викторина по сказкам Андерсена для 5 класса. Три команды показывают фрагменты сказок, а затем выполняют задания нескольких туров. В процессе подготовки к уроку ребята рисуют иллюстрации к любимым сказкам писателя, готовят постановки фрагментов, шьют костюмы, создают декорации, перечитывают сборник произведений от корки до корки, чтобы не подвести команду. Учитель может показать фрагменты фильма о писателе, мультфильмов. Урок получается очень интересным, потому что задейс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волшебный мир сказок Андерсена

Урок по русской словесности в 5 классе

Дегтярёва Н.Н. , общая средняя школа им. И.Кенесбаева п.Таукент

Сузакского района Южно-Казахстанской области

Цели:

- сформировать представление о жизни и творчестве писателя;

- познакомить с иллюстрациями к сказке;

- расширить представление пятиклассников о ге­роях и проблематике произведений великого датского сказочника;

-провести конкурс на знание сказок;

- на уроке учащиеся пока­зать, как они усвоили содержание са­мых популярных сказок, про­явить творческие способности.

Методы:

- урок «проводит» компьютер, инсценировки, конкурсы, мозаика, выступление команд, работа на компьютере в программе Word.

Наглядность и оборудование:

мультимедийный проектор, презентация в программе Power Point, компьютеры, реквизит к постановкам, выставка книг Андерсена, сайт с иллюстрациями, песня И. Николаева «Ма­ленькая страна» в исполнении Н. Ко­ролевой, фрагмент х/ф «Андерсен. Жизнь без любви» Э.Рязанова.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

- Просмотр фрагмента х/ф «Андерсен. Жизнь без любви» Э.Рязанова.

- Наверное, нет в мире человека, которому не было бы знакомо имя замечательного сказочника Ганса Христиана Андерсена. «Дюймовоч­ка» и «Огниво», «Гадкий утенок» и «Русалочка» - кто не читал этих удивительных историй, не видел мультфильмов по его сказкам! Его сказ­ки покоряли и до сих пор покоряют своей добротой и поэтичностью де­тей и взрослых, учат их видеть кра­соту вокруг себя.

Слайд 1. («хей»- по датски- «здравствуйте»)

Слайд 2. Мы начинаем наш урок «Волшебный мир сказок Андерсена»

2. Рассказ о трудной жизни Андерсена

Слайд 3. Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.…В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку…

Слайд 4. Около ёлки лежала толстая книга - подарок от мамы.

Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно сдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.

Слайд 5. Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летали над морем, в котором отражались розовые облака, и ловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

Слайд 6. Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых,

почти не обратил внимания на нарядную ёлку. К.Паустовский.

Слайд 7. …Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований…Родился он в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника.

Слайд 8. …Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны.

Слайд 9. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив.

Слайд 10. Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать всякие истории. Над ним потешались и дразнили фантазёром...

Слайд 11. Но Ганс Христиан Андерсен вырос и стал писателем!

Слайд 12. Его сказки вы, надеюсь, сейчас вспомните!

3. Команды выступают с привет­ствием.

Слайд 13. 1-я команда- «Принцесса на горошине»:

Принцесс на свете много,

И принц спешит в дорогу.

Какой судьбой подброшена

Принцессе та горошина?

1-я фрейлина. Ах, ваше величе­ство, вы уже весь вечер сидите гру­стная и не слушаете ваш любимый роман. Может быть, что-то случилось во дворце?

Королева. Нет, во дворце, слава Богу, всё прекрасно.

2-я фрейлина. Но почему же у вас такие печальные глаза? Чем мы можем вам помочь?

Королева. Нет, увы, это не в ва­ших силах, как и не в моих.

3-я фрейлина. Но, может быть, вы все-таки расскажете, что вас так тревожит?

Королева. Ах, я даже не знаю, как выразить беспокойство за своего сына - его высочество принца.

4-я фрейлина. А что случилось с его высочеством? Он болен?

5-я фрейлина. Я заметила, что он весьма бледен после своего возвра­щения.

1-я фрейлина. Может быть, его бледность объясняется тем, что его высочество, объехав весь свет, очень утомился в дороге?

Королева. Ах, нет, его высочество бледен не потому, что устал. Он стра­дает оттого, что хочет встретить принцессу.

2-я фрейлина. Но ведь это очень просто. Сколько принцесс можно пригласить на бал! Выбирай любую!

Королева. Да, я именно это ска­зала ему накануне. Но он говорит: «Принцесс-то хоть отбавляй, да вот настоящие ли они?».

