Песня-иллюстрация Светланы Копыловой к уроку вн. чт. по Страшной мести Н. Гоголя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ В ПО КНИГЕ О.И.ЛАРЬКИНОЙ

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДИМКИ ГОЛУБЕВА,

КОТОРЫЕ ПОМОГЛИ ЕМУ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

Оформление:

-книга О.Ларькиной;

- книги детей с их оформлением;

-презентация;

-фотографии своих домашних питомцев.

На доске эпиграф Животное по инстинкту, не имея разума,

поступает разумно ; человек, пользуясь

разумом, умеет поступать неразумно

вопреки инстинкту.

В.Ключевский

(Книга О.Ив.Ларькиной есть в интернете. Вопросы даны школьникам заранее, сразу для педагогов даю примерный ответ)

Ход урока.

Учитель. Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по книге, которая не так давно вышла к читателю. Как вы думаете, почему я взяла эпиграфом к уроку слова профессора русской истории Василия Осиповича Ключевского?

- Будем говорить об отношении человека к животным.

Учитель.

? С какого события начинается повесть?

-Димка решил проверить достоверность сказанного учительницей природоведения Викторией Александровной слов о том, как умно устроены кошки.

? В чём это заключалось?

- Они падают на все 4 лапы.

? Каким предстаёт нам Димка на первой же странице. Зачитать.

-Я не живодёр.. (не 7 этаж, а 5-й..)

? Как характеризует мальчика его речь в 1-й же главе?

-(приземление без парашюта… чтоб уличных блохастиков кормить сосиской…)

? Почему упал котёнок?

-Вырывался..

?Из-за чего Димке стало не по себе?

-Котёнок не поднялся на лапки. Пополз и запищал.

? Успокоился на этом мальчик?

-Нет, решил большого кота сбросить. Пирата.

?И что с ним случилось?

-Превратился в котёнка.

?Как вы думаете, почему писательница заставила Димку самого побыть котёнком?

-Попробовать на своей шкуре, что это такое.

?Как мама отнеслась к появившемуся дома котёнку?

-Вышвырнула из дома.

? Кто такая Любовь Петровна?

-Соседка-кошатница. Она потом на сломанную лапку шину наложила.

?Как Димка-котёнок оказался на улице?

-Сам с прохожим проскользнул.

?Кто его выгнал со двора?

-Пират.

? Что за голос-невидимка преследовал мальчика? Для чего он введён в повесть?

- Это и совесть, и сказочный добрый волшебник, который помогает пробудиться Димкиной совести.

? Почему новоявленный котёнок решил искать Мурзика?

-Ему ещё хуже.

?Как Димка-Дымка перетащил котёнка?

-На газетке.

?Догадался бы обычный кот до такого?

-Нет.

Учитель. Но автор, превратив мальчика в котёнка, оставила ему человеческие способности. Как вы думаете. Почему?

-Чтобы анализировал, рассуждал. Чтобы понял боль другого.

? Как встретили Дымку дворовые коты?

-Драка за территорию.

? Кто был грозой двора?

-Пират.

? Есть сходство с жизнью людей?

-Конечно.

? Какой кошачий инстинкт помог вылечиться Мурзику?

-Лечебные травы.

? Почему мама во вторую встречу с тем же котёнком отнеслась к нему по-другому?

-Это тот же котёнок, которого её сын приносил.

? Почему Димка-Дымка убежал из тёплой квартиры?

-Котёнку нужны лекарства.

Учитель. Больше заботится о других, чем о себе. Вот это и есть человечность и милосердие (смысл слова?)

Глава «Воробышек»

?Как птенчик попал в укромный уголок к кошкам?

-Замёрз.

? Что сказал Димка на прощание, уходя от котов навсегда?

-Попросил прощения.

Учитель. На прощание Пират предложил возвращаться, если будет плохо. Что он добавил на прощание?

-Мы своих не бросаем.

? Когда мальчик сделал окончательный вывод, что маленькому котёнку одному живётся очень плохо?

- Когда с трудом перебежал дорогу, где было много машин.

? Где он оказался?

-Перед храмом.

?Что вспомнил?

-Как в школу приходил священник.

? Почему вспомнилась Ленка Симонова?

-Её знал батюшка.

? Что рассказала тогда девочка об истории Покровской церкви?

-О её разрушении и восстановлении.

