Урок по русскому языку на тему Имя существительное одушевленное и неодушевленное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тип урока: комбинированный, урок объяснения нового материала.

Цель урока: Знакомство с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Расширить и углубить знания об имени существительном

  • Познакомить учащихся с новой темой;

  • Отработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных

  • Научить различать данные существительные в тексте;

  • Сформировать у учащихся представления об одушевленных и неодушевленных именах существительных

  • Показать связь данной темы с литературой.

  1. Развивающие:

  • Развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

  • Развитие аналитического мышления

  • Развитие познавательных умений

  • Развитие умений учебного труда

  1. Воспитательные:

  • Уметь работать самостоятельно, в группе, в коллективе;

  • Создать рабочую, доброжелательную атмосферу.

Сегодня мы с вами продолжим изучать имя существительное, вспомним признаки существительного, поговорим об одушевленном и неодушевленном имени существительном (домашнее задание не было задано, поэтому ничего не проверяя, приступаем к уроку).

  1. Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Какие признаки имеет?

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Существительным зовется,

Всех по имени зовет.

Знает, кто - она, кто - он,

И число покажет,

Кто - живой, кто - неживой

Быстренько нам скажет.

Может измениться вдруг,

Обозначит все вокруг,

Будет в предложении

Главным, без сомнения.

2. Запись в тетрадь. Число. Классная работа. Тема урока « Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Словарная работа.

На доске записаны слова: ап..льсин, д..ректор, трен.р, зд..ровье, к..стюм, г..рой, к..см..навт, вокзал.

Задание: переписать в тетрадь слова, вставляя вместо пропусков подходящую гласную. Что общего и различного у слов, записанных на доске? На какие группы вы можете разделить данные слова?

КТО? ЧТО?

Директор апельсин

Тренер вокзал

Космонавт здоровье

Герой костюм

Учитель: Главный вопрос нашего урока: почему к одним существительным мы задаем вопрос кто? а к другим - что?

Легко ли разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные? Не всегда.

Определение категории одушевлённости. Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

Учитель:

Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевленности совпадение падежей.

. - Как вы думаете КУКЛА - это одушевленное или неодушевленное существительное?

- А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК?

- Оказывается, это одушевленные имена существительные.

- А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ?

- Это неодушевленные существительные.

Так как слова, обозначающие «совокупность лиц или предметов как единое целое» с точки зрения русского языка считаются неодушевленными. Эти существительные имеют форму только единственного числа, но об этом вы узнаете на следующих уроках.

Чтобы не ошибиться, определяя одушевленность существительных, я приготовила памятки, с помощью которых вам легче будет определить какое перед вами существительное. Памятки раздаются каждому ученику.

Имена существительные

одушевленные

неодушевленные

мн. число

И. куклы

Р. кукол

В. кукол

И. камни доски

Р. камней досок

В. камни доски

В. = Р.

В. = И.



3.Работа по таблице.

- Давайте проверим: КУКЛА - мн.ч. КУКЛЫ

Р.- нет кукол

В.- вижу кукол В=Р - одушевленное

Во множественном числе у одушевлённых имен существительных совпадают формы В.п. и Р.п., а у неодушевлённых - В.п. и Им. П.

Задания по группам.

1) Определить одушевленное или неодушевленное существительное. Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное.

Мичман (О) Ветеран (О) Трамвай (Н)
Гирлянда (Н) Дуб (О) Шофер (О)
Плакат (Н) Аппарат (Н) Ровесник (О)
Катер (Н) Почтальон (О) Диспетчер (О)
Пиджак (Н) Клоун (О) Медведь (О)
Гроза (Н) Сестра (О) Мороз (Н)
Петух (О) Юноша (О) Ромашка (Н)
Народ (Н) Ворона (О) Метель (Н)

2)Определить род, число, падеж существительных.

ночи - неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
в феврале - неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
в лесу - неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
след - неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
дороги - неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
тропинка - неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
с неба - неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
свет - неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
луны - неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
пороша - неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
на белизне - неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
мерцание - неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
звезд - неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
в ночи - неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
охотники - одуш., м.р., мн.ч., И.п.
засады - неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
на волков - одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
на лисиц - одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
на зайцев - одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
равнина - неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
поляны - неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
зал - неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
ночи - неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.

4.Физминутка.

Потрудились - отдохнем.

Встанем - глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Руки плавно опустили,

И про глазки не забыли,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули

Всем улыбки подарили,

Потихонечку все сели.

5.Сценка.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы,

Испугалася коза,
Растопырила глаза:

"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь! - натыкаются,
И стаканы - дзынь! - разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтеся!"

И в железную трубу:
"Бу-бу-бу! Бу-бу-бу

Кто автор? Как называется произведение? Что для вас было одушевленным в этой сценке?

Запись в тетради:

Олицетворение- это наделение неодушевленных предметов живыми качествами.

К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться).

К одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.

6. Я сейчас буду диктовать слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные. Если слово одушевленное, поднимайте правую руку с красной карточкой. Если слово неодушевленное - левую с синей карточкой.

Учитель диктует слова: малина, воробей, сорока, горох, земляника, собака, берёза, помидор, медведь, корова, картофель, кукла, толпа.

7. «Третий лишний», найдите лишнее слово в строке и запишите его в тетрадь.

1. ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ

2. ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК

3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ

4. ЗИМА, КУКЛА, ЛИСА

Учащиеся находят лишнее слово и записывают его в тетрадь.

(Дети, снеговик, снежинки, зима)

8. Делаем выводы по уроку:

  • Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? Неодушевленные - что?

  • Одушевленные имена существительные мн.ч Р.п=В.п;

Неодушевленные имена существительные мн.ч И.п=В.п.

  • В сказках неодушевленные предметы становятся живыми-это называется - олицетворение.

9. Рефлексия.

Мне сегодня понравилось….

Для меня сегодня было трудным…

Теперь я могу…

Я попробую…

10. Домашнее задание.

  • Напишите сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

  • Нарисуйте одушевленных и неодушевленных именах существительных.

11. Оценки за урок.

12. Спасибо за внимание.








© 2010-2022