3-я фрейлина. Так и сказал?

Королева. Да, и я не знаю, что мне делать, чтобы помочь своему единственному сыну.

4-я фрейлина. Ах, ваше величе­ство, не надо грустить. Вспомните что-нибудь веселое. Например, как про­шел ваш первый бал в этом дворце.

Королева. О, это было так давно! Помню, что на балу, кроме меня, было еще более двадцати принцесс. Вечер был великолепный! Но утро было ужасным. Хотя мне постелили 20 тюфяков, а на них 20 перин, я всю ночь не могла ни на минуту со­мкнуть глаз.

5-я фрейлина. Что же помешало вам уснуть?

Королева. Всему виной была ма­ленькая горошина, которая оказа­лась под первым тюфяком. Хорошо, что я вспомнила об этом. Теперь я, кажется, придумала, как определить, настоящая ли принцесса та, которая понравится моему сыну.

Слайд 14. 2-я команда - «Дюймовочка»:

Она легко, как по канату,

Пройдет по тоненькой веревочке.

Она жила в цветке когда-то,

И все зовут ее Дюймовочка.

«Дюймовочка»

Мышь. К нам сейчас придут гос­ти. Мой сосед обычно навещает меня раз в неделю.

Дюймовочка. А кто это и как он выглядит?

Мышь. Это крот. У него огром­ные залы, а ходит он в чудесной бар­хатной шубке. Вот если бы тебе уда­лось выйти за него замуж! Ты бы зажила на славу! Беда только, что он слеп и не может видеть тебя. Но зато он богат!

Входят кроты.

1-й крот. Здравствуй, соседка! Как у тебя дела?

Мышь. Всё хорошо, соседушка: амбары битком набиты зерном, кухня и кладовая ломятся от запасов. Да вот беда, появилась у меня на­хлебница. А я не так богата, как ты. Правда, ест она совсем немного: в день ползернышка.

1-й крот. Ползернышка в день, го­воришь? А в год? Ну-ка посчитаем: в году 365 дней, умножим на пол­зернышка, получаем 182,5 зерна. А за 10 лет моей жизни - 1825 зерен. Хм, не так уж и много. Да, мне бы найти такую жену.

Мышь. Вот-вот, я и говорю: скром­ная, ласковая, красивая, точно лепес­ток розы. Девочка премиленькая.

1-й крот. Красоту-то ее я не уви­жу - ты же знаешь, что я слепой. На что мне ее красота?

Мышь. Так она умеет хорошо рассказывать сказки или петь. Чем плохо?

1-й крот. И о чем эти песни и сказки?

Дюймовочка. Эти песни о солнце, прекрасных цветах и лугах, о небе и звездах, о трелях соловья в лунную ночь.

1-й крот. Но я не люблю ни сол­нца, ни цветов - они дурны, хоть я их никогда и не видел. Что в них проку? А птицы?

2-й крот. Да-да, какой прок от их чириканья? Что оно приносит пти­це? Холод и голод зимой? Много, не­чего сказать!

Дюймовочка. Но они прекрасны!

3-й крот. Вот горькая участь ро­диться пичужкой! Слава Богу, что моим детям нечего бояться этого! Ведь птичка только и умеет что чи­рикать - поневоле замерзнешь зи­мой!

Мышь. Вы правы, соседушка! Но всё же подумайте, где вы найдете та­кую экономную жену?

1-й крот. Я подумаю.

Слайд 15. 3-я команда - «Снежная коро­лева»:

Всюду снега и льды

В царстве злой королевы.

Кая спасти от беды

Герда спешит на олене.

«Снежная королева»

В цветнике женщины, умеющей колдовать

Герда. Как я замешкалась! Мне ведь надо искать Кая! Не знаете ли вы, где он? Верите ли вы, что он умер и не вернется большее?

Роза. Он не умер! Мы ведь были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было!

Герда. Подснежник, где мой Кай?

Подснежник. На качелях сидят две маленькие девочки. Братишка, постарше их, стоит на качелях поза­ди сестер и пускает мыльные пузы­ри, которые разлетаются по возду­ху, переливаясь на солнце всеми цве­тами радуги. Черненькая собачка пытается поймать мыльные пузыри, но у нее ничего не получается. Со­бачка тявкает и сердится. Дети драз­нят ее, пузыри лопаются. Доска ка­чается, пена разлетается.

Герда. И опять ни слова о Кае. Что скажешь, гиацинт?