? Как мама отнеслась к рассказу сына о церкви?

-Отрицательно.

? Кто подобрал котёнка во дворе церкви?

-Церковный сторож Митрич.

?Что необычного было в сторожке?

-Иконы. Лампадка. Книги.

? Что испытывал мальчик-котёнок, когда сторож читал Псалтирь?

-Что это самая лучшая книга.

? «Ну что, Дмитрий, трудно стать человеком»?- откуда эти слова?

Какой вывод услышал он?

-Нельзя обижать беззащитных.

? Какой разговор Любовь Петровны с мамой вспомнил Димка?

- Что Бога нельзя увидеть, как ум у Ленина.

? Кто такой Димитрий Солунский?

? Почему бабушка когда-то тайно окрестила внука?

? Как отнеслась к этому его мама? (Поругала бабушку, но крестик не выкинула: рука не поднялась).

? Что почувствовал Димка-котёнок в церкви?

-Здесь было не просто красиво. Здесь было Х О Р О Ш О!!!

?Почему Святой воин считал, что его враги были пострашнее фашистов?

-Они хотели не только тело убить, но и душу. А это - гораздо хуже.

Учитель. Сейчас нет войны, нет фашистов. Как вы думаете, душу некому убивать?

Когда смотрите телевизор, плачете о несчастных? Переживаете за обездоленных? Наверное, привыкли к тому, что передают ежедневно о крушениях, авариях, убийствах… А такая привычка вырабатывает иммунитет против сострадания и человеколюбия. Вот и получается, что душу можно убить и в мирное время.

? А почему одни уже в детском возрасте не имеют души, а другие до старости её сохранили? От кого это зависит?

-От самого человека.

- Когда Мама Димы вспомнила о Боге и обратилась к нему?

-После пропажи сына.

Учитель. Плохо, что мы вспоминаем о Боге только в несчастье. А верующие ходят в храм, чтобы благодарить Бога за всё, что он нам дал.Есть в повести эпизод, когда котёнок неумело перекрестился лапкой в церкви. Как вы относитесь к такому эпизоду? Не кощунство ли это?

- Это был человек в кошачьей шкуре. Он мыслил, как человек. Он даже умел читать.

? Где увидел Димка-Дымка женщину невероятной красоты с младенцем на руках?

-В вертепе.

? А что такое вертеп?

? Почему мысли Димки «Когда я стану мальчиком» прерывались словом «Стоп!»

- Мальчиком ещё надо стать. (т.е. надо стать человеком в высоком смысле этого слова)

? Как котёнок отблагодарил Митрича за заботу?

-Подмёл хвостом пол.

? Что узнал мальчик о слове «исповедь»? Почему решил тоже исповедаться?

? Какой разговор услышал Димка на улице от двух говорящих?

- Собирались ограбить кого-нибудь.

? К друзьям мальчик бросился за помощью?

-К врагам? К собакам.

Учитель. На помощь можно рассчитывать всегда, если обратиться за добрым делом.

Вспомните, какие слова одобрения он услышал?

- Иди и ничего не бойся! Ведь сам Христос сказал, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя! И я всегда с теми, кто воюет за правое дело.»

? Что он подумал о котёнке, который забрался на дерево от собак?

- Помочь ему спуститься с дерева.

- Кто присоединился к собакам против бандитов?

- Маленький воробышек.

Учитель. Долг платежом красен. За что платил воробышек?

- За то, что его Димка отогрел когда-то.

Учитель. Добро обязательно вернётся к тому, кто его творит. Поэтому спешите делать добрые дела, а не дурные. Когда Димка превратился снова в мальчика?

-Когда бросился под ноги злодеям, рискуя погибнуть, защищая мать.

? О чём мальчик попросил маму?

-Снять с дерева котёнка и забрать домой.

? Какие добрые дела запланировал совершить Димка завтра утром?

-Отнести сосиски котам и насыпать крошек воробьям.

Учитель Сравните, каким был мальчик в начале повести и в конце?

-Это два разных человека.

Учитель. Много времени требуется, чтобы в холодную зимнюю пору подкормить голодающих бездомных животных и птиц? Нет. Конечно. А многие ли из нас это делают?

? Как вы думаете, чему учит подрастающее поколение эта книга?

Учитель. Скажите, мог написать такую книгу неверующий человек?

