Конспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное (повторение изученного в начальной школе

Урок русского языка . Тема: «Имя прилагательное» (повторение изученного в начальной школе) Тип урока. Урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного. Цели как деятельность учеников. М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. ЛР: анализировать и характеризовать общеграмматическое значение «признак»   Эпиграф к уроку: Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем воркованье голубя весной, Взлет жаворонка к солнцу выше-выше. Березовая роща. Свет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеКонспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное(повторение изученного в начальной школеТема: Правописание имён существительных на ­ия, ­ие, ­ий (с презентацией)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, алгоритм, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

ЛР: распознавать существительные­исключения (слова на ­ия, ­ие, ­ий), писать орфограмму­букву е-и в безударных падежных окончаниях имён существительных, разграничивать написание падежных форм на ­ия, ­ие, ­ий от сходных в звуковом отношении написаний (на ­ея, ­ей, ­ье).

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

Учитель читает предложение (оно может быть представлено на слайде с помощью компьютера):

По утрам [со'нце] [б'й'о,т] [ф б'ис'э,тку] [сквос'] пурпурную лиловую зелёную и лимонную листву. (К. Паустовский)

Задание: записать предложение, заменив слова в транскрипции их орфографическим написанием, расставить знаки препинания.

- Какие знаки препинания поставили?

- Составьте схему предложения. [ - = ~ , ~ , и ~ ~ ].

- В каких словах вы написали ь? Почему?

- Какие ещё случаи употребления ь вы знаете?

- Запишите по одному слову с этими орфограммами. (Тишь, борьба.)

- Определите падеж и склонение имён существительных, выделите окончания.

- Поставьте существительное беседка в Р., Д., и П.п. Какие окончания будут у этого существительного? (е и и.) Почему? (I склонение.)

Морфологический разбор существительного листву.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

III. Постановка учебной проблемы.

Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». (Можно воспользоваться презентацией)

Обучение сотрудничества

Работа в группах.

Ученики фиксируют противоречие (в Д.п. существительные одного и того же склонения (I) имеют разные окончания - и и е) и формулируют проблемный вопрос: «Почему, в каких случаях нужно писать букву и (а не е - по правилу) в окончании существительного?»

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

IV. Открытие новых знаний.

1.Элементы исследовательской деятельности. Материал для наблюдений выносится на доску (слайд):

математика география

литература история

информатика геометрия

физика химия

- Сравните концовки слов в каждом столбике.

- Что вы заметили в словах 2­го столбика? (На ­ия - выделяется цветом.)

Рядом со словами 2­го столбика появляется запись:

математика география - географиИ

литература история - историИ

информатика геометрия - геометриИ

физика химия - химиИ

- В каком падеже я употребила существительные во 2­м столбике? Можно ли сказать однозначно без словосочетания? (Нет, это может быть форма Р., Д. или П.п.)

- Сделайте вывод: в каких случаях окончание и пишется у существительных в Р., Д. и П.п.?

2. Упр. 428 - работа по таблице.

- Рассмотрите таблицу и найдите в ней информацию, подтверждающую ваши выводы.

- В какой графе таблицы она представлена? (I скл., 2­й столбик.)

- Как называются такие слова? (Исключения.)

- Какие ещё группы слов­исключений вы обнаружили? Как они выделены? (Жирным шрифтом - на ­ий, ­ие.)

- Что объединяет все эти слова в начальной форме? (Предпоследняя буква И - перед окончанием.)

- Почему она подчёркнута двумя чертами? (Это условие выбора написания.)

Технология продуктивного чтения

3. Чтение 1­го текста в рамке (2­я часть).

- Найдите новую информацию в этой части правила.

4. Чтение 2­го текста в рамке.

- Это другое правило или то же самое?

- Назовите ключевые слова урока.

- Какой вариант для вас удобнее? Попробуйте сформулировать свой.

Составьте на основе текста графическую модель орфограммы. √ /

-ИЙ Е Е

Р.Д, П. (не на -ИЯ) √ ═/

- ИЕ И И

-ИЙ √

Р., Д., П. (на -ИЯ) И И

-ИЕ ═

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (рисунок, текст, схема), преобразовывать ее из одной формы в другую (схема).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


V. Развитие орфографических умений.

Упр. 429 - выработка алгоритма «Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву е-и в безударных падежных окончаниях существительных».

Ученики пробуют самостоятельно выстроить ход рассуждений по заданию к упражнению, затем сравнивают с алгоритмом в учебнике.

Нужно отметить, что для применения правила важнее всего буква и перед окончанием. Это не только условие, но и опознавательный признак орфограммы: слышишь, пишешь и перед окончанием, значит, и в окончании пиши букву и.

Комментируя 3­й шаг алгоритма, следует сказать, что чаще мы не подставляем существительное для проверки, а определяем падеж и запоминаем падежное окончание в каждом склонении.

Упр. 430 - первичное закрепление умений работать по алгоритму для выбора буквы е-и в безударных падежных окончаниях существительных.

Коллективная работа под руководством учителя (3-4 примера), затем самостоятельно.

Упр. 431 - развивается умение разграничивать близкие в звуковом отношении концовки в И.п. ед.ч.: ­ея - ­ия, ­ей - ­ий, ­ье - ­ие, предупредить отрицательное взаимодействие навыков - смешение написаний безударных окончаний существительных по правилу и исключений на ­Ия, ­Ие, ­Ий.

ИЙ, ИЯ, ИЕ ЕЙ, ЬЯ, ЬЕ

(нет И перед )

П.п. о ЮрИИ (ИЙ) об АлексеЕ (ЕЙ)

Д.п. НаталИИ (ИЯ) НатальЕ (ЬЯ)

П.п. в сиянИИ (ИЕ) в сияньЕ (ЬЕ)

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (алгоритм, схему).

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VI. Итог урока.

VI. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Чему учились? Какие трудности остались?

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1. Составить схему правила (уметь рассказать свой вариант правила).

2. ТСР, самостоятельная работа № 12 (Н. задание 3; П. задание 5).


© 2010-2022