Гиацинт. Жили-были три строй­ные, воздушные красавицы сестри­цы. Они танцевали в лунном свете у тихого озера. В воздухе разлился сладкий аромат, и девушки скрылись в лесу. Из чащи выплыли три ладьи, а в них лежали красавицы сестры. Спят ли девушки или умерли? Аро­мат цветов говорит, что умерли. Ве­черний колокол звонит по усопшим!

Герда. Вы навели на меня грусть! Ах, неужели Кай умер? Одуванчик, маленькое солнышко! Скажи, не зна­ешь ли ты, где мне искать Кая?

Одуванчик. Ранней весной на двор вышла посидеть старенькая бабуш­ке. Вот пришла из гостей ее внучка, бедная служанка, и крепко целует старушку. Поцелуй девушки доро­же золота, - он идет прямо от серд­ца. Золото на губах, золото в ее сер­дечке, золото и на небе в утренний час! Вот и всё!

Герда. Бедная моя бабушка! Как она скучает обо мне и о Кае! Но эти цветы ничего не знают о Кае, они знают только свои сказки!

4. Конкурсы по сказкам Г.Х.Андерсена.

Слайд 16. Конкурс «Узнай сказку по её началу»

Слайд 17. 1 команда

Жил- бы л принц .И пришло ему время жениться .Он хотел взять себе в жёны непременно принцессу, да не какую - ни будь, а самую настоящую … «Принцесса на горошине»

Слайд 18. 2 команда

Жила на свете одна женщина. У неё не было детей. А ей очень хотелось ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье… «Дюймовочка»

Слайд 19. 3 команда

Шел солдат по дороге: раз - два , раз - два! Ранец за спиной , сабля на боку… «Огниво»

Слайд 20-24 Проверка задания.

Слайд 25. Конкурс «Узнай сказку по иллюстрации»

Слайд 26-29 . Иллюстрации к сказкам

Слайд 30-33. Проверка ответов: «Гадкий утенок», «Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик»

Слайд 34 . Конкурс «Узнай сказку по ключевым словам»

Слайд 35- 46 . Ключевые слова из сказок «Гадкий утенок», «Соловей», «Стойкий оловянный солдатик»

Слайд 47. Конкурс «Назовите героя сказки»

Слайд 48 . «В самой чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки. А на голове блестела маленькая золотая корона…» Эльф из сказки «Дюймовочка»

Слайд 49. «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать - хоть по книжке, хоть наизусть - все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы!» Одиннадцать братьев-принцев из сказки «Дикие лебеди»

Слайд 50 . Этот герой появляется только вечером, получает немало приглашений от взрослых, но без приглашений является только к детям;

у него есть два зонтика, которые навевают сны хорошим и плохим детям. Оле-Лукойе из одноименной сказки

Слайд 51-55 . Проверка ответов.

Слайд 56. Конкурс «Продолжите сказку…»

Слайд 57. 1 команда «И вдруг раздалось чудесное пение. Это пел живой соловей. Он сидел за окном на ветке. Соловей прослышал про болезнь императора и прилетел утешить и ободрить его своей песней».

.Слайд 58. Продолжение: «Он пел, и призраки все бледнели, а кровь приливала все живей к сердцу императора. Сама Смерть заслушалась соловья и тихо повторяла: «Пой, пой еще, соловушка».

Слайд 59. 2 команда «Знаю, знаю, зачем ты пришла! - сказала Русалочке морская ведьма. - Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя… Но ты должна заплатить мне за помощь, - сказала ведьма. - И я недешево возьму!».

Слайд 60 . Продолжение: «У тебя чудный голос, им ты и думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне. Я возьму за свой бесценный напиток самое лучшее, что есть у тебя: ведь я должна примешать к напитку свою собственную кровь, чтобы он стал остер, как лезвие меча».

Слайд 61. 3 команда «Ни один человек не сознался в том, что ничего не видит, никто не хотел прослыть глупцом или признать, что он ни на что не пригоден».

Слайд 62-63 . Продолжение: «И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул:

  • А король-то голый!

  • Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! -сказал его отец. -Ребёнок есть ребёнок. Он всегда для своей должности годится. Значит, он говорит правду».

Слайд 64-65 . Конкурс «Сказочные женихи и невесты»

Слайд 66 . 1 команда «Пойдем со мной! - сказал он. - Здесь тебе не место! Если ты так же добра, как хороша, я наряжу тебя в шелк и бархат, надену тебе на голову золотую корону, и ты будешь жить в моем великолепном дворце!» Король и Элиза. «Дикие лебеди»

Слайд 67. 2 команда «Как бы ее увидать? - спросил он.

