Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе

Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе "Союз двух сердец" (А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова) 7 класс. Все уроки, как люди, похожи и разны. Если к ним приглядеться с разных сторон, Ведь бывают уроки, как радостный праздник, А бывают они, как мучительный сон. Как сделать урок необычным и запоминающимся? Как добиться того, чтобы изучаемый материал был усвоен на уроке? Ещё Демокрит заметил, что «знания начинаются с удивления». Удивить можно новизной материала, оригинальностью его подачи. Хочу поделиться с Вами своими находками. Например, когда мы с 7 классом проходили жизнь и творчество А.С. Пушкина, мне захотелось расширить границы урока и в образах великого гения и его жены попробовать передать ощущение, именно ощущение той далёкой эпохи и красивых,  возвышенных чувств. Мне захотелось, чтобы дети  запомнили Пушкина не только как поэта, гражданина, друга, но ещё и как человека любящего и любимого. (Данный фрагмент был представлен на городском Методическом Объединении учителей русского языка)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе

«Союз двух сердец» (А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова).

7 класс



Цели урока:

1.Образовательная цель:

- углубленное изучение материала по предмету - литература.

- анализ стихотворений с целью выявления художественных средств,

помогающих автору передавать мотивы красоты человеческих чувств;

- умение находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

2.Воспитательная цель:

- воспитание любви и восхищения к эстетическим идеалам;

- воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению;

- воспитание любви к русскому искусству, чувства гордости и уважения к Родине.

3.Развивающая цель:

- развивать у учащихся творческое мышление, навыки выразительного чтения поэтического текста, коммуникативные способности;

- активизация творческого и духовного потенциала учащихся.

Задача урока:

- углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта, показать благородство, искренность и неистребимость пушкинских чувств;

- создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Форма урока: урок-творчество, урок-инсценирование.

Оформление: мультимедийная установка, презентация, репродукции картин, творческие работы учащихся.

Ход урока

Эпиграф: "Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь".

И.С.Тургенев.

Слово учителя:

Все уроки, как люди, похожи и разны.
Если к ним приглядеться с разных сторон,
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон.

Как сделать урок необычным и запоминающимся? Как добиться того, чтобы изучаемый материал был усвоен на уроке?

Ещё Демокрит заметил, что «знания начинаются с удивления». Удивить можно новизной материала, оригинальностью его подачи.

Хочу поделиться с Вами своими находками.

Например, когда мы с 7 классом проходили жизнь и творчество А.С. Пушкина, мне захотелось расширить границы урока и в образах великого гения и его жены попробовать передать ощущение, именно ощущение той далёкой эпохи и красивых, возвышенных чувств. Мне захотелось, чтобы дети запомнили Пушкина не только как поэта, гражданина, друга, но ещё и как человека любящего и любимого.

Класс был поделён на 4 группы, каждая из которых получила отдельное творческое задание. 4 группе досталось задание с инсценированием одного из фрагментов жизни гения, но об этом немного позже. Сейчас мы с Вами поделимся на 3 группы. На столах перед Вами карточки с заданиями: у 1 группы - Синквейн «Наталья Гончарова», у 2 группы - анализ стихотворения «Мадонна», у 3 группы - «Загадочный афоризм».

-Чтобы урок прошёл, как радостный праздник, давайте улыбнёмся друг другу, сядем поудобнее и подарим себе успех.

Карточка №1 СИНКВЕЙН «НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА»

Условия его написания:

  1. На первой строке записывается одно или два слова - существительные. Это и есть тема синквейна( Наталья Гончарова).

  2. На второй строке пишутся три прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

  3. Третья строка - четыре глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

  4. На четвёртой строке размещается целая фраза - афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

  5. Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Карточка №2 Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Мадонна»

1. Посмотрите на картину итальянского художника Пьетро Перуджино «Мадонна» и на Наталью Гончарову. В чем их сходство?

2. Какой атмосферой пропитано стихотворение?

3. Почему Пушкин сравнивает Гончарову с Мадонной?

4. Опишите черты лирического героя?

5. Какую лексику употребляет поэт?

5. Как вы понимаете последнюю строку?

6. Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»?

7. Что любовь автора позволяет увидеть в земной женщине?

«Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель-
Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал. Тебя. Моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
1830

Карточка №3 «Загадочный афоризм».

Перед Вами слова Семёна Степановича Гейченко, человека, который много лет был директором пушкинского заповедника в Михайловском:

«Пушкин- это всегда______ , Пушкин - это всегда ______.»

1.Прежде чем узнать высказывание знатока творчества Пушкина, попробуйте сделать свои предложения, можно несколько вариантов.

2. Вспомните афоризмы известных людей о Пушкине или о его творчестве.

Я благодарю всех за плодотворную работу.

А теперь настало время показать выступление 4 группы. Фрагмент «Союз двух сердец»

(На сцене справа стоит кресло, рядом с ним за мольбертом художник. Ведущая находится слева. Пушкин выходит под руку с Натальей Гончаровой, усаживает ее перед мольбертом. Звучит негромкая музыка).

ПУШКИН.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель-
Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал. Тебя. Моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

ВЕДУЩАЯ. Тихим
октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет
своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал ее просто - Натали. Чувство
глубокой любви он сохранил к жене на протяжении всей их совместной жизни. Кто
же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть
любимой такого человека? Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков.

(Подходит к художнику, Брюллов разворачивает мольберт. Пушкин приглашает Натали на танец).

ПУШКИН (после вальса на фоне музыки)
Свежее прелестное лицо, как будто нарисованное кистью талантливого художника: огромные карие глаза, изящный носик, бледное лицо и каштановые шикарные локоны… «Моя мадонна» …

ГОНЧАРОВА.

Благодарю тебя, любимый,

За строки светлые твои.

Благодарю тебя, любимый,

За святость неземной любви.

(Пушкин уходит под руку с Натальей Гончаровой).

Завершающее слово учителя.

Урок вызвал не только удивление, но и восхищение семиклассников. Благодаря таким урокам возрос интерес к предмету, интерес к красивому слогу, интерес к жизни и творчеству писателей и поэтов.

Учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ СОШ №10 Юналиева Л.Р.

© 2010-2022