? А каким вы представляете себе автора этой книги? (Женщина в платочке)

? Кто знает, в каком городе живёт автор? (У нас в Самаре)

Учитель. Посмотрите, среди нас нет похожего человека? (Представляется автор). Я вас просила написать вопросы, которые вы хотели бы задать автору этой книги. Или что-то спросить не по книге. Прошу. (Дети задают вопросы: 7 - 10)

Учитель. Ольга Ивановна, наши ребята приготовили Вам подарок. Они сделали свои книги и обеспечили их своими иллюстрациями и фотографиями так, как они это представляют и умеют. Думаю, Вам будет интересно это увидеть. (Дарятся две книги - победительницы внутриклассного конкурса: одна с фотографиями, другая - с рисунками. Там же - фото художников и фотографов с подписью и росписями).

Ученик говорит благодарственное слово писателю, дарит цветы. Ребята дают свои книжки для получения автографа, а все смотрят презентацию).







В О П Р О С Ы к «Удивительным приключениям…», данные детям заранее:

? С какого события начинается повесть? В чём это заключалось?

? Каким предстаёт нам Димка на 1-й странице. Зачитать.(Я не живодёр.. не 7 этаж, а 5-й..)

? Как характеризует мальчика его речь в 1-й же главе? ? Почему упал котёнок?

?Из-за чего Димке стало не по себе? ? Успокоился на этом мальчик? ? И что с ним случилось?

?Как вы думаете, почему писательница заставила Димку самого побыть котёнком?

?Как мама отнеслась к появившемуся дома котёнку?

? Кто такая Любовь Петровна? ? Как он оказался на улице? ?Кто его выгнал со двора?

? Что за голос-невидимка преследовал мальчика? Для чего он введён в повесть?

? Почему новоявленный котёнок решил искать Мурзика?

?Как Димка-Дымка перетащил котёнка? Догадался бы обычный кот до такого?

? Как встретили Дымку дворовые коты? ? Кто был грозой двора? Есть сходство с жизнью людей?

? Какой кошачий инстинкт помог вылечиться Мурзику?

? Почему мама во вторую встречу с тем же котёнком отнеслась к нему по-другому?

? Почему он убежал из тёплой квартиры? ?Как воробышек попал в укромный уголок к кошкам?

? Что сказал Димка на прощание, уходя от котов навсегда?

? Когда мальчик сделал окончательный вывод, что маленькому котёнку одному живётся очень плохо? ? Где он оказался? ? Что вспомнил?

? Почему вспомнилась Ленка Симонова?

? Что рассказала тогда девочка об истории Покровской церкви?

? Как мама отнеслась к рассказу сына о церкви?

? Кто подобрал котёнка во дворе церкви? ?Что необычного было в сторожке?

? Что испытывал мальчик-котёнок, когда сторож читал Псалтирь?

? «Ну что, Дмитрий, трудно стать человеком»?- откуда эти слова? ? Какой вывод услышал он?

? Какой разговор Любовь Петровны с мамой вспомнил Димка?

? Почему бабушка когда-то тайно окрестила внука?

? Как отнеслась к этому его мама? ? Что почувствовал Димка-котёнок в церкви?

?Почему Святой воин считал, что его враги были пострашнее фашистов?

? Когда Мама Димы вспомнила о Боге и обратилась к нему?

? Где увидел Димка-Дымка женщину невероятной красоты с младенцем на руках?

? А что такое вертеп?

? Почему мысли Димки «Когда я стану мальчиком» прерывались словом «Стоп!»

? Как котёнок отблагодарил Митрича за заботу?

? Что узнал мальчик о слове «исповедь»? Почему решил тоже исповедаться?

? Какой разговор услышал Димка на улице от двух говорящих?

? К друзьям мальчик бросился за помощью?

? Вспомните, какие слова одобрения он услышал?

? Какой разговор услышал Димка на улице от двух говорящих?

? К друзьям мальчик бросился за помощью?

? Вспомните, какие слова одобрения он услышал?

? Что он подумал о котёнке, который забрался на дерево от собак?

- Кто присоединился к собакам против бандитов?

? Когда Димка превратился снова в мальчика? ? О чём мальчик попросил маму?

? Какие добрые дела запланировал совершить Димка завтра утром?? А многие ли из нас это делают?

? Как вы думаете, чему учит подрастающее поколение эта книга?

9


© 2010-2022