Внеклассное занятие по русскому языку Путешествие по морю знаний (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательно-развлекательная игра

"Путешествие по морю знаний " 7 класс

(в рамках недели русского языка)


Учитель русского языка и литературы

Подчасова Л.Ю.


Цели: 1. Повышение у учащихся интереса к русскому языку;

2. Воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы;

3. Воспитание толерантного отношения друг к другу в коллективе.


Жюри, название команд, капитаны.


Ведущий: Сегодня у нас необычное мероприятие. Мы отправляемся в далекое трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний - самое бурное и штормовое из всех морей. Мы отправляемся в путешествие на трёх кораблях.

Итак, в путь!

Конкурс: "Чей корабль первым отойдет от причала".

Ведущий предлагает равное количество вопросов и заданий для команд. Каждое правильное решение - очко. Команда, набравшая большее количество, первой уходит в море.

- Поставьте ударение в словах: 1.Баловать, газопровод, диспансер, дозвонится, щавель

2. Завидно, индустрия, каталог, исчерпать, украинский 3. Торты, пломбировать, свекла, красивее, столяр

- Как можно назвать слова: посвятить - посветить? Придумайте с ними предложения.

( 1 мин.)

- Определите род имён существительных:1. интервью, пенальти, авеню 2. салями, пони, какаду 3.Миссисипи, иваси, шимпанзе.

- Исключите из каждой "тройки" неродственное слово: 1. Сожаление, сочувствие, жалость; 2. Жаркое, жаровня, раскалённый. 3. Ветер, вихрь, безветренный.

Ведущий: Вот и рифы! Их преодолеет та команда, которая назовет большее количество фразеологизмов, характеризующих нашу ситуацию, к тому же учтите, что мы находимся в море, в воде. Поднимать руку, ответ с места не засчитывается.

(Например, владеть собой; как рыба в воде; не вешать носа; как на иголках; наломать дров; путеводная звезда; выйти сухим из воды).

Ведущий: Ой-ой-ой! Корабли во время маневрирования среди рифов получили пробоины. Нужно немедленно их закрыть. Для этого выполним следующее задание. Прочитайте стихотворение и расставьте недостающие знаки препинания:

Селедка сказала "Вода - чтобы жить".

Поправила лодка "Вода - чтобы плыть".

Добавила лошадь "Вода - чтобы пить".

Вмешались калоши "Вода - чтоб ходить".

Мочалка сказал "Вода - чтобы мыть".

А лейка сказала "Вода - чтобы лить".

И кто из них прав - неизвестно.

"Вода это море" поправил моряк.

"Вода это лужа" сказала свинья.

А речка сказала "Вода это я".

И все они правы, наверно.

Промежуточное подведение итогов жюри.

Ведущий: Ну вот, корабли починены, можно плыть дальше. А чтобы путешествие было не скучным, мы проведем викторину.(10 сек. на совещание).

- Как вы назовете жителей: 1.Новосибирска, Омска, Вологды

(Новосибирцы, омичи, вологодцы). 2.Тулы, Пскова, Владимира.(Туляки, псковичи, владимирцы). 3.Коврова, Иркутска, Архангельска.(Ковровчане, иркутчане, архангельцы).

- Отгадайте загадки. На какой особенности русского языка они построены: (за) чем прячется солнце?; (от) чего плывут корабли?, ( на) что мужик купил шляпу?

4. Назовите литературные персонажи, которые могут быть использованы в данных сравнениях: хвастливый как(…);жадный как(…); сильный как(…); страшный как(…); ревнивый как(… ).

Ведущий: Смотрите, смотрите! Справа по борту какой-то предмет. Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее. На листке что-то написано. Кто правильно расшифрует послание, получит дополнительное очко:

Шваа домакан натойдсо быдепо. (Ваша команда достойна победы.)

Ведущий: Капитаны, пришло ваше время доказывать, правильным ли курсом вы ведете команду.

Конкурс капитанов


1. Кто быстрее!?

Ведущий дает каждому капитану слово, записанное вертикально. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.


Т - ты (местоимение)

Р - разве (частица)

У

Д

О

Л

Ю

Б

И

Е

Командам:

- Превратить реку в море, изменяя в каждом последующем слове одну букву (река - рука, мука, муза, луза, лоза, поза, пора, гора, горе, море).


Ведущий: Ура! Капитаны и их команды с честью выдержали испытание. А что это там вдали? Пиратский флаг! Выбегают пираты (третья команда)

Ведущий: У пиратов длинные крюки. Они могут взять ваши корабли на абордаж. Нужно отбить атаку. Каждый «пират» закидывая крюк на корабль, задает свой вопрос. Если ответ правильный, то крюк сбрасывается. Команда, которая не ответила на большее количество вопросов, покидает корабль, а ее место занимают пираты и продолжают плавание на завоеванном корабле с очками, которые имелись у побежденной команды.

Вопросы и задания пиратов:

1. Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля, невежа определить род и как это сделать?(Общий род)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня.(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

3. Что было "завтра", а будет "вчера"?(сегодня)

4. Какое наречие пишется с двумя дефисами и мягкими знаками?(точь-в-точь)

5.В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)

6. Сколько звуков в слове окрестность?(9)

Ведущий: Чей корабль взят на абордаж? (Слово жюри). Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия, но, чтобы пристать к берегу, нужно решить еще одну задачу: найти в стихотворении все грамматические ошибки:



Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живет

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сжует.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнет в один присест.

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живет в шкафу:

Пропали тюль и тапок,

И туфель на меху.

Он съел жилетку кунью


И дедовский папах,

Персолем и шампунью

Который весь пропах.

Так кто же путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мышь ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажите: "Не верим!

Чтоб все пустить в труху?"

Но есть обжора -

Время - вот кто живет в шкафу.






Ведущий подводит итоги, жюри объявляет победителей, раздаются подарки и призы.






© 2010-2022