- Это никак нельзя! - сказали ему.

- Она живет в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят». Солдат и принцесса. «Огниво»

Слайд 68 . 3 команда «На небе и в самом деле сияла звезда, точно указывая им дорогу. А они все лезли и лезли, выше да выше! Дорога была ужасная. Но он поддерживал её и указывал, куда удобнее и лучше ставить фарфоровые ножки. Наконец они достигли края трубы и уселись,- они очень устали, и было от чего!». Пастушка и трубочист из одноименной сказки

Слайд 69-73. Проверка ответов.

Слайд 74 . Конкурс капитанов

Слайд 75. 1 команда . Кто из героев знает столько сказок, сколько «никто на свете не знает»? Оле - Лукойе

Слайд 76. 2 команда. Кто «так любил наряжаться, что на каждый час у него было особое платье»? Король

Слайд 77-78. 3 команда. Кто поначалу был « пребезобразным», а потом стал «прекраснейшим между прекраснейшими»? Гадкий утенок

Слайд 79. Конкурс «Бюро находок»

Слайд 80-88. Показываются предметы из сказок, а учащиеся должны назвать, кому они принадлежат и из какой сказки. Санки - Каю

из сказки «Снежная королева», горшок Принцу из сказки «Свинопас», тюльпан - Дюймовочке из одноименной сказки.

Слайд 89. Подведение итогов

Слайд 89. Викторина по сказкам Ганса Христиана Андерсена закончилась…. Но урок мы продолжаем .

5. Рассказ учителя о роли Г.Х.Андерсена в истории мировой детской литературы.

Слайд 90-96. В 1956 году была учреждена международная премия
имени Г.Х. Андерсена, которую часто называют «Малой нобелевской премией». Присуждается она раз в два года. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 года её выдают ещё и лучшему художнику-иллюстратору.

Имя Г.Х. Андерсена носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг. Получить эту медаль так же почётно, как стать Нобелевским лауреатом. За прошедшие годы лауреатами премии Андерсена стали 23 писателя и 17 художников-иллюстраторов детской книги - представители 20 стран мира. Хотите знать, кто удостаивался премии и медали имени Г.Х.Андерсена? Это писатели: Астрид Линдгрен (Швеция), Туве Янсон (Финляндия), Джани Родари (Италия). Художники: Татьяна Маврина (Россия) и другие.

День рождения Г.Х. Андерсена - 2 апреля - С 1967 года стал отмечаться ещё и как Международный день детской книги. 2 апреля 2005 года
Весь мир отмечал 200-летие со дня рождения великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.

6. Заключение.

Слайд 97. Сказки Андерсена учат уважать честных, трудолюбивых, бескорыстных и мужественных людей, находить настоящую красоту в самых обыкно­венных вещах. Читайте его удивительные сказки, тогда обязательно станете добрее и мудрее.

Слово учителя:

- Сказки Андерсена обладают волшебной силой. Если написать самое заветное желание и положить его в книгу сказок великого датского писателя, то оно обязательно сбудется. Но нужно выполнить одно условие: книга обязательно должна быть прочитана!

7. Внеконкурсная МОЗАИКА

Слайд 98.

Звучит песня И. Николаева «Ма­ленькая страна» в исполнении Н. Ко­ролевой. Команды открывают на своих компьютерах иллюс­трации к сказкам Андерсена, разре­занные на части. Нужно сложить из кусочков цельную картинку и назвать сказ­ку. Побеждает тот, кто быстрее соберет ее и правильно на­зовет сказку. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Принцесса на горошине».

Слово учителя:

- Запишите домашнее задание: составить мозаику из иллюстраций к сказкам Андерсена в программе Word или на альбомном листе. Использовать вы можете материал с сайта «Иллюстрации к сказкам. Сказки Г.Х.Андерсена», издания книг.

Слайд 99. Спасибо за внимание. farvel («фэрвэл »- по датски-

«до свидания»)

Слайд 100. Источники для создания презентации:

  • Паустовский К.Г. Сказочник (Христиан Андерсен) - Собр. соч., т.5 - М, Государственное издательство художественной литературы, 1958.

  • Погодин А.С. Классик детской литературы. Ханс Кристиан Андерсен. - М, Знание, 1955

  • Сайт pereskazhi.com

Слайд 101. « Живая» роза.

5

© 2010-2022